На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ В РФ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 23.9.2013. Сдан: 2011. Страниц: 53. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические аспекты исследования производства транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности 6
1.1 Производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура 6
1.2 Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране 9
1.3 Показатели оценки состояния производства транспортных средств и оборудования в стране 12
2 Особенности развития производства транспортных средств и оборудования 23
2.1 Общая характеристика производства транспортных средств и оборудования в России 23
2.2 Тенденции и факторы развития производства транспортных средств и оборудования в России 28
2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в стране 34
3 Перспективы развития транспортных средств и оборудования в России 38
3.1 Стратегические направления развития производства транспортных средств и оборудования в стране 38
3.2 Основные направления государственной политики в сфере производства транспортных средств и оборудования 43
Заключение 47
Список использованных источников 51


ВВЕДЕНИЕ

Производство транспортных средств и оборудования - это уникальная отрасль промышленного производства, определяющая уровень развития не только всех остальных отраслей промышленности, но и всей экономики в целом, фундамент экономического развития, на котором возможно развитие всех остальных секторов и отраслей. Производство транспортных средств и оборудования по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития производства транспортных средств и оборудования является одним из важных показателей уровня развития страны. Производство транспортных средств и оборудования определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает транспортными средствами и оборудованием все отрасли экономики. Продукция данной отрасли является третьей статьей российского экспорта, именно поэтому исследуемая тема курсовой работы сегодня особенно актуальна.
В курсовой работе рассматривается структура производства транспортных средств и оборудования как одна из основных составных частей производственного комплекса России, поэтому в работе нередко рассматриваются как показатели производства транспортных средств и оборудования в целом, так и показатели по конкретным отраслям и анализируется их развитие и структура.
В первой главе описывается значение производства транспортных средств и оборудования, его место в народнохозяйственном комплексе, взаимосвязь с другими отраслями народного хозяйства путём анализа нескольких статистических данных: число предприятий, численность производственного персонала, объём выпуска продукции и индекс промышленного производства, также в главе рассматриваются общие закономерности и принципы размещения предприятий, производящих транспортные средства и оборудование, где более подробно анализируется влияние конкретных факторов: сырьевой, потребительский, трудовой, транспортный и т.д.
Во второй главе анализируется динамика объемов производства, расположение главных предприятий, производящих транспортные средства и оборудование, а так же более подробно рассматриваются такие показатели, как: экспорт, импорт машин и оборудования, динамика затрат, общий объём производства и т.д.
В третьей главе анализируются проблемы развития в современных условиях и возможные пути их решения, рассматриваются целевые программы конкретных видов производств, а также перспективы развития отрасли с позиции научно-технического прогресса и передового отечественного и зарубежного опыта.
Цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать комплекс производства транспортных средств и оборудования в России на современном этапе его развития, определить его роль, специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед его развитием. Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
1) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру производственного комплекса транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности;
2) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране;
3) Выявить тенденции и факторы развития машиностроительного комплекса в России;
4) Обосновать стратегические направления развития и обозначить основные направления государственной политики в сфере машиностроения.
Объект исследования - производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности, осуществляемый в рамках национальной экономики. Предмет - тенденции, факторы и перспективы развития производства транспортных средств и оборудования.
В работе используются материал из таких источников как курсы лекций, книги, учебники, журналы, статистические сборники и данные из Интернета. Преимущественно теоретическая основа состоит из учебников и книг по экономической и социальной географии, а также по экономике машиностроения. Цифровой материал заимствован из статистических сборников, электронные варианты которых находятся в Интернете.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 49 страницах машинописного текста, и включает 4 рисунка, 7 таблицы. Список литературы состоит из 16 источников.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Производство транспортных средств и оборудования как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
Производство транспортных средств и оборудования - ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что предприятия, производя транспортные средства и оборудование в государственных целях, создают машины и оборудование, используемые в других отраслях и, тем самым, создают условия для развития всех других отраслей промышленности; обеспечивают занятость значительной доли трудовых ресурсов; являются отражением степени развития производительных сил в регионе; дают существенный толчок развитию прогрессивных технологий. Можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса [8, с. 170].
Производство транспортных средств и оборудования отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании, его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны в целом.
Выпуская транспортные средства оборудование, предприятия реализуют достижения научно-технического прогресса, обеспечивают комплексную механизацию и автоматизацию производства. На них приходится более 1/4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой промышленностью продукции.
Структура отечественного комплекса производства транспортных средств и оборудования характеризуется явным преобладанием производства средств производства для тяжелой индустрии и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.
Спад производства в производстве транспортных средств и оборудования, происшедший при переходе к рыночной экономике охватил, прежде всего, те отрасли, которые дают преимущественно технологическое оборудование для хозяйства. В то же время производство транспортных средств и оборудования обладает необходимым производственным потенциалом для выпуска автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, горнорудного и металлургического оборудования. Несмотря на кризисную ситуацию, относительную стабильность и рост показывает, например, автомобильная промышленность (Приложение А). [3, с. 32].
Производство транспортных средств и оборудования представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции, оно делится на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное производство машин и оборудования, производство технологического оборудования для промышленности и другие группы.
Производство транспортных средств и оборудования может быть рассмотрено по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоемкость выпускаемых изделий и одновременно - степень автоматизации механической обработки и сборки. Сейчас она представлена отчасти специализированными предприятиями, в большинстве же своем - раздробленными цехами и участками при заводах самого разного профиля.
Также стоит отметить возрастающую долю предприятий, производящих транспортные средства и оборудование в РФ (в 2005г. по сравнению с 1971г. увеличилась на 10%). Рост выпуска продукции и сокращение промышленно-производственного персонала даёт понять, что развивается механизация и автоматизация производства, что влияет на общее развитие НТП в России (Приложение Б). [7, с. 29].
Также видно, что при существенном подъеме объема промышленной продукции виден и рост производства транспортных средств и оборудования как существенной её части (рис. 1).

