На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Метод фокус-групп

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2012. Страниц: 36. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5
1 Понятие метода фокус - групп 7
1.1 Фокус - группы: история возникновения и применение
метода 7
1.2 Отбор участников фокус - групп 8
1.3 Планирование и организация фокус - групп 11
2 Техника реализации метода фокус - групп 18
2.1 Методика проведения фокус - групп 18
2.2 Анализ и представление результатов данных фокус - групп 20
Заключение 35
Библиографический список 37


ВВЕДЕНИЕ

Метод фокус - групп, или групповое глубокое интервью, относится к числу так называемых «гибких» или «качественных» методов социологического исследования. В настоящее время в развитых странах «гибкие» методы опросов (индивидуальное и групповое интервью) сделались не просто разновидностью исследовательских методик, но и отраслью индустрии, обслуживающей функционирование институтов рынка (маркетинг) и институтов демократии (анализ и коррекция политических имиджей). Внедрение в практику этих методов в России необходимо для повышения культуры работы рыночных и политических институтов. Для определения данного метода существует несколько названий, таких как «фокус-группа», «фокусированное интервью в группе», «групповая дискуссия» и «глубинное групповое интервью». Многообразие названий объясняется тем, что понимание и применение фокус - групп с момента их введения оказалось под влиянием различных теоретических направлений.
Групповое глубинное фокусированное интервью: «групповое» означает число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами; «глубинное» означает поиск информации, более полной, чем та, которая бывает на уровне межличностного общения; «интервью» означает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации; «фокусированное» означает, что интервью ограничено малым числом вопросов.
Уникальность метода фокус-групп заключается в том, что с помощью него можно получить огромное количество информации буквально из малого количества людей. Это малое скопление людей будет прототипом генеральной совокупности.
Цель работы - понимание метода фокус-групп или глубинного интервью и понимание методики его проведения.
Объект - метод фокус-групп и способы его применения.
Предмет - область применения фокус-групп.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности метода фокус-групп.
2. Рассмотреть фокус-группу в качественной социологии.
3. Рассмотреть организацию фокус-группы.
Метод фокус-групп открывает социологу широкую возможность увидеть аспекты социальной действительности, открывающиеся при проведении фокус-группового исследования.


