На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сказка как важнейшее средство развития психики ребенка

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Психология. Добавлен: 25.09.2013. Страниц: 25( не полный). Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

1.2 Развитие воображения в раннем возрасте 3
1.3 Сказка как важнейшее средство развития психики ребенка 10
Список литературы 25

1.2 Развитие воображения в раннем возрасте

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее и беднее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также его общего психического развития. Оно является основой наглядно-образного мышления [20].
В психологии существуют различные точки зрения о происхождении и развитии воображения в раннем детстве.
З. Фрейд и ряд его последователей исходят из представления о том, что воображение первично, что оно изначальная форма детского сознания, из которой возникает все прочее сознание личности. Согласно учению З. Фрейда, два принципа регулируют психическую деятельность ребенка: принцип удовольствия, и принцип реальности. Ребенок стремится вначале получить удовольствие; в раннем возрасте этот принцип господствующий.
Ребенок является существом, биологические потребности которого достаточно охраняются взрослыми людьми. Он не добывает себе пищу, одежду – все делает для него взрослый. Это единственное существо, которое, по З. Фрейду, вполне эмансипировано от реальности. Это существо погружено в удовольствие; отсюда сознание ребенка развивается как сознание грезящее, т.е. такое, основная функция которого не отражение реальности, в которой он живет, и не деятельность по переработке тех или иных впечатлений, а только обслуживание желаний и чувственных тенденций ребенка. У него нет восприятий реальной действительности, у него сознание галлюцинаторное.
Эта идея также отражена в работах Ж. Пиаже, который утверждал, что первичной является деятельность воображения или мышления, не направленная на действительность. Но, говорит он, между воображением
(младенческим мышлением, не направленным на действительность) и реалистическим мышлением взрослого человека существуют переходные формы – детская эгоцентрическая мысль. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению, т.е. от мышления, напоминающего легкое сновидение, грезы, мечты, или, как образно говорит Ж. Пиаже, некоторое миражное построение, которое витает в области нереального, только желаемого, к мышлению, задачей которого является приспособление к действительности и воздействие на эту действительность.
Согласно точке зрения З. Фрейда и Ж. Пиаже, первичная форма воображения есть деятельность подсознательная, отличная от зрелого воображения, которое является сознательной деятельностью. Мышление, которое руководствуется фантазией, не осознает основных задач, целей и мотивов – все это остается в сфере подсознательной. Если реалистическая мысль сознательна, а фантазия в своей основе подсознательна. Если реалистическое развитое сознание подготавливает нашу деятельность, связанную с действительностью, то воображение есть деятельность, которая в этом отношении всецело обнаруживает принцип удовольствия, т. е. функция его иная. Реалистическая мысль может быть сообщена словесно, она социальна, поскольку она отражает внешнюю деятельность, одинаковую для различных сходно устроенных сознаний, она может быть сообщена, передаваема; так как основным средством сообщения, передачи является слово, то реалистическая мысль одновременно и социальная и вербальная мысль. Наоборот, аутистическое мышление не социально, а индивидуально, потому что обслуживает желания, ничего общего не имеющие с социальной деятельностью человека. Оно есть бессловесное, образное, символическое мышление, такое, которое проникает в построение ряда фантастических образов и не является сообщаемым.
Итак, согласно точке зрения З. Фрейда и Ж. Пиаже, воображение в его первичных формах рассматривается как деятельность под-сознательная, как деятельность, обслуживающая не познание реальности, а получение удовольствия, как деятельность несоциального, несообщаемого характера.
Эта точка зрения встретила первые и самые существенные возражения фактического характера со стороны биологически мыслящих психологов, которые установили два важных факта. Первый касается мышления и воображения у животных. В животном мире почти нет элементов аутистического мышления или фантазии в собственном смысле слова. С биологической точки зрения трудно допустить, что первично в филогенезе возникает мышление как функция удовлетворения, удовольствия, но не как функция познания действительности. Ни одно животное, говорил Блейлер, не могло бы просуществовать ни одного дня, если бы психическая деятельность этого животного, теснейшим образом связанная со всей его жизнедеятельностью, была эмансипирована от действительности, т. е. если бы она не давала ему представления об окружающей реальности, отражения реальности соответственно уровню психической деятельности, на котором стоит данное животное. Итак, нельзя допустить, что в филогенетическом ряду воображение и мышление направлены на получение удовольствия, что миражное построение, мечта – более первичная форма, чем мышление, направленное на действи-тельность.
Второй факт получен в ходе наблюдений над ребенком. Исследователи доказали, что в самом раннем возрасте мы не имеем дела с галлюцинаторным получением удовольствия, что получение удовольствия у ребенка связано не с галлюцинаторным, а с реальным удовлетворением потребности. Блейлер отмечает, что нет ни одного ребенка, который бы испытывал галлюцинаторное удовлетворение от воображаемой пищи, но при этом многие дети получают удовлетворение и удовольствие от получения реальной пищи.
Получение удовольствия ребенком и первичное наслаждение настолько связаны с реальными потребностями, которые удовлетворяются в реальной действительности, что они являются первичной формой сознания.
Реальное удовлетворение, если мы будем говорить о простых его формах, связано с удовлетворением потребностей, а удовлетворение потребности есть одна из основных форм жизни и деятельности живого существа, в котором сознание принимает участие с самой ранней ступени его возникновения. Мышление, которое направлено на удовлетворение потребностей и на получение удовольствия, не идет в противоположном направлении; как говорит Блейлер, путь к реальному удовольствию лежит в раннем возрасте через реальность, а не через уход от нее. Эти моменты связаны и обусловлены тем, что удовлетворение простейших потребностей связано в раннем детстве с интенсивным удовольствием, которое выдвигается на первый план и доминирует над всеми остальными моментами.
В сущности говоря, положение о первичности воображения и аутистичеокото мышления получило в каждом пункте со стороны исследователей ряд фактических опровержений, которые я и перечислил.
Из исследований, с фактической стороны опровергающих положение о мечтательной форме детской мысли, на первое место, мне кажется, должны быть поставлены исследования, которые выяснили действительное отношение, существующее между развитием речи ребенка и развитием его воображения.
Исследования Э. Блейлера показали, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи, что задержанные в речевом развитии дети чрезвычайно отстают и в развитии воображения. Дети, речевое развитие которых идет по аномальному пути (например, глухие дети, которые из-за этого остаются лишенными речевого общения), оказываются в то же время детьми с чрезвычайно бедными, скудными, а иногда и положительно рудиментарными формами воображения. Между тем, исходя из положения З. Фрейда, следовало бы ожидать, что, когда у ребенка недо-развита речь, когда она отсутствует или запаздывает, то создаются особо благоприятные условия для развития первичных, несообщаемых, несловесных форм воображения.
Таким образом, наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развити.......


