На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Геграфическое положение. Государственное устройство. Польша и Европейский союз. Рельеф и климат. Население, религия и язык. Вооруженные силы. Экономика. Промышленность. Сельское хозяйство. Военно-морской флот. Транспорт и связь. Культурное наследие.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: География. Добавлен: 20.05.2005. Сдан: 2005. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение, Содержание.........................................................................................................1
Геграфическое положение....................................................................................2
Государственное устройство.................................................................................2
Немного истории..................................................................................................3
Польша и Европейский союз.................................................................................5
Рельеф и климат................................................................................................10
Население, религия и язык.................................................................................11
Вооруженные силы.............................................................................................12
Экономика.........................................................................................................12
Промышленность................................................................................................13
Сельское хозяйство............................................................................................15
Военно-морской флот.........................................................................................16
Транспорт и связь..............................................................................................17
Культурное наследие..........................................................................................17
Заключение.......................................................................................................18
Список использованной литературы.....................................................................20
ВВЕДЕНИЕ:

Польша - сравнительно небольшое государство в Западной Европе. Довольно мало появляющаяся на международной арене, Польша не раскрывает о себе обширных сведений и сейчас очень немногие четко представляют себе, какого же на самом деле это маленькое государство.
Выбирая именно эту тему для реферата, у меня имелось несколько причин. Во-первых, не хотелось раскрывать положение какой-либо страны, уже достаточно изученной в курсе основной школы, а во-вторых, Польша - страна хоть и небольшая, но необычайно интересная в плане истории и экономики. Раскрывать данную тему для меня оказалось чрезвычайно увлекательно и познавательно; не являются исключением и культурные особенности Польши, ведь, безусловно, человеку заинтересованному всегда любопытно изучить какие-либо новейшие для себя элементы. Именно в Польше находится знаменитый Ягелонский университет, в котором учился сам Н. Коперник, и собор Святого креста в Варшаве, где захоронено сердце Шопена.
История Польши - долгий и трудный путь становления независимой республики. Безусловно, это государство заслуживает объективного внимания и подробнейшего изучения.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Польша: государство в Восточной Европе. Граничит с Германией, Чехией. Словакией, Украиной, Белоруссией, Россией и Литвой. Польша имеет достаточно выгодное положение: на перекрестке транзитных путей широтного и меридиального направления; с севера имеет выход к Балтийскому морю.
Территория Польши простирается от 49o00' до 54о50' северной широты и от 14o07' до 24o08' восточной долготы.   
   54,2% территории расположено на высоте до 150 м над уровнем моря 36,9% - от 150 до 300 м н.у.м., 5,7% - от 300 до 500 м н.у.м., 2,9 - от 500 до 1000 м н.у.м.
   Общая площадь Польши - 312 658 км2 (по площади занимает 69 место в мире, и 9 в Европе).
Около 2/3 территории страны на Севере и в центральных районах занимает Польская низменность. На Севере - Балтийская гряда, на Юге и Юго-Востоке - Малопольская и Люблинская возвышенность, вдоль южной границы - Карпаты (высшая точка - гора Рысы в Татрах 2 499 м.) и Судеты.
Климат умеренный с чертами континентального. Средние температуры января от -1С до -5С (в горах до -8С), июля от 17С до 19С (в горах до 10С). Осадков на равнине от 500 до 600 мм. в год, в горах местами свыше 1000 мм. в год.
В Польше густая речная сеть. Основные реки - Висла (1047 км), Одра (854 км). Другие крупные реки: Варта, Буг, Нарев, Сан, Пилица. Озера преимущественно на севере; из них крупнейшие: Шнярдвы, Мармы, Ленбско, Езёрак, Медве. Под лесом 26,7% территории.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Глава государства: президент.
Законодательный орган: двухпалатное Национальное Собрание (сейм и сенат).
Исполнительная власть: Президент ПР и Совет Министров ПР.
Судебная власть: независимые суды.
Государственный язык: польский.
Административно-территориальное деление: 16 воеводств.

/1 января 1999 года введено новое Административное деление, по которому страна делится на 16 воеводств и 308 повятов. Также 65 городов имеют статус повята/

Польша - парламентская республика (демократическое государство). В стране действует конституция, принятая сеймом Польской Народной Республики 22 июля 1952 года.

