На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом процесс развития умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести диалог.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 19.09.2013. Страниц: 59+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести диалог в игровых ситуациях 7
1.1. Состояние проблемы развития диалоговой формы речи у детей в теории и практике педагогики 7
1.2. Особенности формирования диалоговой формы речи у младших дошкольников с системным недоразвитием речи 20
1.3. Игровые ситуации как средство развития умений вести диалог у младших дошкольников с системным недоразвитием речи 27
Выводы по I главе 37
Глава II. Экспериментальная работа по развитию умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести диалог в игровых ситуациях 39
2.1. Изучения уровня развития диалоговой формы речи у младших дошкольников с системным недоразвитием речи (констатирующий этап эксперимента) 39
2.2. Реализация комплекса игровых ситуаций по развитию умений вести диалог у младших дошкольников с системным недоразвитием речи (формирующий этап эксперимента) 46
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы (контрольный этап эксперимента) 52
Выводы по II главе 55
Заключение 57
Список литературы 59
Приложение 65


Введение

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике педагогики, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Исходной, генетически самой ранней формой коммуникативной речи является диалог. Психолого-педагогические исследования показывают, что диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова и др. отмечают, что существует и обратная зависимость - недоразвитие речевых средств снижает уровень общения.
Детский диалог чаще всего возникает не ради непосредственно самого разговора, а вызван потребностями совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия. Таким образом, вопросы возникновения и развития диалога целесообразно рассматривать в русле становления у ребенка различных видов предметно-практической совместности.
С самого раннего возраста ребенка в диалог вовлекает взрослый. Далее опыт речевого общения со взрослыми ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У старших дошкольников ярко выражена потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети с системным недоразвитием речи испытывают большие трудности в общении.
Под системным недоразвитием речи мы понимаем такое отклонение в речевом развитии, которое одновременно характеризуется и несформированностью процесса говорения, и несформированностью процесса восприятия речевых сообщений [26, с.14]. Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях или как моторная алалия, или как общее недоразвитие речи. И в том и в другом случае речевая несостоятельность детей проявляется как в невозможности оперирования языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими и грамматическими), так и в явно выраженных недостатках восприятия, декодирования речи.
У детей с системным недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.
Также у детей с системным недоразвитием речи возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Вследствие чего ребенку труднее усвоить навыки общения и сложнее происходит обучение в школе.
При достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития диалогической речи детей с системным недоразвитием речи в процессе игровой деятельности изучена недостаточно. Недостаточно исследований, направленных на изучение диалога, диалогической речи, на методику формирования умений вести диалог в игровых ситуациях.
В логопедической практике широко применяются разнообразные игровые приемы и дидактические игры, вместе с тем игра-драматизация используется фрагментарно. Воспитатели логопедических групп при недостатке методических разработок по созданию игровых ситуаций для детей с речевыми нарушениями руководствуются данными, касающимися детей с нормальным речевым развитием без учета особенностей воспитанников.
На основании анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью развития умений вести диалог у детей с системным недоразвитием речи в игровых ситуациях и недостаточной освещенностью этого вопроса в педагогике.
Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования: «Развитие умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести опосредованный диалог в игровых ситуациях».
Цель исследования: теоретически изучить и практически определить влияние комплекса коррекционно-педагогических мероприятий на развитие умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести диалог в игровых ситуациях.
Объектом исследования является процесс развития умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести диалог.
Предмет исследования – игровые ситуации как средство развития умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести диалог.
Гипотеза исследования состоит в предположении того, что процесс развития умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести опосредованный диалог будет эффективным, если:
1. Систематически реализовывать комплекс игровых ситуаций, направленных на развитие умений вести диалог младших дошкольников.
2. Сформировать убежденность всех субъектов образовательно-воспитательного процесса в необходимости использовать комплекс игровых ситуаций по развитию умений вести диалог.
В соответствии с целью и гипотезой в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы развития умений вести диалог у младших дошкольников с системных недоразвитием речи в теории и практике педагогики.
2. Конкретизировать базовые понятия исследования: «системное недоразвитие речи», «диалог», «игровые ситуации».
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игровых ситуаций для развития умений вести диалог у младших дошкольников с системных недоразвитием речи.
4. Определить взаимодействие в работе по развитию умений вести диалог у младших дошкольников с системных недоразвитием речи всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.
Для проверки гипотезы исследования использовались следующие методы педагогического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, эксперимент.
База исследования: МДОУ детский сад №188 г. Челябинска.
Экспериментальная работа проходила в три этапа.
На первом этапе (ноябрь 2010г. – январь 2011г.) было определено состояние проблемы в теории и практике педагогики, разработаны и изучены диагностические методики для определения уровня сформированности умений вести диалог у младших дошкольников.
На втором этапе (январь – апрель 2011г.) выявлен уровень сформированности умений вести диалог у младших дошкольников с системным недоразвитием речи, реализован разработанный комплекс игровых ситуаций.
Цель третьего этапа экспериментальной работы (апрель 2011г.) состояла в том, чтобы провести контрольный этап эксперимента, собрать, систематизировать и обобщить результаты экспериментальной работы.
Практическая значимость заключается в разработке методического пособия по развитию умений вести опосредованный диалог средствами игровых ситуаций, адресованного воспитателям и родителям детей младшего дошкольного возраста с системным недоразвитием речи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава I. Теоретические основы развития умений у младших дошкольников с системным недоразвитием речи вести диалог в игровых ситуациях

1.1. Состояние проблемы развития диалоговой формы речи у детей в теории и практике педагогики
Речь имеет важное значение в жизни человека, так как она является основным средством человеческого общения. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком языка, становления и развития всех сторон речи. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции [11, с.18].
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных ф........


Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Просвещение, 2005. - 400 с.
2. Антипина, А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А.Е. Антипина. - М.: Сфера, 2006. - 194 с.
3. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Арушанова// Дошкольное воспитание. - 2001. - №5. - С.51-59.
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез, 2002. - 270 с.
5. Бабаева, Т.Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Книга для воспитателей / Т.Н. Бабаева. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 192 с.
6. Баранова, Э. Учимся задавать вопросы / Э. Баранова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №12. - С. 12-20.
7. Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: диссертация … канд. пед. наук / О.А. Бизикова. – Екатеринбург, 2007. – 200 с.
8. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду / Ю.А. Вакуленко. - Волгоград, 2007. - 93 с.
9. Вершина, О.М. Особенности общения у детей с общим недоразвитие речи / О.М. Вершина. - М.: Просвещение, 2003. - 246 с.
10. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство-пресс, 2007. - 144 с.
11. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. - 420 с.
12. Выготский, Л.С. Игра и ее значение в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Т.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2000. - С. 19-35.
13. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1995. - 77 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Гном, 2001. - 267 с.
15. Гербова, В.В. Учусь говорить: книга для воспитателей / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 2001. - 159 с.
16. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - 2008. - №4. – С.8-10.
17. Глухов, В.П. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи / В.П. Глухов. - М.: Союз, 2007. - 156 с.
18. Глухов, В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. - М.: ВЛАДОС, 2005. -123 с.
19. Глухов, В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. - М., 2007. - 68 с.
20. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация / под ред. О.Я. Гойхман. - М.: Инфа, 2006. - 272 с.
21. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 121 с.
22. Доронова, Т.Н. Играем в театр / Т.Н. Доронова. - М.: Педагогика, 2005. - 94 с.
23. Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2002. - №2. – С. 49-55.
24. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. - С. 26-35. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург, 2006. - 316 с.
25. Елкина, Н.В. Формирование диалогической речи у детей шестого года жизни: Автореф. дисс…. канд. пед. наук / Н.В. Елкина. - М., 2007. - 16 с.
26. Жукова, Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. - М.: Союз, 2008. - 142 с.
27. Игры в логопедической работе с детьми / ред.-сост. В.И. Селеверстов. - М.: Гном, 2007. - 83 с.
28. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи: монография / Д.И. Изаренков. - М.: Русский язык, 1981. - 136 с.
29. Капитовская, О.А. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями: пособие для логопедов и воспитателей / О.А. Капитовская, М.Г. Плохотнюк. - СПб.: КАРО, 2005. - 64 с.
30. Колодяжная, Т.П. Речевое развитие в детском саду: новые подходы: методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / Т.П. Колодяжная, Л.А. Колунова. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. - 32 с.
31. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление / Г.М. Кучинский. - Минск: Университетское, 2002. - 120 с.
32. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2004. - 160 с.
33. Левина, Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
34. Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2004. - 268 с.
35. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.
36. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей / под ред. Ю.Ф. Гаркуша. - СПб., М.: САГА: ФОРУМ, 2006. - 272 с.
37. Логопедическая работа с дошкольниками / под ред. О.В. Правдиной. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 246 с.
38. Любина, Г.А. Детская речь: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г.А. Любина; Научно-методический центр учеб. книг и средств обучения. - Мн., 2002. - 224 с.
39. Малетина, Н.С. Развитие речевого общения дошкольников: монография / Н.С. Малетина. - Нижневартовск, 2005. - 192 с.
40. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. - М.: Педагогика, 2004. - 300 с.
41. Методы обследования речи детей / под ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
42. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. - М.: Гном, 2009. - 168 с.
43. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / ред.-сост. С.А. Миронова. - М.: Инфа, 2007. – 241 с.
44. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2000. - 367 с.
45. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 2007. - 304 с.
46. Пазметдинова, И.С. Развитие диалогической речи младших дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.С. Назметдинова. - М., 1997. - 24 с.
47. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / под ред. В.В. Ветрова. - М.: Педагогика, 2005. - 234 с.
48. Придумай слово: Речевые игры и игровые упражнения для дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.
49. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Просвещение, 2004. - 269 с.
50. Развитие речи у детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2004. 183 с.
51. Рубинштейн, С.Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
52. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А.Г. Рузская. - СПб.: Питер, 2008. - 315 с.
53. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М.: Академия. 2001. - 160 с.
54. Смирнова, Е.О. Современные дети: особенности игры и психического развития / Е.О. Смирнова, О. Гударева // Дошкольное воспитание. - 2004. - №3. - С. 69-74.
55. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 2000. - 192 с.
56. Трошин, О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
57. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2003. - 288 с.
58. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 240 с.
59. Филичева, Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Изд.-во ГНОМ и Д, 2000. - 128 с.
60. Чулкова, А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста / А.В. Чулкова. - Волгоград: Перемена, 2003. - 168 с.
61. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. - Воронеж. 2005. - 198 с.
62. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. - СПб., 2007. - 259 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.