Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Воспитание интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.09.2013. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Понятие интереса в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Методика организации внеурочной деятельности по математике 17
1.3 Педагогические условия воспитания интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности 27
Выводы по главе 1 40
Список литературы 42


Введение

В современных условиях внедрения и перехода на федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время. В связи с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373", произошли изменения в процессе организации внеурочной деятельности младших школьников.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, учитывая, что они являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности, являются основанием для построения соответствующих образовательных программ общеобразовательного учреждения.
Государственный общеобязательный стандарт определяет цель современного образования – воспитание компетентного выпускника, т.е. создание условий для оптимального развития способностей ребенка к дальнейшему самообразованию и совершенствованию. Достижение поставленной цели возможно при овладении школьниками специальными приемами учебной деятельности, основой которой является познавательная деятельность учащихся.
Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.
Внеурочная деятельность имеет большие возможности для формирования познавательного интереса к учебному предмету, в том числе и к математике.
Изменение социально-экономических условий современной жизни, возросшие масштабы преобразовательной деятельности требуют от человека активизации его интеллектуальных способностей, нестандартного мышления, теоретических знаний. В связи с этим возрастает значимость познавательной деятельности школьников, углубляющей творческий потенциал и способствующей расширению интересов личности.
Интерес к познанию, потребность в освоении необходимых знаний возникают у ребенка в процессе деятельности, наиболее значимой для каждого возрастного периода его развития. К этому выводу приводят исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной и других. В данных работах особо подчеркивается, что ведущей для младшего школьника является учебная деятельность.
В психолого-педагогических исследованиях познавательные интересы рассматривались с разных позиций: как избирательная направленность мыслей и помыслов человека, его особая умственная активность (С.Л. Рубинштейн); как эмоционально-познавательное отношение к миру (В.А. Крутецкий); как стимул и мотив познавательной деятельности (А.Н. Леонтьев); как педагогический инструмент деятельности (Л.И. Божович, А.К. Маркова, М.В. Матюхина).
В педагогической теории и практике познавательные интересы рассматриваются как интегральное образование личности ребенка. В работах В.Б. Бондаревского, А.А. Люблинской, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной подчеркивается, что, являясь устойчивой чертой характера, познавательный интерес способствует формированию активной, творческой, стремящейся к познанию и открытиям, личности ребенка.
Существующая система организации учебно-воспитательной деятельности школьников учитывает возможности познавательных интересов в освоении учебных знаний. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательных интересов, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в состоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательных интересов учащихся как личностного образования.
Анализ педагогического опыта учителей начальных классов показывает, что при формировании у детей интереса к познанию, развитии творческих способностей учащихся, они испытывают определенные трудности. В то же время, имеющиеся на сегодняшний день в психолого-педагогической, методической литературе рекомендации по развитию познавательных интересов школьников зачастую не используются в современной практике работы учителей или их применение носит ситуативный характер.
Устранение этого противоречия требует изменения технологии организации процесса развития познавательных интересов к математике во внеурочной деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в научной литературе определили выбор темы исследования: «Воспитание интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условия воспитания интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования интереса младших школьников к математике во внеурочной деятельности.
Предметом исследования – педагогические условия воспитания интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности.
На основе изучения теоретических источников была выдвинута следующая гипотеза: эффективность воспитания интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности повышается, если учтены следующие педагогические условия:
1) систематическое проведение внеклассной работы по математике и перспективной планирование;
2) использование различных форм организации внеурочной деятельности по математике;
3) использование игр, игровых форм и занимательного материала во внеурочной деятельности по математике.
Исходя из цели и гипотезы исследования, ставились и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного процесса.
2. Изучить методику организации внеурочной деятельности по математике в начальных классах.
3. Выявить и обосновать педагогические условия воспитания интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Разработать программу воспитания интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности с учетом выявленных педагогических условий и проверить ее эффективность в ходе экспериментальной работы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; метод наблюдения, тестирования, анкетирования; педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МОУ СОШ №36 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания интереса к математике у младших школьников во внеурочной деятельности

1.1 Понятие интереса в психолого-педагогической литературе
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А. Коменский. Он впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания: «Необходимо сочетать серьезное и занимательное, интерес и усердие, положительное и эмоциональное отношение обучающихся к знаниям и понимания полезности и необходимости их» [21, С.45].
В современной психологии интерес понимается как сложное и значимое для личности образование (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев). Понимание интереса как сложного психического образования в работах психологов представлено в зависимости от того, какой из составляющих компонентов выделяется как основополагающий. В этой связи можно выделить три направления в понимании интереса.
Первое из них можно охарактеризовать как интеллектуальное. Согласно этому направлению, всякий интерес связан с познанием окружающей действительности, т.е. с интеллектуальной деятельностью человека. Интерес вызывает у индивида то, что подлежит познанию, отсюда следует, что психологическую основу интереса составляет интеллектуальная сторона психики. На это указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн [25, 32, 34].
Второе направление – эмоциональное. Интерес у человека вызывает то, что особо привлекает к себе и вызывает положительные эмоции. Это составляет эмоциональную характеристику отношения.........


