На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 23.09.2013. Страниц: 26(не полный). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 3
1.1. Особенности развития мыслительных операций в подростковом возрасте 3
1.2. Подходы, методы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения 15
Выводы по первой главе 25
Список используемой литературы 26


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования мыслительных операций у подростков в процессе обучения

1.1. Особенности развития мыслительных операций в подростковом возрасте
Совершенствование школьного образования предполагает обновление содержания и методов обучения. Это должно опираться на разработку широкого круга психологических проблем, связанных, в частности, с установлением условий, критериев и характеристик умственного развития подростков. Наиболее важными здесь выступают вопросы о том, какова основная линия развития мышления школьников по мере обучения в средних классах и какие качественные изменения претерпевает их мышление в этот период.
Анализ работ исследователей (Блонский П.П., Кабанова-Меллер Е.Н., Калмыкова З.И., Люблинская А.А., Менчинская Н.А., Пиаже Ж., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Смирнов А.А. и др.) показывает, что ученые изучали разные стороны мыслительной деятельности школьников: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация), формы мышления (суждения, умозаключения, понятия), процесс решения задач (его этапы и их взаимосвязь), виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) [9].
При этом использовались разные подходы. Одни авторы рассматривали мышление школьников многоаспектно. П.П. Блонский помимо развития видов мыслительной деятельности (понимание, наблюдение, объяснение), изучал изменение роли мышления в усвоении знаний (в частности в формировании понятий на разных этапах школьного обучения), изменение качеств мышления (широта, дисциплинированность, критичность), его форм (суждения, умозаключения) и содержания (соотношение в мыслях наглядных и абстрактных компонентов). На основе проведенных исследований он утверждал, что мышление в ходе обучения в школе становится более широким по объему (благодаря чтению), менее наглядным, более абстрактным, более детальным по содержанию, более дисциплинированным (доказательным, поскольку в школе дети приучаются использовать правила и закономерности), более обоснованным (т.е. более объективным) [1].
Еще более многоаспектным был охват разных сторон мышления школьников у М.Н. Шардакова, который изучал развитие у школьников операций мышления (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, классификации, систематизации) и его видов (действенного, образного, понятийного). В итоге он полагал, что развитие мышления школьников состоит в качественных изменениях действенного, образного и понятийного мышления, в изменении соотношения этих видов мышления в зависимости от содержания обучения (начальная школа или средняя школа), в совершенствовании форм мышления: анализа и синтеза, индукции и дедукции, классификации и систематизации.
Подобным образом представлял развитие мышления школьников А.А. Смирнов, который указывал, что в средних классах, по сравнению с начальными, в мышлении школьника просматриваются более явно тенденции к причинному объяснению явлений, все более развертывается умение обосновывать, доказывать, растет последовательность мышления, систематичность изложения, критичность суждений, умение найти ошибки в доказательствах и рассуждениях.
Другие авторы изучали развитие мышления школьников, выделяя в нем одну сторону, одну ведущую тенденцию, определяющую развитие всех других сторон. Так, С.Л. Рубинштейн считал, что в основе развития мышления в школьном возрасте лежит борьба содержания мышления с формой, утверждая, что «новое содержание сбрасывает неадекватную ему форму, а новая форма ведет к переоценке, преобразованию содержания: ведущим при этом является содержание» [7].
В целом рассмотрение работ, в которых авторы характеризовали мышление подростков, позволяет высказать следующие выводы.
В одной группе работ мышление учащихся средней школы рассматривается в полном возрастном диапазоне - с 10 лет (от начала пятого класса) до 17 (по окончании одиннадцатого класса). При этом развитие мышления характеризовалось в основном с количественной стороны: мышление «... становится более широким по объему..., менее наглядным, более абстрактным, более детальным по содержанию, более дисциплинированным..., более обоснованным...».
В другой группе работ развитие мышления школьников характеризовалось со стороны его качественных изменений. При этом период обучения рассматривался в этих случаях не в полном возрастном объеме учащихся средней школы: в основном брались средние классы (т.е. в экспериментах участвовали дети 10-14 лет).
Следует отметить, что возраст 10-14лет - особый период в развитии мышления в онтогенезе, поскольку именно в средних классах дети впервые приступают к изучению систематических курсов ряда дисциплин (математика, физика, химия, биология), где, в отличие от обучения в начальной школе, представлены подлинно научные понятия. Опираясь на эти понятия, школьники разрабатывают способы своих действий для успешного решения соответствующих задач [5].
Соотнесение теоретических знаний той или иной учебной дисциплины с предлагаемыми конкретными проблемными ситуациями создает благоприятные условия для понимания школьниками существенных оснований своих поисковых действий при решении задач. Это позволяет считать названные систематические курсы и в целом обучение в средних и старших классах решающим условием для формирования у школьников развитых форм теоретического мышления.
Рассмотрим более подробно, как происходит развитие мыслительных операций в подростковом возрасте.
Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке (таблица 1).
Таблица 1
Мыслительные операции
№ п/п Операция Характеристика
1 Анализ мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.......


Список используемой литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000. – 624 с.
2. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Монография / В.А. Аверин. – СПб., 1994. - 216 с.
3. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. - Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 1999. - 560 с.
4. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998. - 208 с.
5. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 144 с.
6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию / П.Я.Гальперин. – М.: 1976. – 120с.
7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 176 с.
8. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1 / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
9. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / В.В. Давыдов; под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167с.
10. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
11. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2002. – 330 с.
12. Дубровина, И.В. Психология: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
13. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, Владос, 1995. – С.5-18.
14. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова // Теория и практика воспитательных систем. – М.: Новая школа, 1996. – 340 с.
15. Корягина, О.П. Проблема подросткового возраста / О.П. Корягина // Классный руководитель. – 2003. - №1.
16. Кульневич, С.В. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.-метод. пособие для учителей, студентов / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - М.; Ростов н/Д: Творч. центр «Учитель», 2000. - 192 с.
17. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
18. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. - М.: Педагогика, 2000. - 216 с.
19. Макрушина, О.П. Взаимодействие школьного педагога-психолога с подростками и старшеклассниками / О.П. Макрушина // Вопросы психологии. – 2005. - №12.
20. Маленкова, Л.И. Воспитание в современной школе: книга для учителя-воспитателя / Л.И. Маленкова. - М., 2002. – 224 с.
21. Методика воспитательной работы: учеб. пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 144 с.
22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 345с.
23. Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2 Психология образования / Р.С. Немов. - М: Просвещение: Владос, 1995. – 456 с.
24. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева; под ред. С. А. Смирнова. - М.: Академия, 1998. - 512 с.
25. Петровский, А.В. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
26. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
27. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. - М., 2002. - 336 с.
28. Смирнов, В.И. Общая педагогика: учеб. пособие / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с.
29. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2003. – 345 с.
30. Худякова, Н.Л. Теория и методика воспитания: учеб. пособие / Н.Л. Худякова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2009. - 277 с.
31. Щуркова, Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М.: Пед. об-во России, 2000. - 128 с.
32. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М.: Психология, 2001.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.