На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.10.2013. Сдан: 2013. Страниц: 96. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ

Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребёнка является одним из приоритетных направлений современной педагогики. Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности детей.
Однако важно заметить, что развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста должно основываться на их ведущей творческой возрастной потребности, одной из которых является, несомненно, рисование. Важность обращения к рисованию как виду детского творчества продиктовано тем, что в результате рисования у детей формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Обновление сложившейся системы дошкольного образования побудило многих исследователей акцентиро­вать внимание на изучении проблемы художественно - творческих способностей детей в разных видах художественной деятельности, на разработку приоритетных направлений в этой области.
В настоящее вре­мя изобразительная деятельность рассматривается не узко прагмати­чески, а как процесс постоянного обо­гащения социального опыта ребенка, его самоутверждения в творчестве, как процесс формирования у детей предпосылок художественной куль­туры, приобщения их к миру искус­ства, являющимися основой социали­зации личности.
Анализ современного состояния методики и практики изобразитель­ной деятельности показывает, что еще существует разрыв между социокультурной средой и системой образования, сводимой часто к пе­редаче знаний, умений, навыков воспроизводящего характера. Од­нако в исследованиях многих авто­ров (Т.С. Комаровой, Р.Г. Казаковой, Л.А. Парамоновой, Т.И. Софроновой, P.M.Чумичевой, О.С. Ушаковой и др.) развитие личности ребенка, его собственного творчества, приоб­щение его к искусству рассматри­вается как приоритет процесса фор­мирования и совершенствования уникальных детских способностей, в том числе и художественно-творческих.
Проблемой развития художественно-творческих способностей дошкольников занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская. Однако практический аспект развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения сюжетно-тематическому рисованию остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются и видоизменяются технологии работы педагогов по данной проблеме.
Все это обосновало актуальность и выбор темы дипломного исследования «Развитие художественно - творческих способностей в процессе обучения сюжетно - тематическому рисованию дошкольников».
Объект исследования: процесс обучения изобразительной деятельности дошкольников.
Предмет исследования: сюжетно - тематическое рисование как средство развития художественно - творческих способностей дошкольников.
Цель работы: на основе изучения психолого-педагогической и специальной литературы проанализировать проблему развития художественно-творческих способностей в процессе обучения сюжетно - тематическому рисованию дошкольников и экспериментально подтвердить эффективность использования средств, методов и приемов в данном процессе.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы развития художественно- творческих способностей дошкольников.
2.Рассмотреть проблему развития художественно - творческих способностей дошкольников в психолого-педагогической литературе.
3. Выявить специфику обучения сюжетно-тематическому рисованию дошкольников.
4.Провести и проанализировать ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию художественно - творческих способностей дошкольников в процессе обучения сюжетно-тематическому рисованию.
Гипотеза исследования: повысить уровень развития художественно-творческих способностей у детей можно при использовании различных форм, методов, приемов и средств в процессе обучения сюжетно-тематическому рисованию.
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретические: изучен анализ психолого-педагогической, научной, методической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: изучение опыта работы педагогов -практиков по развитию художественно - творческих способностей у детей в процессе обучения сюжетно - тематическому рисованию;
- диагностические: тестирование, эксперимент;
- математическая и статистическая обработка результатов экспериментального исследования.
Базой исследования явилось МКДОУ Лебяжинский детский сад Волгоградской области. В работе принимали участие дети старшей группы в составе 15 человек, из них 8 девочек и 7 мальчиков.
Дипломная работа состоит из введения, где мы раскрываем актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования; первого раздела «Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе обучения сюжетно - тематическому рисованию», где мы рассматриваем проблему развития художественно - творческих способностей дошкольников в психолого-педагогической литературе, раскрываем специфику сюжетно-тематического рисования дошкольников, даются определения основных понятий исследования; второго раздела «Опытно - экспериментальная работа по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе обучения сюжетно-тематическому рисованию», где мы сделали попытку провести экспериментальное исследование по теме дипломной работы на базе Лебяжинского детского сада Камышинского района.
В заключении мы подводим итоги выполненной работы. Список литературы включает в себя 62 источников научной и методической литературы, статей и др. источников.
Дипломное исследование расширено за счет приложений.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Понятия художественно - творческих способностей, творческое
воображение, цели и задачи их развития у дошкольников

