На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 19.09.2013. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме изучения индивидуального подхода у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Определение понятия «индивидуальный подход» в современной психолого-педагогической литературе и его значение в осуществлении коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста 7
1.2. Клиническая характеристика детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии 16
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии 25
1.4. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии 32
Выводы по главе 1 38
Список литературы 40


Введение

На современном этапе развития специальной педагогики и психологии актуальными являются проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями развития.
Особую группу таких детей составляют дети с комплексными нарушениями развития. В связи с изменением нормативно-правовой базы и гуманизацией отношений в образовательном пространстве, возникла необходимость дальнейшей разработки подходов помощи детям с комплексными нарушениями развития, что обусловлено возрастающим их количеством, выявлением новых вариантов сочетанных нарушений и широкой распространенностью таких детей в специальных образовательных учреждениях.
В законе «Об образовании Российской Федерации», в разделе «Специальное образование», как отдельная категория, выделены дети со сложными нарушениями развития, что нацеливает специалистов на разработку образовательных условий, учитывающих особенности развития детей, имеющих сочетания двух и более первичных нарушений.
Вопросам изучения и обучения детей данной категории посвящены работы как отечественных ученых (Т.А.Басилова, М.Г.Блюмина, Г.П.Бертынь, Л.А. Головчиц, М.В. Жигорева, И.Ю.Левченко, В.И.Лубовский, И.Ф. Марковская, Е.М.Мастюкова, А.И.Мещеряков, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, И.А.Соколянский, В.Н.Чулков и др.), так и зарубежных исследователей (Р. Блах, М. Затт, Д. Лолли, Д. Фишер и др.).
Современные технологии изучения детей c отклонениями в развитии позволили выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений, в которых могут сочетаться первичные сенсорные, двигательные, речевые, эмоциональные нарушения, а также сочетания этих дефектов с умственной отсталостью разной степени (Т.А. Басилова, Т.В.Розанова). Сочетание всех составных элементов комплексного нарушения - это не просто суммарное сложение отдельных нарушений, это сложная структура, в которой все имеющиеся нарушения оказывают влияние друг на друга, в результате чего мы имеем дело со сложным многофункциональным нарушением развития.
Анализ литературных источников позволяет заключить, что проблема особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями дошкольного возраста и определения степени сформированности базовых компонентов психической деятельности, социального, речевого развития изучена недостаточно.
Современная концепция специального образования предполагает уровневый подход к организации и содержанию процесса обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития, индивидуализацию их педагогических маршрутов. Конкретизация этого подхода в системе дошкольного образования детей с комплексными нарушениями развития сегодня является одной из важных задач специальной педагогики.
Со времени появления первых публикаций (А.И.Мещеряков, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, И.А.Соколянский) по данной проблеме к настоящему времени накопилось много новых научных данных, анализ которых позволяет выделить ряд нерешенных вопросов:
- отсутствие общепринятой дефиниции понятий: «сложное нарушение», «комплексное нарушение», «множественное нарушение», «сложная структура нарушения», обусловливающей терминологическую неясность этих понятий и применения их в практике различными специалистами, работающими с детьми данной категории;
- недостаточность понимания сущности комплексного нарушения развития, которое требует осмысленного подхода к уяснению структуры комплексного дефекта, определению степени интенсивности взаимодействия ее компонентов, отражающихся на общем развитии ребенка;
- неразработанность индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей с комплексными нарушениями развития.
Исходя из сказанного, можно утверждать, что остается нерешенной проблема изучения особенностей психического развития детей c комплексными нарушениями; разработки и осуществления индивидуального подхода в процессе психолого-педагогической помощи детям, имеющим сочетание двух и более первичных нарушений, что и обусловило актуальность исследования.
Цель исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Гипотеза исследования
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме индивидуального подхода в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть содержание основных понятий исследования: «индивидуальный подход», «комплексное нарушение», «сложное нарушение», «множественное нарушение», «сложная структура нарушения».
3. Рассмотреть клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии.
Теоретической основой исследования являются научные труды о сложных нарушениях развития (Т.А. Басилова, Т.А.Власова, Л.А. Головчиц, Е.Л. Гончарова, М.В. Жигорева, Т.В. Розанова и др.); об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская); об индивидуальном подходе в обучении и воспитании детей с комплексными нарушениями в развитии (Т.А. Басилова, Т.В. Власова, Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев, А.И. Мещеряков, Н.М. Назарова, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелева и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы; наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста, имеющих комплексные нарушения, анкетирование педагогов, беседы с родителями, изучение анамнестических сведений о каждом ребенке с комплексным нарушением; психолого-педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ результатов экспериментального исследования.
Экспериментальная база исследования: МДОУ ЦРР детский сад первой категории №181 г. Челябинска для детей с детским церебральным параличом.
Структура исследования
Практическая значимость исследования

