На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 30.09.2013. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Проблема возрастного развития человека 5
1.1. Понятия возраста и возрастного развития в психологии 5
1.2. Понятие кризиса в психологии 9
2. Зрелость как возрастной этап в психологии развития 12
2.1. Психологические особенности периода зрелости 12
2.2. Основные этапы и кризисы зрелости 15
3. Роль кризисов в развитии личности 22
3.1. Причины и проявления кризисов в зрелости 22
3.2. Закономерности развития кризисов 27
Заключение 31
Список использованных источников 33


Введение

В современных условиях резких социально-экономических преобразований человеку очень важно сохранить и развивать уникальность и самобытность своей личности. Личность – это целостная характеристика внутреннего мира человека, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. Однако своей целостности личность достигает лишь к периоду зрелости, когда сформирована иерархия ее ценностей и смысложизненных ориентаций.
Зрелость личности проявляется в процессе принятия ею решений относительно наиболее важных сторон своей жизни и реализации жиз-ненных целей и осуществляют их: выбора профессии, карьеры и супруга, намечают. В процессе профессиональной деятельности и реализации новых ролей (супружеской, родительской, граж¬данской и др.) происходит дальнейшее развитие смысловой сферы личности. Приобретение новых жизненных и социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. Вследст¬вие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида жизненным смыслом, может превратиться в периферийную ценность или даже изменить свою полярность – позитивная ценность может превратиться в негативную и наоборот (наиболее ярко этот процесс представлен в среднем возрасте).
Становление личности – процесс не равномерный. Кроме постепенных изменений, сопровождающихся приобретением навыков и знаний, существуют этапы, когда развитие носит стремительный, скачкообразный характер. Эти поворотные пункты и получили название возрастных кризисов развития.
Кризис является одним из факторов индивидуального и личностного развития человека. Это неотъемлемый элемент развития. Закономерных критических периодов, которые преодолевает каждый индивид в своем развитии, несколько: это кризис рождения, кризис одного года, трех лет, семи лет, кризис подросткового возраста, кризис зрелого возраста и пр. Однако кроме этого в жизни человека могут возникать и ситуационные кризисы, которые связанные с резкими изменениями в одной или нескольких значимых для индивида сферах его жизни и которые представляют собой испытанием на соответствие его личности новой ситуации, новым социальным требованиям.
Проблему роли кризисов в развитии личности в разные годы рассматривали Л.С. Выготский, Л.С. Божович, В.Ф. Василюк, Дж. Каплан, В.В. Козлов, О.О. Косякова, З. Фрейд, Э. Эриксон и др. Однако, несмотря на значительное число исследований, посвященных различным аспектам кризисов, данная проблема далека от своего разрешения.
Актуальность исследования психологических аспектов зрелой лично-сти и сопровождающих ее формирование кризисов связана, прежде всего, с важностью данного возрастного этапа для личностного развития в целом, а также с высокой отягощенностью жизни современного человека различными стрессогенными событиями и разного рода внешними кризисами – социально-экономическими, политическими, культурными, нравственными и пр. – которые, преломляясь на индивидуальном уровне, могут вызывать кризисные состояния у отдельных индивидов. Это определило выбор темы исследования: «Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности».
Объект исследования – зрелость как период личностного развития.
Предмет исследования – этапы и кризисы зрелости.
Цель исследования – изучить значение кризисов в развитии зрелой личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему возрастного развития человека в психологии и раскрыть понятие кризиса как важной части возрастного развития.
2. Охарактеризовать основные особенности зрелости как возрастного периода в развитии человека, основные этапы и кризисы зрелости.
3. Проанализировать роль кризисов в развитии личности, их основные причины, проявления и закономерности развития.
Метод исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1. Проблема возрастного развития человека

