На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Социализация детей подросткового возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 9.10.2013. Сдан: 2010. Страниц: 57. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

с.
Введение
1 Теоретические основы модели психолого-педагогической поддержки социализации детей подросткового возраста 3
1.1 Теория и практика психолого-педагогической поддержки 7
1.2 Анализ понятия «подростковый кризис» 9
1.3 Факторы, препятствующие эффективной социализации детей подросткового возраста 17
1.4 Педагогические условия социализации ребенка подросткового возраста 22
2 Содержание и реализация модели психолого-педагогической поддержки личности ребенка подросткового 28
2.1 Состояние процесса социализации детей подросткового возраста 28
2.2 Модель психолого-педагогической поддержки социализации детей подросткового возраста 36
Заключение 51
Список используемой литературы 53
Приложение 55


Введение


Система общественных отношений в России уже более 10 лет отличается крайней нестабильностью, которая характеризуется ломкой прежних норм и стереотипов, изменением ценностных ориентаций, неопределенностью перспектив.
Вакуум духовности заполняется национализмом, экстремизмом, религиозной идеологией, преклонением перед всем зарубежным (от товаров до идей), и чисто утилитарной, прагматической идеологии.
Отсюда вызрела объективная потребность общества в такой личности, которая обладала бы высокими адаптивными способностями, могла самостоятельно определять свою жизненную стратегию, обладая при этом высоким уровнем нравственного потенциала.
Эти качества личность приобретает в процессе социализации, которая охватывает весь жизненный путь личности и разные стороны ее развития.
Согласно теории Э.Эриксона, «кризис подросткового возраста» - это кризис идентичности, то есть поиск ответа на вопрос «кто я в различных жизненных и социальных ситуациях».
Подростки в современной ситуации оказались в трудном положении, потому что их потребность в приобщении, причастности к обществу, стремление к самоутверждению, самосовершенствованию, с одной стороны, стимулируется происходящими сейчас процессами; с другой - жестко сталкивается, во-первых, с отсутствием понимания, уважения со стороны взрослого сообщества, которое не подчеркивает, не фиксирует, атрибутивно не обозначает самостоятельность, общественную ценность растущего человека; во-вторых, с отсутствием условий для реального выхода подростка на серьезные дела общества.
Кроме того, отсутствует реальная психолого-педагогическая поддержка подростка в процессе социализации, так как современная школьная практика ориентирована в основном на учебно-познавательную деятельность.
Таким образом, налицо противоречие между объективно существующими требованиями общества к воспитанию активной, самостоятельной, творческой личности и реально существующей системой образования.
Этим и обусловлена актуальность данного исследования, которое направлено на анализ существующих и разработку новой модели социализации личности ребенка подросткового возраста.
Предмет исследования - психолого-педагогическая поддержка социализации детей подросткового возраста.
Объект исследования - процесс социализации детей подросткового возраста.
Цель исследования - создание и экспериментальная проверка модели психолого-педагогической поддержки социализации детей подросткового возраста.
Задачи исследования:
1.Научно осмыслить понятие «психолого-педагогическая поддержка» и изучить имеющиеся подходы к вопросам социализации детей подросткового возраста в педагогике и психологии гуманистического направления.
2.Изучить состояние процесса социализации детей подросткового возраста и выявить причины, препятствующие эффективности данной работы.
3.Разработать модель психолого-педагогической поддержки социализации детей подросткового возраста и доказать ее эффективность в ходе экспериментальной деятельности.
Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение будет способствовать повышению эффективности социализации детей подросткового возраста при условии:
-гуманистической позиции педагога;
-учета всех механизмов социализации (традиционного, институционального, стилизованного, межличностного);
-учета характерных проявления «подросткового кризиса» (негативизма, депрессии, неврозов, повышенного уровня тревожности и т.д.);
-учета индивидуальных особенностей подростков (темперамент, характер, задатки, интересы, уровень притязаний, особенности жизни в семье).
Методы исследования.
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогическое тестирование (социометрия).
4. Психологическое тестирование (рисуночный тест «Моя семья» Халса и Хэрриса, методика определения уровня самооценки подростков С.А.Будасси).
4. Педагогический эксперимент.
5. Анкетирование (подростков и родителей).
6. Метод экспертных оценок.
8. Методы математической обработки данных.
Экспериментальной базой исследования являются учащиеся 6 классов СОШ № 3 г Краснодара.
Структура исследования.
Настоящее исследование состоит из введения и двух глав, заключения, списка используемой литературы и двух приложений.
В первой главе дается теоретическое обоснование феномена «подросткового кризиса» и роли психолого-педагогической поддержки в процессе социализации подростков, рассматривается исследование проблемы социализации детей подросткового возраста в отечественной и зарубежной педагогике и психологии. Кроме того, в этой главе дано описание факторов, препятствующих эффективной социализации подростков и определены педагогические условия, способствующие успешной социализации.
Во второй главе описывается непосредственное проведение экспериментального исследования, состоящего из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов. В данной главе представлены результаты исследования социализации детей подросткового возраста и прослежена взаимосвязь психолого-педагогической поддержки с эффективностью процесса социализации.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработан и научно обоснован подход к решению проблемы социализации детей подросткового возраста в условиях современного кризиса; создана и экспериментально проверена модель этого процесса; определены основные пути реализации психолого-педагогической поддержки, ее содержание и формы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные методики повышения эффективности социализации подростков в условиях кризиса могут быть использованы педагогами-практиками как вариант психолого-педагогической поддержки в условиях вариативности современного образования.
1 Теоретические основы модели психолого-педагогической поддержки
социализации детей подросткового возраста
1.1 Теория и практика психолого-педагогической поддержки