Глава 1. Анализ литературных источников по проблеме изучения индивидуального подхода у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Определение понятия «индивидуальный подход» в современной психолого-педагогической литературе и его значение в осуществлении коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Я.А. Коменский разработал педагогическую систему, где весь процесс обучения и воспитания детей строиться с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, которые выявляться путем систематических наблюдений. Я.А. Коменский не сводил приспособление содержания, методов и приемов обучения к уровню подготовленности учащихся, а рассматривал его как средство продвижения каждого ученика к новым уровням развития [43].
К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям и высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. К.Д. Ушинский подчеркивал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [64, с.237].
Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные [43].
Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. В её работах раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир [74, с.320].
А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особ........


Список литературы

1. Аксенова Л.И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. -М., 2001.- 196 с.
2. Александрова Н.А. Результаты клинико-психологического изучения группы детей со сложными сенсорными нарушениями // Дефектология. 2008. №6. С. 29-37.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Лионова. Т.1.-М., 1980. 230 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральными параличами (доречевой период). М., 1989. - 52 с.
5. Баранова Н.Ю. Программы раннего вмешательства для детей с множественными нарушениями // Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / Под ред. Е.В. Кожевниковой, Е.В. Клочковой. СПб., 2007. С.152-175.
6. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб., 2001. — 320 с.
7. Басилова Т.А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста со сложными и множественными нарушениями // Специальная дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. дефектол. факультетов/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2001. С.369-390.
8. Басилова Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: Пособие дляродителей / Т.А.Басилова, Н.А. Александрова. М., 2008. -111с.
9. Басилова Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития // Основы специальной психологии/ Под ред. JI.B. Кузнецовой. М., 2002. С. 374-389.
10. Бертынь Г.П., Певзнер М.С., Мареева Р.А. Синдромы Маршала и Ушера наследственные формы слепоглухоты(клинико-психолого-иедагогическое изучение) // Дефектология. 1988. №2. С.35 - 43.
11. Бескина Р.М., Виноградова М.Д. Идеи А.С. Макаренко сегодня. - М.: Знание, 1988. – 80с.
12. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 240с.
13. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2004. - 251 с.
14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -М., 1973.- 175с.
15. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256с.
16. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2004. -144с.
17. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитиемречи и задержкой психического развития: Монография. М., 2003. — 122 с.
18. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / Под ред. И.М. Бгажноковой. — М., 2007. 239 с.
19. Выготский Л.С. Основные проблемы современной дефектологии // Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития / Сост. и общ. Ред. В.М. Астапова, И.В. Микадзе. СПб., 2002. С. 10 - 47.
20. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001. - 304 с.
21. Грюневальд К., Бакк А. Как учить и развивать детей с нарушениями развития: Курс лекций и практическихзанятий для персонала медицинских учреждений. СПб., 2000. - 136 с.
22. Дайк Я. ван. Подход к обучению и диагностике детей с множественными сенсорными нарушениями // Дефектология. 1990. № 1. С. 36-45.
23. Данилова JI.A. Методы коррекции психического и речевого развития у детей с церебральным параличом. Л., 1977. - 96 с.
24. Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания: Хрестоматия /Сост. Л.В. Калинникова, Н.Д. Соколова М., 2005. - 448 с.
25. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М.С. Певзнер. М., 1966.- 188 с.
26. Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие / Авт.-сост. Н.Д. Шматко. М., 2001. - 128 с.
27. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П.Григорьевой. М., 2006. -352 с.
28. Дефектологический словарь: В 2 т./ Под ред. В. Гудониса, Б.П.Пузанова. М., 2007. С. 360-361.
29. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей (клинико-психологические основы): Сб. науч. трудов / Под ред. Е.М. Мастюковой, И.Ф.Марковской. М., 1988. - 189 с.
30. Дошкольное воспитание аномальных детей /Под ред. Л.П. Носковой. М., 1993. - 223 с.
31. Дубровина И.В., Данилов Е.Е., Прихожан A.M. Психология. М., 2003. - 464 с.
