На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом особенности конфликтов и пути их разрешения

Информация:

Тип работы: диплом. Добавлен: 9.10.2013. Сдан: 2012. Страниц: 70. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы особенностей конфликтов и способов их решения
1.1 .Природа конфликтов, виды конфликтов, основные причины конфликтов………………………………………………………………….…7
1.2 . Участники конфликтов
1.3 . Психологическая характеристика школьных конфликтов
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностей конфликтов и некоторых способов их решения
2.1. Методы и методики изучения уровня конфликтного взаимодействия в школьной среде………………………………………………………………29
2.2. Организация педагогической работы по разрешению школьных конфликтов ……………………………………………………………….….36
2.3. Анализ реализованных мероприятий по разрешению школьных конфликтов…………………………..………………………………….......43
Заключение……………………………………………………………………....44
Список литературы…………………………………………………………...…45
Приложение…………………………………………………………………..….47


Введение

Актуальность проблемы. В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Следует помнить, что каждый индивид в процессе своей жизнедеятельности вступает во взаимодействие с окружающими людьми. И если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности.
Так вот, когда индивид вступает во взаимодействие с другими людьми, то неизбежно возникают некоторые противоречия, которые могут вылиться в конфликт. Следует помнить, что конфликт является неотъемлемым атрибутом и составляющей жизни и функционирования любого общества.
Важнейшим этапом в жизни любого человека выступает школа. И естественно то, что конфликты неизбежно появляются в образовательном процессе. В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема формирования опыта взаимоотношений школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов. Это обусловлено тем, что конфликтные ситуации учащимися переживаются значительно острее, чем подобные ситуации в отношениях взрослых.
Проблема конфликта широко представлена в психологических исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых
(К.А. Абульханова-Славская, А.С. Белкин, А. Гидденс, Н.В. Гришина, О.Н. Громова, М. Дойч, Р. Дорендорф, Л. Козер, X. Корнелиус, Т.С. Сулимова,
Н.И. Шевандрин и др.). В педагогических исследованиях конфликтов авторы в основном обращаются к противоречиям разного уровня (О.С. Гребенюк,
В.И. Журавлев, Н.М. Коряк, М.М. Рыбакова, Т.И. Чистякова и др.).
Анализ научного знания показал, что однозначного определения конфликта в педагогической теории нет, хотя виды конфликтов исследовались В.И. Журавлевым, М.М. Рыбаковой, Н.В. Самоукиной и др. Попытка выявить структуру конфликта предпринималась такими исследователями, как В.И. Андреев, Ф.М. Бородкин, В.С. Грехнев, А. Гидденс, А. Здравомыслов, А.С. Кармин, Л. Козер, Н.М. Коряк, Т.С. Сулимова, Н.И. Шевандрин и др. В разработке путей разрешения конфликтов, возникающих в среде участников учебно-воспитательного процесса, мы опирались на работы таких исследователей, как Р. Дорендорф, Ч. Ликсон, А.Г. Почебут, М.М. Рыбакова, Н.В. Самоукина, Д.Г. Скот, Т.С. Сулимова, Н.И. Шевандрин и др.
Несмотря на возрастающий в последнее время интерес к становлению и развитию конфликтологии, в целом анализ научной литературы показал, что это проблема недостаточно изучена. Поэтому изучение педагогических конфликтов представляется актуальным.
При выполнении курсовой работы выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости решения проблем педагогических конфликтов в школе, и недостаточной разработанностью вопроса
Исходя из данного противоречия определяется проблема исследования - как правильно организовать психолого - педагогический процесс по разрешению детских конфликтов.
Данная проблема составляет основу формулирования темы исследования - «Педагогические конфликты, способы их решения».
Цель исследования: изучение конфликтов в школьной среде между учениками.
Объектом исследования: конфликтные ситуации в процессе обучения.
Предметом исследования: являются психолого - педагогические средства, способствующие решению педагогических конфликтов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что эффективному разрешению школьных конфликтов может способствовать целенаправленно организованная внеклассная работа.
В соответствии с целью, выдвинутой гипотезой определены задачи:
1. Выявление основных компонентов педагогических конфликтов на основе анализа научной и методической литературы;
2. Определение средств, благоприятных для решения конфликтных ситуаций между учащимися;
4. Провести психологический эксперимент по выявлению эффективных психолого-педагогических условий, необходимых для решения школьных конфликтов;
5. Выявление эффективность психолого - педагогической работы по разрешению педагогических конфликтов.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы, включающие анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизацию;
2. Эмпирические методы, включающие тестирование (вопросник «Басса - Дарки», методика «Шкала тревожности», методика «Оценка привлекательности школьного коллектива»).
3. Статистические методы обработки данных

Теоретико - методологической основой исследования являются:
Исследования по изучению проблемы конфликтов 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Боулдинг, И. Ф. Смолянинов, П. О. Гриффин, М. И. Могилевский, О. В. Левин, В. А. Кременюк, Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, Д. П. Зеркин, Е. М. Дубовская, А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов и другие. Труды В.В. Дружинина, А.Ф. Ильичева, Л.Г. Смоляна, Л.М. Штрасса и др.; в области социологии - А.Т. Алексеева, Ф.М. Бород-кин, А.И. Зайцев, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Н.М. Коряк, Л.А. Ничипоренко и др.; в области психологии - А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Я.А. Коломинский, А.А. Леонтьев, В.Я. Ляудис, Н.Д. Никандров, В.Н. Мясищев, Б.И. Хасан и др.
База исследования. Исследования проводилось с подростками 9 «А» класса в МАОУ СОШ № 8, г. Ишима, ул. Ражева 1. В исследовании принимали участие 26 подростков.
Новизна исследования заключается в том, что уточнена сущность конфликтов в образовательном процессе, построена теоретическая модель разрешения в образовательном процессе.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании содержания методов, форм и приемов по разрешению педагогических конфликтов и их реализации в психолого - педагогическом процессе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты исследования могут быть использоваться учителями и школьными психологами для создания оптимальных психолого-педагогических условий по разрешению конфликтных ситуации;
Этапы исследования:
1. Постановочный (сентябрь 2012 г.), на котором изучалась и анализировалась психолого - педагогическая литература по данной теме, был определен понятийный аппарат, поставлены цели, задачи, обозначены объект, предмет, выдвинуто гипотетическое предложение, осуществлено планирование экспериментального исследования;
2. Непосредственно - исследовательский (октябрь 2012 г.) на этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы; проводился психологический эксперимент;
3. Интерпретационно - оформительский (ноябрь 2012 г.) обрабатывались результаты исследования, осуществлялись систематизация и обобщение, формулировались выводы исследовательской работы.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (49 наименований) и 12 приложений. 5 таблиц, 2 рисунка.


Глава 1. Теоретические основы особенностей конфликтов и способов их решения учащимися
1.1 Природа конфликтов, виды конфликтов, основные причины конфликтов
В современной научной литературе, впрочем, как и в публицистике, конфликт трактуется неоднозначно. Существует множество определений этого термина.
Противоречия, противоположности, различия - это необходимые, но недостаточные условия конфликта. Противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями.
Давая определение конфликта, имеет смысл пойти по пути родовидовой конструкции (как липа это дерево). Т.е. найти более абстрактную, общую категорию, по отношению к которой конфликт станет частным случаем со своими специфическими особенностями, конкретизирующими данное понятие.
Большинство авторов даже не обсуждают альтернатив обычной трактовке конфликтующих побуждений как противоположно направленных. К. Хорни проблематизировала это представление, высказав интересную идею, что только невротический конфликт (т.е. такой, который отличается несовместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознательным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. Угол между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом конфликте меньше 1800 , и потому при известных условиях может быть найдено поведение, в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоим побуждениям[13,45].
И действительно, большая часть определений предполагает противоречивость мотивов, целей, установок и т.д. сторон конфликта. Тогда как, вполне достаточно, чтобы эти мотивы, цели и установки лишь выглядели таковыми. Объективно же они могут отнюдь не исключать друг друга, а иногда и вообще находиться в разных плоскостях. Так Корнелиус и Фейр приводят пример, в котором две подруги захотели взять апельсин, который оказался последним на данной вечеринке. Однако, хозяйка дома, выяснив, что одна из них хотела апельсинового сока, а другая сделать цукаты из кожуры, легко помирила спорщиц, даже не прибегая к компромиссному делению апельсина пополам.
На этом примере мы видим, что на верхнем (субъективном) уровне потребности были абсолютно противоположны забрать апельсин (выигрыш) за счет лишения его другой стороны (проигрыш). На более глубоком (объективном) уровне потребности были не противоречивы, а лишь различны и не мешали друг другу [4,48].
Конечно, отнюдь не все конфликты могут быть разрешены столь виртуозно, но наличие этих уровней (даже в случае их совпадения) в каждом конфликте обязательно. Поэтому мы будем говорить о противоречии, несовместимости притязаний сторон как достаточном условии конфликта, но рассматривать станем и более глубинный уровень интересов, которые могут иметь иное соотношение.
Отсюда определение, которым мы будем пользоваться и которое в литературе тоже присутствует, хотя и в менее частом употреблении: конфликт - это проявление объективных или субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон [8,89].
Д. Майерс же определяет конфликт, как воспринимаемая несовместимость действий или целей. Иными словами, конфликт - это процесс, в котором два (или более) индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Термин «конфликт», кажется, может быть распространен на многие явления, вплоть до борьбы с неодушевленными предметами (в борьбе за существование, например). Но в социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, неумышленно блокирующих функционирование или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что в конфликтологии используются и такие термины, как «споры», «дебаты», «торги» и «соперничество» и другие. Историческое развитие конфликта шло по пути изменения его характеристик:
- росла мера субъектности личности и выделение личности из общности людей;
- изменялся объект конфликта: кроме материального предмета им стали и духовные ценности;
- увеличивалось число способов разрешения конфликта;
- появлялось собственно право субъекта на конфликт, в том числе (с течением времени, и ребенка) [11,63].
Отсюда можно сделать вывод о том, кто же живет без конфликтов?
1. Предметный мир, мир вещей.
2. Младенец в силу того, что он еще лишь потенциальная личность биологический организм.
3. Психически больной человек, не способный к адекватному отражению реальности в своем сознании.
Таким образом, мы видим, что рост субъектности ведет и к росту потенциальных конфликтов. Чем более тонко организован человек, тем больше у него отличий от других личностей, тем больше шансов вступить с ними в конфликтное взаимодействие.
Среди субъектов конфликтов не бывает, когда:
1. У человека отсутствует свое Я или оно подавленно другим субъектом;
2. Субъект не умеет или не хочет видеть за конфликтами отношений (этим индивидуалист отличается от эгоиста: он не замечает других людей как людей, а потому и не борется с ними, т.е. нет конфликта, если мы не воспринимаем другого человека как личность);
3. Внешний конфликт переходит во внутренний план и не выражается для окружающих (интровертность);
4. Субъект не хочет решать проблему (как страус, прячущий голову в песок: А что, собственно, произошло?);
5. Субъект бежит от свободы выбора;
6. Субъект видит возможность конфликта на ранней стадии и снимает его на этой ступени (социализация в новых условиях через объяснение правил поведения и норм общения).
Достаточным условием выступает несовместимость притязаний сторон (несовместимость интересов или позиций субъектов), нулевая сумма конфликтного взаимодействия: выигрыш одной стороны равнозначен проигрышу другой, а каждый оппонент стремится приобрести для себя что-то за счет оппонента (в отличие от дискуссии экспертов), что ведет к противоборству как форме такого взаимодействия непосредственные действия друг против друга с использованием давления.
Чтобы точнее уяснить природу конфликта, необходимо определить его границы, то есть его внешние пределы в пространстве и во времени. Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.
Пространственные границы конфликта обычно определяются территорией, на которой происходит конфликт. Четкое определение пространственных границ важно главным образом в международных отношениях, что тесно связано и с проблемой участников конфликта.
Временные границы - это продолжительность конфликта, его начало и конец. От того, считать ли конфликт начавшимся, продолжающимся или уже закончившимся, зависит, в частности, юридическая оценка действий его участников в той или иной момент времени. Это особенно важно для правильной оценки роли вновь присоединившихся к конфликту лиц[18,37].
Начало конфликта, с нашей точки зрения, определяется объективными (внешними) актами поведения, направленными против другого участника (конфликтующей стороны), при условии, что последний осознает эти акты как направленные против него и им противодействует. Мысленные действия, никак не выраженные внешне, не являются элементом начавшегося конфликта, под которым понимается фактическое, а не воображаемое противоборство сторон. Однако этому не противоречит предложенное некоторыми специалистами выделение латентной (скрытой) стадии развития конфликта, а именно, стадии, предшествующей открытому конфликту, которая включает планирование будущих операций и подготовку к ним[29,46].
Завершение конфликта тоже не однозначно. Конфликт может быть исчерпан (например, примирением сторон), но может прекратиться с выходом из конфликта одной из сторон либо ее уничтожением (во время войны или совершением преступления). Наконец, возможно пресечения развития и прекращение конфликта в результате вмешательства третьих лиц. Таким образом, окончанием конфликта нужно считать прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой они имели место.
Рассмотрим внутрисистемный аспект развития конфликта и определения его границ. Всякий конфликт происходит в определенной системе, будь то семья, группа сослуживцев, государство и так далее. Эти внутрисистемные связи сложны и многообразны. Конфликт между сторонами, входящими в одну систему, может быть глубоким, обширным или частным, ограниченным. Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников. Знание внутрисистемных границ конфликта нужно для воздействия на происходящие процессы, в частности, для предотвращения разрушения системы в целом (если это, разумеется, необходимо).
Ясно, что конфликт служит способом выявления и разрешения противоречий, и с его последующим разрешением и является одним из путей выхода из противоречия. При таком подходе возникает проблема оценки роли конфликта. Преобладающая, можно сказать, обыденная оценка любых конфликтов однозначно отрицательна. Однако есть и другая точка зрения, согласно которой конфликт - не только неизбежное, но и полезное социально явление[32,63].
Авторы, признающие конфликт нежелательным, считают его разрушителем (или нарушителем) нормально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей изначальной основе конфликт не присущ системе и обычно исчерпывается тогда, когда появятся (или активизируются) те силы в системе, которые вернут ее в положение баланса и стабильности. Отсюда следует, что уже в самом конфликте заложен стимул к появлению институтов для поддержания системы в устойчивом состоянии. Из этого вытекает, что даже те специалисты, которые считают конфликт явлением отрицательным, усматривают в нем некоторые позитивные черты.
Другая научная традиция вообще рассматривает конфликт не как отклоняющееся от нормы и превосходящее явление, но как постоянный и даже необходимый компонент социальных отношений. Эта традиция восходит........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.