На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых занятий.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 19.09.2013. Страниц: 65+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 8
1.1. Общение и его виды 8
1.2. Коммуникативные умения и навыки 14
1.3. Развитие общения и коммуникативных умений в дошкольном возрасте 19
Выводы по главе I 26
Глава II. Развитие коммуникативных умений у детей с ЗПР 27
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 27
2.2. Особенности развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с ЗПР 41
Выводы по главе II 48
Глава III. Особенности работы педагога по развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с ЗПР 49
3.1. Методики изучения коммуникативных умений у детей с ЗПР 49
Список литературы 65
Приложение 70


Введение

В современных условиях преобразования и модернизации общества особенно остро встает проблема роли семьи и образовательных учреждений в осуществлении своевременной психолого-педагогической помощи детям, отстающим от возрастных норм развития. Задача обеспечения эффективности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) чрезвычайно актуальна, так как такие дети, освоив содержание обучения на всех этапах образования, могут широко включаться в сферу трудовых отношений на различных производствах.
В настоящее время дети с задержкой психического развития составляют более 20% детской популяции. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям, не имеющим нарушений отдельных анализаторов (слуха, зрения, моторики, речи) и не являющимся умственно отсталыми. Но они отличаются от других детей тем, что испытывают стойкие трудности при обучении по общеобразовательным программам (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер).
Исследователи, изучающие детей с задержкой психического развития, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия - отчуждением, избеганием или конфликтом (В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Л.М. Шипицина и др.).
В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями (Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, В.И. Лубовский и др.).
Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, К. Флей-Хобсон, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема общения является одной из наиболее глобальных проблем психологии, поскольку само общение выступает в качестве основного условия развития человека, формирования его личности. Вопросы влияния общения детей со взрослыми и со сверстниками на общее развитие ребенка оказывались в центре внимания многих видных представителей дефектологической науки, таких как Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, В.Г. Петрова и др.
Своеобразие психического развития детей с ЗПР обусловливает трудности в освоении ими навыков общения. Более глубокое изучение задержки психического развития у ребенка, проникновение в структуру этого дефекта, необходимое для оказания адекватной помощи, требуют разностороннего исследования специфики общения и коммуникативных умений таких детей.
Таким образом, на современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных коммуникативных умений и навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у дошкольников с задержкой психического развития.
Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.). Описаны различные варианты ЗПР (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова), специфика познавательной деятельности (Н.В. Бабкина, Н.Ю. Борякова, С.А. Домишкевич, Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, Т.А. Стрекалова, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова) и игровой деятельности (Е.Б. Аксенова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович) этой категории детей.
Проблемы личностного развития этих детей исследованы в меньшей степени (Е.Н. Васильева, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников, Е.А. Чернышова). Недостаточно изучено общение детей с ЗПР, в то время как развитие коммуникативных умений и навыков является важнейшим фактором социализации ребенка.
Одним из эффективных средств формирования коммуникативных умений и навыков в дошкольном возрасте является игра как ведущий вид деятельности. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных умений (А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая).
Проблема формирования коммуникативных умений в процессе игровой деятельности поднималась учеными-психологами: А.А. Леонтьевым, Г.М. Андреевой, В.С. Мухиной. При этом специальных исследований, посвященных проблеме формирования коммуникативных умений и навыков детей с ЗПР в игровой деятельности, не достаточно.
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность методик формирования коммуникативных умений и навыков детей с ЗПР в дошкольном учреждении посредством игры определяют актуальность выбранной темы исследования: «Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых занятий».
Цель исследования: определить содержание и направления педагогической работы по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых занятий.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых занятий.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игровых занятий будет эффективным, если соблюдены следующие психолого-педагогические условия:
- определены особенности формирования коммуникативных навыков при задержке психического развития;
- разработана система игровых занятий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- раскрыто содержание работы педагога по развитию коммуникативных навыков детей с ЗПР.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений в дошкольном возрасте.
2. Раскрыть особенности развития общения и коммуникативных умений при задержке психического развития.
3. Разработать программу игровых занятия по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как изучение литературы по теме исследования, анализ педагогической документации, наблюдение за детьми, тестирование, эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являлись:
− изучение общения нормально развивающихся детей дошкольного возраста (М.Г. Елагина, Г.И. Капчеля, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина и др.);
− изучение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте (А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая);
− теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Базой для проведения исследования являлось МДОУ детский сад компенсирующего вида №9 г. Челябинска.

Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

1.1. Общение и его виды
Общение - взаимодействие двух (или более/людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения [1; с.106].
Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность). Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
 коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми);
 интерактивная сторона общения (заключается в организации взаимодействия между людьми);
 перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению) [46; с.25].
Общение выступает лишь как один из аспектов совместной деятельности участников, хотя возможны случаи, когда оно наличествует в частном виде, исчерпывая все взаимодействия, протека.......



Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
2. Бертынь, Г.П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединска; под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
5. Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Дефектология. 1988. - №1. - С. 68-72.
6. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
7. Злоказова, М.В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития [Текст] / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №4. - С. 49-52.
8. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация [Текст] / Л.А. Карпенко // Мир психологии. - 2006. - №4. - С. 77-84.
9. Ковалев, В.В. Расстройства сознания и самосознания у детей и подростков [Текст] / В.В. Ковалев. - М.:ЦОЛИУВ, 1985. - 19 с.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
11. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Личность шестилетнего ребенка [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – С.97-114.
12. Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания [Текст] / И.А. Коробейников // Дефектология. - 2004. - №1. - С. 54-60.
13. Коррекционная педагогика [Текст] / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. - Ростов н/Д : МарТ, 2002. - 301 с.
14. Кулачковская, С.Е. Условия оптимизации положительного отношения воспитателя к ребенку [Текст] / С.Е. Кулачковская // Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / под ред. В.К. Котырло, С.Е. Кулачковской. - Киев: Радянська школа, 1989. - С. 10-20.
15. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
16. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Н. Лебедева. - М.: Классикс Стиль, 2004. - 72 с.
17. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-27.
18. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.
19. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность [Текст] / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М.: Просвещение, 1998. - 76 с.
20. Лисина, М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни [Текст] // Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М., 1986. – С.75-103.
21. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М., 1976. - С.130-147.
22. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000. - 192с.
24. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
25. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 688 с.
26. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
27. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков; под ред.И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. - 181 с.
28. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе [Текст] / под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
29. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
30. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
31. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. - 2003. - №6. - С.3-12.
32. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – С. 55-62.
33. Петровская, Л.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с.
34. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / под ред. У.В. Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
35. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 144 с.
36. Слепович, Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.С. Слепович // Генетические проблемы социальной психологии / под ред. М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского. - Минск, 1985. - С.102.
37. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
38. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И.Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.
39. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / З. Тржесоглава. - М.: Медицина, 1986. - 194 с.
40. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
41. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - Н.Новгород, 1994. - 230 с.
42. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - М., 1990. - С.6-17.
43. Ульянова, И.А. Межличностные отношения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания [Текст]: Автореферат дисс. . канд. психол. наук / У.В. Ульенкова. - СПб., 2003. - 12 с.
44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
45. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
46. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
47. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. - №4. - С.31 - 32.
48. Шевченко, С.В. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / С.В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.3-9.
49. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб., «Союз», 2004. - 336 с.
50. Эльконин, Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте // Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., 1978. – С.169-270.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.