32. Екжанова ,Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-разивающее обучение и воспитание: Программа дошк. образ оват. учрежд. компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. -М., 2003. — 272 с.
33. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
34. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственнойотсталостью. М., 2002. — 112 с.
35. Запорожец А.В. Избранные психологические труды // Собр. соч.: В 2 т. М., 1986. Т.1. - 320 с.
36. Зетта М., МакЛетчи Б., Лолли Д. Создание образовательной программы для слепоглухих детей: Материалы семинара. - Сергиев Посад, 2006. - 10с.
37. Зоткин А.О., Проскуровская И.Д. Индивидуально-ориентированная педагогика: Сб. науч. тр. по материалам 2-й межрегиональной научной тьюторской конференции и региональных семинаров. - М., Томск, 1997. С. 121.
38. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Книга для родителей. М., 1993. -64 с.
39. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев, - 1987. - 272 с.
40. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006. - 320 с.
41. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М., 1998. - 208 с. (С.9).
42. Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
43. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
44. Коррекционно-развивающая среда для детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата / Л.С. Сековец, JI.M. Тонконог и др. М., 2003. - 45 с.
45. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников // Дефектология. 2003. № 3. С. 29 33.
46. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.,1990. - 143 с.
47. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. -М.,1989. 168 с.
48. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М., 2007. 152 с.
49. Левченко И.Ю., Ткачева В.В., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Дошкольный возраст. М., 2008. -198 с.
50. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528с.
51. Логопедия /Сост. Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. / Под. ред. Л.С. Волковой. М., 1989. - 528 с.
52. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения // Педагогический вестник. – 1994г.-№1.-с.2-10.
53. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практич. пособие. М., 2000. — 124 с.
54. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003. - 208 с.
55. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч.-М., 1996.- 182 с.
56. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000. - 168 с.
57. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. -М., 1985. С. 91-102.
58. Мастюкова Е.М., Переслени Л.И., Певзнер М.С. К проблеме диагностики структуры интеллектуальных нарушений у детей с церебральным параличом // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М., 1988. С.57-71.
59. Мещеряков А.И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами // Дефектология. 1973. №3. С. 65-69.
60. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001. — 352 с.
61. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др./ Под ред. Л.В.Кузнецовой. М., 2002. - 480 с.
62. Певзнер М.С., Бертынь Г.П., Мареева Р.А. Клинико-психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей с глубокими нарушениями зрения и слуха//Дефектология. 1980. №4. С.9-15.
63. Петрова В.Г. Умственно отсталые дети // Специальная психология /Под. ред. В.И.Лубовского. М., 2006. С.34-79.
64. Подласый И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М: Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.
65. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Метод, пособие. -М., 2003.-160 с.
66. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития /Под ред. Л.А.Головчиц. М., 2003. - 128 с.
67. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общ. ред. В.М.Астапова, Ю.В. Микадзе. -СПб., 2001.-256 с.
68. Рубинштейн С.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 181-191.
69. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. - 208 с.
70. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е.А. Стребелевой. -М.,2001.-311 с.
71. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Сост. В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др./ Под. ред. В.И. Лубовского. 3-е изд., стер. — М., 2006. - 464 с.
72. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.
73. Филичева Т.Б,, Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. М., 2009. - 189 с.
74. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. пособие. – М.: Высш.шк., 1990. 576с.
75. Чиркова Т. Учет индивидуально-психологических особенностей детей // Дошкольное воспитание. - 1986. - №5. – С.38-42.
76. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. -М., 2001. С 332-345.
77. Шевченко С.Г. Коррекционно-развиваюшее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М., 1999. 136 с.
78. Шипицына JI.M. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей. СПб., 2004. -336 с.
79. Шипицына JI.M., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. М., 2004. - 368 с.
80. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек.- М.: Знание, 1986. – 80 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.