На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 24.9.2013. Сдан: 2013. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………….......................................................5
1.1 Эмоции и их значение в жизни человека…………………………………..……..5
1.2 Развитие эмоциональной сферы в нормальном онтогенезе………………..……7
1.3 Особенности эмоций детей с интеллектуальной недостаточностью………….10

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ………………………...…………………………………..13
2.1 Методика и организация экспериментального исследования………………….13
2.2 Результаты экспериментального исследования………………………...………14

ГЛАВА 3 СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ………..………………………………………………………………………...20
3.1 Характеристика театрализованной игры, её значение в социально-эмоциональном воспитании детей………………………………………….……….20
3.2 Применение театрализованной игры для развития эмоций у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..…………………………………..29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….31


ВВЕДЕНИЕ

Главной задачей современного специального образования является социальная адаптация детей с особенностями психофизического развития, формирование у них жизненной компетенции на основе социального воспитания, приобретение навыков адекватного существования в обществе, все социальные институты которого ориентированы на человека с адекватным психофизическим развитием. Возможность осуществлять основные социальные функции, взаимодействовать с другими людьми во многом определяется сформированностью эмоциональной сферы человека (Л.С.Выготский, Т.И.Гаврилко, А.В.Запорожец) и т.д.).
Эмоциональная сфера - это сложное психофизиологическое образование, состоящее из многих компонентов. Общеизвестно, что управлять эмоциями непросто, а в некоторых случаях это и вовсе не удаётся. Особенно это положение характерно для детей с особенностями психофизического развития.
Л.С.Выготский, положивший начало теоретической разработки и изучения эмоциональной сферы личности умственно отсталых детей, высказывал мысль о теснейшей взаимосвязи интеллектуальной и эмоциональной сферы ребенка. Утверждая, что развитие детей с интеллектуальной недостаточностью, осуществляется в соответствии с общими закономерностями детского развития, он подчеркивал, что при умственной отсталости соотношение между интеллектом и аффектом у ребенка иное, чем в норме. Особенность эмоционального развития заключается, прежде всего, в том, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом ребенок с недоразвитием познавательной сферы не имеет возможности осуществлять полноценный интеллектуальный контроль над эмоциональной сферой (Л.С.Выготский ).
Данная особенность приводит к тому, что у детей с интеллектуальной недостаточностью все аспекты эмоциональной сферы формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.
Говоря об отклонениях в становлении личностного уровня регуляции поведения и деятельности в дошкольном возрасте, следует также иметь в виду, что несвоевременное развитие любых психических процессов, включая личностные характеристики, будет прежде всего сказываться на уровне социально-психологической адаптации ребенка, оптимальной форме его функционирования. Проблемами социально-эмоционального развития детей занимались белорусские исследователи Ю.Н.Кислякова и И.Н.Ковалец.
В то же время в литературе отмечается, что развитие эмоций умственно отсталых дошкольников в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогом. Поэтому проблема формирования адекватного эмоционального фона у детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе педагогического воздействия приобретает актуальность в плане практического поиска путей её решения.
На наш взгляд, особое значение в формировании эмоций у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, имеют занятия с активным использованием игровой деятельности детей. Л.С.Выготский, рассматривая значение игры в жизни человека, указывал на то, что в ней лежит «корень творчества» ребенка, и прежде всего, творчество драматического. В связи с этим большое значение приобретают театрализованные игры. В этих играх особенно ярко проявляется творчество детей. Оно направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.
Кроме развития творческих способностей детей, театрализованные игры имеют большое значение в воспитании дошкольников, в активном становлении личности ребенка, формировании у него нравственных качеств. Исследованию проблемы эмоционально-нравственного воспитания с использованием театрализованных игр дошкольников с интеллектуальной недостаточностью посвящено наше курсовое исследование.
Цель исследования - определить особенности и направления работы по социально-эмоциональному развитию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью с использованием театрализованных игр.
Задачи исследования:
1) теоретически изучить состояние проблемы развития эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью;
2) провести экспериментальное исследование особенностей эмоциональной сферы старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
3) рассмотреть возможности, особенности и направления работы по социально-эмоциональному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью с использованием театрализованных игр.
Объект исследования - социально-эмоциональное воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования - театрализованные игры как средство социально-эмоционального воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования:
- библиографический - подбор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- теоретический - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальный - констатирующий психолого-педагогический эксперимент;
- количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Материалы курсовой работы обобщают и систематизируют, а также расширяют представления о коррекционных возможностях театрализованной игры в эмоционально-нравственном воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью.
Структура курсовой работы: состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, состоящего из 23 наименований. Всего курсовая работа насчитывает 33 печатные страницы.
ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