Под психолого-педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включая помощь детям, учителям и родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей (Н.В. Пакулина, Т.В. Фролова и др.).
Личностно-ориентированный подход нацелен на приоритеты индивидуальности, но при этом не отказывается от социальной детерминации и конечных целей образования. Он основывается на признании за ребенком права выбора направления саморазвития, утверждает самоценность каждого возрастного периода и его значимости в процессе социализации личности.
Интерес к личностно-ориентированной педагогике восходит своими корнями к Я.Коменскому, Песталоцци и др. Великим завоеванием общественной мысли, в том числе и в плане личностно-ориентированной педагогики, явились воззрения А.Н.Радищева, декабристов, революционеров-демократов. Надо дать сформироваться «внутреннему человеку», т.е. человеку с собственными убеждениями, стремлениями, утверждали Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.
Под определенным воздействием революционно-демократических идей развивались взгляды К.Д.Ушинского. Заслуга Ушинского в том, что он показал необходимость строить процесс развития личности на основе знания анатомии, физиологии и психологии ребенка.
Среди психологов советского периода приоритет идей личностно-ориентированного подхода к ребенку принадлежит Л.С.Выготскому, который ввел в психолого-педагогическую теорию понятие «зоны ближайшего развития» и «зоны актуального развития».
Многие из соратников и учеников О.С. Газмана разрабатывают психолого-педагогическую поддержку, прежде всего в русле оказания помощи ребенку в решении его проблем (Т Анохина, Н.Михайлова).
Поэтому основной целью психолого-педагогической поддержки являются проблемы ребенка, а не педагога.
Ключевыми понятиями психолого-педагогической поддержки являются: проблема - защита - самостоятельность.
Проблема - это индивидуальная характеристика, которая выражает доминирующее негативное состояние личности ребенка в настоящий момент, связанное с невозможностью устранить причину этого состояния.
Защита предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребенка, отстаивание его интересов и прав.
Самостоятельность - это способность подростка решать свои проблемы без посторонней помощи, рассматриваемая как результат предварительной совместной деятельности педагога и ребенка.
Успешность данного взаимодействия возникла при соблюдении следующих условий:
1.Согласие ребенка на помощь и поддержку (ребенок либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают). Безусловное вмешательство осуществляется только в том случае, если возникла угроза жизни и здоровью ребенка.
2.Приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы и предлагает либо конкретную, либо косвенную помощь.
3.Сотрудничество, взаимодействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть психолого-педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, поиск оптимальных способов разрешения проблемы.
4.Конфиденциальность предполагает доверительное общение с детьми, что особенно важно при проведении диагностики, в интимных беседах и личном общении. Только уверенность в сохранности «секрета» может стать основой доверительного общения ребенка с взрослым и стать толчком к активно внутренней работе.
5.Доброжелательность и безоценночность. Наличие эмоционально положительного фона, на котором происходит общение педагога и ребенка, может стать залогом успеха в осуществлении психолого-педагогической поддержки. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми ни на уровне личностных качеств, ни на уровне поступков.
6.Защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни. Педагог занимает позицию адвоката. Он ищет возможность «смягчить» наказание, признавая право подростка на ошибку. Соблюдение вышеперечисленных условий позволит уйти от стихийно-спонтанной реакции на ситуацию, осуществлять целенаправленную деятельность по поддержке ребенка в процессе социализации.
Суть психолого-педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь подростку самостоятельно преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности и самостоятельности.