В декабре 1989 года сейм внес в нее ряд существенных изменений: утверждено новое официальное название государства - Республика Польша, устранены положения, провозглашавшие социалистический характер общественно-политической и экономической системы Польши. Ведется разработка нового проекта конституции. Президентом в 1992 году подписана Малая конституция.
Глава государства - президент, избираемый сроком на 5 лет путем всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании. В настоящее время президентом Польши является Александр Квасьневский.
Законодательная власть осуществляется двухпалатным парламентом (Национальное собрание), состоящим из сейма и сената.

Депутаты и сенаторы избираются на 4 года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Национальная валюта - злотый. Последняя денежная реформа была проведена в 1995 году. С первого января 1995 года в стране введены денежные купюры нового образца. Введение евро в Польше планируется с 2007 года (возможно, с 2008 г).
НЕМНОГО ИСТОРИИ
В первом тысячелетии территорию Польши заселяли славянские племена (поляне, висляне, мазовшане и др.).     Первые достоверные сведения о Польше относятся ко второй половине 10 в. Польша уже тогда была сравнительно большим государством, созданным династией Пястов путем объединения нескольких племенных княжеств. Первый исторически достоверный правитель Польши - Мешко I (правил в 960-992) из династии Пястов, владения которого - Великая Польша - находились между реками Одра и Висла. При правлении Мешко I, который боролся с германской экспансией на восток, поляки в 966 были обращены в христианство латинского обряда. В 988 Мешко присоединил к своему княжеству Силезию и Поморье, а в 990 - Моравию. Его старший сын Болеслав I Храбрый (годы правления 992-1025) стал одним из самых выдающихся правителей Польши. Он установил свою власть на территории от Одры и Нысы до Днепра и от Балтийского моря до Карпат. Укрепив самостоятельность Польши в войнах со Священной Римской империей, Болеслав принял титул короля (1025). После смерти Болеслава усилившаяся феодальная знать выступила против центральной власти, что привело к отделению от Польши Мазовии и Поморья.     Болеслав III (годы правления 1102-1138) вернул Поморье, но после его смерти территория Польши была разделена между его сыновьями. Старший - Владислав II - получил власть над столицей Краковом, Великой Польшей и Поморьем. Во второй половине 12 в. Польша, как и ее соседи Германия и Киевская Русь, распалась. Распад привел к политическому хаосу; вассалы вскоре отказались признавать полновластие короля и с помощью церкви значительно ограничили его власть.     В середине 13 в. монголо-татарское нашествие с востока опустошило большую часть Польши. Не менее опасными для страны были непрекращающиеся набеги язычников-литовцев и пруссов с севера. Чтобы защитить свои владения, князь Мазовии Конрад в 1226 пригласил в страну тевтонских рыцарей из военно-религиозного ордена крестоносцев. В течение непродолжительного времени тевтонские рыцари завоевали часть прибалтийских земель, которая позже стала называться Восточной Пруссией. Эту землю заселили немецкие колонисты. В 1308 государство, созданное тевтонскими рыцарями, отрезало Польше выход к Балтийскому морю. 16 в. стал золотым веком польской истории. В это время Польша была одной из крупнейших стран Европы, она преобладала в Восточной Европе, а ее культура достигла расцвета. Однако возникновение централизованного Русского государства, которое претендовало на земли бывшей Киевской Руси, объединение и усиление Бранденбурга и Пруссии на западе и севере и угрозы воинственной Османской империи на юге представляли большую опасность для страны. В 1505 в Радоме король Александр (годы правления 1501-1506) вынужден был принять конституцию «ничего нового» (лат. nihil novi), в соответствии с которой парламент получил право равного голоса с монархом при принятии государственных решений и право вето на все вопросы, касавшиеся дворянства. Парламент по этой конституции состоял из двух палат - сейма, в котором было представлено мелкопоместное дворянство, и сената, представлявшего высшую аристократию и высшее духовенство. Протяженные и открытые границы Польши, а также частые войны вынуждали иметь мощную обученную армию для того, чтобы обеспечивать безопасность королевства. Монархи испытывали недостаток средств, необходимых для содержания такой армии. Поэтому они вынуждены были получать санкцию парламента на любые крупные расходы. Аристократия (можновладство) и мелкопоместное дворянство (шляхта) требовали привилегий за свою лояльность. В результате в Польше сформировался строй «мелкопоместной дворянской демократии», с постепенным расширением влияния самых богатых и могущественных магнатов.