1 ПОНЯТИЕ МЕТОДА ФОКУС - ГРУПП

1.1 Фокус - группы: история возникновения и применение метода
Метод глубокого группового интервью, или «фокус - групп», возник на пересечении ряда исследовательских традиций и занял определенное место среди других методов эмпирической социологии. Широкое применение этого метода в ряде областей обусловлено некоторыми его уникальными свойствами, которые и доныне являются предметом обсуждений и споров. Данный метод, с одной стороны, новый (если вести отсчёт от его активного применения в конце 80-х годов), с другой - имеет длительную историю. Это связано с тем, что он берёт своё начало от неформализованного интервью, описание которому, по мнению английского учёного Р. Бюргеса, первым дал Х. Мэтью в середине XIX века. Это была попытка опубликования истории людей с их собственных уст. Затем неформализованное интервью получило своё развитие в ХХ веке. Так, раскрывая основные его положения, известные английские учёные и общественные деятели Сидней и Беатрис Вебб подчёркивали, «что интервью должно быть приятным для интервьюируемых, напоминая опрашиваемым одну из форм социального взаимодействия». Эту точку зрения в отношении характера неформализованного интервью разделял Ф. Цвейг, рассматривая его как интервью, где интервьюер - это друг и хороший собеседник, проявляющий интерес, понимание и симпатию по отношению к респонденту; а также метод, хорошо сочетающийся с наблюдением. Этот вид интервью разрабатывался как самостоятельный и дополнительный метод сбора информации в социологическом исследовании. Например, его использовал Богардус при проверке шкалы в качестве дополнительного. Впервые фокус-группа была применена Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом во время 2 мировой войны для изучения эффективности работы радио. Впоследствии Р. Мертон использовал данный метод для анализа эффективности пропаганды и фильмов по обучению армии. Первое теоретическое описание было сделано в 1946 году в книге «Фокусированное интервью» Р.Мертоном, П.Кендаллом, М.Фиске. В дальнейшем (до середины 80-х) теоретико-методологических разработок фокус - групп не было. Всплеск интереса в конце 80-х годов к данному методу произошёл после его успешного применения в маркетинговых и социально-психологических исследованиях и связан с именами Д.Моргана, Р.Стьюарта, Р.Крюгера, Дж. Келли и др.За несколько десятилетий, по сравнению с опытом применения метода в начале 40-х годов, по мнению Р.Мертона, фокус - группы претерпели ряд существенных изменений. Эволюция данного метода осуществлялась через изменения понятия, его места в социологическом исследовании, соотношения с количественными методами и так далее. Существует мнение, что взаимодействие фокус - групп с количественными методами в настоящее время недостаточное: «во многих фокус - групповых исследованиях, набирающих всё большую популярность в маркетинговых исследованиях, количественные и качественные традиции не соединяются» [3, c. 65].
Метод «фокус - групп» с успехом используется для изучения имиджа политиков, отношения к политическим партиям и движениям, исследования причин социальной напряженности в обществе, а также для осуществления социального прогнозирования (диагностика социальных проблем и моделирование развития социальных процессов, например, исследование последствий общественных реорганизаций, проблем экологической безопасности и т. п.). Метод «фокус - групп» используют в методологическом обеспечении социологических исследований (проверка гипотез, пилотаж инструментария).
Наиболее важным аспектом в проведении фокус-группы является отбор участников для нее.
1.2 Отбор участников фокус - групп
Сегодня наиболее целесообразная численность группы определяется большинством авторов в 8-10 человек. Это, возможно, еще не предел, так как некоторые авторы высказываются за дальнейшее сокращение численности участников до 6-8 человек. Организация дискуссии с 12 участниками сегодня рассматривается многими исследователями как перебор, поскольку проводить группы с таким числом респондентов хотя и можно, но сложно, и модератору уже не удается задействовать в обсуждении всех. За два коротких часа респонденты при такой численности не могут приучиться к взаимодействию с таким количеством новых знакомых; в равной степени и модератор не может уделить всем должного внимания. Это тем более справедливо в отношении групп с еще большим числом участников. Минимальное число участников, при котором специфические эффекты группового обсуждения еще как-то могут проявиться, по мнению разных авторов, составляет 4-5 человек [16, c. 89].
Каких-либо жестко очерченных правил, в пределах которых происходит набор (рекрутирование) участников фокус-групп, не существует. Тем не менее целесообразно учитывать ряд факторов, повышающих эффективность и качество информации, получаемой посредством данного метода.
Чаще всего исследователи подбирают группу исходя из принципа гомогенности (однородности). Иными словами, участники группы должны обладать более или менее сходными социально-демографическими характеристиками [10, c. 966].
Существует несколько категорий лиц, которые не должны привлекаться к участию в фокус - группах независимо от того, какова тема обсуждения и каковы принципы набора участников. К ним относятся:
а) лица, знакомые с процедурой проведения фокус - групп;
б) лица, знакомые друг с другом или с модератором;
в) лица, профессионально знакомые с предметом обсуждения;
г) лица, профессиональная деятельность которых связана с фокус - групповыми исследованиями, маркетингом или рекламой, а также профессиональные социологи и психологи.
Техника набора участников.
Фильтрующая анкета. Основным инструментом набора участников фокус - групп является фильтрующая анкета, разрабатываемая на основе отборочных критериев и с учетом требования обеспечения гомогенности состава групп. Кроме того, фильтрующая анкета должна предотвращать набор лиц, чье участие нежелательно по профессиональному признаку (специалисты по маркетингу и другие).
Формирование выборки. Методы формирования выборки при проведении социологических исследований общеизвестны, и отбор респондентов для участия в фокус - группах не имеет принципиальных отличий.
Проведение фильтрующих опросов при отборе респондентов для участия в группах осуществляется на основе одной из следующих процедур:
Случайный отбор. Это хорошо известный, надежный, хотя и сравнительно дорогой метод. Фильтрующие опросы, как правило, проводят по телефону или на улице, следуя стандартным правилам проведения репрезентативных опросов. Хотя в количественных исследованиях уличные опросы дают заметный сдвиг результатов и потому считаются ненадежными, они вполне пригодны для обеспечения «приблизительной точности» малых фокус - групповых выборок. Маршрутные поквартальные обходы при отборе респондентов для фокус - групп, как правило, не проводятся из-за их дороговизны [14, c. 34 - 38].
Метод «снежного кома», при котором участников групп просят назвать других участников, обладающих нужными характеристиками. Этот метод незаменим при составлении списков узких профессиональных или иных групп, которые невозможно «выловить», опрашивая подряд представителей населения.
В некоторых случаях формирование специальной (как правило профессиональной) выборки может быть осуществлено через организации соответствующего профиля, если таких организаций имеется достаточно много. В качестве примера можно назвать такие профессиональные группы, как учителя, врачи районных поликлиник, участковые милиционеры и т.п.
Наиболее прогрессивным методом, удешевляющим процедуру отбора без снижения ее качества, является создание компьютерной базы данных.
После проведения нужных процедур по отбору участников фокус-группы организуется планирование и организация этого исследования.........