Рисунок 1 - Объем промышленной продукции, млн.руб.
С точки зрения особенностей размещения производства и рассмотрения технологического процесса отрасли производства транспортных средств и оборудования классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение.
Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок.
Общее машиностроение представлено такими отраслями, как: железнодорожное машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, ракетно-космическая отрасль[4, с. 162].
Общее машиностроение отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служит одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного хозяйства, оно реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
Для развития транспорта особую важность имеет именно группа отраслей общего машиностроения, она поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение). Огромное влияние оказывает она и на другие отрасли народного хозяйства.
В среднее машиностроение входят многочисленные предприятия, специализирован­ные по стадиям технологического процесса, с широким развитием ко­оперирования и разнообразными вариантами размещения производства. В состав среднего машиностроения входит, например, автомобильная промышленность. [4, с. 162].

1.2 Факторы и условия функционирования и развития производства транспортных средств и оборудования в стране
Развитие и размещение производства транспортных средств и оборудования базируется на тех же принципах, что и все отрасли народнохозяйственного комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических факторах, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей этого комплекса. Факторы, непосредственно определяющие развитие и размещение производства транспортных средств и оборудования: природные условия, география природных и сырьевых ресурсов; объемы капитальных вложений, источники их финансирования; специализация и уровень развития хозяйств экономических районов; базовый уровень развития науки и техники; пути сообщения и транспортная сеть; трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации; форма организации производства; масштабы и структура потребления продукции; транспортабельность сырья и готовой продукции; экологическая обстановка в регионе.
Трудно представить себе современное производство транспортных средств и оборудования без широкого внедрения научных разработок. Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения предприятий, производящих машины и оборудование [10, с. 73].
С точки зрения трудоёмкости производство транспортных средств и оборудования характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство транспортных средств и оборудования требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей производства транспортных средств и оборудования тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры (табл.1).
Таблица 1 - Степень влияния конкретных факторов на размещение
Сырьевой фактор Трудовой фактор
Тяжелое производство решающее значение
Производство локомотивов сильное значение слабое значение
Производство судов слабое значение
Производство автомобилей решающее значение
Размещение предприятий, производящих машины и оборудование находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего, от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и коопериро­вания. По характеру технологического процесса многие отрасли производства транспортных средств и оборудования тяготеют к районам высокой технической культуры, обла­дающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции [2, с. 104].
Следует подчеркнуть, что в общем и среднем машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продук­ции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностро­ительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производст­во), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические за­воды получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями.
В тесной связи с научно-техническим прогрессом находится общественная организация производства, которая выступает таких формах как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.
Концентрация производства оказыва........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабурин В.Л., Даньшин А.И., Елховская Л.И. География Российского порубежья: мы и наши соседи: Учебное пособие для средней школы [Текст] . - М.: Инфра-М, 2011 - 389 с.
2. Вавилова Е. В.Экономическая география и регионалистика [Текст] . - М.: Гардарики, 2010. - 148 с.
3. Воронов А.А. Машиностроение - основа российской промышленности[Текст] // Машиностроитель. - 2011. - №12. - С.32-33.
4. Дронов В.П., Ром В.Я. География России: Население и хозяйство [Текст] - М.: Дрофа, 2009. - 384 с.
5. Зверев Ю.М. Экономическая география и регионалистика. Учебно-методический комплекс[Текст] М.: МЭИ. 2006. 92 с.
6. Копылов В.А. География промышленности России и стран СНГ [Текст] - М. Маркетинг, 2011. - 184 с.
7. Минаков И. А., Неуймин С. К. Экономическая география и регионалистика [Текст] - М.: Учебная книга, 2010. - 432 с.
8. Миронов М.Г., Загородников С.В. Экономика отрасли (машиностроение) [Текст] - М.: Эксмо, 2009. - 320 с.
9. Морозов А.Н. Ситуация в машиностроении России // Промышленные ведомости [Текст] - 2009. - №6. - С.18-21.
10. Пелих А. С., Баранников М. М. Экономика машиностроения [Текст] - Р-на-Д.: Феникс, 2004. - 256 с.
11. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник [Текст] - М.: Госкомстат, 2008. - 399 с.
12. Сорокин Н.Т. Проблемы и тенденции развития российского машиностроения // Автомобильная промышленность [Текст] - 2005. - №1.- С.2-4
13. Урманов И.И. Машиностроение в России // Тезисы конференции «Резервы ускорения экономического роста и удвоения ВВП» [Текст] 2011г. - С.63-65.
14. Экономическая и социальная география / Под ред. А. Т. Хрущева - 2-е изд. Стереотип [Текст] - М.:Дрофа, 2002. - 672 с.
15. Портал машиностроения. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
16. Россия в цифрах и картах. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
17. Инвестиционные возможности России [Электронный ресурс].// Режим доступа www.ivr.ru
18. Российская федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru
19. МИНПРОМТОРГ России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.minprom.gov.ru
20. Экспертный канал «Открытая экономика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.opec.ru
21. Новости ONLAIN. [Электронный ресурс]. Режим доступа: kommersant.ru




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.