На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Анализ художественного текста детьми старшего дошкольного возраста по средствам книжной иллюстрации.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 28.9.2013. Страниц: 64. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава 1. Психолого-педагогические условия формирования умений и
навыков анализа художественного текста детьми 5-6 лет
посредством книжной иллюстрации.
1.1 Теоритические основы анализа художественного текста
1.2 Виды и специфика книжных иллюстраций для детей
1.3 Особенности формирования навыков и умений анализа
художественного текста детьми 5-6 лет посредством книжной
иллюстрации
Глава 2.Особенности восприятия художественного текста детей старшего
дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации
2.1 Цель, задачи и методы исследования
2.2 Особенности развития восприятия художественного текста детей
старшего дошкольного возраста посредством книжной
иллюстрации
Глава 3. Развитие восприятия художественного текста детей старшего
дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации
3.1 Развитие восприятия художественного текста детей старшего
дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации в
процессе ознакомления с творчеством художников-
иллюстраторов.
3.2 Сравнительный анализ основных данных констатирующего и
контрольного экспериментов
Заключение
Список литературы


Введение
Проблеме анализа художественного текста детьми старшего дошкольного возраста посредством книжной иллюстрации уделяется достаточно большое внимание многими психологами-исследователями, не взирая на разделяемые ими теоретические концепции. Почти всеми исследователями рассматривается художественное восприятие действительности в качестве проявления художественной одаренности и важной основы художественных способностей.
В условиях ситуации начала двадцать первого столетия изменения иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание является гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки. Формирование способности к эстетическому восприятию литературы, также как и природы, дает внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), направляющий личностное развитие по соразмеренному пути.
Психологические основы проблемы развития творческой активности детей 5-6 лет излагаются в трудах Б.Г.Ананьева, Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Д.В.Колесова, Г.А.Урунтаевой и др. Педагогическая сторона художественно-творческого формирования дошкольников представлена в работах Н.А.Ветлугиной, А.А.Грибовской, Т.Н.Дороновой, Т.С.Комаровой, Н.П.Сакулиной, О.П.Радыновой, Е.А.Флёриной, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.
Общеизвестным фактом является то, что именно в дошкольном возрасте формируется большинство психических свойств человека, качеств его личности. Велико значение данного возраста и в развитии и формировании способностей к восприятию художественного текста посредством иллюстрации, воспитании художественного вкуса и эстетического восприятия.
Эмоционально-эстетическое восприятие формируется в ходе целенаправленных исследований. На этой основе формируется воображение в ходе изобразительной деятельности и обогащается разнообразие впечатлений.
Известно, что эстетическое отношение к действительности, рассмотренное с позиции активности субъекта, является основополагающим началом в его всестороннем развитии (Ю.Б. Борев, В.В. Ванслов, Н.И. Киященко, А.Ф. Лосев, и др.). Эстетическое отношение к действительности дает возможность детям проявлять творческую активность в любом виде деятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Б.М. Теплов и др.; Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, и др.).
Цель исследования - изучение особенностей и развития восприятия художественного текста посредством иллюстрации детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством художников.
Объектом исследования является восприятие художественного текста посредством иллюстрации старших дошкольников.
Предметом исследования являются педагогические условия развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством художников.
Гипотеза: развитию восприятия художественного текста посредством иллюстрации детей старшего дошкольного возраста будет способствовать процесс ознакомления с творчеством художников, если:
- восприятие будет рассматриваться как специфическая деятельность, опосредующая развитие способности к художественно- эстетическому переживанию, возникающему в результате познания окружающей действительности средствами искусства;
- процесс ознакомления с творчеством художников сопряжен с процессом развития изобразительной функции детского рисунка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия и свойства восприятия художественного текста посредством иллюстрации дошкольников.
2. Осуществить теоретический анализ проблемы развития восприятия художественного текста посредством иллюстрации детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать серию мероприятий по развитию восприятия художественного текста посредством иллюстрации ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством художников.
Методологической основой исследования явились: отечественные концепции эстетического воспитания и развития детей В.В. Алексеевой, Е.М. Торшиловой, Б.П. Юсова; современные положения о становлении базиса культуры личности дошкольника, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром В.А. Мясищева, Л.И. Божович и др.; исследования в области психологии эстетического и художественного восприятия Н.А.Ветлугиной, Е.А.Флериной, Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной и др.; труды по психологии художественного восприятия, возрастной психологии и теории обучения Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.А. Мелик-Пашаева.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической и искусствоведческой литературы; педагогическое проектирование; экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент; диагностические методы: наблюдение, творческие задания.
Практическая значимость работы состоит в разработке системы занятий по ознакомлению старших дошкольников с картинами художников.


