На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная (реферат) 2033к Внешкольное общение как фактор формирования поведения подростков

Информация:

Тип работы: Контрольная (реферат). Добавлен: 08.10.2013. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
1. Внешкольное общение как предмет изучения 5
1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе 5
1.2 Значение общения в подростковом возрасте 9
2. Влияние внешкольного общения на поведение подростков 13
2.1. Особенности общения подростков со сверстниками 13
2.2. Влияние внешкольного общения подростка со сверстниками на его поведение 22
Заключение 29
Список литературы 31


Введение

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер деятельности. Исследователи (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, И.С. Кон) сходятся в признании огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Эти отношения находятся в центре жизни подростка и определяют все остальные стороны его поведения и деятельности. По мнению Л.С. Выготского, подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и «бравируют» недостатками, требуют верности и меняют друзей.
Общение в подростковом возрасте претерпевает значительный качественный перелом по сравнению с общением младших школьников. Первостепенное значение приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. Такая переориентация на ровесников, более или менее равных по положению, может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно, она по-разному выражена в разных сферах деятельности, но происходит она обязательно.
Организованный коллектив, складывающийся в школе, является основной группой принадлежности подростка, но эта группа не единственная. Усложнение и внутренняя дифференциация деятельности и интересов личности проявляются, в частности, в увеличении числа групп и общностей, к которым подросток так или иначе принадлежит. Внешкольное общение подростков имеет свои особенности и является фактором формирования поведения подростков.
Цель исследования - изучить особенности внешкольного общения подростков как фактора формирования поведения подростков.
Объект исследования - общение в подростковом возрасте.
Предмет исследования - особенности внешкольного общения подростков со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме общения.
2. Рассмотреть основные подходы к изучению подросткового общения.
3. Выделить специфические особенности общения подростков со сверстниками.
4. Изучить литературу по проблеме влияния внешкольного общения на формирование поведения подростков.


1. Внешкольное общение как предмет изучения

1.1 Понятие общения в психолого-педагогической литературе
Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Проблемой общения занимались такие отечественные ученые, как Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Л.А. Карпенко и др.
Понятие общения, как и любое понятие психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Л.П. Буева интерпретирует общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп) характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; как одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности [14, с. 180].
В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания Г.М. Андреева рассматривает как аспекты общения. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения [21, с. 247].
С позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
С точки зрения концепции деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым и развитой А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, П.Я. Гальпериным, деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любую деятельность – значит, указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать специфику составляющих ее действий и операций.
Связь общения и деятельности можно понимать по-разному. Так, по мнению Г.М. Андреевой, они могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека (Б.Ф. Ломов); общение может выступать как сторона деятельности, а последняя – как условие общения; наконец, общение интерпретируется как особый вид деятельности.
Применяя концепцию А.Н. Леонтьева к анализу общения как к особому виду деятельности, М.И. Лисина обозначила ее термином «коммуникативная деятельность» [19, с. 81]. Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностно-мотивационных аспектов.
Структурные компоненты коммуникативной деятельности, по мнению М.И. Лисиной, выглядят следующим образом:
- предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект;
- потребность в общении - стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке;
- коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;
- действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект; две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.
- задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
- средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
- продукты общения – образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.
Для определения сущности общения важным является также представление о его функциональной и уровневой организации (Б.Д. Парыгин, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.А. Карпенко и др.).
Так, определяя общение как «взаимодействие людей, содержанием которого является взаимное познание и обмен информацией с помощью различных отношений, благоприятных для процесса совместной деятельности», В.Н. Панферов выделил в общении четыре момента: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношение, соответственно наметив и четыре подхода к изучению общения: коммуникативный, информационный, гностический (познавательный) и регулятивный.
Б.Ф. Ломов описал три стороны (функции) общения: информационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную, подчеркивая обязательность собственно коммуникативного компонента как приема и передачи сообщения, регуляции поведения и наличие отношения, переживания, т.е. аффективного компонента. В настоящее время распространен подход, согласно которому в общении рассматриваются коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны. Существенно, что все эти стороны общения проявляются одновременно [14, с. 189].
Субъекты общения несут собственную функциональную нагрузку и рассматриваются как изначально реализующие разные функции общения. Так, согласно А.А. Брудному, в коммуникации (общении) могут быть выделены три начальные функции: активационная - побуждение к действию; интердиктивная - запрещение, торможение («нельзя-можно»); дестабилизирующая - угрозы, оскорбления и т.д., и четыре основные функции общения: инструментальная - координация деятельности путем общения; синдикативная - создание общности, группы; самовыражения; трансляционная.
Более детальный анализ функций общения позволяет дифференцировать контактную, информационную, побудительную, координационную, функцию понимания, эмотивную функцию установления отношений и функцию оказания влияния.
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения М.И. Лисиной, которая определяет общение как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение всегда тесно связано с деятельностью, и само может рассматриваться как особый вид деятельности. Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Мы выделяем среди них 3 функции: организации совместной деятельности, формирования развития межличностных отношений и познания людьми друг друга.


1.2 Значение общения в подростковом возрасте
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Психологи едины признании значения общения в формировании личности в подростковом возрасте. По мнению А.А. Бодалева, взаимодействуя с другими людьми, человек может одновременно выступать в роли и субъекта, и объекта общения. Как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое отношение, воздействует на него с целью решения какой-либо конкретной задачи. В свою очередь он сам является объектом познания для того, с кем общается [14, с.381].
Другим важным условием общения является существование средств, с помощью которых налаживается и поддерживается межиндивидуальная связь. Средства социально-психологического общения достаточно многообразны. К средствам общения Л.Д. Столяренко относит: язык – система слов, выражений и правил; интонация, эмоциональная выразительность, к...
**************************************************************


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.