На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик изучение государственной политики по отношению к Русской Православной Церкви на Урале с 1920-1930 гг.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 23.09.2013. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1920-1930 ГГ. 7
1.1. Формирование системы контроля органов безопасности над Русской православной церковью 7
1.2. Репрессивная политика государства в отношении православных священнослужителей и верующих 12
ГЛАВА 2. ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА УРАЛЕ В 1920-1930 ГГ. 16
2.1. Реализация государственной политики по отношению к Русской православной церкви на Урале 16
2.2. Русская православная церковь в условиях форсированной модернизации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и научная значимость исследования. Падение монархии и последовавшие за этим процессы экономической, политической и культурной трансформации открыли новую эпоху в истории России и оказали сильнейшее воздействие на Русскую православную церковь (далее ― РПЦ). В это сложное и противоречивое время перед ней стоял выбор вектора дальнейшего развития, связанного с изменением места РПЦ в политико-идеологической системе страны, роли религиозного фактора в обществе. Решение данной проблемы зависело как от степени осознанности православным сообществом необходимости адаптации в условиях независимого существования, так и от государственной власти. Результаты выбора касались напрямую многомиллионного православного населения, они не только отражались на многих аспектах повседневной жизни людей, но и сказывались на развитии русского национального сознания, формировании иерархии ценностей, системы нравственного и патриотического воспитания, духовного потенциала общества, культуры в целом.
Процессы, протекающие в современной России, находящейся на очередном этапе модернизации, во многом созвучны с явлениями изучаемого периода. Православной церковью вновь ведется поиск оптимальной линии взаимодействия с обществом и государством. Поэтому необходим анализ исторического опыта, который поможет учесть трагические уроки прошлого, избежать перегибов, ошибок и недостатков в формировании полноценного, основанного на законности фундамента взаимоотношений, обеспечивающего успешное сосуществование РПЦ, российской государственности, отдельных граждан.
Научная новизна вытекает из необходимости переосмысления оценок становления государственно-церковных отношений как в целом по стране, так и в отдельных регионах страны, в частности, на Урале. В 1920-1930 годы осуществлялась советская модернизация всех сторон жизни общества: в экономике, социальной сфере, политическом и государственном строе, в идеологии и в отношении к религии и церкви.
Цель работы состоит в изучении государственной политики по отношению к Русской Православной Церкви на Урале с 1920-1930 гг.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть формирование системы контроля органов безопасности над Русской православной церковью;
2) изучить репрессивную политику государства в отношении православных священнослужителей и верующих;
3) охарактеризовать реализацию государственной политики по отношению к Русской православной церкви на Урале;
4) определить место Русской православной церкви в условиях форсированной модернизации.
Хронологические рамки исследования охватывают 1920-1930 гг. В этот период были заложены основы деформированной модели социализма, которые наложили соответствующий отпечаток на осуществление принципов свободы совести. Для осмысления сложившейся практики государственно-церковных отношений и всей политики Советского государства в религиозном вопросе исследуемый период является одним из определяющих.
Территориальные рамки охватывают Уральский регион, в составе которого находились Екатеринбургская, Пермская, Тюменская, Челябинская губернии, а также отдельные районы Башкирии и Удмуртии, а в дальнейшем (с 1923 г.) ― Уральская область. Что касается деятельности РПЦ на территории Урала в исследуемый период, то она изучается на материалах Екатеринбургской, Пермской, Тюменской и Челябинской епархий. В тот период Урал представлял крупный хозяйственно-экономический район страны, в котором размещались развитые промышленные районы и обширные сельские. Население было многонациональным и многоконфессиональным, однако подавляющее большинство исповедовало православие, поэтому в исследовании рассматриваются взаимоотношения органов советской власти с РПЦ как самой крупной конфессией в стране и в регионе. Следует отметить, что в Уральском регионе наблюдалось сочетание противоречивых явлений: с одной стороны, наличие революционных устремлений, прежде всего в развитых промышленных регионах, с другой ―глубокой религиозности, преимущественно в сельских районах. Это позволяет судить о специфических условиях края, в которых происходило становление государственно-церковных отношений.
Объектом исследования являются Советское государство и Русская Православная Церковь в их взаимоотношениях, рассмотренных на примере Уральского региона.
Предметом исследования является исторический опыт разработки, формирования и осуществления государственной политики в отношении к церкви, духовенству и верующим в период с 1920 по 1930-е гг., а также реакция и отношение РПЦ к этой политике.
Степень изученности темы. Проблема становления государственно-церковных отношений представляет довольно обширный список опубликованных работ. В годы советской власти вопросы религии рассматривались с позиций марксизма-ленинизма, классовой борьбы. И так продолжалось до начала глубоких перемен, начатых в жизни нашего общества во второй половине 1980-х годов.
Важной проблемой, поднимаемой в научной литературе, является вопрос об атеистическом воспитании. Первые попытки теоретических и практических разработок в этой области были сделаны пропагандистами атеизма. Они носили подчас противоречивый характер, часто сводились к проведению антирелигиозного воспитания посредством методов «воинствующего атеизма». Публикации периодических изданий: «Атеист», «Антирелигиозник», «Безбожник», «Безбожник у станка» и др. - давали рекомендации, указывали на перегибы и недостатки, но солидных обобщений и выводов не содержали.
В советской и зарубежной историографии названная тема стала рассматриваться с 1920-х гг., но более полно в последующие десятилетия. Работы, появившиеся в начале 1920-х гг., в основном носили резко обличительный характер. Советские авторы тех лет: Е.Ф. Грекулов, А. Кагорницкий, Б.П. Кандидов, Н.М. Лукин, С. Худяков и другие ― выполняли «партийный заказ». Примечательно, что некоторые авторы, писавшие в 1920-1930-х гг. разоблачительные брошюры и статьи о Русской Православной Церкви, до революции 1917 г. являлись православными священнослужителями, например, И. Брихничев, М. Галкин, Н. Платонов. Выполняя политический заказ, некоторые из них зарабатывали себе право на жизнь.
Попытки осмысления опыта, результатов государственной антирелигиозной политики начались с конца 1920-х ― в 1930-е гг. Публикации В. П. Кандидова, В. Ф. Зыбковца, П. К. Зарина были небольшими по объему, содержали мало теоретических выводов, но отличались насыщенностью фактическим материалом и политической заостренностью. В работах В. И. Ансвенсула, Н. А. Коробейникова и Д. В. Дягилева ярко иллюстрируется напряженность борьбы советской власти с религией, проводится мысль о реакционной роли церкви в жизни общества.
В 1960-е гг. одним из первых историко-партийных исследований политики Советского государства в отношении религии и церкви явилась докторская диссертация В.В. Покровского. В заслугу автора следует поставить то, что он собрал и проанализировал большое количество материала, однако в работе замалчивались негативные аспекты партийного руководства этим участком работы.
Основными методами нашей работы стали сравнительный и описательный. Общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы подчинена логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В 1920-1930 ГГ.

