На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом основные направления и содержание работы педагога по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 20.09.2013. Страниц: 68+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Понятие коммуникативных навыков 13
1.3 Развитие общения и коммуникативных навыков в дошкольном возрасте 17
Выводы по I главе 25
Глава II. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 26
2.2 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 34
Выводы по II главе 40
Глава III. Практические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 41
3.1 Характеристика методик исследования изучения коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития 41
3.2 Результаты констатирующего эксперимента 51
3.3 Содержание работы педагога по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 56
3.4 Результаты контрольного эксперимента 61
Выводы по III главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложения 75


Введение

Коммуникативные умения и навыки являются важнейшей составляющей личности ребенка, так как они обеспечивает необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в окружающем его мире. Умения вступать в контакты с другими людьми, устанавливать взаимоотношения с ними, регулировать свое поведение оказывают решающее влияние не только на позитивную совместную деятельность, но и на будущий социальный статус ребенка в современном обществе.
Основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, М.С.Кагана, М.И.Лисиной, Д.Б.Эльконина, А.Валлона, Ж.Пиаже.
Особое значение имеет вопрос о развитии коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР). На современном этапе развития системы специального образования осознана необходимость целенаправленного развития эффективных социально-коммуникативных навыков, обеспечения условий для продуктивного взаимодействия с окружающими как важного фактора успешной коррекции нарушений общения у дошкольников с ЗПР.
Наиболее изученными в психолого-педагогической литературе являются вопросы, касающиеся общих сведений о конкретных проявлениях и причинах снижения темпов психического развития у детей (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и др.). Описаны различные варианты ЗПР (Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Е.С. Иванов, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, У.В. Ульенкова), специфика познавательной деятельности (Т.В. Егорова, Г.И. Жаренкова, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова) и игровой деятельности (Е.Б. Аксенова, Л.В. Кузнецова, Е.С. Слепович) этой категории детей.
Проблемы личностного развития детей с ЗПР исследованы в меньшей степени (Д.И. Бойков, Е.Н. Васильева, М.И. Гуменюк, Е.Е. Дмитриева, Г.И. Ефремова, Т.О. Журавлева, И.А. Коробейников, Е.А. Чернышова). Недостаточно изучены особенности общения детей с ЗПР, в то время как развитие общения и коммуникативных навыков является важнейшим фактором социализации ребенка и компенсации нарушений в его развитии.
Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, а также недостаточная разработанность научно обоснованных методик формирования коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении определяют актуальность исследования.
Все выше изложенное позволяет нам сформулировать проблему исследования: каковы условия, оптимизирующие процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?
Цель исследования – теоретическое обоснование и апробация содержания работы педагога по формированию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: основные направления и содержание работы педагога по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в дошкольном учреждении.
В соответствии с целью и предметом исследования в работе решались следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы формирования коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе.
2. Отобрать диагностические методики для изучения коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.
3. Выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать и экспериментально апробировать содержание работы педагога по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретико-методологической основой исследования являлись: подход к исследованию общения, разработанный научной школой М.И. Лисиной, опыт изучения общения нормально развивающихся детей раннего и дошкольного возраста (М.Г. Елагина, Г.И. Капчеля, М.И. Лисина, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Т.М. Сорокина и др.); теоретические позиции ведущих отечественных дефектологов и психологов по проблемам задержки психического развития (Е.А. Екжанова, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др.).
Методы исследования:
1. теоретические: анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение;
2. эмпирические: анализ педагогической документации, наблюдение, анкетирование;
3. количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: МДОУ детский сад компенсирующего вида №393 г. Челябинска.
Практическая значимость исследования заключает в разработке содержания работы педагога по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [2, с.19]. Изучением общения занимались такие отечественные ученые, как Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Л.А. Карпенко и др.
А.А. Брудный отмечает, что с позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека [5, с.44].
С точки зрения концепции деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и развитой А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любую деятельность – значит, указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать специфику составляющих ее действий и операций.
Связь общения и деятельности можно понимать по-разному. Так, по мнению Г.М. Андреевой, они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека (Б.Ф. Ломов); общение может выступать как сторона деятельности, а последняя – как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности [1, с.180].
Применяя концепцию А.Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, М.И. Лисина обозначила ее термином «коммуникативная деятельность». Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностно-мотивационных аспектов [30, с.9].
Структурные компоненты коммуникативной деятельности, по мнению М.И. Лисиной, выглядят следующим образом:
 предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект;
 потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке;
 коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;
 действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект......