Развития художественно - творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. [Венгер2009:32].
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия [Прохорова 2008: 63] .
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности [Крылов 2010].
Таким образом, в самом общем виде определение творчества и творческих способностей выглядит следующим образом. Творчество это деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Творческие способности это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. А художественно-творческие способности можно определить так: художественно - творческие способности - это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности [2002:411].
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным [Волкова 2009].
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [Никитин 2008].
Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно - творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.
Воображение тесно связано с творчеством, и зависимость эта обратная, т.е. именно воображение формируется в процессе творческой деятельности, а не наоборот. Таким образом, творческое воображение - вид воображения, направленного на создание новых образов, составляющего основу творчества [Мухина 2007:400].
Особенность творческого воображения состоит в том, что оно является процессом сознательным в своей основе. Возможность образного предвидения результатов собственных действий придают направленность творческому воображению.
Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями, стимулируется целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. В любом виде деятельности творческое воображение определяется тем, как он умеет преобразовывать действительность, обремененную случайными, несущественными деталями [Коршунова 2009].
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.
Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Л.С. Выготский утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека [Выготский 2006 : 536].
Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.
Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:
1. Постепенно обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка помочь ему что - нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.
Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности [Донин 2011].
Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения [Субботина 2011].
У младшего дошкольника воображение идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений [Шоргина 2003].
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки - матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру [Пилюгина 2005 : 108].
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время (Приложение А).


1.2 Проблема развития художественно-творческих способностей
дошкольников в психолого-педагогической литературе

Проблема способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия. Хорошо известны работы в этой области видных отечественных учёных Б.Г. Ананьева, Ф.Н. Гоноболина, А.Н. Леонтьева, В.М. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.
В отечественной психологии к про­блеме развития способностей существует ряд подходов. При одном из них, дифференциально-психологическом, способности рассматриваются как комплекс свойств, определяющих индивидуальность данного человека (Э.А. Голубева, В.Д. Небылицын, Б.М. Теплов и др.). Придругом, в каче­стве способностей выделены психи­ческие свойства, отвечающие требова­ниям деятельности, так как в основу изучения способностей взяты опреде­ленные виды деятельности. Изучение индивидуальных различий в способ­ностях при данном подходе выступа­ет как производный фактор (Н.А. Ветлугина, Е.И. Игнатьев, В.И. Киреенко, В.А. Крутецкий, Ю.А. Полуянов и др.) [Козакова 1985:280].
В общепсихологическом подходе способности характеризуются как «родовые» свойства человека, как особая специфически человеческая форма передачи достижений культу­ры предыдущими поколениями пос­ледующим. В русле этого подхода Л.А. Венгером разработана концеп­ция развития познавательных спо­собностей детей дошкольного возраста, согласно которой способности по­нимаются как универсальные дей­ствия ориентировки в окружающем, осуществляемые специфическими средствами. Так, в области развития восприятия - это сенсорные этало­ны, в области развития мышления и воображения - наглядные модели [Венгер 2003: 563].
В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:
- типологические свойства нервной системы, характеризующие работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий, от которых зависят скорость образования временных нервных связей, их прочность, легкость и т.п.;
- соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга;
- индивидуальные особенности строения анализаторов. Задатки являются предпосылками возможного развития способностей. Сами способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого взаимодействия - обучения [Безуглая 2008:93].
По определению А.В. Петровского, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:
- значительно облегчают формирование способностей;
- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;
- определяют высоту достижения;
- обуславливают ранние проявления способностей.
Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. При определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками [Петровский 1990: 364].
В этом вопросе нет единого мнения. Б.М. Теплов утверждает, что способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять легкость и быстроту их приобретения [Теплов 2009:322].
А.Л. Готсдинер считает, что знания, умения и навыки рассматриваются как один из компонентов способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков [Готсдинер 2001].
В.Н. Дружинин убеждает нас, что одним из компонентов способностей является особая умелость руки как результат совершенствования, обогащения умений и навыков [Дружинин 2007: 368] .
В соответствии с темой дипломного исследования перейдем к рассмотрению сущности художественно - творческих способностей дошкольников.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре [Комарова 2007: 240].
Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания - исходя из специфики деятельности.
Изобразительная деятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности [Харламов 2009: 76].
По мнению Н.П. Сакулиной, процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения [Сакулина 2007: 176].
Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительной. Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей [Соловьева 2012: 65].
Рассмотрим, как исследователи учитывают особенности изобразительной деятельности при выделении содержания и структуры этого вида способностей.
Д.Б. Богоявленская рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
- способность воспринимать объект в сочетании всех его свойств как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут наблюдаться;
- способность оценивать в рисунке отклонения от вертикальных и горизонтальных направлений;
- способность оценивать пропорции;
- способность оценивать степень приближения данного цвета к белому;
- способность оценивать перспективные сокращения [Богоявленская 2002: 322].
Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает В.Н. Дружинин. Он раскрывает способности к изобразительной деятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент - ведущее свойство и два опорных. Ведущее свойство - художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство - острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).
Второй компонент - специальная умелость руки, высокое развитие моторной функции с обобщенными умениями, закрепившимися в системах движений.
Кроме этого выделяется фон способности - эмоциональная настроенность, легко возникающая благодаря наличию у художника высокой эмоциональной чувствительности.
Исходя их отмеченных выше особенностей изобразительной деятельности, можно сказать, что выделенные В.Н. Дружининым способности, в большей степени отражают существо деятельности, ее сенсорный и одновременно творческий характер. Эти способности проявляются и в ориентировочной и в исполнительской деятельности [Дружинин 2007: 402].
Особого внимания по проблеме дипломной работы заслуживают исследования Н.П. Сакулиной.
Анализируя разные общественные функции рисунка, и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, автор соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности дошкольников: способность к изображению и способность к художественному выражению.
Способность к изображению со........


