На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 65035


Наименование:


Контрольная Мотивация спортивной деятельности

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Психология. Добавлен: 22.09.2013. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: не скачанное.

Описание (план):


ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ
1.Мотива́ция
1.1Мотив
1.2Виды мотивации
1.3Положительная и отрицательная мотивация
1.4Устойчивая и неустойчивая мотивация
1.5Мотив самоутверждения
1.6Стремление походить на кумира
1.7Мотив саморазвития
1.8Мотив достижения
1.9Мотивация достижения
2.Негативная мотивация
2.1Механизмы формирования биологических мотиваций
3.Спортивная деятельность
4.Психологическая подготовка
5.Психологическая подготовка в регби и регболе
6.Техническая подготовка регбистов
7.Стратегия и тактика регби
8. Специфика регби

Регби - вид спорта для всех, который гордится своими ценностями и остается верным им.
Основные ценности Игры в Регби:
ЦЕЛОСТНОСТЬ - Целостность - является стержнем Игры и вырабатывается благодаря честности и справедливой игре.
СТРАСТЬ - Поклонники Регби обладают горячим энтузиазмом к игре. Регби вызывает восторженность, эмоциональную привязанность и чувство принадлежности глобальной Регбийной семье.
СОЛИДАРНОСТЬ - Регби определяет объединяющий дух, который даёт начало дружбе на всю жизнь, товариществу, работе в команде и верности, которая переступает пределы культурных, географических, политических и религиозных различий.
ДИСЦИПЛИНА - Дисциплина является неотъемлемой частью игры как на поле, так и вне его, и отражается через соблюдение правил, положений и основных ценностей Регби.
УВАЖЕНИЕ - Уважение товарищей по команде, соперников, официальных представителей матча и тех, кто вовлечен в игру, обладает первостепенной важностью.

Регби-[от названия английского городка Регби (Rugby), в графстве Уорикшир], спортивная командная игра с мячом овальной формы на специальной площадке с Н-образными воротами. Цель игры — передавая мяч друг другу руками (только назад) или ногами (в любом направлении), приземлить его в зачётном поле или забить в ворота противника. Продвижению соперника, владеющего мячом, можно препятствовать, захватывая его руками или сбивая с ног плечом. Выигрывает команда, набравшая больше очков в матче (2 тайма по 40 мин); очки начисляются: за приземление мяча — 4, за попадание в ворота с игры, со штрафного или свободного ударов — 3, при реализации дополнительного удара после приземления — 2. (Известны другие игры с овальным мячом, произошедшие от Р., — Американский футбол, австралийский, гальский, канадский футбол, Р.-13, которые проводятся по правилам, отличным от Р.)
Современное Р. ведёт свою историю с 1823 (основоположник — У. Эллис, ученик колледжа Регби). Первые правила игры сформулированы в 1862, тогда она получила название «футбол-регби». В 1871 на Британских островах создан первый союз Р., в 1890 — международный союз «International Board», объединяющий клубы Р. Великобритании. В 1880—90 появились команды Р. во Франции, Германии, Бельгии, Австралии, Новой Зеландии и др. С 1888 стали проводиться международные встречи. В 1900, 1904, 1920, 1924 Р. входило в программу Олимпийских игр. В 1934 создана Международная любительская федерация Р. — ФИРА (в 1974 объединяла 25 национальных федераций). Культивируется более чем в 50 странах всех континентов, в том числе во всех европейских социалистических странах. Наибольшее развитие Р. получило в Новой Зеландии, Франции, Румынии, Великобритании, Австралии. С 1960 проводятся соревнования на Кубок ФИРА среди мужчин (неофициальный чемпионат мира), с 1968 — среди юниоров.
В СССР первые команды Р. появились в 1923, организаторами были М. С. Козлов, А. А. Маркушевич, А. В. Правдин, Н. Я. Колли и др. С 1934 в ряде городов проводились соревнования по Р.; в 1936 и в 1939 — первенство страны, в 1938 соревнования на Кубок СССР (чемпион и обладатель Кубка — «Динамо», Москва); в 40-е гг. — только отдельные матчи регбистов. Развитие Р. с конца 50-х гг. связано с именами Б. М. Егупова, Г. Г. Мрелашвили, А. А. Сорокина и др. С начала 60-х гг. проводятся первенства спортивных обществ, с 1966 — ежегодно чемпионат СССР (чемпионами были команды спортклубов МВТУ, ВВА им. Ю. А. Гагарина, «Фили»). С 1967 Р. включено в Единую всесоюзную спортивную классификацию. В 1968 создана федерация Р. СССР, которая в 1975 являлась членом ФИРА. В 1974 Р. занималось около 10 тыс. чел., в том числе свыше 200 мастеров спорта (среди них регбисты международного класса Б. П. Гаврилов, А. Г. Григорьянц, И. И. Кизирия), в чемпионате страны участвовало 20 команд. В 1961—74 регбисты СССР провели свыше 100 международных встреч.
Лит.: Сорокин А., Регби, 2 изд., М., 1968; Хайхем Е. С., Хайхем В. Ж., Регби на высоких скоростях, пер. с англ., М., 1970.








