Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик развитие кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 17.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………….............3
Глава 1. Современное состояние проблемы кратковременной памяти в психологии………………………………………………………..........5
1.1 Исследования кратковременной памяти в отечественной и зарубежной психологии……………………………....................………………….....5
1.2 Исследования развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста…………………………………….....……........12
Глава 2. Изучение уровня развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста………………………………...……………………………….21
2.1 Цели, задачи, методика исследования…………………………....................................................21
2.2 Экспериментальное изучение уровня развития кратковременной памяти у старших дошкольников ………………………...……….....23
2.3 Система работы по развитию памяти у детей дошкольного возраста....................................................................................................29
Заключение……………………………………………………..............36
Список литературы…………………..…………………………...........39
Приложения………………………………………………………….....42


Введение

Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти - одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии. Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и других. В каждой из этих наук существуют свои теории памяти: психологические (Г. Эббингауз[15], П. Жане[15]), биогенетические (Павлов И.П., СеченовИ.М), физиологические (ВыготскийЛ.С) [6],ГолубеваЭ.А.[7].
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определённого материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Исследование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определённого материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.
Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причём отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.
Память - это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.
В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки». (П.П.Блонский[3]) Память - сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследования, всё ещё не создано единой теории механизмов памяти. Несмотря на огромное количество работ, посвящённых этой проблеме, в настоящее время нет ещё общепринятой теории, которая удовлетворительно объясняла бы процессы, лежащие в основе памяти.
Кратковременная память является одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. По психологии памяти опубликовано огромное количество работ, однако среди них, посвящённых кратковременной памяти очень мало.
У ребенка дошкольного возраста еще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности. Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.
Проблема развития кратковременной памяти актуальна для детей старшего дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется особенностями развития кратковременной памяти ребенка.

Цель работы: изучить особенности развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: развитие кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста.


Задачи:
1) Изучить современное состояние проблемы развития кратковременной памяти в психологических исследованиях.
2) Выявить особенности развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста


Глава 1. Современное состояние проблемы кратковременной памяти в психологии

1.1 Исследования кратковременной памяти в отечественной и зарубежной психологии.
Внутри психологической науки память представляется одним из центров пересечения разных психологических дисциплин. Так, она реализует мнемическую способность, важное качество личности, проявляющееся в быстроте, в точности и прочности запоминания (Б.М.Теплов[24], А.А.Смирнов[23], Э.А.Голубева[7]). В качестве «первичной умственной способности» память, «взаимодействуя в ансамбле функций», пронизывает другие психические процессы, входит в структуру интеллекта, опыта, знаний, которые не свободны от влияний культуры, истории жизни отдельного человека. Вместе с тем память «живёт» по своим специфическим законам, а это составляет собственную область исследования (устойчивость, точность, динамичность, объём и другие параметры памяти).
К изучению памяти учёные подходили с различными задачами и с разных теоретических позиций. Для большинства исследователей ассоцианистского (Г.Эббингауз[13]), функционалистского (Д.Джемс[13]) и бихевиористского (В.Вудвортс и др.[13]) направлений было характерно стремление к выявлению количественных показателей работы памяти в связи с особенностями, внешней стимуляции. При этом установлены важные зависимости работы памяти от различных объективных факторов: количества и структуры предъявляемых стимулов, времени предъявления и заучивания порядка воспроизведения, наличия помех. Однако качественный анализ активности субъекта при этом почти не проводился.
Такой подход оказался ограниченным и способствовал формированию представлений о памяти как функции механического непосредственного запечатления мозгом образов внешних объектов. Недостатки такого подхода становились всё более очевидными, поэтому в 30-40-х годах внимание исследователей направляется на анализ качественных характеристик активности субъекта при запоминании воспроизведении, на связь памяти с мотивационно - целевой и операционной структурой деятельности. Представители гештальт-психологии (К.Коффка[13], В.Кёлер[13] и др.) изучали образование субъектом смысловых связей при запоминании. Эффективность памяти при этом ставилась в полную зависимость от особенностей восприятия, что в значительной степени снижало активность самой памяти.
Психологи французской социологической школы, развивавшие «теорию действий», рассматривали память человека как особую, исторически возникшую форму деятельности. П.Жане[13] утверждал, что запоминание есть действие, формирующееся за счёт выработанных людьми усложняющихся приёмов, сначала внешних, затем-интериоризованных, вербальных, направленных на закрепление и последующее воспроизведение прошлого, так как память имеет своим назначением торжествовать над отсутствием прошлого, которое она хранит ради будущего.
Формирование первых концепций памяти в советской психологии в 20-30-х годах происходило в русле общей перестройки психологии. В этих концепциях, разработанных П.П.Блонским[3], Л.С.Выготским[6], А.Н.Леонтьевым[14], было установлено множество важных закономерностей памяти.
Возможность восприятия объектов в затруднённых условиях также обусловлена продуктивными функциями памяти. Р.М.Грановской[8] представлена модель в виде кодового дерева признаков в структуре памяти и описаны общие закономерности поэтапного взаимодействия эталонов памяти с признаками сенсорных сигналов.
Изучение продуктивных функций памяти в структуре познавательной деятельности показывает вместе с тем, что процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение - не проявляются изолированно. Будучи постоянно взаимосвязанными и взаимно детерминируя друг друга, они образуют единую саморегулирующуюся систему. Единую систему организуют также произвольная и непроизвольная память, что не допускает их резкого противопоставления, типичного для исследований 30-50-х годов.
Как отмечалось, мысль о единстве функциональных механизмов этих двух видов памяти была высказана уже в работах П.И.Зинченко[10] и А.А.Смирнова[23]. Системный анализ памяти показывает, что все её процессы могут выступать как в произвольной, так и в непроизвольной форме в зависимости от характера поставленной перед субъектом цели. Произвольная форма памяти, для которой характерна сознательная установка субъекта на будущее воспроизведение, выполняет в структуре познавательной деятельности организующую функцию, направляя все познавательные процессы на достижение мнемической цели.
Таким образом, временная регулирующая функция памяти выступает как её ведущая функция, качественно отличающая память от всех других психических процессов и раскрывающая сущность её продуктивной роли в организации этих процессов и свойств во времени, в интеграции социального и индивидуального опыта в онтогенезе и проявлении зрелых форм человеческой деятельности.
В исследованиях С.П.Бочарова[4] и Л.М.Веккера[5] память рассматривается как базовая функциональная система в структуре деятельности человека. Оперативная кратковременная память выступает как центральный коммутирующий компонент деятельности, который служит для извлечения из долговременной памяти части информации, необходимой для различных сенсорных, мыслительных и моторно-речевых операций, а также для передачи в долговременную память информации о всех промежуточных и конечных результатах каждого действия и деятельности в целом.
Т.П.Зинченко[10] даёт системное изложение современных представлений о видах памяти, структуре и функциях мнемических процессов, описывает модели кратковременной и долговременной памяти в когнитивной психологии.
Все виды памяти тесно связаны друг с другом и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и все остальные её виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе виды памяти взаимосвязаны.
Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которые прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека. Без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т.е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. С одной точки зрения кратковременная память чем-то похожа на непроизвольную. Также в случае с непроизвольной памятью, при кратковременной памяти не используются специальные мнемические приёмы. Но в отличие от непроизвольной, при кратковременной памяти для запоминания мы предпринимаем определённые волевые усилия.
Проявлением кратковременной памяти является тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят воспроизвести то, что он запомнил. Естественно, что дети различаются по количеству запоминаемых слов. Это происходит потому, что они обладают различным объёмом кратковременной памяти.
Объём кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует способность механически, т.е. без использования специальных приёмов, запоминать воспринимаемую информацию.
Кратковременная память играет большую роль в жизни человека, благодаря ей перерабатывается значительный объём информации, сразу же отсеивается не нужное и остаётся потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она похожа на оперативную память[24].
Понятием оперативная память обозначаются мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например: ребёнок начинает читать со складывания букв). Объём этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность выполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.
Переход информации из кратковременной в долговременную память, связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причём в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объём кратковременной памяти. Это достигается путём повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объёма запоминаемого материала[7].
Мы получаем информацию благодаря........

Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев.- 2-е изд. - СПБ. И др.: Питер, 2001. - 283с.
2. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П.К.Анохин. - М., 1968. - 325с.
3. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П.Блонский. - СПб.: Питер, 2001. - 235с.
4. Бочарова, С.П. Память как базовая функциональная система в структуре деятельности человека - оператора / С.П.Бочарова // Психол. журн. - 1981. - Т.2. - №3. С. 3-9.
5. Веккер, Л.М. Психические процессы /Л.М.Веккер. - Т.3. - Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1981. - 326с.
6. Выготский, Л.С. Память и её развитие в детском возрасте /Л.С.Выготский // Собр. соч.: В 6-ти т. Т.2. - М., 1982. - С. 381 - 394.
7. Голубева, Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека /Э.А.Голубева : Психофизиологические исследования. - М.: Педагогика, 1980. - 151с.
8. Грановская, Р.М. Восприятие и модели памяти / Р.М.Грановская. - М., 1974. - 392с.
9. Забродин, Ю.М. Анализ структуры и организации памяти / Ю.М.Забродин, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов // Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. - М., 1980. С. 5-22.
10. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И.Зинченко. М., 1961 - 562с.
11. Зинченко, П.И. Вопросы памяти /П.И.Зинченко, С.П.Бочарова, П.Б.Невельский: 18 междунар. психол. конгр. // Вопросы психологии. 1967. №2. С. 143-157.
12. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание: Избр. психол. труды /П.И.Зинченко ; Моск.психол. - соц. ин-т. - М.: Воронеж : Ин-т практ. Психологии: НПО «МОДЭК», 1996. - 163с.
13. Клацки, Р. Память человека: Структура и процессы / Пер. с англ. Т.Сидоровой; Под ред. Е.Соколова. - М.: Мир, 1978 - 319с.
14. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н.Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584с.
15. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания /А.Н.Леонтьев // Избранные психологические произведения. В 2т. Т.1. - М., 1983. - С.31-64.
16. Лапп, Д. Искусство помнить и забывать / Д.Лапп; Пер. с англ. М.Куренная. - СПб.: Питер, 1995. - 216с.
17. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р.Лурия. - М.: Эйдос, 1994. - 96с.
18. Ляудис, В.Я. Память в процессе развития / В.Я.Ляудис. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1976. - 255с.
19. Паульсен, С. Великие тайны памяти / С.Паульсен // GEO. - 2002- №12. - С.204-214.
20. Психология памяти /Хрестоматия/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 814с.
21. Семёнова, Т.П. Оптимизация процессов обучения и памяти /Т.П.Семёнова. - Пущино : ПНЦРАН, 1992. - 265с.
22. Сергеев, Б.Ф. Тайны памяти / Б.Ф.Сергеев. - М.: Мол. Гвардия, 1981. - 272с.
23. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А.Смирнов. - М.: «Просвещение», 1966. - 423с.
24. Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф.Тихомирова: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль.: Академия развития, 1996. - 192с.
25. Черемошкина, Л.В. Развитие памяти у детей / Л.В.Черемошкина : Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль : Акад. Развития, 1996. - 236с.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология : Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Д.Б.Эльконин; ред. - сост. Д.Б.Эльконин. - М.: Изд.центр «Академия», 2006. - 384с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.