1.1 Эмоции, их структура и значение в жизни человека

Эмоции сопровождают человека всю его жизнь. Они придают смысл и значение человеческому существованию. Богатство эмоционального мира - великое благо для человека. Чувства и эмоции делают его жизнь полноценной, насыщенной, интересной. Академик П.К.Анохин, анализируя эмоции, указывал: «А между тем стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей, лишенную эмоций, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания и полной невозможности установить чисто человеческие отношения. Мир таких людей стал бы миром бездушных роботов, лишенных всей гаммы человеческих переживаний и не способных понять ни субъективных последствий всего происходящего, ни значения своих собственных поступков для окружающих. К счастью, эмоции человека не только существуют как закономерное явление природы, но даже проявляют отчетливые признаки прогресса» [12].
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. У человека главная функция эмоций состоит в том, что мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение [12].
Для того, чтобы представить психологическую природу эмоций, необходимо затронуть один из наиболее важных вопросов - рассмотреть классификацию эмоциональных состояний, сравнить их, то есть определить содержание эмоциональной сферы человека.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты, страсть. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворения потребности и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для её удовлетворения предстоящего действия или деятельности в целом. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются [7].
Эмоции относительно слабо представлены во внешнем поведении, иногда извне вообще не заметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны [7].
Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия, оценивание. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях [7].
Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Следует отметить, что особенность чувств состоит в совершенствовании и развитии, в образовании ряда уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают прежде всего как значимый фактор в формировании личности [7].
Аффекты - это ярко выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая наступает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность [23].
Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось потратить, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, сопровождаются [23].
Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществ с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектов, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой чувство усталости, подавленности, депрессии [23].
Одним из наиболее распространенных видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека [23].
Страсть - ещё один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек [23].
Описанные выше эмоциональные процессы и состояния являются основными и выполняют различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам - например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящие или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении и по нейрофизиологической основе [23].
Таким образом, эмоции играют важную роль в жизни и деятельности человека. Эти психологические состояния разнообразны по своему происхождению, проявлению и влиянию на человека.

1.2 Развитие эмоциональной сферы в нормальном онтогенезе

Как и любая сторона психической деятельности человека, эмоции развиваются на протяжении всей его жизни. В процессе развития ребенка его эмоциональная сфера претерпевает многочисленные изменения. Эмоции не только становятся более разнообразными по внешним проявлениям, но происходят и их глубинные изменения. В процессе развития эмоциональной сферы ребенка решающее значение имеют не столько количественные, сколько ее качественные преобразования. Они заключаются в переходе на другую ступень развития и проявляются в возникновении иных форм эмоций - чувств [2].
Общие закономерности в развитии эмоций в детском возрасте представлены в таблице [2].

Таблица 1 - Закономерность изменения эмоциональной сферы в детском возрасте........


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.
Былкина, Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н.Д.Былкина, Д.В.Люсин// Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 38 - 48.
Вайнер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников: учебно-методич. пособие / М.Э.Вайнер. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 96 с.
Выготский, Л.С. Проблема эмоций / Л.С.Выготский // Вопросы психологии. - 1958. - № 3. - С.26 - 29.
Гаврилко, Т.И. Онтогенетические исследования эмоциональных процессов А.В.Запорожца и современные направления изучения развития эмоциональной сферы ребенка / Т.И.Гаврилко. // Развитие психологии в Беларуси: история и современность / отв. ред. - Л.А.Кандыбович. - Мн.: БГПУ им. М.Танка, 2001. - С.106 - 110.
Запорожец, А.В. и др. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В.Запорожец, Я.З.Неверович, А.Д.Кошелева. - М., 1986.
Изотова, Е.И Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И.Изотова, Е.В.Никифорова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 204 с.
Катаева, А.А., Стребелева,Е.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 208 с.
Кислякова, Ю.Н. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возараста с интеллектуальной недостаточностью / Ю.Н.Кислякова, И.В.Ковалец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С.15 - 22.
Ковалец И.В. Азбука эмоций: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: метод.пособие для педагогов общ. и спец. образования / И.В.Ковалец. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 136 с.
Ковалец, И.В. Комплексные занятия по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью / И.В.Ковалец // Спецыяльная адукацыя. - 2008. - № 6. - С.33 - 40.
Лещинская, Т.Л., Хвойницкая, В.Ч. Некоторые аспекты социально-эмоционального воспитания детей / Т.Л.Лещинская, В.Ч.Хвойницкая. // Дэфекталогiя. - 2001. - № 1. - С.12 - 27.
Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 1.
Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста: методические рекомендации / Сост. - В.А.Силивон. - Мн., 1982.

Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г.Петрова, И.В.Белякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 160 с.
Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - Мн.: Народная асвета, 2007. - 304 с.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин, Н.Д. Соколова. - Спб.: Изд-во «Союз», 2001. - 320 с.
Рассолько О.И. Театрализованные игры дошкольников // Дошкольная педагогика: тексты лекций в 2-х частях. Часть первая / под ред. Н.В.Литвиновой. - Мн., 1998. - С. 56 - 68.
Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"/ С.Я. Рубинштейн. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П.Носковой. - М.: Просвещение, 1993.
Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др.; под ред. Е.А.Стребелевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А.Урунтаева. - М.: Академия, 1999. - 240 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.