1.Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Мотив (лат. moveo — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр.

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.

1.1Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность».Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность — это, по сути, неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель — результат сознательного целеполагания. Например: утолить жажду — это потребность, вода — это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется — это цель.

1.2Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

1.3Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

1.4Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника». Также различают:
индивидуальные мотивации, направленные на поддержание гомеостаза
голод
жажда
избегание боли
стремление к температурному оптимуму
и т. д.
групповые
забота о потомстве
поиск места в групповой иерархии
поддержание присущей данному виду структуры сообщества
и т. п.
познавательные
исследовательское поведение
игровая деятельность

1.5Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Таким образом, стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться.
Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.

1.6Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее. Наличие образца, кумира, с которым стремились бы отождествлять себя молодые люди и кого пытались бы копировать, у кого бы учились жить и работать, — важное условие эффективного процесса социализации.Экстринсивные (внешние) мотивы — такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые непосредственно с ней не связаны (например престиж или материальные факторы). Рассмотрим некоторые виды экстринсивных мотивов:
мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми;
мотивы самоопределения и самоусовершенствования;
стремление получить одобрение других людей;
стремление получить высокий социальный статус (престижная мотивация). При отсутствии интереса к деятельности (процессуально-содержательная мотивация) существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятельность, — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе в будущем;
мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть в случае невыполнения деятельности.

Если в процессе деятельности экстринсивные мотивы не будут подкреплены процессуально-содержательными, то есть интересом к содержанию и процессу деятельности, то они не обеспечат максимального эффекта. В случае действия экстринсивных мотивов привлекательна не деятельность сама по себе, а только то, что связано с ней (например, престиж, слава, материальное благополучие), а этого часто недостаточно для побуждения к деятельности.

1.7Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития.

1.8Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

1.9Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что же определяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:
значимость достижения успеха;
надежда на успех;
субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;
субъективные эталоны достижения.
2.Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Формы негативных санкций, которые можно применять и которые способны актуализировать негативную мотивацию, разнообразны:
вербальное (словесное) наказание (осуждение, замечание и т. п.);
материальные санкции (штраф, лишение привилегий, стипендии);
социальная изоляция (пренебрежение, игнорирование, неприятие группой, социальный остракизм);
лишение свободы;
физическое наказание.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационный фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

2.1Механизмы формирования биологических мотиваций

Ведущую роль в формировании биологических мотиваций играет гипоталамическая область мозга. Здесь осуществляются процессы трансформации биологической (метаболической) потребности в мотивационное возбуждение. Гипоталамические структуры мозга на основе их влияний на другие отделы мозга определяют
формирование обусловленного мотивацией поведения.

3.Спортивная деятельность - одна из сфер деятельности, где способности играют определяющую роль в достижениях человека. Однако до сих пор в проблеме способностей остается много спорных и дискуссионных моментов не только общетеоретического характера, но и применительно к специфике конкретной деятельности. Как показывает анализ многочисленных данных, это связано с тем, что в качестве способностей рассматривается любое проявление возможностей человека, определяющееся как социальными, так и врожденными биологическими факторами.В результате не представляется возможным проанализировать то многообразие определений понятия "способности", которое встречается в научной литературе.

- под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого;

- не всякие индивидуальные особенности представляют собой способности, а лишь такие, которые влияют на успешность деятельности;

- в структуру способностей не входят знания, умения и навыки, т.е. опыт человека, приобретенный в процессе жизни;
ядро способностей составляют задатки, т.е. врожденные способности человека.

С.Л. Рубинштейн (1973) отмечал: "Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей"

Однако желание конкретизировать понимание способностей, связав его с разными видами деятельности, приводит к недооценке активности личности как субъекта развития и возможности использования ею своих способностей.

Дело все в том, что когда способности рассматриваются как фактор, обуславливающий успешность деятельности, то чаще абстрагируются от индивидуальных особенностей, в результате главными оказываются характеристики самой деятельности.
Это в полной мере присутствует при раскрытии структуры способностей в системе спортивной деятельности.

Во-первых, это в определенной степени связано с многообразием видов способностей (физических, двигательных, спортивных, кондиционных, координационных и др.), которые постулируются. Во-вторых, на сегодня отсутствует однозначность толкования близких друг к другу понятий, таких, как качество, свойства, способности, одаренность, на что уже частично обращалось внимание . В-третьих, в теоретических исследованиях применительно к спортивной деятельности часто преобладают желание максимально дифференцировать двигательные проявления, стремление дать каждому из них соответствующее определение. На этом фоне возникает вопрос: правомерно ли переводить изучение проблемы способностей в плоскость поиска наиболее адекватных формулировок? Представляется наиболее важным раскрыть их структуру и механизмы функционирования.

В практике спортивной деятельности наиболее определенно о двигательных способностях высказался В.С. Фарфель, одновременно отметив, что они обеспечиваются рядом физиологических систем организма. В последующем чаще используется понятие "физические способности". Что же вкладывается в него?В терминологическом словаре находим: физические способности - совокупность двигательных естественных и достигнутых возможностей, при помощи которых можно осуществлять различные по структуре и дозировке нагрузки .