Список литературы

1. Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет: Программа «Я и Мы» [Текст] / И.Н. Агафонова. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 70 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
3. Бертынь, Г.П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединска; под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127с.
4. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
5. Брудный, А.А. О проблеме коммуникации [Текст] / А.А. Брудный // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - С. 165-182.
6. Бушуева, Г.М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Г.М. Бушуева. - Калининград, 2003. - 206 с.
7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
8. Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Дефектология. 1988. - №1. - С. 68-72.
9. Дмитриева, Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Шестилетние дети: проблемы и исследования / под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, Е.Е. Дмитриевой. - Н. Новгород, 1993. – С.73-82.
10. Егорова, Т.А. Педагогическая помощь родителям в формировании отношения к миру у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Егорова. - СПб., 2006. - 206 с.
11. Егорова, Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т.В. Егорова. - М.: Педагогика, 1973. – 150 с.
12. Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг [Текст] / Ю.М. Жуков. - М.: Гардарики, 2004. - 223 с.
13. Запорожец, А.В. Развитие мышления у детей-дошкольников [Текст] / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. – М., 1986. – С.154-215.
14. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
15. Злоказова, М.В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития [Текст] / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №4. - С. 49-52.
16. Злоказова, М.В. Модель организации комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития [Текст] / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №3. - С. 55-59.
17. Калинина, Е.С. Использование средств народной педагогики в обучении детей с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Калинина // Образование и общество. - 2004. - №3. - С. 51-53.
18. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация [Текст] / Л.А. Карпенко // Мир психологии. - 2006. - №4. - С. 77-84.
19. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста [Текст] / В.В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. - 607 с.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
21. Коломинский, Я.Л. Личность шестилетнего ребенка [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – С.97-114.
22. Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания [Текст] / И.А. Коробейников // Дефектология. - 2004. - №1. - С. 54-60.
23. Коррекционная педагогика [Текст] / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. - Ростов н/Д : МарТ, 2002. - 301 с.
24. Кулачковская, С.Е. Условия оптимизации положительного отношения воспитателя к ребенку [Текст] / С.Е. Кулачковская // Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / под ред. В.К. Котырло, С.Е. Кулачковской. - Киев: Радянська школа, 1989. - С. 10-20.
25. Лаврова, Г.Н. Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Г.Н. Лаврова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 90с.
26. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
27. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Н. Лебедева. - М.: Классикс Стиль, 2004. - 72 с.
28. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-27.
29. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.
30. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность [Текст] / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М.: Просвещение, 1998. - 76 с.
31. Лисина, М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни [Текст] // Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М., 1986. – С.75-103.
32. Локтева, Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР [Текст] / Е.В. Локтева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - №4. - С. 22-26.
33. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М., 1976. - С.130-147.
34. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
35. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000. - 192с.
36. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
37. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 688 с.
38. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
39. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков; под ред.И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. - 181 с.
40. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе [Текст] / под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
41. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
42. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
43. Панферов, В.Н. Основы психологии человека [Текст]: учеб. пособие / В.Н. Панферов, А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб.: Речь, 2009. – 432 с.
44. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. - 2003. - №6. - С.3-12.
45. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – С. 55-62.
46. Петровская, Л.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с.
47. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / под ред. У.В. Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
48. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.2. [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 780 с.
49. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 144 с.
50. Слепович, Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слеповичч // Дефектология. – 1981. - №1. - С. 68-74.
51. Слепович, Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.С. Слепович // Генетические проблемы социальной психологии / под ред. М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского. - Минск, 1985. - С.102.
52. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
53. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И.Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.
54. Степанова, В.А. Тест «Рисунок семьи» как показатель эмоционального отношения ребенка-дошкольника с ЗПР к себе и своей семье [Текст] / В.А. Степанова // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы научной конференции. - М., 2003. - С. 300-303.
55. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / З. Тржесоглава. - М.: Медицина, 1986. - 194 с.
56. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
57. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - Н.Новгород, 1994. - 230 с.
58. Ульенкова, У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова // Дефектология. - 1997. - №4. – С.26-33.
59. Ульенкова, У.В. Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова, Н.П. Кондратьева // Дефектология. - 2004. - №1. – С.17-20.
60. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - М., 1990. - С.6-17.
61. Ульянова, И.А. Межличностные отношения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания [Текст]: Автореферат дисс. . канд. психол. наук / У.В. Ульенкова. - СПб., 2003. - 12 с.
62. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
63. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. - №4. - С.31 - 32.
64. Шамарина, Е.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития: Уроки русского языка [Текст] / Е.В. Шамарина // Начальная школа. - 2003. - №8. - С.67-72.
65. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
66. Шевченко, С.В. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / С.В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.3-9.
67. Шипицына, Л.M. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) [Текст] / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. - СПб., 1998. - 384 с.
68. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб., «Союз», 2004. - 336 с.
69. Ширшов, В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» [Текст] / В.Д. Ширшов // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.тр. / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Вып. 1. - Екатеринбург. - 1995. - С.78-87.
70. Эльконин, Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология игры. – М., 1978. – С.169-270.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.