На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Современные представления о личностном развитии в концепциях психоаналитического направления

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 12.10.2013. Сдан: 2013. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение…………………………………………………………..…….…..3
Глава 1. Психологическая характеристика личности……………………5
1.1. Представления о личности в отечественной и зарубежной литературе……………………………………………………………………….5
1.2. Понятие о личностном развитии в психологии………………….10
1.3. Современные представления о личностном развитии…………..12
Глава 2. Концептуальные подходы к рассмотрению личности………..18
2.1. Характеристика концепций личности…………………………….18
2.2. Концепции личности психоаналитического направления………19
2.3. Психоаналитические концепции о личностном развитии………25
Глава 3. Экспериментальные исследования личностного развития…..30
Экспериментальные исследования личностного развития……..…...30
Заключение………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………36

Введение
Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях человеческого знания (философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии). Большинством подобных определений подчеркивается интегративность понятия личности, подразумевается нечто большее, нежели совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от массы других.
Одна из главных тайн человека - тайна человеческой личности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В трудах философов личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Существенными признаками личности философы называют склонность и стремление к общению (коммуникации) и общности (социализации). Личность предстает в трудах мыслителей устремленной к миру и другим людям [2].
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные определения, подходы и теории изучения личности.
Биологический подход ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма.
Социокультурная теория объясняет особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Социокультурный подход объясняет специфически человеческое психическое (духовное) развитие человека как продукт развития общества, всей истории развития человечества. Согласно этому направлению все богатство развития человеческой психики обусловлено присвоением (усвоением) человеком общественно-исторического опыта.
Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов [5].
Природа личности сложна, в ней неразрывно связаны биологическая и социальная основы. Существующие точки зрения на природу и базовые факторы развития личности отличаются друг от друга акцентированием различных сторон (биологической, социальной, деятельностной и т.д.), которые разрабатываются как основа личностного развития человека. Многочисленные теории скорее дополняют друг друга, раскрывают многогранность личности.
Объектом в нашей работе является личность человека, в качестве предмета выступает личностное развитие человека в психоаналитических концепциях.
Цель нашей работы - описание особенностей личностного развития с точки зрения психоаналитических теорий. В связи с данной целью нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие личности в различных психологических теориях.
2. Изложить понимание личностного развития разными учеными.
3. Рассмотреть, как понимается личность в концепциях психоаналитического направления.
4. Описать процесс развития личности с различных точек зрения психоаналитиков.
Глава 1. Психологическая характеристика личности
1.1. Представления о личности в отечественной и зарубежной литературе
Наиболее сложной загадкой природы ученые считают человека. Если перефразировать слова У.Джеймса, то можно сказать так: «Наше знание о человеке - капля, наше неведение - море» [14, с.114].
Психология личности сегодня представлена как самостоятельная отрасль психологических знаний, ее цель - познать человека. Наука о личности - наука персонология, это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий. Ученых, занимающихся изучением личности на Западе, принято называть персонологами. Базой исследовательской программы психологии личности являются определения понятия, структурирование личностной психики как особой реальности, ее развитие, выделение индивидуальных особенностей и др. [16]
Определения личности в психологии имеют многоаспектный характер. В них указываются такие определяющие признаки, которые позволяют отличить понятие «личность» от понятий «человек» и «индивид».
Наиболее общим является понятие «человек» - «биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, произвольная память, воображение и т.д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда» [19, с.38]. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.
Понятие «индивид» используют, когда делают акцент на биологический организм как носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (физическая конституция, темперамент, задатки и др.).
Понятие «личность» представлено как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных норм сознания и поведения, общественно-исторического опыта. Личность можно рассматривать как объект и продукт общественных отношений, как активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического.
Особенно непохожая на других личность в полноте своих духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается в своеобразии опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента и др.
Свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем среди других людей. Индивидуальность выступает как внутренняя потребность личности и ее качественная характеристика. По определению А. Г. Асмолова, «индивидом рождаются, личностью - становятся, а индивидуальность - отстаивают» [3, с.67].
В книге «Личность: психологическая интерпретация» Оллпорт (1937) описал и квалифицировал более 50 различных определений личности. На сегодня с развитием психологии их стало значительно больше. Так, по определению самого Оллпорта, личность - это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. В работах З. Фрейда личность рассматривается как замкнутый в себе индивид, живущий в обществе, но противостоящий ее законам [9]. В работах российских психологов в основе личности закладываются понятия: сознание, деятельность, мотивация и др. («личность - это человек как субъект деятельности» (А.Н. Леонтьев); «личность - это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов)) [26, с.185].
Итак, понятие «личность» относится к числу сложнейших в человекознании. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого его определения. Личность носит гипотетический характер, каждый автор предполагает его собственное видение, расставляя те или иные акценты. Такая многозначность определения обусловлена, на наш взгляд, многоаспектностью проявлений личности, многообразием процессов ее становления и развития.
Теперь мы кратко остановимся на том, как понимается личность в основных психологических направлениях.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - направление в американской психологии, основанное на позитивистской философской методологической программе, требующей научного подхода к психическим явлениям (опора на опыт, эксперимент, использование количественных методов, объективизм в подходе к предмету исследования). Основатель бихевиоризма - Джон Б. Уотсон (J.B. Watson, 1878-1958) провозгласил основные принципы в 1913 году. Сущность бихевиористской концепции личности определяется исходными методологическими предпосылками [25]:
1. Единственной реальностью, непосредственно свидетельствующей о содержании, процессах и состояниях психики личности, является ее поведение.
2. Другой реальностью, явно воздействующей на психику личности, является стимул (внешнее воздействие, изменение среды). S - R (где S - стимул, а R - реакция как акт поведения) представляет собой схему взаимодействия тех объективных элементов психики личности, которые легко поддаются экспериментированию и количественному анализу.
Психоаналитические концепции личности - это большая группа теорий, объединенных общим философско-методологическим подходом к сущности психики и более или менее единым комплексом фрейдистских идей в психологии. Психоаналитическая теория, созданная австрийским психологом и психиатром З. Фрейдом (1856-1939), получила дальнейшее развитие во многих учениях.
Суть психоаналитической концепции Фрейда заключается в выдвинутой им гипотезе существования важнейшего по значимости и довлеющего по объему личностной подструктуры психики - бессознательного. Именно последнее определяет психику личности и самым серьезным образом влияет на сознание. «Сознание - это вершина айсберга, бессознательное - все остальное» - писал З. Фрейд [23, с.144].
Структура психики личности включает три подструктуры, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой: «Оно» (Ид), «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-Эго).
«Оно» - «бессознательное» - подструктура, психические процессы которой протекают на основе неосознаваемых глубинных инстинктивных влечений, побуждений, биологических потребностей. «Оно» является продуктом биологической жизни, унаследованной человеком от животных предков, с одной стороны, и результатом сложившихся отношений с «Я» и «Сверх-Я» - с другой.
«Я» представляет собой сознание, содержание которого определяется воздействием «Оно» и «Сверх-Я». Последнее представлено на уровне сознания, включающего в себя идеальную модель морального поведения и иерархию социальных ценностей, принятых в обществе. Но «Сверх-Я» включается в подструктуры предсознания и подсознания в формах привычных моделей поведения.
Взаимодействия структурных элементов психики регулируются принципами. Психические процессы «Я» ориентированы на «принцип реальности», суть которого учитывать «давление» инстинктов «Оно» и отсекать чрезмерные претензии «Сверх-Я». Психические процессы «Сверх-Я» определяются «принципом императивности», предписывающим соблюдать социальные нормы поведения. «Оно» руководствуется «принципом удовольствия», находясь в известном конфликте со «Сверх-Я». «Я» находит компромисс между «Сверх-Я» и «Оно», путем удовлетворения обеих подструктур за счет частичного ограничения собственных притязаний («если нельзя, но очень хочется, то немножко можно») [22].
«Теория черт» личности создана американским психологом Г.Олпортом (1897-1967). В этом направлении серьезно работали Р. Кеттел, Г.Дж. Айзенк, Р. Мейли. Согласно этой концепции личность предс........