Б.В. Евстафьев под физическими способностями понимает "вид способностей человека, его развитые врожденные задатки, базирующиеся на психологических и морфологических особенностях организма и способствующие выполнению деятельности, связанной с физическими нагрузками".

В учебнике "Теория и методика физического воспитания" Б.А. Ашмарин дает следующее определение: "Физические способности - это относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного, действия".

Одним из ведущих специалистов в теории физической культуры и теории спорта Л.П. Матвеевым это понятие формулируется следующим образом: "Физические способности, как и двигательные способности, представляют собой своего рода комплексные образования, основу которых составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки".
Одним из ведущих специалистов в теории физической культуры и теории спорта Л.П. Матвеевым-это понятие формулируется следующим образом: "Физические способности, как и двигательные способности, представляют собой своего рода комплексные образования, основу которых составляют физические качества, а форму проявления - двигательные умения и навыки".

Применительно к последнему определению автор допускает определенную синонимичность (явную и неявную) понятий физических (двигательных) способностей и физических качеств. Такое расширенное толкование как бы "размывает" и саму проблему способностей.

Вместе с тем в научной литературе имеет место неупотребление термина "способности" применительно к двигательным аспектам спортивной деятельнос ти.

Встречается и отказ от употребления понятия "физические качества" в пользу употребления термина "двигательные способности" .
Чаще, говоря о физических качествах и физических способностях, отмечают, что в определенной степени они совпадают, но не тождественны. Последнее выражено тем, что физические качества человека составляют качественную основу его физических способностей, иначе как бы характеризуют их качественное своеобразие. Однако это только уточняет их соотношение, но не дифференцирует. Для того чтобы обозначить особенности, необходимо определиться, что понимается под физическими или двигательными качествами. Наиболее полно это сформировано Е.П. Ильиным отметившим, что двигательные качества можно определить как наличный уровень проявления какой-либо стороны двигательных возможностей человека, независимо от того, чем этот уровень обусловлен природными задатками, их развитием или знаниями, умениями и навыками.

В этом случае понятие "способности" будет значительнее уже понятия "качество", так как способность обуславливается чаще всего участием врожденных признаков (задатков).

Но понятие "способности" относится не только к человеку, но и к любой вещи неорганического и органического мира, естественно или искусственно созданной, находящейся на разных ступенях эволюционного развития.Анализ использования понятия "способности" показывает, отмечает В.Д. Шадриков (1997), что оно применяется как категория свойства (качества) вещи. Сказанное можно выразить в следующей форме: мышца обладает свойством сокращаться и расслабляться, или мышца способна сокращаться и расслабляться. В этом случае понятие "способность" и понятие "свойство" (качество) выступают, вероятно, как тождественные, но, замечает В.Д. Шадриков (1997), "способности" тождественны не любому свойству вещи, а такому, которое дает ее функциональную характеристику.
Следует обозначить и различия между знаниями, умениями и навыками, с одной стороны, и способностями - с другой. Основное и главное заключается в том, что знания, умения и навыки приобретаются в процессе воспитания, обучения и тренировки. При этом подчеркнуто, что они быстрее приобретаются в большем объеме и лучшего качества у лиц с определенными врожденными особенностями. Одновременно Т.И. Артемьева отмечает, что "...навыки, знания и умения характеризуют повторяющиеся особенности деятельности и отличаются от способностей тем, что последние регулируют изменчивые, новые и уникальные параметры деятельности.От отчетливости различения способностей, с одной стороны, и знаний, умений и навыков - с другой, зависит возможность постановки проблемы соотношения возрастного и индивидуального.Не бывает неспособных, так как для каждого человека может быть найден такой вид деятельности, режим работы или такие способы, при которых проявляются какие-нибудь положительные стороны его индивидуальных способностей. В этих условиях особенно важно изучение роли психических компонентов в структуре двигательных способностей. Наличие же индивидуальных различий связано с тем, что у каждого человека преимущественно развиваются те двигательные способности, задатками к которым он обладает, этому в определенной степени сопутствуют типологические особенности проявления свойств нервной системы.
Так, скоростные способности и элементарные формы проявления быстроты значительнее проявляются у лиц, имеющих слабую нервную систему, лабильность, подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения по внешнему балансу. Но в реальной спортивной деятельности разные стороны скоростных проявлений будут зависеть у спортсменов от разных типологических особенностей: в частности, при слабой нервной системе, чаще можно наблюдать более короткую реакцию на световой раздражитель, в то время как максимальная частота движений будет ниже у лиц с преобладанием возбуждения по внешнему балансу. Подобное можно отметить и в отношении латентного времени напряжения и расслабления мышц, выигрывая в скорости расслабления (при наличии инертности торможения), спортсмен может отставать от других в скорости сокращения. Время сложной двигательной реакции оказалось самым большим у спортсменов со средней силой нервной системы, а меньше - у лиц с сильной и слабой нервной системой. Чаще всего это связано с тем, что время сложной реакции складывается из двух компонентов: времени простой реакции и времени "центральной задержки", причем эти два компонента имеют разные связи с одним и тем же свойством нервной системы. Так, центральная задержка длительнее у лиц со слабой нервной системой в сравнении с лицами, имеющими более сильную нервную систему.
Для практики спортивной деятельности немаловажно то, чем обуславливается наличие или отсутствие связей между различными психомоторными функциями. Наличие связей чаще обусловлено общей нейродинамической основой, но имеются и специфические компоненты.
В целом же способности, входящие в одну и ту же группу (скоростные, силовые, на выносливость), но имеющие различную структуру, включают в себя разные психологические особенности, выступающие в качестве задатков.
Конечно, успех спортивной деятельности определяется не только максимальной реализацией имеющихся способностей, этому в полной мере должны способствовать волевые проявления, мотивационные установки, а также знания, умения и навыки. Главный же фактор, способствующий реализации двигательных способностей, это соответствие им выбранного вида деятельности. Определяющими в этом случае являются свойства нервной системы, выступающие в качестве задатков двигательных способностей.