1.1. Формирование системы контроля органов безопасности над Русской православной церковью

Взаимоотношения государства и Русской Православной церкви в советский период довольно подробно освещаются в ряде публикаций последних лет. Отечественные и западные историки рассматривают вопросы формирования и проведения антирелигиозной политики в послереволюционной России, обращая особое внимание на взаимоотношения власти и верующих.
Отличительной особенностью дореволюционной России была высокая степень ее религиозности. На протяжении всей отечественной истории взаимоотношения государства и церкви отличались напряженностью. Особенно жесткое давление на Русскую православную церковь, сопровождавшееся разорением храмов, осквернением святых мощей, физическим уничтожением не только духовенства, но и просто людей верующих, оказали большевики в два первых десятилетия советской власти.
С первых дней Советской власти началось активное вмешательство государства в церковные дела, что подтверждают принятые правительством «юридические акты» [7, с. 54]. В обстановке строительства нового государства в 1920-е гг. требовались изменения и в «церковной политике» государства: отказ от обусловленных политикой «военного коммунизма» ограничений деятельности религиозных организаций, выработка новых форм и приемов взаимоотношений государства и церкви. Для этого было необходимо: во-первых, формирования органа, ведавшего вопросами религии и церкви в общесоюзном ........


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев, В.А. Иллюзии и догмы: взаимоотношения советского государства и религии / В.А. Алексеев. ― М.: Политиздат, 1999. ― 220 с.
2. Беспарточный, Б.Д., Ильина, З.Д., Карнасевич, В.Г. Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК-ОГПУ-НКВД / Б.Д. Беспарточный, З.Д. Ильина, В.Г. Карнасевич. ― Курск: Изд-во КГПУ, 2009. ― 245 с.
3. Бобков, Ф.Д. КГБ и власть / Ф.Д. Бобков. ― М.: Ветеран, 2005. ― 382 с.
4. Гордиенко, Н.С. Современное православие / Н.С. Гордиенко. ― М.: Мысль, 208. ― 298 с.
5. Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России / Е.Ф. Грекулов. ― М.: Наука, 2004. ― 186 с.
6. Данилов, А.А. История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991 гг. / А.А. Данилов. ― М.: Социум, 2007. ― 103 с.
7. Иванов, А.И., Лобазов, П.К. Политика советского государства по вопросам религии и церкви / А.И. Иванов, П.К. Лобазов. ― М.: Знание, 2006. ― 214с.
8. Карнасевич, В.Г., Реутов, В.В. Их страдания и вера спасли церковь и Россию... / В.Г. Карнасевич, В.В. Реутов. ― Курск: КГПУ, 2011. ― 180 с.
9. Коровин, В.В. История отечественных органов безопасности / В.В. Коровин. ― М.: Норма-ИНФРА-М, 2008. ― 256с.
10. Манжосов, А.Н. Политические репрессии 30-х годов / А.Н. Манжосов // Общество и власть в истории России: сборник научных трудов. ― СПб.: Нестор, 2009. ― С. 58-60.
11. Научное и социальное использование документов органов государственной безопасности в исторической ретроспективе: проблемы и перспективы: Материалы II межрегион. науч.-практ. конф., 7 апр. 2011 г. / Упр. ФСБ России по Свердлов. обл., Правительство Свердлов. обл., Упр. архивами Свердлов. обл.. — Екатеринбург, 2011. — 175 с.
12. Одинцов, М.И. Государство и церковь в России. ХХ век / М.И. Одинцов. — М.: Знание, 2004. — 168 с.
13. Поспеловский, Д.В. Русская православная церковь в ХХ веке / Д.В. Поспеловский. — М., 2005. — 457 с.
14. Розенбаум, Ю.А. Советское государство и церковь / Ю.А. Розенбаум. — М.: Политиздат, 2005. — 172 с.
15. Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. — М.: Республика, 2009. — 223 с.
16. Тюрина, Л.В. Государство и Русская православная церковь: Эволюция отношений. 1917-2000 гг.: Дисс... канд. ист. наук. — Курск, 2010. — 73 с.
17. Цаплин, Е.В. Архивные материалы о числе заключённых в конце 30-х годов / Е.В. Цаплин // Вопросы истории. — 2011. — № 4-5. — С. 157-164.
18. Цыпин, В. Русская церковь. 1917-1925 гг. / В. Цыпин. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 2006. — 201 с.
19. Щегольский, А.В. К вопросу о рассекречивании архивных документов / А.В. Щегольский // Отечественные архивы. — 2007. — № 2. — С. 6-10.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.