На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат История открытия острова Пасхи. Водители фрегатов и Рапа-Нуи. Черные дни острова Пасхи. Описание вулкана Рано-Рараку Туром Хейердалом. Этапы создания удивительных памятников. Искусство острова загадок. Каменные колоссы. Загадочные письмена.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: География. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2006. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
1. История открытия острова Пасхи 5
1.1. Водители фрегатов и Рапа-Нуи 6
1.2. Черные дни острова Пасхи 8
1.3. Описание вулкана Рано-Рараку Туром Хейердалом 10
1.4. Этапы создания удивительных памятников 11
2 Искусство «острова загадок» 13
2.1. Каменные колоссы 15
3. Загадочные письмена кохау ронго-ронго 18
3.1. Различия и сходства между письменами Мохенджо-Даро и Рапа-Нуи 19
3.2. От Индии к Новому Свету 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение

Тихий океан занимает почти третью часть нашей планеты. В его центральной и юго-западной частях расположены острова Океании. Если взглянуть на карту, можно увидеть, что чем дальше на восток от Австралии, тем меньше становятся размеры островов, тем реже встречаются они. А потом тысячи километров водной глади - и за нею материк Южной Америки. Люди населяют Океанию вплоть до самых удаленных островов. Несмотря на огромность этих расстояний, жители Полинезии говорят на родственных языках и очень близки друг к другу по физическому типу и культуре.
В самом восточном углу Полинезии находится крохотный клочок суши, самое удаленное от других земель место на земном шаре. Это - Рапа-Нуи, или остров Пасхи.
Остров Пасхи (Рапа-Нуи), маленький, холмистый и ныне почти безлесный островок вулканического происхождения, поднявшийся в отдаленную геологическую эпоху (в третичный период) из глубин Тихого океана, лежит под 27°09'30" ю. ш. и 109°2б'14" з. д.
Рапа-Нуи представляет собой крайний аванпост полинезийцев на востоке от ближайшего острова на западе - Питкерн рапануйцев отделяют 1800 км, от о-ва Мангарева - 2600 км, а от тихоокеанского побережья Чили - 3600 км.
По сути остров Пасхи - один из самых маленьких обитаемых островков нашей планеты - площадь его 166 км2. К примеру, на территории современной Москвы уместилось бы пять таких островов, как Рапа-Нуи. К тому же остров Пасхи, сходный своими очертаниями с крошечной Сицилией, имеет форму треугольника со сторонами, равными 16, 18 и 24 км, по углам которого возвышаются три вулкана: Теревака (Рано-Арои) на северо-западе, Рано-Као на юго-западе, Пуа-Катики на востоке.
Вулканов на острове много, но ныне ни один из них не является действующим. Самый, крупный вулкан - Теревака, поднимающийся на 600 м над уровнем моря составляет основной горный массив острова. Пуа-Катики (высота около 400 м) образует п-ов Поике на востоке, а Рано-Као (410 м) занимает юго-восточный угол о-ва Пасхи. Большая часть острова покрыта ла-вовыми извержениями вулкана Теревака, вероятно соединившими некогда воедино собственно о-в Пасхи и Поике
Один из самых высоких туфовых кратеров Теревака носит название Рано-Арои; он покрыт водой, зарослями тростника нгату или тотора. Самый удаленный кратер массива Теревака - Рано-Рараку также представляет собой озеро с большими запасами пресной воды, окруженное тростником и растением тавари.
Как ни странно, но только стоит только произнести сочетание остров Пасхи, как сразу же вспоминается слово - тайна. В самом деле, остров Пасхи способен дать пищу самому романтическому воображению. Культ птиц, не встречающийся больше нигде в Полинезии. Нерасшифрованная до сих пор загадочная письменность кохау ронго-ронго. Циклопические каменные площадки - аху...
Но, пожалуй, самую большую известность маленькому острову создали его знаменитые статуи - моаи.
Кто изваял каменных великанов? Чья рука высекла их из скал? Кого изображают эти монументальные памятники искусства? Спор вокруг статуй, спор о самобытном искусстве “острова загадок” не утихает и по сей день.
Искусство Океании и искусство Южной Америки, памятники культуры древней Индии и письменность жителей Анд, деревянные идолы Меланезии и каменные статуи Маркизских островов привлекаются учеными для подтверждения выдвигаемых ими гипотез.