В заключение следует отметить, что на фоне решения вопроса о структуре способностей появляется возможность приблизиться к пониманию развития способностей как основной проблемы психодиагно стики. Сегодня чаще говорят о способностях как о продукте прижизненного формирования. Решающим фактором в этом случае выступают обучение, воспитание, тренировка, которые как бы ведут за собой развитие.
4.Психологическая подготовка
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи. Психологическая подготовка к выполнению конкретной задачи — это воздействие на личность, группу с целью настройки на ее выполнение и создание субъективных условий для эффективного использования и проявления знаний, навыков, умений, способностей, других качеств в процессе предстоящей деятельности. Психологическая подготовка должна отражать психологическую структуру предстоящей деятельности. Психологическая подготовка спортсмена, врача, учителя, юриста, художника, инженера, руководителя имеет свои особенности. Есть и общие черты в психологической подготовке представителей разных профессий и специальностей. Они связаны с качественными характеристиками мышления, воли, мотивов, чувств, знаний, навыков, умений, нравственных черт человека.
5.Психологическая подготовка в регби и регболе
Впервые проблема психологической подготовки спортсмена была выдвинута в отечественной психологии спорта в 1956 г. на I Всесоюзном совещании по психологии спорта, и этот раздел подготовки стал рассматриваться как составной в комплексном педагогическом процессе и получил название психологической подготовки. Тем не менее наметился ряд противоречий, которые отражают характер и динамику развития современного спорта и реализацию научных достижений в сфере психологической подготовки спортсменов высокого класса.

Во-первых, в настоящее время спорт достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнований определяется в значительной степени факторами психической готовности спортсмена.
Во-вторых, неуклонный и значительный рост спортивных достижений, рекордов, характерный для видов спорта, показывает недостаточность трех видов подготовки (физической, технической, тактической). Современные спортивные соревнования требуют от участников высокой функциональной готовности, в том числе и психомоторной.

В-третьих, существенную роль в обеспечении психической готовности спортсмена играет духовное развитие личности, проявление ее психологических особенностей, таких, как направленность (потребности, интересы, убеждения), темперамент, характер и способности.

В молодом российском виде спорта - в регболе ("борцовский баскетбол") (первый чемпионат России по регболу состоялся в октябре 1999 г.) существует своя специфика психологической подготовки. Регбол как спортивная дисциплина объединяет два вида спорта регби и баскетбол, а команду игроков составляют борцы (представители классической и вольной борьбы, самбо, дзюдо), которые закончили свою спортивную деятельность на ковре, но имеющие желание и возможность продолжить свою спортивную карьеру. Борцы-игровики, ранее относящиеся к единоборствам, а теперь вступившие в игровой вид деятельности регбол, испытывают трудности в адаптации, связанные с переходом из индивидуального к групповому виду спорта. В этой связи особо актуальна проблема психологической подготовки в регболе - новой спортивной дисциплине.

Анализ специальной литературы [Пуни А.Ц., 1970; Родионов А.В., 1977, 1995; Рыжонкин Ю.А., 1983; Портнов Ю.М., 1996 и др.] позволяет выделить основные особенности психологической подготовки в командных играх:

* комплексный подход к формированию и развитию психических качеств, присущих квалифицированному спортсмену-игровику;
* оптимизация социально-психологического климата и создание благоприятной нравственной атмосферы в команде;
* создание оптимальных условий для адаптации спортсменов к интенсивным и напряженным нагрузкам тренировок и соревнований;
* регуляция психических состояний спортсменов в экстремальных условиях деятельности;
* оптимизация процесса психического восстановления после тренировочных и соревновательных нагрузок.

К недостаткам психологической подготовки, на практике в регболе, можно отнести следующие:

* недостаточное знание тренерами свойств личности спортсмена и социальных механизмов команды;
* недостаточное специфичное использование средств психорегуляции, перенесенных из единоборств в игровую форму деятельности;
* недостаточный учет при выборе средств психорегуляции индивидуально-психологических особенностей спортсменов.

