Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом основные направления и содержание работы педагога по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.09.2013. Страниц: 68+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие коммуникативных навыков 13
1.3 Развитие общения и коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 17
Выводы по I главе 25
Глава II. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по II главе 40
Глава III. Практические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
3.1 Характеристика методик исследования изучения коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития 41
3.2 Результаты констатирующего эксперимента 51
3.3 Содержание работы педагога по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 56
3.4 Результаты контрольного эксперимента 61
Выводы по III главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 75


Введение

Коммуникативные умения и навыки являются важнейшей составляющей личности ребенка, так как они обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, М.С.Кагана, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина, А.Валлона, Ж.Пиаже.
Особое значение имеет вопрос о развитии коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР). На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у дошкольников с ЗПР.
Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.). Описаны различные варианты ЗПР (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова), специфика познавательной деятельности (Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова) и игровой деятельности (Е.Б. Аксенова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович) этой категории детей.
Проблемы личностного развития детей с ЗПР исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков, Е.Н. Васильева, М.И. Гуменюк, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников, Е.А. Чернышова). Недостаточно изучены особенности общения детей с ЗПР, в то время как развитие общения и коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении определяют актуальность исследования.
Все выше изложенное позволяет нам сформулировать проблему исследования: каковы условия, оптимизирующие процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация содержания работы педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: основные направления и содержание работы педагога по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении.
В соответствии с целью и предметом исследования в работе решались следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе.
2. Отобрать диагностические методики для изучения коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать и экспериментально апробировать содержание работы педагога по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования являлись: подход к исследованию общения, разработанный научной школой М.И. Лисиной, опыт изучения общения нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста (М.Г. Елагина, Г.И. Капчеля, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина и др.); теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Методы исследования:
1. теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение;
2. эмпирические: анализ педагогической документации, наблюдение, анкетирование;
3. количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ детский сад компенсирующего вида №393 г. Челябинска.
Практическая значимость исследования заключает в разработке содержания работы педагога по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [2, с.19]. Изучением общения занимались такие отечественные ученые, как Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Л.А. Карпенко и др.
А.А. Брудный отмечает, что с позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [5, с.44].
С точки зрения концепции деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и развитой А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любую деятельность – значит, указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать специфику составляющих ее действий и операций.
Связь общения и деятельности можно понимать по-разному. Так, по мнению Г.М. Андреевой, они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека (Б.Ф. Ломов); общение может выступать как сторона деятельности, а последняя – как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности [1, с.180].
Применяя концепцию А.Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, М.И. Лисина обозначила ее термином «коммуникативная деятельность». Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностно-мотивационных аспектов [30, с.9].
Структурные компоненты коммуникативной деятельности, по мнению М.И. Лисиной, выглядят следующим образом:
 предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект;
 потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке;
 коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;
 действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект......


Список литературы

1. Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет: Программа «Я и Мы» [Текст] / И.Н. Агафонова. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 70 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
3. Бертынь, Г.П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединска; под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127с.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
5. Брудный, А.А. О проблеме коммуникации [Текст] / А.А. Брудный // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 165-182.
6. Бушуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Г.М. Бушуева. - Калининград, 2003. - 206 с.
7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
8. Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Дефектология. 1988. - №1. - С. 68-72.
9. Дмитриева, Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Шестилетние дети: проблемы и исследования / под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, Е.Е. Дмитриевой. - Н. Новгород, 1993. – С.73-82.
10. Егорова, Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Егорова. - СПб., 2006. - 206 с.
11. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т.В. Егорова. - М.: Педагогика, 1973. – 150 с.
12. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг [Текст] / Ю.М. Жуков. - М.: Гардарики, 2004. - 223 с.
13. Запорожец, А.В. Развитие мышления у детей-дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. – М., 1986. – С.154-215.
14. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
15. Злоказова, М.В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития [Текст] / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №4. - С. 49-52.
16. Злоказова, М.В. Модель организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития [Текст] / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №3. - С. 55-59.
17. Калинина, Е.С. Использование средств народной педагогики в обучении детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Калинина // Образование и общество. - 2004. - №3. - С. 51-53.
18. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация [Текст] / Л.А. Карпенко // Мир психологии. - 2006. - №4. - С. 77-84.
19. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. - 607 с.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
21. Коломинский, Я.Л. Личность шестилетнего ребенка [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – С.97-114.
22. Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания [Текст] / И.А. Коробейников // Дефектология. - 2004. - №1. - С. 54-60.
23. Коррекционная педагогика [Текст] / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. - Ростов н/Д : МарТ, 2002. - 301 с.
24. Кулачковская, С.Е. Условия оптимизации положительного отношения воспитателя к ребенку [Текст] / С.Е. Кулачковская // Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / под ред. В.К. Котырло, С.Е. Кулачковской. - Киев: Радянська школа, 1989. - С. 10-20.
25. Лаврова, Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90с.
26. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
27. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Н. Лебедева. - М.: Классикс Стиль, 2004. - 72 с.
28. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-27.
29. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.
30. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность [Текст] / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М.: Просвещение, 1998. - 76 с.
31. Лисина, М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни [Текст] // Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М., 1986. – С.75-103.
32. Локтева, Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР [Текст] / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №4. - С. 22-26.
33. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М., 1976. - С.130-147.
34. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
35. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000. - 192с.
36. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
37. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 688 с.
38. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
39. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков; под ред.И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. - 181 с.
40. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе [Текст] / под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
41. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
42. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
43. Панферов, В.Н. Основы психологии человека [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.
44. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. - 2003. - №6. - С.3-12.
45. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – С. 55-62.
46. Петровская, Л.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с.
47. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / под ред. У.В. Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
48. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.2. [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 780 с.
49. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 144 с.
50. Слепович, Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слеповичч // Дефектология. – 1981. - №1. - С. 68-74.
51. Слепович, Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.С. Слепович // Генетические проблемы социальной психологии / под ред. М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского. - Минск, 1985. - С.102.
52. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
53. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И.Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.
54. Степанова, В.А. Тест «Рисунок семьи» как показатель эмоционального отношения ребенка-дошкольника с ЗПР к себе и своей семье [Текст] / В.А. Степанова // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы научной конференции. - М., 2003. - С. 300-303.
55. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / З. Тржесоглава. - М.: Медицина, 1986. - 194 с.
56. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
57. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - Н.Новгород, 1994. - 230 с.
58. Ульенкова, У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова // Дефектология. - 1997. - №4. – С.26-33.
59. Ульенкова, У.В. Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова, Н.П. Кондратьева // Дефектология. - 2004. - №1. – С.17-20.
60. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - М., 1990. - С.6-17.
61. Ульянова, И.А. Межличностные отношения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания [Текст]: Автореферат дисс. . канд. психол. наук / У.В. Ульенкова. - СПб., 2003. - 12 с.
62. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
63. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. - №4. - С.31 - 32.
64. Шамарина, Е.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития: Уроки русского языка [Текст] / Е.В. Шамарина // Начальная школа. - 2003. - №8. - С.67-72.
65. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
66. Шевченко, С.В. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / С.В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.3-9.
67. Шипицына, Л.M. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - СПб., 1998. - 384 с.
68. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб., «Союз», 2004. - 336 с.
69. Ширшов, В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» [Текст] / В.Д. Ширшов // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып. 1. - Екатеринбург. - 1995. - С.78-87.
70. Эльконин, Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология игры. – М., 1978. – С.169-270.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.