Об удивительных решенных и нерешенных загадках Рапа-Нуи автор собирается рассказать, хотя загадки начинаются с истории открытия острова.
1. История открытия острова Пасхи

Мореплаватели XVI-XVIII веков, сначала испанские, а затем английские и голландские, тщетно бороздили безбрежные просторы Тихого океана в поисках загадочного Южного материка. Но вместо огромного континента они открывали десятки и сотни островов- маленьких и больших, населенных и безлюдных.
В 1687 году на поиски «Терра инкогнита аустралис» - «неведомой Южной земли» - отправился английский флибустьер Эдвард Дэвис на корабле, называвшемся «Удовольствие холостяка». Свернув от берегов Южной Америки к островам Галапагос, корабль Дэвиса пошел на юг. Под 27 градусом южной широты, в пятистах морских милях от чилийского берега, мореплаватели заметили низ-кий песчаный остров. В двадцати милях к западу от него была видна длинная и высокая полоса суши. Дэвис не пристал к открытым землям и продолжал свой путь дальше.
Тщетными были дальнейшие попытки отыскать «Землю Дэвиса» в просторах Великого океана. Так и неизвестно до сих пор, были ли виденные с «Удовольствия холостяка» земли лишь оптической иллюзией, имелась ли на самом деле в этом районе Тихого океана суша, исчезнувшая затем под водой, или, что самое вероятное, капитан Дэвис и его команда видели острова, которые были открыты позже другими мореплавателями.
В поисках загадочной «Земли Дэвиса» был открыт не менее загадочный остров. Шестого апреля 1722 года голландский адмирал Якоб Роггевен обнаружил в районе, указанном Дэвисом, маленький скалистый остров. Первого же взгляда было достаточно, чтобы убедиться, что он не похож на «Землю Дэвиса».
«Так как мы заметили его в торжественный день воскресения Господня, то назвали Пасх-эйланд, или остров Пасхи, - пишет Карл Фридрих Беренс, спутник Роггевена, в своей книге «Испытанный южанин», вышедшей в Лейпциге в 1737 году. - Наша африканская галера близко подошла к берегу и отрапортовала, что остров производит впечатление очень плодородного и, вероятно, населен, так как местами виден дым».
Три корабля Роггевена бросили якорь у северного берега острова Пасхи и заметили, что его жители “колеру были коричневого, наподобие испанцев, но находились среди них и более черные и даже совсем белые, а также немало красных, как бы обожженных солнцем. Уши у них были такие длинные, что свисали до плеч; некоторые носили в ушах в виде особого украшения белые клубни. Туземцы, по всей видимости, не имели никакого оружия и, как я думаю, они во всем полагались на своих богов или идолов, которые стояли в большом количестве на берегу и перед которыми они па-дали ниц и молились. Эти идолы были высечены из камня в виде людей с длинными ушами и короной на голове; но сделаны они были весьма искусно, чему мы немало дивились”.
Даже капитан Роггевен записал в своем судовом журнале: “Эти каменные статуи сначала при-вели нас в изумление, ибо мы не могли понять, как люди, у которых не было ни тяжелых, толстых бревен, чтобы сделать орудия, ни достаточно прочных канатов, смогли воздвигнуть статуи, обладающие высотой по крайней мере в тридцать футов и соответствующей тому шириной”. Островитяне разводили костры перед этими каменными идолами, “садились на корточки перед ними, склонив головы, а затем складывали руки и раскачивали таковые вверх и вниз.” На головах у статуй стояли странные украшения, принятые Роггевеном за “корзины, наполненные выкрашенными в белый цвет булыжниками”. Далее последовала такая запись: “наше изумление прекратилось, когда мы вынули кусок камня и увидели, что статуи сделаны из глины; промежутки между глиняными плитами были заполнены очень густо и аккуратно маленькими, гладкими булыжниками, а всему была придана форма человека; начиная от плеч, шли легкие возвышения, изображавшие руки, в остальном же статуи производили такое впечатление, точно они от шеи до пят прикрыты длинной одеждой”. Справедливо будет заметить, что адмирал ошибся. Легкость, с которой был вынут кусок камня из статуи, говорила лишь о древности каменного гиганта. Тем самым, опровергая его доводы, кусок оставался тяжелым камнем, а отнюдь не глиной.
