На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом методика развития логического мышления у младших школьников на уроках математики.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 19.09.2013. Страниц: 50+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления у младших школьников 7
1.1 Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности развития логического мышления в младшем школьном возрасте 15
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Методика развития логического мышления младших школьников на уроках математики 23
2.1 Роль уроков математики в развитии логического мышления младших школьников 23
2.2 Методы развития логического мышления младших школьников на уроках математики 27
Выводы по второй главе 32
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию логического мышления младших школьников на уроках математики 33
3.1 Изучение уровня логического мышления младших школьников 33
3.2 Система работы по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики 39
3.3 Анализ результатов экспериментальной работы 44
Выводы по третьей главе 47
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение 53


Введение

На современном этапе развития страны обществу нужны творческие люди, высокообразованные, обладающие высоким уровнем развития мышления. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи.
Логическое мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря развитию индивидуальных качеств мышления, человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов и взаимосвязей объективной действительности.
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребенка приобретает особенную остроту по следующим причинам: во-первых, появились новые учебники для начальных классов, требующие от ученика активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания; во-вторых, как в начальном, так и в среднем звене школы активно внедряются факультативные курсы логики и курс «Информатика», для изучения которого необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов.
Также актуальность проблемы развития логического мышления младших школьников определена тем, что появились новые Федеральные образовательные стандарты общего образования второго поколения, в которых прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
К логическим универсальным действиям относятся анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин и др. Они теоретически и экспериментально доказали, что на сегодня школа еще не достаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности.
Практика обучения показывает, что развитие мышления учащихся ставится целью урока практически по каждому предмету. Считалось, что на уроках математики логическое мышление развивается автоматически, без целенаправленной работы. Особое внимание роли математики в процессе развития логического мышления уделяли лишь некоторые исследователи, такие как, И.Л. Никольская, А.А. Ивин и другие. Их исследования показывают, что именно на уроках математики может происходить целенаправленное, систематическое формирование логических понятий и действий, т.к. именно в ней, в силу ее специфических особенностей, содержатся большие потенциальные возможности для развития логического мышления младших школьников.
Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель – развитие логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация и др.). Однако эти задания часто воспринимаются учителем как дополнительные и необязательные (в связи с тем, что даются на страницах учебников эпизодически и, главным образом, в завершение материала урока – на полях или в нижней части страницы после основного материала) и потому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам класса. При этом опыт показывает, что отсутствие системы в работе над развитием логического мышления оказывает самое отрицательное влияние на уровень сформированности мыслительных умений младших школьников.
Сегодня нам известны разные конкретные программы, направленные на развитие логического мышления. К сожалению, они не всегда реализуются на практике. В результате работа над развитием логического мышления учащихся идет без знания системы необходимых приемов, без знания их содержания и последовательности формирования. Это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся не овладевают начальными приемами мышления. Следовательно, не происходит полноценного развития младшего школьника и формирования у него логических универсальных действий, что полностью противоречит требованиям, которые предъявляются в новом стандарте образования.
Таким образом, актуальность, недостаточная разработанность в теории методики развития логического мышления у младших школьников на уроках математики и отсутствие ее реализации на практике обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему работы по развитию логического мышления у младших школьников на уроках математики.
Объект исследования – процесс развития логического мышления у младших школьников.
Предмет исследования – методика развития логического мышления у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: развитие логического мышления у младших школьников на уроках математики будет эффективным, если будут в процесс обучения будут включены специальные задания, упражнения и игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления младших школьников.
2. Изучить роль уроков математики в развитии логического мышления младших школьников.
3. Разработать систему специальных заданий и упражнений, направленных на развитие логического мышления младших школьников, и проверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №46 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты развития логического мышления у младших школьников

1.1 Понятие логического мышления в психолого-педагогической литературе
Мышление есть психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. В Толковом словаре С.И. Ожегова мышление определяется как высшая ступень познания, процесс отражения объективной действительности [9].
В литературе специфика мышления традиционно определяется, по крайней мере, тремя структурными характеристиками, которые не обнаруживаются на сенсорно-перцептивном уровне познавательных процессов. Мышление - это отображение существенных связей и отношений между объектами действительности; специфичность отображения в мышлении, в его обобщенности; мыслительное отображение характеризуется опосредствованностью, что позволяет выйти за рамки непосредственно данного.
Только с помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Поэтому мы можем сказать, что мышление есть отражение закономерных существенных связей. Итак, мышление - это процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Традиционные в психологической науке определения мышления обычно фиксируют два его существенных признака [10]:
- обобщенность........