Знание типологических особенностей и модельных характеристик психики борцов-игровиков поможет индивидуализации подготовки спортсменов, позволит дать рекомендации по совершенствованию общей и специальной подготовки, что в конечном счете приведет к достижению стабильных и прогнозируемых результатов.

Что такое психическая устойчивость?

Психическая устойчивость относится к психологическим навыкам игрока, которые во многом определяют его возможности. Но что означают эти навыки? Вот один из путей понимания, что такое психологические навыки - давайте подумаем о том, какие качества нам хочется видеть, у своих подопечных. Задайте себе вопрос: “Какие характеристики, относительно психологии игрока, Вас интересуют?” Например, такие качества игрока как: концентрация под давлением, мотивация к тренировкам/ к действиям или уверенность.

Возможно ли тренировать психическую устойчивость? Психическая устойчивость часто рассматривается в каждодневных разговорах, как некое иллюзорное качество, доступное только некоторым спортсменам очень высокого уровня. И напротив, мнение людей, работающих в спортивной психологии, состоит в том, что такая устойчивость поддается тренировкам.

В тоже время, нужно отметить, что методы развития психологических навыков сегодня не имеют широкой известности. Часто игроки развивают свои психологические навыки параллельно со своим игровым опытом, проходя длинный путь проб и ошибок. Долгое время они пробуют применять различные техники, продолжают использовать то, что срабатывает и изменяют, то, что не работает.

Практическая спортивная психология работает над укреплением психической устойчивости с тренерами и игроками, используя уже проверенные практикой методы. Спортивная психология ставит перед собой несколько целей, проводя обучение психологическим навыкам, она пытается повысить уровень работоспособности и в то же время повысить уровень удовольствия, от проделанной работы. Наиболее известные способы психологического воздействия в спорте, это установки на цель, самовнушение и работа с воображением.

Элементы программы работы над психическим состоянием могут выглядеть так же просто, как и подобранные вами физические упражнения. Вместе они дадут комплекс приведения игрока в готовность (физически и психологически) перед матчем, а также помогут встряхнуть игроков в момент их возвращения на поле после перерыва. Такая работа должна включает в себя выполнение некоторых ключевых установок, которые игроки должны выполнить на поле, физически и в своем сознании (например: создав образ действия в своем воображении или проведя небольшое самовнушение).

Как много времени игрок должен тратить на освоение психологических навыков?

Количество времени, которое игрок должен потратить на его психологические навыки, напрямую зависит от его понимания важности, влияния этих навыков на его игровые возможности. Один из способов определения баланса подготовки игрока, состоит в том, что игрок должен сам спросить себя: "Как много времени я трачу на то, что бы подготовить своё тело к соревнованиям (фитнес, техника, сила)? А затем задать себе ещё один вопрос: “ А как много времени я трачу на подготовку своего психологического состояния (мотивация, уверенность, концентрация)?”. Несмотря на то, что такие аспекты психологической подготовки, как уверенность и концентрация, играют большую роль в достижении своих лучших возможностей, большинство игроков находят, что тратят почти все своё время на физическую часть своей подготовки, пренебрегая психологической. Это не значит, что игрок должен тренировать свои психологические возможности больше чем свои двигательные навыки, но это означает, что психологическая подготовка, должна иметь свое место.

Что я могу сделать как тренер?

Обычно, самый эффективный метод работы спортивного психолога профессионала - консультирование тренеров. Так как обычно такие статьи читают тренеры, я хочу остановиться на двух тренерских стратегиях, в работе над психической устойчивостью игроков.

Стратегия 1 – Открытое и честное общение. В моих исследованиях регбисты всегда настаивали на открытых и честных отношениях. В отношениях внутри команды, тренер иногда сталкивается с вопросами, которые при неправильном подходе могут иметь негативные последствия, как для игрока индивидуально, так и для всей команды. В Регби такое часто имеет отношение к селекции. Игроки часто чувствуют себя потерянными в регбийной среде, если на них не пал выбор тренера. Если решение тренера не сопровождается его понятным объяснением, игрок может потерять уверенность в себе (нарушение психической устойчивости), в своих возможностях и потерять веру в тренера. Плохое взаимопонимание, может привести к чувству несправедливости и появлению у игрока чувства недооценки его возможностей, что в свою очередь может привести к полной потери мотивации, веры в тренера и замкнутости. В то же время правильно построенные взаимоотношения в команде между игроками и тренером, признаются, как очень ценное достижение и является основой успеха многих команд. Многие тренеры ищут подходы к этому вопросу.

