На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 23.09.2013. Страниц: 39+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду 7
1.1. Понятие общения и коммуникативных умений 7
1.2. Особенности развития общения и коммуникативных умений в раннем возрасте 15
1.3. Игра как средство развития коммуникативных умений у детей раннего возраста 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду 30
2.1. Изучение коммуникативных умений детей раннего возраста 30
2.2. Система работы по развитию коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду 33
Выводы по второй главе 37
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 44


Введение

Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общениис другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
Выбирая общение объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду (компьютерная сеть, телевизионные мосты и т.д.), возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты. В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.
Признание самоценности раннего возраста и отношение к нему как уникальному периоду развития личности определило задачу расширения возможностей каждого ребенка для компетентного выбора своего жизненного пути, который будет определяться личностной ориентированностью на другого человека, осведомленностью в правилах осуществления общения, активностью в разных видах деятельности.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка раннего и дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, A.B. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.
В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (A.B. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень его деятельности (З.М.Богуславская, Д.Б. Эльконин).
Изменение отношения к раннему детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности, ощутить чувство психологической защищенности.
В психолого-педагогических исследованиях доказывается, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, C.B.Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (J1.H. Башлакова, Т.И. Ерофееева, A.A. Рояк), деятельностью и достижением успеха в ней (P.C. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А.Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, C.B. Пете-рина).
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к раннему возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей раненго возраста. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативнойдеятельности и неразработанностью методики формирования данных умений.
Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы пути развития коммуникативных умений ребенка раннего возраста в современном детском саду?
С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Развитие коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду».
Цель исследования – разработать и теоретически обосновать содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных умений у детей, а предметом - содержание, средства и приемы формирования коммуникативных умений у детей раннего возраста.
При проведении исследования мы исходили из гипотезы, согласно которой формирование коммуникативных умений у детей раннеговозраста будет происходить наиболее успешно, если:
- содержание формируемых коммуникативных умений будет определяться с учетом возрастных особенностей развития детей раннего возрста;
- средством формирования коммуникативных умений будут выступать коммуникативные игры.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Конкретизировать содержание коммуникативных умений детей раннего возраста, критерии и показатели их сформированности.
2. Изучить роль игры в развитии коммуникативных умений детей раннего возраста.
3. Разработать систему работы по развитию коммуникативных умений у детей.
В ходе исследования применялись методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, оценка экспертов, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий).
Экспериментальная база исследования: МДОУ детский сад №460 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений у детей раннего возраста в детском саду

1.1. Понятие общения и коммуникативных умений
Общение - взаимодействие двух (или более/людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Необходимыми условиями, подтверждающими наличие настоящего общения, являются: способность к сопереживанию, умение отождествить себя с другим человеком, готовность принять другую точку зрения [1; с.106].
Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субъектность). Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, а партнер воспринимает его воздействия и отвечает на них.
Исследователи выделяют в общении три взаимосвязанных компонента:
 коммуникативная сторона общения (состоит в обмене информацией между людьми)......


Список литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.
2. Бертынь, Г.П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей [Текст] / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединска; под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. - 127с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М.: НЦ ЭНАС, 2003. - 136 с.
4. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.
5. Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослыми 6-летних детей с ЗПР [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Дефектология. 1988. - №1. - С. 68-72.
6. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
7. Злоказова, М.В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития [Текст] / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. - 2004. - №4. - С. 49-52.
8. Карпенко, Л.А. Категориальный анализ понятий общение и коммуникация [Текст] / Л.А. Карпенко // Мир психологии. - 2006. - №4. - С. 77-84.
9. Ковалев, В.В. Расстройства сознания и самосознания у детей и подростков [Текст] / В.В. Ковалев. - М.:ЦОЛИУВ, 1985. - 19 с.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
11. Коломинский, Я.Л., Панько Е.А. Личность шестилетнего ребенка [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько // Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 1988. – С.97-114.
12. Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания [Текст] / И.А. Коробейников // Дефектология. - 2004. - №1. - С. 54-60.
13. Коррекционная педагогика [Текст] / И.А.Зайцева, В.С.Кукушин, Г.Г.Ларин и др. - Ростов н/Д : МарТ, 2002. - 301 с.
14. Кулачковская, С.Е. Условия оптимизации положительного отношения воспитателя к ребенку [Текст] / С.Е. Кулачковская // Индивидуальный подход к детям в воспитательно-образовательном процессе детского сада / под ред. В.К. Котырло, С.Е. Кулачковской. - Киев: Радянська школа, 1989. - С. 10-20.
15. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст] / В.А. Лапшин. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
16. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Н. Лебедева. - М.: Классикс Стиль, 2004. - 72 с.
17. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Текст] / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - №3. - С. 15-27.
18. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.
19. Лисина, М.И. Общение ребенка со взрослым как деятельность [Текст] / М.И. Лисина // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. - М.: Просвещение, 1998. - 76 с.
20. Лисина, М.И. Развитие общения у детей в первые семь лет жизни [Текст] // Проблемы онтогенеза общения / М.И.Лисина. – М., 1986. – С.75-103.
21. Ломов, Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: Психологические проблемы социальной регуляции поведения [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М., 1976. - С.130-147.
22. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития [Текст] / И.Ф. Марковская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 28-34.
23. Мудрик, А.В. Социальная педагогика [Текст] / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2000. - 192с.
24. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с.
25. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии [Текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 688 с.
26. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития [Текст] / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
27. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст]: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков; под ред.И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. - 181 с.
28. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе [Текст] / под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
29. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст] / под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2000. - 272 с.
30. Основы специальной педагогики и психологии [Текст] / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
31. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. - 2003. - №6. - С.3-12.
32. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики [Текст] / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – С. 55-62.
33. Петровская, Л.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с.
34. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция [Текст] / под ред. У.В. Ульенковой. - СПб.: Питер, 2007. - 304 с.
35. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: НИИ шк. технологий, 2005. - 144 с.
36. Слепович, Е.С. Некоторые особенности общения дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.С. Слепович // Генетические проблемы социальной психологии / под ред. М.И. Лисиной, Я.Л. Коломинского. - Минск, 1985. - С.102.
37. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
38. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И.Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.
39. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / З. Тржесоглава. - М.: Медицина, 1986. - 194 с.
40. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст] / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.
41. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - Н.Новгород, 1994. - 230 с.
42. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с ЗПР [Текст] / У.В. Ульенкова. - М., 1990. - С.6-17.
43. Ульянова, И.А. Межличностные отношения детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания [Текст]: Автореферат дисс. . канд. психол. наук / У.В. Ульенкова. - СПб., 2003. - 12 с.
44. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
45. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - 291 с.
46. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Л. В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
47. Чернышева, Е.А. Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.А. Чернышева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. - №4. - С.31 - 32.
48. Шевченко, С.В. Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / С.В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С.3-9.
49. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.М. Шипицына. – СПб., «Союз», 2004. - 336 с.
50. Эльконин, Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте // Психология игры / Д.Б.Эльконин. – М., 1978. – С.169-270.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.