На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты изучения внимания и памяти у детей с общим недоразвитием речи

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 23.09.2013. Страниц: 30(не полный). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

1. Теоретические аспекты изучения внимания и памяти у детей с общим недоразвитием речи 3
1.1 Индивидуально-психологические особенности детей с ОНР 3
1.2 Особенности памяти у детей с ОНР 11
1.3 Особенности внимания у детей с ОНР 25
Выводы к 1 главе 29
Литература 30


1. Теоретические аспекты изучения внимания и памяти у детей с общим недоразвитием речи

1.1 Индивидуально-психологические особенности детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. ОНР может возникать при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии.
Исследованию психологических особенностей детей с общим недоразвитием речи посвящены работы Г.М. Жаренковой, Р.Е. Левиной Н.А Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др. Этими и другими авторами отмечено, что у детей с ОНР в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и словообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь [9; 20; 43; 44]. Ведущими признаками общего недоразвития речи являются позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.
Данные проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется ограниченно. Разговорная речь является бедной, малословной, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации она становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом (своеобразием) и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном на первый взгляд, понимании обращенной.
Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи. Существует два подхода к классификации общего недоразвития речи.
Первый подход – психолого-педагогический – был предложен Р.Е. Левиной [20]. В рамках этого подхода выделено три уровня речевой пато-логии, которые различаются по тяжести речевого дефекта и степени сформированности различных компонентов языковой системы.
Первый уровень характеризуется полным или почти полным отсутст-вием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребёнка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно два сильно искажённых предложения.
На втором уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путём употребления достаточно постоянных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать с взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако на этом уровне речевого развития связной речью практически не владеют.
Наиболее распространён у детей с ОНР третий уровень речевого развития. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин [20; 21].
Второй подход – клинический – представлен в работах Е.М. Мастюковой [22]. Она рассматривает общее недоразвитие речи трех типов:
1) Неосложненный дизонтогенетический вариант ОНР;
2) ОНР в сочетании с рядом неврологических и патопсихологических нарушений, – осложненный вариант ОНР;
3) ОНР вследствие моторной алалии речи является ведущим дефектом и при моторной алалии, и при дизартрии. При моторной алалии и при дизартрии некоторые компоненты речи имеют схожие признаки.
У детей первой группы имеют место признаки лишь ОНР без других выраженных нарушений нервно-психической деятельности. У этих детей отсутствуют локальные поражения центральной нервной системы. В их анамнезе нет четких указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов. Лишь у одной трети обследуемых при подробной беседе с матерью, выявляются факты нерезко выраженного токсикоза второй половины беременности и родов или длительной асфиксии в родах. В. этих случаях часто можно отметить недоношенность или незрелость ребенка при рождении, его соматическую ослабленность в первые месяцы и годы жизни, подверженность простудным заболеваниям.
Отсутствие парезов и параличей, выраженных подкорковых и мозжечковых нарушений свидетельствует о сохранности у них первичных (ядерных) зон речедвигательного анализатора. Небольшие неврологические дисфункции в основном ограничиваются нарушениями мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук, несформированностью праксиса кинестетического и динамического. Это преимущественно дизонтонтогенетический вариант ОНР [22].
У детей второй группы общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Это осложненный вариант ОНР церебрально-органического генеза, при котором имеет место энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. При тщательном неврологическом обследовании детей второй группы выявляется ярко выраженная неврологическая симптоматика, свидетельствующая о негрубом повреждении отдельных мозговых структур. Среди неврологических синдромов у детей второй группы наиболее частыми являются следующие:
- гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления);
- церебраастенический синдром (повышенная нервно-психическая ис-тощаемость);
- синдромы двигательных расстройств (изменение мышечного тонуса). Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей вто-рой группы выявляет у них характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные как самим речевым дефектом,......


Литература

1. Бадалян Л.О., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. – 1976. – №4. – С. 23–31.
2. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М.: Норма, 2007. – 208 с.
3. Блонский П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды. – СПб.: Питер, 2001. – 341 с.
4. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю – М.: Смысл, 1998. – 685 с. C. 296–368.
5. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
6. Выготский Л.С.Память и её развитие в детском возрасте //Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – М., 1984. – 961 с.
8. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006. – 96 с.
9. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1968. – № 8. – С. 63-67.
10. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Рома-нов. М.: Союзиздат, 1979. – 264 с.
11. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Норма, 1991. – 83 с.
12. Истомина З.М Развитие памяти: Учебно-методическое пособие. – М.: Союзиздат, 1978. – 345 с.
13. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978. – С. 50.
14. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. – М.: Академия. – 2005. – 196 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1988. – С. 134–139.
16. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. – Минск: Университэцкае, 1999. – 190 с.
17. Кулагина И.В. Возрастная психология. - М..: Просвещение, 1997. – 350 с.
18. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошколь-ное воспитание. – 1985. – №8. – С. 52-54.
19. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Де-фектология. – № 2. – 1975. – С.33-45.
20. Левина Р.Е. Избранные труды. – М., 1965.
21. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
22. Логопедия : Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : АРД, 1998. – 316 с.
23. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.
24. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти // Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008. – 646 с.
25. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка // М.: Изда-тельство Академии пед. наук. РСФСР. –547 с. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
26. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов.- М., 1999. - 268 с.
27. Маркова А.К. Соотношение между овладением слоговой структурой слова и лексико-грамматическим развитием у детей, страдающих алалией // Докл. АПН РСФСР, 1962. – №1. – С. 121-124.
28. Мастюкова Е.Н. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. – № 6. – С. 13-20.
29. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель-Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. – 489 с.
30. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
31. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
32. Орфинская В.К. Принципы построения диффе¬ренциальной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии: Ученые записки. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1963. – Т. 256. – С. 241-269.
33. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
34. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2002. – 287 с.
35. Петрова Е.А. и др. Возрастная и педагогическая психология.- М., 2003.-509 с.
36. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
37. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспитание. – 1986. – №3. – С. 30–33.
38. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. – М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с.
39. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
40. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1979. – №4. – С. 127–130.
41. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. – М.: «Академия», 1996. – 336 с.
42. Усанова О.Н., Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей с моторной алалией // Недоразвитие и утрата речи. – М., 1985.
43. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Союзиздат, 1989. – 339 с.
44. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недо-развитием речи в условиях специального детского сада. – М.: МГЗПИ, 1993.
45. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. – М: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
46. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе рабо¬ты при общем недоразвитии речи // Психо¬лингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. – 1997. – № 1. – С. 240-250.
47. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 649 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.