1.1. Понятия возраста и возрастного развития в психологии

Понятие возраста является универсальной общенаучной категорией, которая в наиболее общем смысле обозначает продолжительность периода от момента рождения организма до настоящего или любого другого определённого момента времени [19, с. 135].
В науках о человеке возраст понимается как качественно специфиче-ская ступень онтогенетического развития человека.
В психологии понятие возраста является ключевой категорией. По мнению Л.С. Выготского, «проблема возраста не только центральная для всей детской психологии, но и ключ ко всем вопросам практики» [6, С. 260].
Различают физический возраст и психологический возраст. Физиче-ский возраст является фоном для психического развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения. Он зависит от тех психических новообразований, которые и определяют психическую зрелость, соответствующую тому или иному возрастному периоду.
В культурно-исторической теории Л.С. Выготского возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), в теории деятельности – отношением места человека в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
И.С. Кон [11, с. 17] отмечает, что соотношение генетически заданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутого неодинаково у разных индивидов, даже относимых к одной возрастной когорте, поэтому возрастные категории имеют не одну, а три системы отсчета:
- индивидуальное развитие (что мо........


Список использованных источников

1. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии [текст] : в 2-х томах. Том 1. – СПб. : Издательство СПбГУ, 2007.
2. Ануфриев, А. Ф. Возрастная психология [текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М. : Ось-89, 2003.
3. Бодалев А.А. Смысл жизни и акме человека [текст] / А.А. Бодалев // Психологические и философские аспекты проблемы смысла жизни. – М.: ПИ РАО, 1997. – С. 29-33.
4. Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе [текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 1976, № 6.
5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
6. Выготский, Л. С. Проблема возраста в онтогенезе [текст] // Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6-ти т.; Т.4. – М. : Педагогика, 1984. – с. 244-268.
7. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса [текст] // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. – М. : Педагогика, 1982. – С. 386-389.
8. Каплан, Г. И. Клиническая психиатрия : из синопсиса по психиатрии [текст] / Г.И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. - В 2-х тт. Том 1. - Пер. с англ. В.Б. Стрелец. – М.: Медицина, 1994. – 672 с.
9. Ковалев, С. В. Психология современной семьи [текст] / С.В. Ковалев. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
10. Козлов, В. В. Работа с кризисной личностью [текст] / В.В. Козлов. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2003. – 300 с.
11. Кон, И. С. Постоянство и изменчивость личности [текст] / И.С. Кон // Психологический журнал. – 1997. – № 4. – С. 126-137.
12. Косякова, О. О. Возрастные кризисы [текст] / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.
13. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000.
14. Леонтьев Д.А. Психология смысла [текст] / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. –511 с.
15. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы взрослости [текст] / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
16. Обозов, Н. Н. Психология взрослого человека [текст] / Н.Н. Обозов. – СПб. : МАПН, 1995. – 62 с.
17. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов [текст] : учебное пособие / К.Н. Поливанова. – М. : ИЦ «Академия», 2000. – 180 с.
18. Поливанова, К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития [текст] / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 23-28.
19. Психологический лексикон : энциклопедический словарь [текст] / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2006. – 128 с.
20. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Речь, 2007. – 720 с.
21. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [текст] : учебное пособие / Е.Ф. Рыбалко. – Л. : Издательство СПбГУ, 2001.
22. Солдатова Е.Л. Возрастная психология: учебное пособие [текст] / Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ. – 58 с.
23. Толстых, А. В. Человек и возраст [текст] / А.В. Толстых. – Воронеж : МОДЭК, 2009. – 220 с.
24. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : Изд-во МПСИ, 2009. – 1136 с.
25. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] / В. Франкл. – М. : Речь, 2005.
26. Фрейд, З. Введение в психоанализ : лекции [текст] / З. Фрейд. – М. : АСТ, 2008. – 608 с.
27. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и при-менение [текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 608 с.
28. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : психология развития и возрастная психология [текст] / И.В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 384 с.
29. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.
30. Эриксон, Э. Детство и общество [текст] / Э. Эриксон / Пер. с англ. – изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Речь, 2006. – 416 c.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.