Некоторые ключевые тезисы для построения взаимопониманий тренера с игроками:
- Составьте список вопросов, которые вы хотите затронуть. Это поможет быть уверенным, что вы ничего не забудете.
- Выражайтесь проще. Часто три новых сообщения являются пределом усвоения информации. Перегрузка информацией может привести к не восприятию смысла послания.
- Следите за уместностью информации в вашем общении. Например, игрок может быть смущен, после обсуждения с тренером вопроса о его не привлечении, если тренер будет гораздо больше говорить о его положительных качествах, чем о его недостатках.
- Выслушайте игрока и постарайтесь понять его проблемы.
- Постарайтесь вовлечь игрока в сознательное участие в разговоре. Это лучше всего помогает наладить взаимопонимание.
- Старайтесь найти понимание. Обсуждайте с игроками перспективы. Понимание ими ваших проблем, поможет им отнестись с пониманием к вашей точке зрения и наоборот.
- Говорите о самой проблеме, но не связывайте проблему с игроком. Дайте понять, что любая критика относится к действиям игрока, но не к его личным качествам. •

Стратегия 2 – Симуляция игровых условий. Симуляция соревновательных условий и игрового давления, является ключевой стратегией в формировании психической устойчивости игрока. Уверенность приходит, в первую очередь, после физической практики, так как к игроку приходит понимания того, что он успешно справлялся с данной задачей в прошлом. Тренер, может способствовать этому, создавая тренировочные ситуации с большим игровым давлением. Например, многие тренеры используют упражнения, в которых, три игрока атакую двух, на умышленно зауженном пространстве, усложняя условия принятия решения и возможность исполнения. Использование метода симуляции игрового давления, может применяться шире, например, в работе над ударом по воротам, игра с уменьшенным количеством игроков, игра в защите в борьбе с реальным сопротивлением в схватке и игра под пристальным контролем настоящего рефери. Важно сделать ситуацию как можно ближе к игровой.

А как быть с индивидуальными навыками игрока?

Игроки могут работать над своими психологическими навыками индивидуально. Психологические навыки могут развиваться различными методами. Возможно при помощи воображения – построение воображаемой модели действий, самовнушения – обращение к самому себе, установка на цель – определение цели для каждого действия, об этом мы говорили раньше. Описать все возможные приемы в одной статье не возможно. Как пример, можно рассмотреть – самовнушение, обращение к самому себе. Этот прием проверенное средство, укрепления психической устойчивости. Он подразумевает, что игрок дает сам себе некоторые инструкции во время игры. Это могут быть простые инструкции касательно техники. Например, игрок перед пробитием мяча по воротам, произносит и выполняет следующее: "Голова вниз, нога провожает мяч в цель". Эта процедура поможет игроку сконцентрироваться на технике удара, а не на важности результата. В такой же ситуации, игрок перед ударом, может сказать себе: "Я удачно бил с этой дистанции уже сотню раз… " и это поможет ему поднять свою уверенность перед важным ударом.

Как быть с психической устойчивостью команды в целом?

Существуют признаки, которые определяют высокую командную устойчивость. Например, некоторые команды обладают ярко выраженной сплоченностью в игре под сильным давлением соперника. Упражнения на работу " В команде", часто упоминаются в спортивной психологии, как работа на сплочение группы. Есть так же и другие факторы сплоченности, например социальный или как игроки взаимодействуют между собой в социальной сфере. Сплачивающая работа, однако, наиболее близка тренерам, так как она напрямую связанна с тем, что игроки делают на поле. Существует несколько путей построения таких заданий имеющих цель сплотить группу. Например, построить задание, так что бы его выполнение, требовало хорошей коммуникации и взаимопонимания среди членов группы. Такие командные упражнения могут помочь не только всей команде в целом, но и отдельным игрокам, у которых ярче начинает проявляться уверенность и мотивация.
6.Техническая подготовка регбистов
Техническая подготовка регбистов имеет свою специфическую направленность, но кроме того она тесно взаимосвязана и с тактической подготовкой. Трудности заключаются в том, что индивидуальные и групповые технические действия формируются и совершенствуются с учетом основ тактической деятельности и это определенным образом влияет на осуществление основных технических приемов.

Одной из характерных особенностей технической подготовки в регби является то, что в одном случае тренеру необходимо добиться от игроков овладения техническими действиями и приемами и довести их до автоматизма, с тем, чтобы в игровых ситуациях внимание регбиста было направлено на тактическую сторону его деятельности, а в другом случае она должна быть вариативной.

Первого добиваются непосредственно в тренировочном процессе путем систематического овладения необходимыми индивидуальными и групповыми (линейными) техническими действиями, а второго — применяя условия, близкие к соревновательной деятельности. Активность противника может усиливаться или ослабляться в соответствии с ростом спортивного мастерства игроков. Для поддержания высокого уровня выполнения вариативных технических действий и приемов необходимо на тренировках использовать оптимальное противодействие.

У квалифицированных регбистов уровень технической и тактической подготовленности довольно высок, поэтому в тренировочном процессе необходимо подбирать средства и методы, которые поддерживали и совершенствовали бы его.
В связи с этим, основываясь на опыте зарубежных и отечественных специалистов, нами были выделены следующие направления, в которых должна вестись технико-тактическая подготовка квалифицированных игроков в регби:

• расширение возможностей игроков;
• взаимозаменяемость;
• ситуационные тренировки;
• повышение теоретических знаний в области спортивной тактики;
• совершенствование умений и навыков командных и линейных тактических действий;
• совершенствование в гибкости использования тактики;
• максимальное развитие у игроков способности быстро переключаться с одних действий на другие;
• составление тактической схемы ведения игры;
• моделирование выбранного способа ведения игры в тренировочном процессе; новаторство в игре.