По Люблинской унии 1569 г. образовало с Великим Княжеством Литовским государство Речь Посполиту. Польская интервенция в Россию в начале 17 в. в Российское государство окончилось поражением. Петербургскими конвенциями конца 1770 - 1790 гг. территория Речи Посполитой была разделена (три раздела - 1772, 1793, 1795 гг.) между Россией, Австрией, Пруссией. В 1807 г. Наполеон I создал из части польских земель Варшавское княжество. Венский конгресс 1814 - 1815 гг. произошел передел польских земель - из большей части Варшавского княжества было создано Царство Польское, отошедшее к России, Познань отошла к Пруссии, сохранившей Силезию и Поморье (Померанию), некоторые земли отошли к Австрии. Польские восстания 1794 (под руководством Т. Костюшко), 1830 - 1831, 1846, 1848, 1863 - 1864 гг. были подавлены. В 1915 - 1918 гг. Царство Польское было оккупировано австро-германскими войсками. 11.11.1918 г. Польша провозглашена независимым государством. В 1920 г. войска Советской России напали на Польшу, но были разбиты у Варшавы. По Рижскому договору 1921 г. к Польше от Советской России отошли земли Западной Украины и Белоруссии. 1.09.1939 г. немецкие войска вторглись на территорию Польши, а спустя две недели войска СССР захватили земли Западной Украины и Западной Белоруссии. Правительство эмигрировало в Лондон. Под его руководством на территории страны развернулось вооруженное сопротивление немецким войскам. В СССР в 1944 г. была создана Армия Людова, подчинявшаяся польским коммунистам, участвовавшая в боях с немецкими войсками на территории Польши. С окончанием войны к власти в стране пришли коммунисты. По Берлинской конференции 1945 г. были установлены современные границы Польши. По Згожелецкому договору 1950 г. была демаркирована граница между Польшей и ГДР. В 1970 г. был подписан договор между Польшей и ФРГ о нерушимости границ. В начале 80-х годов в стране разразился экономический кризис, рабочие судоверфи в Гданьске создали свой профсоюз "Солидарность", начали забастовку и выступления под антикоммунистическими лозунгами. Правительство ввело в стране военное положение, длившееся с декабря 1981 г. по июль 1983 г. В 1989 г. под влиянием перемен, происходящих в СССР, были проведены многопартийные выборы. Победу на них одержал глава профсоюза "Солидарность" Л. Валенса и президентом Польши стал Лешек Бальцерович. Поляки гордятся тем, что, как они пишут, „Польша стала первым в Восточной Европе государстовом, покончившим с коммунизмом”. С 1999 г. Польша - член НАТО.
ПОЛЬША И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Саммит ЕС, состоявшийся в Копенгагене 13 дек. 2002г., завершил многолетний процесс переговоров по вопросам очередного расширения ЕС. Многолетние усилия польских переговорщиков окончательно завершились на встрече в верхах ЕС в Копенгагене. Результаты переговоров были утверждены совмином Польши 17 дек. 2002г. и несколько дней спустя, были представлены в виде специального доклада парламенту и общественности.
В соответствии с достигнутым соглашением Польша должна стать полноправным членом ЕС с 1 мая 2004г. Условием этого было завершение переговоров по всем разделам, в т.ч. в части свободной торговли, таможенного союза и внешних связей, составляющих единую торговую политику в отношении третьих стран. По всем этим разделам Польша получила одобрение ЕС, но и обязалась принять на день вступления все законодательство и весь правовой массив сообщества.