1.1. Водители фрегатов и Рапа-Нуи

Десятого октября 1770 года из перуанского порта капитан Фелиле Гонсалес отправился в Тихий океан и остров Пасхи был вновь открыт европейцами, после голландца Роггевена и, быть может, англичанина Дэвиса - испанцами.
Шесть дней провели испанцы на острове. В честь тогдашнего короля Испании, Карла III, он был торжественно назван “Землей Сан-Карлоса” и, разумеется, объявлен испанским владением. Местным вождям было предложено засвидетельствовать это “великое благо” официально... и, к изумлению европейцев, вожди поставили под документом свои подписи - странные символические значки. Так впервые стало известно о существовании на острове Пасхи таинственной письменности, которая не прочитана и по сей день.
Другое “чудо острова Пасхи”, приведшее в изумление испанцев точно так же, как адмирала Роггевен и его спутников, - гигантские каменные статуи с цилиндрами на голове. Испанцы не ограничились поверхностным осмотром. Один из них с силой ударил киркой по гигантскому идолу. Посыпались искры. К великому удивлению статуя была сделана не из глины, а из очень тяжелого и твердого камня.
В ходе второй экспедиции знаменитого водителя фрегатов Джемса Кука, который посетил загадочный доныне остров, было отмечено полное запустение. Правда, сам капитан Кук не спускался на берег - он был очень слаб после цинги. На острове побывали несколько и немецкий ученый Рейнгольд Форстер. Их глазам открылась следующая непрезентабельная картина: многие статуи были повержены наземь. Островитяне не прилагали ни малейшего усилия к тому, чтобы поднять своих каменных идо-лов. Казалось, что остров пережил какую-то катастрофу. Судя по описаниям Роггевена и Гонсалеса, сделанным 4 года назад, на нем жило многотысячное население. Теперь же оно резко сократилось. По мнению Кука, на Рапа-Нуи жило всего-навсего 600-700 человек.
Первые европейцы, ступившие на землю острова Пасхи, описывали плодородную почву и возделанные поля. Спутники Кука не могли достать там ни воды, ни дерева, ни свиней. Несколько кур, немного бананов и картофеля - вот все съестные припасы, которые смогли они выменять у островитян. Было непонятно, как могло полунищее и голодное население крохотного острова воздвигнуть каменных гигантов. Идолы, очевидно, являлись памятниками былого величия и расцвета, который внезапно оборвался, - высказал предположение Кук.
Другой знаменитый водитель фрегатов - француз Ла-Перуз, посетивший остров в 1786 году, отметил, правда, что “островитяне вовсе не так несчастны, как показалось Куку и г-ну Форстеру. Эти путешественники прибыли туда после долгого и тягостного путешествия, терпели недостаток во всем и к тому же страдали цингой... Не приходится поэтому удивляться, что их положение отразилось на сделанных ими донесениях”. Однако Ла-Перуз согласился с мнением Кука и Форстера о древнем происхождении гигантских идолов, подтверждая, что “все находящиеся там памятники сооружены, по-видимому, в отдаленнейшие времена. Должно быть, они стоят на кладбище, так как вокруг валяется много человеческих костей. Без всякого сомнения, теперешняя форма правления этого народа сравняла все классы и сословия: между ними нет такого главаря, который имел бы настолько большое влияние, чтобы люди стали с огромною затратою сил воздвигать статуи в его честь. Вместо прежних колоссов теперь складывают небольшие пирамиды из Камней, верхушки которых закрашивают чем-то вроде извести. Эти мавзолеи, которые легко может соорудить в несколько часов один человек, встречаются чаще всего на побережье”.
Первым из мореплавателей XIX века остров Пасхи посетил русский капитан Юрий Лисянский на корабле “Нева”. В апреле 1804 года он сделал шестидневную остановку возле берегов Рапа-Нуи. Капитан Лисянский описал гигантские статуи, жилища островитян, похожие на “лодки, обращенные дном вверх” и вмещавшие, по его подсчетам, около сорока человек. Численность населения острова Пасхи была определена им примерно в полторы-две тысячи человек.
1.2. Черные дни острова Пасхи

1722... 1770... 1774... 1786... 1804... Даты первых посещений острова Пасхи европейцами. И буквально на глазах у водителей фрегатов происходил процесс деградации, разрушения древней культуры. Каменные идолы низвергались со своих постаментов. Аху разрушались.
Адмирал Роггевен сообщил, что гигантским идолам поклонялись. Кук заметил, что многие статуи повалены и лежат у подножия раз-рушенных аху и жители острова не заботятся о том, чтобы восстановить древние святыни. Казалось, что они уже и перестали быть святынями. В описаниях Кука, Ла-Перуза, Форстера эти памятники именуются просто древними могильниками.
Мореплаватели XIX века, посещавшие остров Пасхи, замечали, что древние постройки не только не реставрируются, но, наоборот, разрушаются островитянами. Все меньше и меньше каменных гигантов оставалось на платформах. Французский адмирал Дюпети-Туар видел в 1838 году лишь девять каменных фигур, которые располагались на аху. А вскоре на острове Пасхи не осталось ни одного гиганта, который стоял бы на каменной платформе, - все они были повалены. И лишь врытые в землю статуи, расположенные вблизи древних каменоломен у вулкана Рано-Рараку, не удалось повалить разрушителям статуй.
Междоусобные войны, к сожалению, истощали остров. Но самобытную и загадочную культуру Рапа-Нуи погубили не они. На острове еще жили знатоки древнего письма кохау ронго-ронго; сильны были прежние традиции, бытовали мифы, когда не внутренние смуты, а вмешательство извне положило конец рапануйской культуре.
В 1862 году, во второй половине «века гуманности», остров подвергся неслыханному варварскому набегу перуанских пиратов, поставщиков «живой силы». В результате чего почти все мужчины были насильно вывезены работорговцами и проданы для работ по добыче гуано у берегов Южной Америки, на островах Чинча. Тем самым Рапа-Нуи был нанесен смертельный удар.
Епископ Тепано Жоссан, живший на Таити, обратился к правительствам Англии и Франции с протестом против такого неслыханного насилия и разбоя. Протест был поддержан, и около ста человек оставшихся в живых, были возвращены работорговцами на остров. По дороге домой среди островитян вспыхнула эпидемия оспы. Из ста человек выжило лишь пятнадцать. Вернувшись на родину, они занесли эпидемию к себе домой. И как следствие болезнь косила сохранившееся на Рапа-Нуи население. Очевидно, что мертвых некому было хоронить. Когда на острове поселился первый миссионер - брат Эжен Эйро, там оставалась жалкая кучка обнищавших, деморализованных жителей.
До прихода европейцев население острова Пасхи исчислялось в несколько тысяч человек; различные исследователи называют цифры от двух до двадцати тысяч. После набега перуанцев и эпидемии там сохранилось всего-навсего 111 человек. «Нигде в Полинезии туземное население не подвергалось такому жестокому обращению и такому разлагающему воздействию, как на острове Пасхи, - пишет известный ученый, лучший знаток Полинезии Те Ранги Хироа. Не удивительно, что местная культура была так сильно разрушена, и записи, произведенные со слов оставшихся в живых, дают самые скудные по всей обитаемой Полинезии материалы».
В результате набега перуанских работорговцев погиб последний потомок легендарного вождя Хоту Матуа, первого правителя острова Пасхи. Погибли «люди ронго-ронго», ученые знатоки иероглифического письма. Едва рапануйцы оправились от набега пиратов и эпидемии, на их головы обрушилась новая беда. Остров Пасхи захватил французский авантюрист Дютру-Борнье. Правление ново-явленного «владыки» было настолько жестоким, что, когда на Рапа-Нуи прибыл плантатор-вербовщик с Таити, островитяне согласились ехать работать на плантациях, лишь бы не оставаться в подчинении Дютру-Борнье.
Вскоре хозяйничанью пирата пришел конец - кто-то из островитян прикончил его. Бежавшие от притеснений французского авантюриста миссионеры вернулись на остров Пасхи. Они-то и довершили гибель его самобытной культуры. Бесценные памятники местной письменности, «говорящие дощечки» - кохау ронго-ронго были навсегда сожжены Принятие христианства окончательно подорвало старые традиции, пресекло связь с древней культурой.
В 1888 году остров Пасхи был присоединен к владениям Чили. Впоследствии на Рапа-Нуи организуется исправительная колония. В 1897 году остров был сдан в эксплуатацию скотоводческой фирме. С тех пор и по сей день он является гигантским пастбищем для овец и крупного рогатого скота. Скотоводы довершили разрушение древних постаментов - аху, из каменных плит которых они делали загоны для скота. Местное население служит пастухами у хозяев острова. Многие зарабатывают себе на хлеб тем, что изготовляют различные сувениры для туристов, падких до «тайн острова Пасхи».
На острове даже развилась своеобразная «промышленность для иностранцев», «Посетителям предлагают дрянные туфовые скульптуры, выдавая их за древнейших идолов и обстоятельно рассказывая всякие небылицы об их происхождении и об истории их находки».
Для продажи изготовляются и маленькие скульптуры из дерева. Но от блестящего мастерства древних резчиков не осталось и следа. Как ни трагично, умирают последние старики, помнящие прежние мифы и предания.
Безуспешны попытки разыскать даже среди самых старых жителей людей, которые хоть в какой-либо мере владеют искусством письма кохау ронго-ронго. Вот уже шестому поколению ученых не удается прочесть эти таинственные иероглифы.
Каменные гиганты, сброшенные с аху, молчат... Древние традиции мертвы. Самобытная культура умерла, оставив «загадку острова Пасхи», загадку, неразрывно связанную с искусством этого маленького клочка земли, затерянного в просторах Тихого океана.
Но сегодня ни один из великанов не стоит на своем алтаре. Уже капитан Кук, а по всей вероятности даже Роггевен, приплыли сюда слишком поздно, чтобы застать все статуи на первоначальных местах, но большинство идолов еще стояли с красными пукао на голове. В середине прошлого века последний великан был сорван с алтаря, и красный “пучок волос”, будто окровавленный паровой каток, прокатился по мощеной площадке. Теперь и вы увидите стоящими только слепых безволосых истуканов у подножия вулкана с вызывающе задранным кверху подбородком. Они ушли в землю так глубоко, что их никто не мог повалить, а попытка срубить одну голову топором кончилась полной неудачей, палач смог высечь лишь чуть заметную борозду в каменной шее великана.
Последнего идола свергли с аху примерно в 1840 году, во время стычки каннибалов, поселившихся в пещере по соседству. Десятиметровую фигуру венчал пукао (шапка из красного туфа, водружавшаяся на голову каменных гигантов) объемом в шесть кубических метров, а сама она стояла на каменной стене почти в рост человека. Измерив поверженного богатыря и определив его вес в пятьдесят тонн, команда Тура Хейердала решила, что такую махину притащили сюда за четыре километра от Рано-Рараку. Думается, что рыжеволосые богатыри классического типа - народ, которой издавна привык работать с тяжелыми монолитами.
1.3. Описание вулкана Рано-Рараку Туром Хейердалом

В 1955-1956 годах остатки уничтоженной культуры изучала норвежско-американская экспедиция под руководством Тура Хейердала. Так, Хейердал Тур в своей первой книге “В поисках рая” и в увлекательном рассказе “Аку-Аку” написал: “На острове сгруппировалось несколько таких мирных вулканов, зеленых снаружи и изнутри. Пора извержений прошла так давно, что на дне двух самых широких кратеров образовались небесно-голубые озера с ярко-зеленым гибким камышом, в которых отражаются гонимые пассатом облака. В одном из этих кратеров, названном Рано-Рараку, лунные жители явно развили особенно кипучую деятельность. Их не видно, но, когда бродишь безмятежно по траве, осматривая брошенные ими дела, так и кажется, что они просто попрятались в черных норах в земле. Прервав работы, они поспешно бежали, поэтому Рано-Рараку оказался одним из величайших и удивительнейших памятников творения - это памятник неведомому и утраченному прошлому и предупреждение о бренности всего сущего. Гора местами сплошь иссечена, люди некогда врезались в вулкан с такой жадностью, словно это была сдобная булка, а ведь стальной топор лишь высекает искры, когда испытываешь им твердость скалы. Десятки тысяч кубометров камня отделены от горного массива и перемещены далеко в сторону от кратера. А в зияющих ранах в теле горы лежит больше полутораста каменных исполинов от едва начатых, до только что законченных. У подножия вулкана готовые идолы выстроились в ряды, словно целая армия сверхъестественных существ, и чувствуешь себя таким крохотным, когда приближаешься к этой горе, будь-то даже верхом или в джипе по древней дороге, которую исчезнувшие ваятели проложили к своей гигантской мастерской.