Для облегчения путей внедрения и практического применения в учебно-тренировочном процессе команд по регби вышеуказанных направлений, мы считаем необходимым обратить внимание тренеров на их особенности, и учесть следующие аспекты, касающиеся каждого направления в отдельности.
Расширение возможностей игроков.

Игроков из большей части команд можно отнести к одной из трех категорий. В первой — несколько талантливых игроков, которым не нужно ничего, кроме правильных указаний. Во второй — надежные, всегда хорошие игроки, имеющие большой потенциал развития. И, наконец, в третьей — остальные игроки, которые могут на определенных ролях технично играть, но не имеют данных для достижения выдающихся результатов. Помимо объединения имеющихся в команде исполнителей в сильную линию, задачей тренера является перевод как можно большего количества игроков из второй категории в первую. Это во многом вопрос реализации потенциальных возможностей игроков.Взаимозаменяемость.

7.Стратегия и тактика регби
.
Стратегия – это действия команды в течение нескольких фаз игры. От схватки до схватки. Или еще дольше.

Тактика – это действия команды в пределах одной фазы игры. От рака до рака, например.

Техника – это действия конкретного игрока. Пас, финт, удар ногой – навыки.

Ну и еще есть «ключевые факторы». Это составные элементы техники. Спинка прямо, руки перед собой, вход с боку, обхват, контакт плечом, толчок ногами… Получите грамотный захват.

Поставим себе вопрос – «какова цель атаки»?

Принципы регби отвечают: двигаться вперед, сохраняя при этом владение мячом.

Как мы можем двигаться вперед? Неся мяч или с помощью ударов ногой. Ногу сейчас не рассматриваем. В любом случае, атакующая команда должна быть сильнее, чем защита. Тогда будет продвижение за линию преимущества. Какие варианты превосходства могут быть? Вот они:
Игроков в атаке больше, чем защитников (на локальном участке поля). 3 в 2, например.
Быстрые игроки против медленных. Крайний спокойно обойдет столба.
Большие игроки против маленьких. Тот же столб продавит крайнего.
Сильные игроки против слабых.

Теперь давайте подумаем, из чего складывается стратегия игры?

Реалии игры подсказывают нам, что не все участки поля одинаковы:
Вдоль поля есть 4 зоны игры. Хотя, Вы можете выбрать другое число. Это зона наших 22, от 22 до центра, от центра до чужих 22 и зона чужих 22.
Поперек поля есть 3 основных канала: первый канал (от рака до 10), второй канал (от 10 до 13) и крайний канал (от 13 до бровки).

Какими способами мы можем преодолевать линию преимущества? Оказывается, что не так уж и много:
Силовой контакт. Индивидуальный или игра через мол.
Индивидуальный финт. Очень хорошо получается у островитян и Робинсона.
Пас лишнему игроку перед защитой. Сейчас не обсуждаем, откуда он взялся.
Пас из захвата. Так называемый «офлоад». Отличная вещица!

Вот и все. 3 варианта выбора канала (может быть и 6, если учитывать обе стороны) и 4 типа продвижения. Ну и еще можно установить критерий «цель фазы»: игра на сохранение, стягивание и быстрый вывод, т.е. «подготовительная фаза», или игра на преодоление линии преимущества. Давайте назовем её «проникающая фаза». И не дай Бог игроку первой линии геройствовать и до последнего пытаться пройти тогда, когда нужно просто стянуть защиту и надежно сохранить мяч.

Реальность игры диктует нам, что есть игра «от стандартов» и «открытая игра». Обычно команды топ-уровня играют 2-3 фазы от стандартов по заранее выбранной схеме, а потом стараются играть по ситуации и найти наиболее слабое место. Дирижирует игрой 10 номер. К этому можно добавить стратегию игры ногой, но об этом – отдельно. Пожалуй, здесь стратегия заканчивается. Можно перейти к тактике.

Тут появляется магическое слово «комбинация». Что это такое и с чем его едят?

Прежде всего, мы определили канал, в котором идет атака и нашу цель в этой фазе. Посчитаем, что в комбинации участвуют от 3 до 6 игроков. Дальше мы должны предложить противнику нашу расстановку, функциональные роли и линии движения.

И теперь мы подходим к самому главному – это принятие решения. А для того, чтобы принять решение, нужно иметь минимум 2 варианта продолжения. Ж0елательно, таких, что одновременно защититься против них не получится. И тогда мы, \
предложив начальное движение,
ждем реакции защиты,
а потом выбираем удобное нам продолжение.

В подготовительной фазе этого может не быть, а вот в проникающей – обязательно.