образительная деятельность и художественное развитие дошкольника. / Т.Г. Козакова. - Москва: «Просвещение». - 1985.-280с.
Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М. Мир. - 2008. - 116с.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для педагогов. /Т.С.Комарова-М.: Мозаика-Синтез. - 2006. -128с.
Комарова Т.С. Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей. / Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова. - М: Педагогическое общество России. - 2007.-240с.
Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников.- Киев. - 2006. - 142с.
Крылов Е. Школа творческой личности. // Дошкольное воспитание. - 2010. - №8.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диаг­ностике творческих способностей. // Дошкольное воспитание. -2010. - № 9. -С. 52-59, - № 10. -С. 62-69.
Лопатина А.А. Краски рассказывают сказки. /А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. - М.: Амрита-Русь. - 2006. - 104с.
Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 4. - С. 16-22.
Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Карапуз, 2009
Морозова Л. Обучение с развлечением // Ребенок в детском саду. - 2009. - №2 - С. 73-79.
Мир детства. Дошкольник. / Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика. - 2011. - 46с.
Мухина.В.С. Общая психология: Учеб.для студ. образоват. учреждений среднего проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2007. - 400с.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду . -СПб.: Каро, 2007.
Никитин Б.П. Художественно- творческое развитие дошкольников.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
Пилюгина Э.Г. Способности малыша: развитие восприятия цвета, формы и величины у детей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 108 с.
Прохорова Г.А. Развитие твотческих способностей дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008. - №2. - С. 63-74.
Педагогический энциклопедический словарь. - М. Педагогика. - 2002. - 411с.
Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. - М.: Академия. - 2005. - 24с.
Психология. Словарь. / Под ред. Петровского А.В. - М. Мир. - 1990. - 364с.
Руковицын М.М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Знание. - 2002. - 432с.
Сакулина Н.П.Изобразительная деятельность в детском саду/ Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова. - М: Просвещение. -2007.- 176с.
Соловьева. Л. Путешествие в мир искусства // Ребенок в детском саду.- 2012.-№5.-С.65.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия». - 2010. - 576с.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов.- О.: ТИТУЛ. - 2009. - 221с.
Соломенникова О. Радость творчества. - М. ВЛАДОС. - 2005. - 112с.
Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль,2011.
Теплов Б.М. Способности и одаренность. - М. Мир. - 2009. - 322с.
Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников / И.В. Тюфанова. - Санкт-Петербург: «Детство - Пресс». - 2006. -80с.
Л. Устюжина. Играем и рисуем // Дошкольное воспитание.- 2012.-№3.- С.47.
Флерина Е.А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства// Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. - М. Просвещение. - 1984. - 44с., 118с.
Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956. - С.155.
Филипс О.Ю., Комарова Т.С. Эстетическая среда в ДОУ./ О.Ю. Филипс, Т.С. Комарова. - Педагогическое общество России. Москва. - 2006. - 206с.
Харламов И.Ф. Педагогика.- М.Высш. шк. - 2009. - 76с.
Шанина . Ю. Рисуем ощущения // Ребенок в детском саду.- 2012.- №2.- С.57.
Шалина Л.С. Уроки для самых маленьких / Л.С. Шалина. // Юный художник. - 2010. - № 6. - С. 45.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (программа, конспекты). /Г.С. Швайко. - М: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС". - 2011.- 158.
Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. - М.: Книголюб, 2003.
Школа изобразительного искусства. /Под общ.ред. Угарова В.С. - М.: Изобразительное искусство. - 2006. - 166с.
Юхименко, Н. В каждой каракуле, кляксе видеть звезды, облака / Н. Юхименко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 4.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.