1.2 Анализ понятия «подростковый кризис»


В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации (Э.Эриксон, Д.А.Фельдштейн, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин). В данном исследовании принята за основу возрастная периодизация, предложенная А.В.Мудриком. Она весьма условна, особенно после этапа юности, но достаточно удобна с социально-педагогической точки зрения.
Автор выходит из того, что человек в процессе социализации проходит следующие этапы:
- младенчество (от рождения до 1 года);
- раннее детство (от 1 года до 3х лет);
- дошкольное детство (от 3 до 6 лет);
- младший школьный возраст (от 6 до 10 лет);
- ранний подростковый возраст (10-12 лет);
- старший подростковый возраст (12-14 лет);
- ранний юношеский (15-17 лет);
- юность (18-23 года);
- молодость (23-30 лет);
- ранняя зрелость (23-30 лет);
- поздняя зрелость (40-55 лет);
- геронтологический период (после 55 лет).
Подростковый возраст - сложное время, как для самого индивидуума, так и для окружающих его людей. Многие вводят даже специальное понятие - "кризис подросткового возраста".
Выделяется три типа объяснений проблем переходного периода - психоаналитические; социально-психологические, теория Э.Эриксона.
Психоаналитический подход (А.Фрейд).
Основная идея этого подхода заключается в том, что в период полового созревания пробуждаются силы инстинктивной природы, которые нарушают уже установившееся внутреннее психическое равновесие. Происходит своеобразный возврат к уже пройденной (по Фрейду) генитальной фазе - разрушение эмоциональных связей с родителями, поскольку поиски соответствующего объекта любви выходят теперь за пределы семьи. Иначе говоря, чтобы ребенок смог в будущем полюбить другого человека и создать со временем новую семью, в душе его должно освободиться место, занимаемое родителями.
Такой подход объясняет некоторые феномены, действительно свойственные подросткам:
- обожание знаменитостей (кинозвезд и т.д.) как превращенная любовь к родителям, свойственная ранним фазам развития ребенка;
- резкие перепады между крайностями в поведении как возврат к инфантильным проявлениям (неуравновешенность мыслей и чувств и т.д.). Для социально-психологического подхода главными понятиями в анализе подросткового возраста являются социализация и роль. У индивидуума появляется множество возможностей, как в плане выбора, так и принятия новых социальных ролей. Ослабление влияния прежних авторитетов и открывающаяся возможность экспериментирования в области социально-ролевого поведения часто приводит к возникновению у подростков сомнений и нерешительности. Другими словами, этот подход объясняет особенности подросткового развития процессом смены ролей.
Тогда путь подросткового развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей, нередко сопряженный с метаниями, неуверенностью, непоследовательностью, конфликтами и другими трудностями ролевого выбора. Если в детстве роли для ребенка определяют взрослые, то в подростковом возрасте возникает задача самостоятельного выбора и интерпретации ролевого поведения. При этом непременно возникают ролевые конфликты.
Синтезом этих подходов является наиболее широко сейчас распространенная теория Э. Эриксона, согласно которой, биологическое созревание и биологические побуждения взаимодействуют с социальными ролями, ожиданиями и требованиями на всем протяжении жизни человека. Это взаимодействие на каждой стадии развития приводит к возникновению кризиса как поворотной точки в процессе становления индивида, после которой возникает возможность дальнейшего интенсивного жизненного развития. Эриксон выделяет кризис подросткового возраста, определяя его как кризис идентичности, то есть формирование идентичности (ответа на вопрос «кто я» в различных жизненных и социальных ситуациях, и сведения всех этих ролей во внутренне непротиворечивый комплекс) в противовес ролевой неопределенности детского личностного Я.
Чувство идентичности формируется у подростка постепенно. Его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Ценностные и моральные стандарты детей преимущественно отражают ценности и мораль их родителей; чувство собственной значимости у детей определяется в основном отношением к ним родителей (любят - не любят, принимают - не принимают и т.д.). В школе мир ребенка значительно расширяется, для него становятся все более важными ценности, разделяемые его сверстниками, и оценки, высказываемые учителями и другими взрослыми.
Подросток пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности и оценки были бы синтезированы. Поиск идентичн........


Список используемой литературы


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. Изд. 2-е, исп. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 704 с.
2. Бернс Эрик. Игры, в которые играют люди. Психологии человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1995.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997 - 240 с.
4. Козлова Е.В. Тревога - как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. - Ставрополь, 1997 - с. 16-20
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
6. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 1998. - Кн.2.- 608 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 528 с.
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Дом “БАХРАХ”, 1998 - 672 с.
9. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология - СПб.: Питер Ком., 1999 - 416 с.
10. Роджерс К.К. Науке о личности / История зарубежной психологии. Тесты - М.; 1985 - с. 199-230
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. И доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672 с.
12. Томэ Х., Кахеле Х. Современный психоанализ. Т. 1. Теория: Пер. с англ. /- М.: Издательская группа Прогресс, 1996 (Общ. ред. А.В.Казанской) - с 163-172.
13. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.; 1989 - с. 57 - 104.
14. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995 - 544 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.