Польша обязалась внедрить у себя весь правовой массив, наработанный ЕС, в т.ч. и принцип «свободного перемещения товаров», образующий один из четырех - наряду со свободным перемещением рабочей силы, капитала и услуг - «столпов» единого внутреннего рынка ЕС. Принятие Польшей правил свободного перемещения товаров означает не только отмену таможенных пошлин, всех других оплат аналогичного характера в торговле со странами-членами ЕС, а также количественных ограничений, но и физических, технических и фискальных барьеров. В соответствии с достигнутым соглашением не все общеевропейские стандарты будут обязательны в Польше со дня получения членства. Некоторые нормы будут вводиться постепенно, дата их полной имплементации перенесена на более поздний срок. Польша в области свободы перемещения товаров добилась благоприятного для себя урегулирования, которое позволяет обеспечить постепенную адаптацию национальных правовых норм к стандартам ЕС (это касается регистрации лекарственных средств, переходный период для которых установлен до конца 2008г.).
Для торговли продовольственными и с/х товарами ключевое значение имеют договоренности, достигнутые по разделу «Сельское хозяйство». Важной целью переговоров было обеспечение польским крестьянам равных условий конкуренции на едином рынке ЕС. Этому должны служить выторгованные объемы прямых субсидий в 55%, 60% и 65% (2004-06гг.) от уровня, действующего ныне в странах ЕС. Согласована возможность использования Польшей защитных оговорок, которые могут применяться в случае появления серьезных и длительных трудностей в функционировании АПК. Польша обязалась провести необходимые правовые и институциональные реформы чтобы соответствовать нормам ЕС в области ветеринарного и фитосанитарного контроля на польской границе с государствами, не являющимися членами ЕС, в области надзора за безопасностью продовольствия, реализуемого через систему розничной торговли, а также принять ветеринарные и фитосанитарные стандарты ЕС. Польша получила возможность использовать временные переходные решения, упрощающие адаптацию продукции польских крестьян и перерабатывающих предприятий к требованиям единого рынка ЕС: 3-4 летние переходные периоды на структурное приспособление, 4-летний переходный период использования пониженной ставки НДС на товары, используемые в аграрном производстве.
В разделе «Рыболовство» Польша приняла принципы единой рыболовной политики в области доступа к биологическим ресурсам, в т.ч. правила относительной стабильности, основанной на квотах вылова для отдельных стран-участниц. Это означает, что Польша получила доступ ко всем районам промысла стран ЕС на Балтийском море и в других морских регионах на принципах единой рыболовной политики Евросоюза. Рыболовные фирмы стран ЕС допускаются в район польского промысла в рамках выделенных квот за исключением территориальных вод РП. Реструктуризация национального рыболовного сектора будет проводиться с использованием средств из фондов ЕС.
По переговорному разделу «Таможенный союз» польская экономическая дипломатия достигла всех поставленных перед ней целей. Таможенный союз образует основу свободного обращения товаров в рамках внутреннего рынка ЕС, определяет единые таможенные ставки и процедуры в торговле с третьими странами. На день вступления в ЕС Польша примет таможенный тариф ЕС. С этого момента будут ликвидированы все остающиеся таможенные ограничения в торговле сельскохозяйственными и продовольственными товарами и все другие нетарифные и бюрократические барьеры в торговле РП со странами ЕС. Именно таможенное законодательство страны наиболее полно гармонизировано с правом Евросоюза. Дальнейшие усилия предполагается сконцентрировать на повышении эффективности польской таможенной службы, и прежде всего на восточной, то есть будущей внешней границе ЕС.
В переговорном разделе «Внешние связи», охватывающем общую торговую политику в отношении третьих стран, т.е. стран, не являющихся членами ЕС, Польша декларировала, что введет у себя все соответствующие правовые нормы Евросоюза на этот счет до дня предоставления членства и задействует их в полном объеме с даты вступления. Польша обязалась денонсировать торговые и экономические соглашения с третьими странами в случае, если они противоречат acquis communautaire. Польша рассчитывает стать стороной соглашений о партнерстве и сотрудничестве, заключенных между ЕС и странами СНГ, и прежде всего СПС Россия-ЕС.
С точки зрения торговых отношений Польши с третьими странами ее вступление в ЕС означает передачу компетенций в области торговой и таможенной политики на уровень сообщества. В отношениях же со странами ЕС - вхождение Польши в единый внутренний рынок ЕС.