Список используемой литературы
1. Адлер, А. О нервическом характере / А. Адлер. - СПб.: Университетская книга, 1997. - 388 с.
2. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л. И. Анцыферова. - СПб.: Питер , 2000. С. 207-213
3. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
4. Балинт, М. Базисный дефект / М. Балинт. - М.: Когито-Центр, 2002. - 256 с.
5. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн. - М.: Академический проект, 2001. - 512 с.
6. Бержере, Ж. Психоаналитическая патопсихология / Ж. Бежере - М.: МГУ, 2001. - 400 с.
7. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
8. Вальдхорн, Г. Ф. Хайнц Гартманн и современный психоанализ // Энциклопедия глубинной психологии / Г. Ф. Вальдхорн. - М.: Когито-Центр. Т. 3. - 2002. С. 55-83.
9. Виттельс, Ф. З. Фрейд. Его личность, учение и школа / Ф. Виттельс. - Л.: ЭГО, 1991. - 197 с.
10. Джонс, Э. Жизнь и творение Зигмунда Фрейда / Э. Джонс. - М.: Гуманитарий, 1997. - 446 с.
11. Кляйн, М. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн. - М.: Академический проект, 2001. - 512 с.
12. Кохут, Х. Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности / Х. Кохут. - М.: Когито-Центр, 2003. - 368 с.
13. Крэйн, У. Секреты формирования личности / У. Крэйн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 512 с.
14. Крэйн, У. Теории развития / У. Крэйн. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 512 с.
15. Лапланш, Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис. - М.: Высшая школа, 1996. - 623 с.
16. Либин, А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций / А. В. Либин. - М.: Смысл, 1999. - 533 с.
17. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. - М.: Класс, 1998. - 480 с.
18. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб.: Питер, 2000. - 464 с.
19. Первин, Л. Психология личности. Теория и исследования / Л. Первин, О. Джон. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 607 с.
20. Соколова, Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии / Е. Е. Соколова. - М.: Педагогика, 1994. С. 264-274.
21. Тайсон, Ф. Психоаналитические теории развития / Ф. Тайсон, Р. Л. Тайсон. - Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 528 с.
22. Томэ, Х. Современный психоанализ / Х. Томэ, Х. Кэхеле. - М.: Прогресс. Т. 2. - 1996. - 776 с.
23. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989. - 456 с.
24. Холдер, А. Фрейдовская теория психического аппарата // Энциклопедия глубинной психологии / А. Холдер. - М.: ЗАО МГ Менеджмент. Т. 1. - 1998. С. 226-265.
25. Холл, К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. - М.: КСП+, 1997. - 719 с.
26. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.
27. Цизе, П. Психоаналитическая теория влечений // Энциклопедия глубинной психологии / П. Цизе - М.: ЗАО МГ Менеджмент Т. 1. - 1998. С. 344-364.
28. Шарп, Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель/ Д. Шарп. - СПб.: Б.С.К., 1996. - 216 с.
29. Шторк, Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии / Й. Шторк. - М.: Когито-Центр. Т. 2. - 2001. С. 134-198.
30. Юнг, К. Г. Тэвистокские лекции. Исследование процесса индивидуации / К. Г. Юнг. - М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1998. - 295 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.