Список литературы

1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. – Л., 1959. – С. 41 – 60.
2. Беляев, М.Ф. Основные положения психологии интереса / М.Ф. Беляев // Уч. Зап. Иркутского ГПИ. – Иркутск, 1940. – Вып. V. – С. 212 – 257.
3. Богуславская, З.М. Выделение цвета и формы предметов в зависимости от содержания деятельности / З.М. Богуславская // Доклады АПН РСФСР. – 1958. - № 1.
4. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.7-45.
5. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Развитие мышления дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Дошкольное воспитание. – 1974. - №7.
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1984. – т. 4. – 432 с.
7. Выготский, Л.С. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста / Л.С. Выготский. – М., 1983. – 179 с.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1983. – т.3. - С.5 – 329.
9. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М., 1977.
10. Годовикова, Д.Б. Как измерить «детскую любознательность» / Д.Б. Годовикова // Семья и школа. – 1985. - № 10. – С. 34 – 36.
11. Голубева, А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: Канд. дис. – М., 1955.
12. Гусарова С.В. Формирование представлений о технике как средстве развития познавательного интереса у детей старшего возраста. Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2000. – 28 с.
13. Добрынин, Н.Ф. Интерес и внимание / Н.Ф. Добрынин // Учен. зап. МГПИ им. К. Либкнехта. – М., 1941. – Т.8., вып.2.
14. Дыбина, О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.
15. Дьюи, Д. Введение в философию воспитания: Пер. с англ. – М., 1921.
16. Запорожец, А.В., Эльконин, Д.Б. Психология детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1964. – 351 с.
17. Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека / В.Г. Иванов // «Ученые записки ЛГУ», № 214, вып. 9, «Психология и педагогика», 1956. – С. 68.
18. Истомина, З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте / З.М. Истомина // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 14.
19. Каптерев, П.Ф. Об интересе учения (По поводу книги Ананьина «Интерес»). Пед. Сборник. – Петроград, 1916.
20. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – Л.: Изд. ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1963. – С. 102-103.
21. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах / Я.А. Коменский. – М., 1939. – Т.2 – 200с.
22. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989. – С. 160 – 175.
23. Куликова, Т. О воспитании у детей познавательных интересов / Т. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. - № 9. – С. 38 – 42.
24. Леонтьев, А.Н. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. – М.: Изд –во МГУ, 1876. – С. 3-27.
25. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: Изд – во МГУ,1984. – С. 162-171.
26. Леушина, А.М. Значение пересказа в развитии связной речи дошкольника / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им А.И. Герцена. – 1941. – Т.35.
27. Люблинская, А.А. Причинное мышление ребенка в действии / А.А. Люблинская // Известия АПН РСФСР. – 1948. – Вып. 17.
28. Маневцова, Л.М. О развитии познавательных интересов детей / Л.М. Маневцова // Дошкольное воспитание. – 1973. - №11. – С. 26-29.
29. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М., 1983. – 96 с.
30. Матюшина, Н.М. Борьба мотивов у детей дошкольного возраста: Канд. дис. – М., 1954.
31. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М., 1976. – 46 с.
32. Мясищев, В.Н. О потребностях как отношениях человека – ученые записки / В.Н. Мясищев. – М., 1956. – 256с.
33. Поддьяков, А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Автореф. дис. … докт. псих. наук. – М., 2001. – 48 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.
35. Руссо, Ж.Ж. Эмиль, или О Воспитании. Педагогические сочинения в 2-х томах. – М., 1981. – т. 1.
36. Сорокина, А.И. Мотивы вопросов ребенка дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук. Л., 1945. – 130с.
37. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
38. Ушинский, К.Д. Три элемента школы / К.Д. Ушинский // Собр. соч. в 2 томах. – М.-Л., Т. 1. – С. 32-50.
39. Флигонтова Н.П. Воспитание и обучение ребенка по методу Овида Декроли // Ребенок в детском саду. – 2005. – № 1. – С.50.
40. Щербаков, Е., Голицын, В. К вопросу о развитии познавательной активности / Е. Щербаков, В. Голицын // Дошкольное воспитание. – 1991. – №1. – С. 56 – 58.
41. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М., 1971. – 351 с.
42. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов в педагогике / Г.И. Щукина. – Л., 1975. Вып .1. – С. 132 – 139.
43. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.– сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2005. – 384 с.



Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.