Польская конституция, в т.ч. ст. 90 абз. 1, предусматривающая передачу компетенции органов государственной власти по некоторым вопросам международным организациям, четко не определяет этого понятия. Оно трактуется в понимании, принятом в международном государственном праве. В соответствии с доктриной этого права «Евросоюз» не является традиционной «международной организацией». ЕС определяется как структура с присущими ей чертами государства, именуемая, в числе прочего, союзом государств, своеобразной конфедерацией, государством в процессе становления. В оценке отдельных польских правоведов ЕС имеет все атрибуты госорганизации, которыми не располагают «традиционные» международные организации (ВТО, ВОЗ, ООН). С учетом этого в Польше отсутствует конституционная правовая основа для процессов вступления в ЕС и передачи структурам союза компетенции органов государственной власти РП, ибо ЕС, не будучи «международной организацией», является формой организующейся государственности.
На этой основе делается вывод о том, что определение Евросоюза (вопреки правовой действительности, доктрине и содержания договоров) в качестве «международной организации» открывает путь для неотвратимой передачи компетенций суверенного государства другой структуре с чертами государства. Интерпретация ст. 90. абз. 1 в качестве правовой основы для вступления в ЕС противоречит повсеместно признанным принципам сосуществования независимых государств и народов, принципам самоопределения государств и их суверенного равенства, в частности, Хартии ООН.
В силу отсутствия в ст. 90, абз. 1 польской конституции определения суверенных компетенций и границ, в пределах которых их можно передать внешнему субъекту (организации - государству) и с учетом ожиданий ЕС в плане получения от Польши очередных важных областей суверенитета, эта норма носит признаки самоликвидации суверенного польского государства. 80% компетенций национальных парламентов в области хозяйственного права реализуют органы ЕС, не будучи легитимными в части формирования права.
Польская внешняя торговля в основном концентрируется на странах Евросоюза. На них приходится 70% польского экспорта и 60% импорта. По данным Евростата за 2002г., Польша была четвертым по значимости рынком сбыта для товаров из стран ЕС после США, Швейцарии и Японии. Польша занимала 7 место по стоимости экспорта на рынки ЕС - после США, Швейцарии, Японии, Китая, России и Норвегии.
С вступлением в ЕС, увеличенный сразу на десять новых членов, польская внешняя торговля будет еще в большей мере сосредоточена на остальных 24 странах этого союза. Вывоз товаров в партнерские по ЕС страны, реализуемый в форме внутренней торговли и без тарифных и нетарифных барьеров, составит 80% стоимости совокупного польского экспорта, а импорт из стран ЕС достигнет 70% стоимости всего польского ввоза. Собственно внешняя торговля Польши будет касаться оборота лишь с третьими странами вне ЕС.
Получение беспошлинного и бес контингентного доступа к рынку ЕС ускорило динамику роста экспорта из Польши в ЕС в 1992-2000гг. (в долларовом исчислении) в 2,5 раза, а импорта - в 3,5 раза. Этот рост следует объяснить сохраняющимся высоким удельным весом традиционных для польского экспорта сырьевых и трудоемких товаров. Доля технологически интенсивных готовых товаров увеличилась с 16% в 1992г. до 23% в 2002г. Это стало результатом активности функционирующих в Польше фирм с иностранным капиталом. Свободный доступ на рынки стран ЕС дает польским экспортерам шанс в части увеличения поставок своей продукции, но при обязательном условии соблюдения требований, действующих на рынке Евросоюза.
Польские предприятия получили возможность использования дополнительного финансирования своих производственных и технологических инноваций в рамках программ ЕС, и прежде всего в контексте VI Рамочной программы исследований проблем технологического развития. Это обеспечивает им шансы налаживания кооперации с фирмами стран ЕС и предприятиями стран ЦВЕ. Особые надежды в части повышения конкурентоспособности экономики возлагаются на осуществление оперативного национального плана развития на 2004-06гг., в котором определены основные блоки, в т.ч. технологической адаптации РП к ЕС. Преимущественно государственная поддержка будет оказана НИОКР, охране окружающей среды, МСП, реструктуризации слабых предприятий, переквалификации работников и развитию городских регионов, подверженных деградации.
Вопросы господдержки, и прежде всего в контексте правил конкуренции были на основе компромисса согласованы на саммите в Копенгагене и зафиксированы в правительственном докладе об условиях вступления РП в ЕС. В отношении специальных экономических зон были согласованы переходные периоды для малых и средних предприятий до 2011г. и 2010г. соответственно, увеличена до 75% доля бюджетного финансирования в общем объеме инвестиций тех крупных предприятий, которые получили лицензии на деятельность в СЭЗ до конца 1999г. и 50% для инвесторов, которые получили компенсации в 2000г. Соответствующие льготы по предоставлению существенной госпомощи определены для экологических проектов.