Начнем с возможных ролей игроков:
Пасующий. Тот, кто переводит мяч в выбранный канал. Обычно это 9 и 10.
Плеймейкер. Тот, кто делает последний пас перед контактом или прорывом. Дело в том, что этот пас довольно сильно отличается от паса пасующего.
Страйкер. Тот, кто пробивает линию преимущества.
Приманка. Игрок, выполняющий ложное движение и уводящий защиту.
Продольная и поперечная поддержка. Те, кто держит в напряжении защиту, первыми поставит рак или получит мяч после прорыва первой линии защиты.

В тонкости расстановки мы сейчас вдаваться не будем. Широкая, узкая, 2х эшелонная и т.д. Отметим лишь, что расстановка и линии движения должны обеспечивать 2 или более продолжений. Линии движения тоже легко классифицируются:
по направлению: прямо, к игроку, от игрока, по дуге и т.д.
по темпу: игрок бежит первым, вторым или третьим темпом.

Обычно, команда имеет несколько наигранных комбинаций. Выбор той или иной – зона ответственности стратега (10 номера) в зависимости от места на поле, ситуации, действий противника и своих возможностей.

Естественно, игроки должны обладать техническим мастерством, чтобы реализовывать все это. Вспомнив основой принцип обучения игре «от общего к частному», можно предложить методику обучения:
сначала игроки должны понимать, по какой стратегической схеме они играют в данный момент. Например: «от схваток в чужих 22 мы делаем подъем, 2 удара в первом канале в широкую сторону, а потом гоним мяч до крайнего, который должен пробиться в районе 15 метровой линии. Если его захватили – делаем еще 2 удара в сторону бровки.» В 90% случаев вы или занесете, или потеряете мяч, или против вас играет команда All Blacks и тут уже ничего не поможет.=)
Потом каждый игрок определяет свою функциональную роль в локальной тактической комбинации и согласует её с товарищами. «Я делаю второй удар, иду в контакт, а ты и Петя – быстро отыгрываете рак».
Ну и наконец – техническое исполнение. Ножки согнуты, взгляд на противника, руки на мяче, взрыв, мяч в дальнюю руку, 2 секунды быстро перебирать ножками, потом сложиться, выложить мяч своим и не забыть прикрыть голову и почки. И бежать на следующую фазу, если силы есть.

Как Вы думаете, смогут ли игроки сыграть комбинацию, если они не знают своих ролей? А насколько эффективна комбинация, если она не укладывается в стратегическую линию игры? Просто так никто не даст Вам пройти линию преимущества. Для этого нужно провести большую работу.

Это общая концепция, что из себя представляет стратегия и тактика регби.

Мы советуем Вам именно с этой точки зрения посмотреть несколько регбийных матчей, желательно команд высокого уровня и определить, по какой игровой схеме они действуют. Какую схему выбирать для своей команды – вопрос отдельного обсуждения, и мы к нему обязательно вернемся. Надеюсь, что скоро мы выложим несколько практических материалов, демонстрирующих пользу этого подхода.
8. Специфика регби
В американском футболе игроки в касках с какими-то намордниками и больших защитных эполетах на плечах, что делает их похожими не то на космонавтов, не то на водолазов.
В регби ничего этого нет. Форма обыкновенная - как у футболистов. Однако обе эти игры весьма жесткие и даже огрубелые. И чисто мужские. . Если иметь в виду регби как спорт. Впрочем по сравнению с гандболом и, тем паче, женским боксом или дзюдо, регби ничуть не страшнее.
Как спорт регби очень развивает и много требует. В этом он не уникален. Зато категорически требует регби огромно. В особенности подготовки, выносливости, силы, скорости и ловкости. Специализированная техника - само собою. И еще терпение, выдержка, упорство и иные: волевые и психо-эмоциональные качества.
Однако в регби весьма отчетливо проявляется игровая специализация. Это означает, что быть суперменом, обладающим всем набором качеств, совсем не непременно. Да этих регбистов и игроков вообще не так уж и немало.
В регби кто-то может с высокой быстротой бегать, кто-то таких бегунов оперативно ловить или беречь от атак конкурентов, кто-то, как танк, таранить активную оборону оппонента или соперничать стена - на стенку. В общем, специфика регби разрешает вести игру людям различным. При этом даже на высоком спортивном и высоком уровне вести игру вероятно без какой-то специальной особенной подготовки.
Однако, естественно, без замечательно хорошего здоровья, атлетической и общей физической и активной подготовки там делать нечего.
Для тех, кто с регби вообще не знаком, объяснить специфику игры весьма тяжко. В общем это как бы футбол и гандбол вместе взятые. Плюс силовые приемы как в хоккее. И практически безразмерные ворота. Количество спортсменов в командах может немного оказаться разным.
В целом регби - любопытная, зрелищная игра, однако, у нас так себе известная.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книга-регби на высоких скоростях и сайт Академии регби
1.ref.by/refs/54/12225/1.html
2.psyhodic.ru/arc.php?page=3142
3.rugbysport.ru/
4.prorugby.ru
5.sportaim.ru/index.php/igrovie/rugby
atletikaklub.ru/ur_n/gl10.htm
и другие интернет источники


Подать заявку на покупку Контрольная по Психологии

Ваше предложение по стоимости за работу: