На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Эконом. теория. Добавлен: 10.10.2013. Сдан: 2010. Страниц: 39. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Содержание


Введение 3
Глава 1. 5
1. Рынок. Субъекты рыночных отношений 5
2. Структура и инфраструктура рынка 14
Глава 2. 27
1. Преимущества и недостатки рынка 27
2. Особенности формирования рыночных отношений России 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40


Введение
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.
Актуальность выбранной темы обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.
Актуальность определила цель исследования - изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, рассмотреть основные виды рынков.
В соответствии с целью автор определяет следующие задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения рынка.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, конкуренция.
3. Изучить основные виды рынков.
4. Выделить достоинства и недостатки рыночной экономики.
5. Проанализировать особенности формирования рыночной экономики в России.
6. Сделать выводы по вопросу сущности рынка, его функциям и роли в жизни общества.
На основании рассматриваемых автором статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно освящена во многих источниках по экономической литературе. Рыночную экономику изучали уже давно. Большое внимание до сих пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических отношений.



Глава 1.
§ 1. Рынок. Субъекты рыночных отношений.

Понятие рынка. Условия возникновения.
Можно дать несколько определений рынка.
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.
Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В книге «Экономика» указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.
Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок - это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей - что и как производить; владельцы факторов производства - кому и как эти товары продавать.
Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».
Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.
Формирование рыночных цен - это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), пре­следующих диаметрально противоположные цели.
Как взаимоувязываются эти различные стремления экономических агентов? Каким образом при возникновении дефицита или напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов произво­дителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других?
Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкурен­ции. При этом цена способна выполнять свою функцию регулято­ра денежных и товарных потоков лишь при наличии конкурент­ной борьбы участников хозяйственной (экономической) деятель­ности. Конкуренция во многом направляет действия «невидимой руки», о которой писал Смит.
Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие усло­вия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Конкуренция - эко­номическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворе­ние своих интересов, связанных с продажей этой продук­ции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм сти­хийного регулирования пропорций общественного произ­водства.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргумен­тов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.
Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способ­ствует установлению на рынке определенного порядка, гарантиру­ющего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Существуют три основных условия возникновения рынка, сделавшие его объективно необходимым.
Первое условие - общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности. История знает ряд крупных ступеней общественного разделения труда. Первая из них - отделение скотоводства от земледелия, вторая - выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья - возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.
Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межобщинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.
Здесь мы имеем зародыш бартера - одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.
Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей .
Второе условие - это экономическая обособленность производителей. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).
Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Независимо от того, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов или субъектов обмена - про продавцов и покупателей.

Субъекты рынка.
Субъекты рынка - продавцы и покупатели - могут быть физическими и юридическими лицами. Физическим лицом рыночных отношений является любой человек, продающий или покупающий товар. В качестве юридических лиц выступают предприятия и организации, покупающие или продающие товары и наделенные правами выступать в качестве истцов или ответчиков в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом выступает также государство. Таким образом, субъектами рынка выступают граждане, предприятия, организации, фирмы, корпорации, совместные предприятия, государство, вступающие между собой в те или иные рыночные отношения.
Кроме понятия субъектов существует также понятие объектов рыночных отношений. В качестве объектов выступают товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок. Также к объектам относятся факторы производства - заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), а также производственные ресурсы - полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы и т.д.
Часто говорят, что рынок - одно из величайших достижений цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка - это не результат достижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.
Таким образом, рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. отношение спроса и предложения, сфера обмена внутри страны и между странами. Для возникновения рынка нужны условия: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей, свобода предпринимательства.

Основные функции рынка.
Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
В своей работе А.С. Булатов выделяет следующие функции рынка:
1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка
2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно разви........


Список использованной литературы

1. Булатов А.С. Экономика. М.: БЕК, 1997, - 816с. - с.15-21, 57-66, 366-367
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990, с.54
3. Курс экономики: Учебник. - 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга- М.: ИНФРА-М. 2000 - 716с. - с.35-57, 225-264.
4. Курс экономической теории(учебное пособие).Под ред.Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.-М.:1994, с.210-212, 405.
5. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Перевод с англ. 11-го изд.М.: Республика, 1992, с.77
6. Микульский К. И. Социально-ориентируемая рыночная экономика - выбор России. // Общество и экономика, 1997, № 1-2
7. Николаева И. П. Экономическая теория. - М.: Проспект, 1998
8. Самуэльсон П. Экономика т.1,2. - М.: НПО, Алгон ВНИИСН,1992
9. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов.М.:1962, с.25
10. Теоретическая экономика (учебник для вузов). Под ред. Г. Г. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997 - 485с. - с. 69-70, 246.
11. Экономика. Высшее образование: Учебник/ С.С. Ильин, Т.И. Васильева - М.:Филол. О-во «Слово»: ООО «Изд-во Эксмо», 2003 - с.39-81.
12. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М.:1993 - с.220.
13. Экономическая теория: Учебник/Н.И. Базылев, С.П. Турко, М.Н. Базылева - М.,2003 - 672 с., - с. 151-163.
14. Экономика: Микро и макроанализ: Учебник/ С.Н. Ивашковский - М.: Дело, 2000 - с.201-367.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.