После вступления Польши в ЕС и его финансовую систему нацпредприятия получат доступ к более дешевым кредитам, что будет содействовать снижению издержек их финансирования и улучшению их конкурентоспособности в условиях единого рынка.
Для большинства национальных фирм серьезным вызовом может быть соблюдение условий, допускающих выход польских товаров на общий рынок. Эти условия включают в себя необходимость соблюдения обязательных норм сообщества и предоставления гарантий того, что проектирование и производство конкретного товара осуществляется в соответствии с принципиальными требованиями директив «нового подхода», а также согласно всем процедурам и испытаниям при оценке соответствия. Наиболее простым методом достижения соответствия техническим требованиям и гарантирования соблюдения обязательных условий будет производство продуктов на основе европейских гармонизированных норм, принятых европейскими организациями стандартизации, такими как CEN, CELENEC, а затем согласованных с польскими нормами. Это позволит польским товарам выйти на единый рынок ЕС без необходимости дополнительных испытаний и сертификации, т.е. на принципах взаимного признания. Достаточным для этого документом будет декларация производителя.
Гармонизация технических положений и норм, равно как и принцип взаимного признания означают, что польский производитель не должен доказывать, что его продукт соответствует стандартам, действующим в стране импортера. Но каждая страна-член ЕС сохраняет за собой право запрета или ограничения на реализацию, если в ходе рыночного контроля будет выявлено, что маркированное знаком СЕ изделие является недоброкачественным.
Согласно данным из последнего Регулярного доклада Европейской комиссии о прогрессе Польши на пути к членству в ЕС, в 2002г. аграрная торговля между Польшей и ЕС активизировалась. Это стало результатом подписания соглашения о «двойном нуле», существенно либерализовавшего эту торговлю. По итогам 2001г. экспорт польских сельхозпродуктов в ЕС вырос на 20% до 1,5 млрд.долл., импорт из стран ЕС увеличился на 8% и достиг 2,1 млрд.долл. Положительное сальдо ЕС в торговле сельхозпродуктами с Польшей сокращается.
В экспорте Польши в ЕС преобладают фрукты, овощи и мясо, а также готовые продукты из них. В импорте - высокобелковые кормовые добавки, различные пищевые продукты, жиры и масла.
Польское сельское хозяйство традиционно слабо связано с мировым рынком. За редким исключением это торговля излишками, а не специализированный экспорт. При этом он характеризуется ассортиментной раздробленностью, неоднородностью торговых фирм и высокой степенью участия посредников.
Несмотря на ряд положительных примеров, можно констатировать, что до сих пор не удалось повысить конкурентоспособность польского экспорта с/х и продтоваров. Примеры его экспансии на восточных рынках, имевшей место до 1997г. свидетельствует о потенциальной активности польских экспортеров и их высокой эластичности в части преодоления имеющихся барьеров. Использование после вступления в ЕС экспортных субсидий упрочит конкурентоспособность польской экспортной оферты на рынках третьих стран.
Недостаточное развитие инфрастуктуры аграрного рынка в Польше, несмотря на определенный прогресс, является одним из главных препятствий в интеграции польского продовольственного сектора с мировым рынком. Важной проблемой развития польского аграрно-продовольственного экспорта можно считать необходимость увеличения глубины переработки сельхозтоваров и реализации процессов модернизации, ориентированных на сокращение сохраняющегося технологического разрыва и повышение качества торговой оферты.
В результате вступления в ЕС Польша получит рынок сбыта для своей экспортной продукции почти в десять раз превосходящий тот, который она откроет для стран ЕС. В преобладающем большинстве случаев экспортные цены в Польше ниже средних цен ЕС. К тому же в результате интеграции будет обеспечено снижение издержек в животноводстве, основанном на зерновых кормах. Все это должно содействовать росту конкурентоспособности данных продуктов.