Список литературы

1. Аишева В.П. Сказкотерапия как метод коррекции // Казахстан 2030. 2004 №3. – С. 114.
2. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и пси-хологии // Вопросы психологии. – 1996. – №2. – с 73-85.
3. Большой психологический словарь [текст] / Под общей ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак, 2007. – 672 с
4. Боровик О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации [текст] / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ Рон», 2000. – 112 с.
5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку [текст] / И.В. Вачков. – М.: Ось, 2007. – 144 с.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по психологии. – М: Просвещение. – 1991.
7. Выготский Л.С. Психология искусства: 3-е изд. [текст] / Л.С. Выгот-ский – М.: Педагогика, 2001. – 480 с.
8. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Психотерапевтические сказки – СПб.: «Питер», 2006. – 162 с.
9. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… [текст] / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 240 с.
10. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [текст] / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии, 1988, № 6. – С. 11-17.
11. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения [текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии, 1980, №2. – С. 35-39.
12. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника [текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
13. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. – СПб.: Изд-во «ДНК», 2001. – 236 с.
14. Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Изд-во «Смарт», 1996. – 298 с.
15. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [текст] / Р.Р. Калинина. – СПб.: Речь, 2003. – 410 с.
16. Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способ-ностей / Под ред. Т.А. Барышевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 360 с.
17. Кузнецов В.Б. Развитие творческого воображения младших школь-ников на основе применения базовых элементов ТРИЗ [текст] / В.Б. Кузнецов. – Челябинск: ЮУрГУ. – 2001. – 28 с.
18. Лазарева С.Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста [текст] / С.Ю. Лазарева, Е.Ю. Фатеева // От-крытый урок, 2005-2006, № 1. – С. 24.
19. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности [текст] / М.В. Мусийчук. – М.: МГПИ, 1994. – 240 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заве-дений: В 3 кн.: 4-е изд. [текст] / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.
21. Николаенко Н.Н. Психология творчества [текст] / Н.Н. Николаенко. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
22. Общая психология. Хрестоматия [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М.: МПСИ, 2008. – 710 с.
23. Петровский А.В. Психология: учебник для вузов [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. Речь: 2003. – 480 с.
24. Программа обучения, воспитания и развития ребенка в детском саду [текст] / Под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1-12.
25. Пропп В.Я. Русская сказка [текст] / В.Я. Пропп. – М.: Лабиринт, 2000. – 416 с.
26. Рибо Т. Творческое воображение [текст] / Т. Рибо. – СПб., 2002. – 380 с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд. [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
28. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. – М.: «Класс», 2001. – 340 с.
29. Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.: «Речь», 2005. – 296 с.
30. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов [текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.
31. Страунинг А. Игры по развитию творческого воображения по книге Дж. Родари [текст] / А. Страунинг, М. Страунинг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. – 120 с.
32. Философский энциклопедический словарь [текст] / Под ред. Л.Я. Кагана. – М.: Инфра-М, 1998. – 576 с.
33. Хрестоматия по детской психологии. От младенца до подростка [текст] / Под ред. Г. Бурменской. – М.: МПСИ, 2005. – 656 с.
34. Эльконин Д.Б. Психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Владос, 2001. – 360 с.
35. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки // Психологическая газета. – 1999. – № 1. – С. 11


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.