Глава 1. Психолого-педагогические условия формирования умений и
навыков анализа художественного текста детьми 5-6 лет
посредством книжной иллюстрации.
Вся система средств иллюстрации в детской художественной книге отражает общие эстетические основы детской литературы. В процессе эволюции детской художественной книги формировались новые принципы и новые формы изображения текста. Сложившаяся система взглядов на иллюстрирование детской книги остается жизнедеятельной вследствие точности изначально установленных приоритетов. Во-первых, система средств, стилевых направлений детской книги построена на новаторстве, она постоянно меняется, совершенствуется, что стало традицией. Во-вторых, иллюстрация в системе эстетических взглядов была поднята, наряду с другими видами и жанрами искусства, на высоту формирования художественного стиля времени. Это совершенно новый взгляд на иллюстрацию детской книги определил ее эволюцию. В-третьих, искусство детской иллюстрации поставило перед собой ту же ответственную общественную роль, что и детская литература - воспитание гармоничной личности, в результате чего сложился творческий метод изображения единства в изображении жизни средствами книги.
Рисунок в отечественной художественной детской книге XX века достиг высот подлинного искусства во многом благодаря творческой экспериментальной деятельности мастеров-профессионалов. Их иллюстрации воспринимались как крупное художественное явление в искусстве книги не только в нашей стране, но и за рубежом. Они внесли в иллюстрирование художественной книги собственный стиль, свою индивидуальность, их творчество изучалось и продолжает изучаться, любимо читателями-детьми и поэтому современные переиздания часто сопровождаются рисунками, выполненными в 20-х - 70-х годах прошлого века. Художники заложили основы, создали традиции, которые позволили сохранить многие лучшие достижения детской иллюстрированной книги, помогли формированию нового поколения мастеров книжного искусства. Оценка вклада художников-иллюстраторов в искусстве детской книги увеличивается многократно, учитывая их теоретические исследования, мемуарные материалы, описания практического опыта, все, что вошло в общеэстетическую основу художественного книжного рисунка. В теории и художественной критике особо подчеркивается роль школ детской книжной иллюстрации, где формировались качества художественного единства и эстетической цельности, слагаемые из синтеза изображения и слова, из творческого союза писателя и художника.

1.1 Теоритические основы анализа художественного текста
Анализом художественного текста является анализ роли и функций языковых средств различных ступеней в организации и выражении идейно-тематического содержания литературного произведения.
Началом развития теоретических основ анализа художественного текста считается работа известного русского лингвиста Л.В. Щербы "Опыты лингвистического толкования стихотворений" (1922 г.). Ученый указывал на неполноценность сведения анализа художественного произведения только к определенным историко-литературным или историко-культурным построениям и выступал за анализ, который основывается на выделении "тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов" языка произведения в их тесной связи со свойствами содержания и идеи художественного текста. При этом конкретный художественный текст выделялся исследователем из общего контекста литературы и рассматривался в качестве внутреннего явления.
В.В. Виноградов в своем труде "О языке художественной прозы" (1930 г.) обосновывает мысль о том, что язык художественного произведения может рассматриваться также и "проекционным" способом, то есть в качестве элемента общего литературно-языкового контекста. Вследствие этого на сегодняшний день выделяют два типа анализа языка художественного произведения: имманентный и проекционный.
Особый рост интереса ученых к проблемам анализа художественного текста отмечается с конца шестидесятых годов двадцатого века., а в начале семидесятых анализ художественного текста вводится в программу педагогических институтов как особая дисциплина. Именно в семидесятые годы была разработана российская теория анализа художественного текста.
Благодаря комплексному, синтетическому подходу к изучению художественного текста преодолевается поаспектное, поуровневое его исследование, преобладающее в лингвистической науке долгое время. Именно комплексный анализ художественного произведения дал возможность понять, что взаимодействие языковых единиц в границах текста носит не хаотичный, а целенаправленный характер: языковая структура чаще всего глубоко продумана автором произведения с точки зрения наиболее полного и эффективного воплощения в ней эстетической концепции.
Предметом анализа художественного текста является языковая организация текста, а именно связи и отношения единиц разных уровней, в совокупности выражающих определенную линию эстетической концепции художественного произведения. В связи с этим, материалом анализа художественного текста являются: 1) архаизмы и историзмы; 2) непонятные факты поэтической символики; 3) незнакомые или малознакомые читателю диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, жаргонизмы и термины; 4) специфика писательского словоупотребления: индивидуально-авторские языковые инновации; 5) ключевые слова; 6) тропы; 7) характерные черты синтаксиса; 8) индивидуальность композиции; 9) особенности употребления и сцепления друг с другом нейтральных и стилистически значимых (экспрессивных) языковых элементов и структур; 10) характерные черты языковой организации подтекста; 11) специфика выбора и организации языкового материала в его частностях и целостности - речевая системность; 12) взаимосвязь языковой и смысловой ступеней текста с точки зрения полноты выражения авторской концепции и др.