Последовательный переход к прямым субсидиям в полном объеме для польских крестьян будет означать, что существенное улучшение доходности их хозяйств, а, следовательно, и способности конкуренции на общем рынке ЕС наступят в отдаленной перспективе.
Принятие совместной аграрной политики, а также ее конкретных инструментов должно обеспечить защиту от чрезмерного импорта из третьих стран. В правительственном докладе отмечается, что «по просьбе РП Евросоюз согласился записать в Договоре о вступлении положения о защитных оговорках для сельского хозяйства, которые могут быть задействованы в случае наступления серьезных и устойчивых сбоев в функционировании аграрного сектора или появления проблем, способных вызвать ухудшение ситуации в нем. Учитывая специфические проблемы сельского хозяйства в Польше, средства, используемые КЕС в целях предотвращения осложнений на рынке, могут охватывать мониторинг товарных потоков между Польшей и другими странами-членами ЕС». Формулировка более чем нейтральная для того, чтобы действительно обеспечить защиту польского с/х рынка, в т.ч. и от импорта из третьих стран, т.е. стран вне зоны ЕС.
Значение внешней торговли рыбой и морепродуктами в общем объеме внешней торговли Польши невелико. В 1997-2001гг. импорт рыбопродуктов колебался в границах от 260 до 370 млн. долл., что составляло 0,6-0,7% общей стоимости польского ввоза. Их же экспорт составлял 230-280 млн.долл., и соответственно их удельный вес в совокупном экспорте не превышал 0,7-1%. Без учета перегрузки рыбы в море с борта на борт и того меньше - 0,6%.
Серьезным изменением, связанным с вступлением Польши в ЕС, будет утрата существующих ныне привилегированных принципов торговли со странами ЕАСТ, и прежде всего с Норвегией. Принятие внешнего таможенного тарифа, используемого в торговле рыбой, несомненно повлечет за собой рост издержек на закупку рыбного сырья, имеющего важное значение для польских рыбоперерабатывающих заводов, т.к. страны ЕАСТ имеют высокий удельный вес (около одной трети) в его поставках. Смягчения этих негативных последствий в торговле со странами ЕАСТ предполагается добиться в ходе согласования с ЕС новых беспошлинных контингентов на импорт рыбы и рыбопродуктов из Норвегии и Исландии. «Рыбная» проблематика является вопросом переговоров о присоединении Польши к Договору о европейском экономическом пространстве.
Открывая свой рынок с 38,5 млн. потребителей с относительно низкой покупательной способностью, Польша получает доступ к рынку, насчитывающему 414 млн. потребителей, в т.ч. 377,5 млн. в нынешних странах-членах ЕС, к тому же с более высокой чем у поляков покупательской способностью.
В результате после вступления Польши в ЕС в ее внешней торговле - в зависимости от масштабов господдержки на условиях, допускаемых правом и практикой ЕС - проявятся две противоположные тенденции. Первая будет связана с ростом совокупного объема польского экспорта как аграрного, так и промышленного на рынки стран ЕС и рынки третьих стран. Другая же будет связана с падением удельного веса в польской внешней торговле с/х и продтоваров с вытекающими отсюда многими последствиями.

РЕЛЬЕФ И КЛИМАТ
Рельеф Польши разнообразный. На севере, вдоль побережья и в центральной части страны, преобладают низменности. Для побережья Балтийского моря характерны красивые, песчаные и широкие пляжи. На севере и на западе, на Поморском, Великопольском и Мазурском поозерьях, среди живописных холмов и лесов, расположились тысячи озер, самое крупное из которых - Снярдвы площадью около 113 кв.км.
    На юге Польша представлена возвышенностями и горными массивами: Судеты с высшей точкой Снежка (1603 м н.у.м.) и Карпаты, центральной частью которых являются Татры - горы альпийского характера, с самой высокой в Польше вершиной - Рысы (2499 м н.у.м.). Польская природа - это также многочисленные лесные массивы, сильно развитая речная сеть, с двумя крупнейшими реками Вислой и Одрой, а также богатый животный и растительный мир. Среди представителей фауны -- рысь, дикий кот, лось, кабан, олень и зубр, или европейский бизон. В Мазурах встречается олень и лось. В горных районах -- волк и бурый медведь.
Океанские воздушные массы придают климату мягкость. Преобладают западные ветры и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.