Список литературы

1. Акимова, С. Занимательная математика [Текст] / С. Акимова. – СПб.: Тригон, 1997. – 608 с.
2. Аргинская, И.И. Математика: методическое пособие к учебнику 2-го класса четырехлетней начальной школы [Текст] / И.И. Аргинская. - М.: Центр общего развития, 2000. - 108 с.
3. Артемов, А.К. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах [Текст] / А.К. Артемов, Н.Б. Истомина. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. – 224 с.
4. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах: курс лекций [Текст] / П.У. Байрамукова, А.У. Уртенова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 299 с.
5. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций [Текст]: учебное пособие / А.В. Белошистая. – М.: Владос, 2007. – 455 с.
6. Белошистая, А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст] / А.В. Белошистая // Начальная школа. – 2003. - №1. – С. 44-53.
7. Вафеева, А.М. Арифметические задачи для формирования познавательного интереса учащихся [Текст] / А.М. Вафеева // Математика в школе. - 2011. - №3. - С. 56-62.
8. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей [Текст]: 2 класс / Н.К. Винокурова. – М.: Росмэн-Пресс, 2002. – 79 с.
9. Выготский, Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 144 с.
10. Гальперин. П.Я. Введение в психологию [Текст] / П.Я.Гальперин. – М.: 1976. – 120с.
11. Герасимов, С.В. Когда учение становится привлекательным [Текст] / С.В. Герасимов. - М.:Росмэн- Пресс, 2003. - 127 с.
12. Давыдов, В.В. Программа развивающего обучения по математике (система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова). I-III классы [Текст] / В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. - М.: МИРОС, 2000. - 32с.
13. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов; под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167с.
14. Далингер, В.А. Методические системы развивающего обучения математике в начальной школе [Текст] / В.А. Далингер, Л.П. Борисова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 205 с.
15. Дубровина, И.В. Психология [Текст]: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
16. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – С.28-91.
17. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики: книга для учителя [Текст] / В.Г. Коваленко. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
18. Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи [Текст]: методические рекомендации для учителей начальных классов / Т.А. Лавриненко. – Саратов: Лицей, 2000. - 64с.
19. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Педагогика, 2000. - 216 с.
20. Медведская, В.Н. Начальное обучение: математика и логическое мышление [Текст] / В.Н. Медведская, Н.А. Вавренчук. – Брест: Брестский государственный университет им. А.С.Пушкина, 1997. - 57с.
21. Моро, М.И. Математика [Текст]: учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1. Второе издание / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюков, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003. –80 с.
22. Моро, М.И. Математика: учебник для 2 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2. Второе издание [Текст] / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюков, С.И. Волкова, С.В. Степанова. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2003.- 96 с.
23. Никольская, И.Л. Гимнастика для ума [Текст]: книга для учащихся начальных классов / И.Л. Никольская, Л.И. Тигранова. - М.: Экзамен, 2007.- 239.
24. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]. - М.: Просвещение, 2008. - 190с.
26. Пучкина, В.В. Из опыта формирования самостоятельной деятельности младших школьников на уроках математики [Текст] / В.В. Пучкина // Сибирский учитель. - 2010. - №5. - С. 89-93.
27. Стойлова, Л.П. Математика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Л.А. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 424 с.
28. Столяр, А.А. Педагогика математики [Текст] / А.А. Столяр. – Минск: Высшая школа, 1986. – 179 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
30. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Психология, 2001. - 148 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.