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Белановский, С.А. Метод фокус-групп / С.А. Белановский. - М. : Николо-Медиа, 2005. - С. 75-86, С. 123-150.
2 Богомолова, Н.Н. Фокус-группы как метод социально -психологического исследования / Н.Н. Богомолова. - М. : Феникс, 2007. - С. 21-41.
3 Богомолова, Н.Н. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях / Н.Н. Богомолова, О.Т. Мельникова, Т.В. Фоломеева. - М. : Наука, 1994. - 65 с.
4 Власова, М.М. Фокус-группы без Фокусов / М.М. Власова. - М. : 7 Статей, 1999. - С. 20-23.
5 Дмитриева, Е.А. Фокус-группы в маркетинге и социологии / Е.А. Дмитриева. - М. : АСТ, 2008. - С. 45-51.
6 Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. - М. : Логос, 1996. - 54 с.
7 Костюченко, Л.Г. Методология и методы качественных исследований личности в социологии / Л.Г. Костюченко. - М. : Наука, 2003. - 45 с.
8 Маслова, С.О. О влиянии субъективного фактора при использовании метода фокус-групп / С.О.Маслова. - М. : Логос, 2001. - С. 23-31.
9 Маслова, С.О. Роли модератора фокус - групп. Возможности и границы / С.О. Маслова. - М. : Логос, 2001. - С. 15-25.
10 Малхотра, К. А. Маркетинговые исследования. Практическое руководство / К.А. Малхотра. - М. : Вильямс, 2002. - 960 с.
11 Мельникова, О.Т. Фокус-группы в маркетинговом исследовании: Методология и техники качественных исследований в социальной психологии / О.Т. Мельникова. - М. : Академия, 2003. - 43 с.
12 Мертон, Р.К. Фокусированное интервью / Р.К. Мертон. - М. : Институт молодежи, 1991. - 85 с.
13 Нурдинова, Л.Ю. Журнал интервьюера / Л.Ю. Нурдинова. - Самара. : ФСИ, 2001. - 54 с.
14 Фоломеева, Т.В. Исследование читательских предпочтений методом фокус-групп / Т.В. Фоломеева // Вестник Московского университета. - 1995. - №.2. - С. 34-38.
15 Фоломеева, Т.В. Метод фокус-групп в исследовании московской радиоаудитории "Би-Би-Си" / Т.В. Фоломеева // Вестник Московского университета. - 1994. - №3. - С. 45-52.
16 Франкл, В.А. Человек в поисках смысла / В.А. Франкл. - М. : Логос, 1990. - 89 с.
17 Черчиль, Г. Маркетинговые исследования / Г. Черчилль. - Санкт-П. : Феникс, 2001. - 637 с.
18 Юрасова, М.В. Маркетинговые исследования в социальной сфере / М.В. Юрасова. - М. : ИНФА-М, 2004. - 271 с.
19 Ядов, В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных / В.А. Ядов. - М. : Феникс, 2005. - С. 14-31.
20 Якубович, В.Б. Качественные методы или качество результатов / В.Б. Якубович. - М. : АСТ, 2005. - С. 16-28.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.