Касаемо последней разновидности материала анализа необходимо отметить, что вопрос о том, как автор использует язык при выражении конкретного художественного содержания, относится скорее к стилистическому анализу. Хотя, изучение эстетической функции языка (на что в самом общем смысле и направлен анализ художественного текста) уже само по себе подразумевает взаимодополняющее единство лингвистического и стилистического анализов, "образуя комплексный лингвостилистический анализ того, чем и как создается неповторимая оригинальность литературного произведения".
Выше сказанное означает, что основная задача анализа художественного текста заключается в изучении языковых средств разных уровней в системе определенного художественного текста с точки зрения их соответствия замыслу автора и его индивидуальной манере письма. Вместе с тем единство формы и содержания является исходным методологическим принципом современного анализа художественного текста. При этом при исследовании художественного произведения невозможно ограничиваться исключительно формальным аспектом текста, так как последний "создается не для того, чтобы использовать определенные слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей содержания". Вследствие чего толкование структурной специфики художественного текста нужно соотносить с содержательными понятиями и категориями, такими, как тема, идея, авторский замысел, художественно-образная система.
В соответствии с этим главная цель анализа художественного текста - это рассмотрение художественного произведения как организованной системы языковых средств, отражающей определенное идейно-тематическое, образное и эстетическое содержание текста в их общих и характерных чертах. При этом комплекс языковых средств автора должен рассматриваться, с точки зрения А.И. Горшкова, не как "язык", т.е. не как механическое соединение в тексте лингвистических форм и приемов (= языковой материал), а как "стиль", т.е. "языковая реальность", само функционирование языка, исходя из которого выявляются определенные случаи употребления, применения составляющих общенародной языковой системы (Горшков, 1982, 1996).
Л.А. Новиков различает несколько видов анализа художественного текста: 1) лингвистический анализ - раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Данный анализ может быть а) элементарным практическим, который служит общему "прояснению" текста, и б) филологическим, который опирается на данные лингвистической теории, факты системы языка и его истории; 2) стилистический анализ представляет собой исследование образных средств художественного текста как а) общеязыковых (в разных стилях и жанрах) и б) авторских, которые раскрывают саму идею художественного произведения; 3) литературоведческий анализ представляет собой исследование художественного произведения как продукта национальной культуры, общественной мысли, произведения словесного искусства (т.е. изучение связи художественного текста с эпохой, его места в литературном процессе и творчестве автора произведения, проблематики, идейного содержания, образов, композиции, сюжета, языка и др.). При этом анализ художественного текста, по мнению ученого, опирается на ряд основных положений, которые образуют его принципы, в числе которых: 1) рассмотрение художественного текста в трояком аспекте: "идейное содержание - образ - язык". Промежуточное положение художественного образа в этом ряду делает первый "средоточием" идейно-эстетического содержания и определенной формы его языкового выражения, придающим образу индивидуальность и неповторимость. "Образ оказывается как бы обращенным разными своими сторонами одновременно и к идейному, социальному содержанию художественного произведения, будучи присоединенным к общей системе образов (= "литературный образ"), и к языку, художественному материалу (= "словесный образ"). Он представляет собой специфическое диалектическое единство этих разных начал"; 2) конкретно-исторический подход к интерпретации текста, который опирается на культурно-исторический комментарий, обеспечивающий наиболее полное и глубокое восприятие художественного произведения в контексте определенного периода общественной жизни, к которому принадлежит исследуемый текст; 3) разделение в тексте фактов нормативных, характерных для современного словоупотребления, и различного рода отклонений от нормы, фактов общеязыковых и индивидуальных, авторских и их соответствующая оценка; 4) восприятие поэтического языка как определенной формы эстетического освоения действительности, как активного средства создания художественного обобщения; 5) активная роль читателя (интерпретатора) текста; 6) целостность разнообразных принципов восприятия художественного текста, схема которых меняется в зависимости от специфики текста и целей его анализа (Новиков, 1979).
Л.Г. Бабенко выделяет следующие существующие основные подходы к исследованию художественного произведения: 1) лингвоцентрический подход: исследование специфики функционирования в условиях художественной речи лексических, фонетических, грамматических и стилистических единиц и категорий; 2) текстоцентрический подход: текст рассматривается как самостоятельный объект изучения в его целостности и завершенности. При этом актуальными для анализа художественного текста являются как статический, так и динамический аспекты текста (художественное произведение анализируется и как результат, и как отражение в нем процесса творческой деятельности), тем не менее в работах подобного плана за пределами внимания остаются коммуникативный, в том числе диалогический аспекты худ........


Список литературы:
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 2009.
2. Алиева Т. Ребенок в мире образа // Дошкольное воспитание. - 2009, № 2, с. 68-73.
3. Библер, В.С. Культура. Диалог культур. [Текст] : Опыт определения // Вопросы философии. 2010 год. № 6.
4. Бузко, И. А. Хрестоматия для дошкольников. [Текст] / И. А. Бузко. - М.: Детская литература, 2010.
5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2013.
6. Волков, Н.Н. Восприятие картины. [Текст] / Н.Н. Волков.- М., 2010.
7. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. [Текст] / под ред. Е.А. Флёрина.- - М.: Учпедгиз,2010.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2012.
9. Выготский, Л.С. Психология искусства. [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 2011
10. Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге. М.: Просвещение, 2013.
11. Гончаров А.Д., Адамов Е.Б. Природа и особенности книжной иллюстрации. М., 2010
12. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. [Текст] / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2009.
13. Дружинин, В.Н. Психология творчества. [Текст] / В.Н. Дружинин // Психологический журнал.- 2012.- Т. 26.- №5.
14. Жуков, Н.Н. В мире искусства. [Текст] / Н.Н. Жуков // Творчество.- 2011. - №9.
15. Заварова А.В. Об иллюстрировании детской книги. (О принципах художественного оформления книг для дошкольников в связи с особенностями детского мышления и восприятия.) АКД. М., 2009
16. Каган, М.С. Человеческая деятельность. [Текст] / М.С. Каган М., 2009 .
17. Казакова, Т.Г. Рисование в детском саду. [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2011.
18. Карпова, Н.В. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности. [Текст] / Н.В. Карпова - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2012.
19. Кибрик, Е. Искусство и дети. [Текст] / Е. Кибрик // Юный художник, 2010. - №2
20. Комарова, Т.С. Обучение детей технике рисования. [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Столетие, 2009.
21. Кондратович Т. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста. АКД. М., 2010
22. Кубышкиной, Э. И Загадки для дошкольников. [Текст] / Э.И Кубышкиной - М.: Детская литература, 2010.
23. Кудина, Г.Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. [Текст] / Г.Н. Кудина.- М.,2010.
24. Лепская, Н.А. 5 рисунков. [Текст] / Н.А. Лепская.- М., 2009.
25. Логинова, В.И. Возможности эстетического развития детей и задачи эстетического воспитания в дошкольных учреждениях. [Текст] / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова - М.: Просвещение, 2013
26. Межиева, М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. [Текст] / М.В. Межиева, А.А. Селиванов.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2012. 128 с.
27. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. [Текст] / под ред. С.А. Минюрова - М., 2011 год.
28. Мелик-Пашаев, А.А. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. Методическое пособие. [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев- Дубна.: Феникс+., 2012.
29. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь. [Текст] / Б. Мещеряков, В. Зинченко.-М.: Олма-пресс. 2012.
30. Минюрова, С.А. Развитие восприятия у ребенка. [Текст] / С.А. Минюрова.-М., Психологический центр, 2012.
31. Орлов, А.Б. Психология детства: новый взгляд. Творчество и Педагогика. [Текст] / А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2009.
32. Полунина, В.Н. Искусство и дети. [Текст] / В.Н. Полунина. - М.: Просвещение, 2012.
33. Прусс, И. Е. Западное европейское искусство XVII века. [Текст] / И. Е. Прусс. - М., 2011.
34. Пустоветова, О. В. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа для дошкольников. [Текст] / О. В. Пустоветова. - М., 2011.
35. Рогинский, Я.Я. Об истоках возникновения искусства. [Текст] / Я.Я. Рогинский.-М., 2012 год.
36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М., 2009.
37. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. [Текст] / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 2010.
38. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2013.
39. Соколов, А.В. Посмотри, подумай и ответь: Проверка знаний по изобразительному искусству: Из опыта работы. [Текст] / А.В.Соколов. М., 2011.
40. Ткемаладзе, А.В. «Вопросы эстетического воспитания». [Текст] / А.В Ткемаладзе - М., 2011.
41. Торшилова, Е.М. Эстетическое развитие дошкольников. [Текст] / Е.М. Торшилова, Т. Морозова. - М., 2011.
42. Угарова, В. С. Школа изобразительного искусства. [Текст] / В. С. Угарова. - М.: Изобразительное искусство, 2012.
43. Флёрина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. [Текст] / Е.А. Флёрина.- М.: Учпедгиз, 2010.
44. Чумичёва, Р.М. Дошкольникам о живописи. [Текст] / Р.М. Чумичёва. - М.: Просвещение, 2013.
45. Шалина, Л. С. Уроки для самых маленьких. [Текст] / Л. С. Шалин // Юный художник. - 2011. - № 6. - с. 45.
46. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия. [Текст] / П.М. Якобсон. - М., 2010.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.