В кратере Рано-Рараку загадка острова Пасхи, можно сказать, чувствуется во всем, здесь самый воздух насыщен таинственностью. Сто пятьдесят безглазых лиц молча вас обозревают. Тайна глядит на вас пустыми глазницами стоящих истуканов, глядит с каждого карниза, из каждой пещеры, где лежат, точно в колы-бели или на смертном ложе, неродившиеся и усопшие великаны, безжизненные и беспомощные, потому что их покинула творческая мысль и созидательная сила. Так было здесь, когда ваятели оставили работу, и так будет всегда. Чопорные, гордые, стоят с поджатыми губами самые старые идолы, которых успели завершить, и всем своим видом говорят, что никакое долото, даже атомная энергия не заставят их раскрыть рот.
Но хотя рты великанов запечатаны семью печатями, о многом можно догадаться, когда ходишь по склонам горы среди тьмы незавершенных статуй. Куда бы мы ни залезли, где бы ни остановились, всюду нас, будто в комнате смеха, окружали огромные лица. Мы видели их анфас, в профиль, под всевозможными угла-ми. Все они были поразительно схожи. У всех одно и то же стоическое выражение и необычно длинные уши. Научившись отличать искусственное от природного, мы убедились, что вся гора от самого подножия до кратерного гребня чуть не сплошь состоит из каменных, тел и голов. И на гребне на высоте полутораста метров над равниной с незапамятных времен лежали наполовину законченные богатыри, глядя на небо и парящих в нем коршунов. Но и тут не было конца полчищам истуканов, они спускались непрерывной чередой вниз по стене кратера в чрево вулкана. Вплоть до пышных зарослей зеленого камыша по периметру кратерного озера протянулась племени роботов, окаменевших от жажды в тщетных поисках живой воды.
1.4 Этапы создания удивительных памятников
Грандиозные работы, когда-то происходившие в кратере Рано-Рараку, всех поразили и потрясли. Все говорило за то, что работа прекратилась внезапно: тысячи примитивных каменных рубил лежали на рабочих местах. И так как ваятели трудились одновременно над многими статуя-ми, мы могли видеть все этапы. Сначала они в горной породе высекали лицевую часть, потом оба уха и руки с длинными пальцами, которые соединялись ниже живота. И наконец они врубались в камень с боков, формируя спину. Она первоначально напоминала днище лодки с острым килем, соединяющим изваяние с горой. Полностью вытесав всю лицевую часть, ее тщательно обрабатывали и полировали, только не делали глаз под крутыми надбровными дугами. До поры до времени великан оставался не-зрячим. Потом скульпторы срубали “киль” под спиной, подпирая при этом богатыря камнями, чтобы не скатился с обрыва. По-видимому, ваятелям было безразлично, где и как вытесывать статую,- на отвесной стене или на горизонтальной плоскости, головой кверху или книзу. Незаконченные исполины лежали как попало, словно на поле боя.
Отделив спину, начинали головоломный спуск по склону к подножию вулкана. Иной раз многотонных колоссов спускали по отвесным обрывам, через полки, на которых тоже шла работа над идолами. Немало истуканов побилось, но подавляющее большинство спустили целехонькими, правда ног на хватало, ведь каждое изваяние заканчивалось плоским срезом там, где у человека начинаются ноги. Словом, длинный торс с руками.
Тысячи тонн осколков из мастерской перенесли ваятели к подножию вулкана, где выросли огромные осыпи и искусственные морены. В этих кучах рыли глубокие ямы и временно устанавливали богатырей. Только теперь можно было отделывать спину и шею исполина, а выше бедер спину украшали поясом с символическими изображениями. Этот узкий пояс был единственным одеянием нагих фигур, и все они, кроме одной, изображали мужчин.
Однако таинственное странствие каменных богатырей здесь не заканчивалось, после доделки спины они отправлялись к своим алтарям. Большинство пасхальских истуканов покинули гору, и совсем немного осталось ждать своей очереди у подножия вулкана. Готовые богатыри разошлись во все концы острова, до пятнадцати километров от мастерской, в которой им придали облик человека.
Самое удивительное, что ваятели перемещ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.