На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола средствами игротерапии на примере МАО ДОУ д/с № 19 г. Ишим

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.10.2013. Сдан: 2013. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Кафедра психологии

Коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола средствами игротерапии

Курсовая работа


Ишим, 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое изучение средств коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста разного пола…………………...……………………………………………………………7
1.1. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе………………………………………………………............…............7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста разного пола…………………........................................17
1.3. Средства коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...…24
Глава 2. Экспериментальное изучение средств коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………….....................................................................................41
2.1. Организация эмпирического исследования и диагностика уровней агрессивности детей старших дошкольников разного пола...............................................................................................................41
2.2. Экспериментально – практическая проверка комплекса игр и упражнений коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола……………………………………………… .…...58
2.3. Анализ экспериментального исследования по коррекции агрессивности дошкольников разного пола………….…………………68
Заключение………………………………………………………………….……82
Библиография…………………………………………………………………….47
Приложение……………………………………………………………………
Введение
В последнее время проблема агрессивности стала одной из популярных в мировой психологии. Одной из актуальных проблем является детская агрессивность, а именно агрессивность дошкольника.
Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки, обозначенной тематики объясняется актуальность данного исследования.
В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивно-сти возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсу-ждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, как это показали, Р. Бэррон и Д. Ричардсон [3].
Анализ научных данных по проблеме и состояния практики обучения старших дошкольников разного пола и средств агрессивности, позволил выделить ряд противоречий:
- между потребностью изучения влияния игротерапии на агрессивное поведение и недостаточностью современных исследований данного вопроса;
- между практикой в методическом обеспечении игротерапии и агрессивного поведения старших дошкольников разного пола и недостаточным количеством научно – обоснованных рекомендаций для осуществления этого процесса.
Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида 3. Фрейд, К. Лоренц, Мак Даугалл.
Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения Ш. Доллард, Б. Берковиц.
Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и пред-ставляют в основном обзор зарубежных исследований С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева.
Настоящее исследование основано на идущем от работ Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением. Изучение "социальной ситуации развития", деятельности ребенка способствует луч-шему пониманию трудностей в поведении, в частности агрессивных про-явлений у ребенка [5].
В связи с вышесказанным, диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития - взаимоотношениями ребенка со сверст-никами в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельно-сти [14].
Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.
Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе - важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении [5].
Проблема заключается в необходимости создания и внедрения игротерапии, как эффективного средства коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола .
Целью данного исследования стало изучение игротерапии, как средства по профилактике и коррекции агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация коррекционной работы агрессивного поведения старших дошкольников разного пола средствами игротерапии.
Гипотеза исследования
Коррекция агрессивности у дошкольников разного пола, может быть повышена путем определения и экспериментальной проверки игротерапии, в условиях ДОУ.
Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в пове-дении детей разного пола.
2. Разработать схему комплексного изучения агрессивности у детей дошкольного возраста, разного пола.
3. Выявить и проанализировать основные формы проявления агрес-сивности в поведении у детей старшего дошкольного возраста разного пола.
4. Разработать и экспериментально проверить комплекс игр и упражнений профилактики и коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста.
5. Осуществить количественный и качественный анализ результатов средств коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения по проблеме агрессивности в общей психологии и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин), результаты современных исследований отчественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.C. Мухина, Э. Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).
Агрессивность мы понимаем как относительно устойчивую черту личности, проявляющуюся в готовности к нападению на сверстников и взрослых.
Методы исследования:
- качественный анализ психолого-педагогической, философской, научно-методической литературы по теме исследования;
- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников, разного пола, с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;
- количественная и качественная интерпретация анализа результатов коррекции агрессивного поведения у дошкольников разного пола.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАО ДОУ д/с № 19 «Гнёздышко» г. Ишим.
Исследование проводилось в несколько этапов:
этап 1. (Актуальность) Постановочный (июль – октябрь 2012г.) - анализ научной литературы по проблеме исследования. Результатом этого этапа явилось определение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, а также методологических и теоретических основ исследования;
этап 2.(Проблема) Собственно - исследовательский (ноябрь – декабрь 2012г.) - проведение поискового эксперимента и обоснование программы формирующего эксперимента. Результатом работы стало выявление основных противоречий в рамках изучаемой проблемы, уточнение гипотезы исследования и разработка модели игротерапии, как средства коррекции агрессивности у старших дошкольников, разного пола.
Этап 3. (Гипотеза) Оформительно - внедренческий (январь – март 2013г.) - реализация разработанного комплекса игр и упражнений, анализ полученных результатов;
Этап 4(Гипотеза) (апрель – май 2013 г.) - обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена взаимосвязь игротерапии, как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в зависимости от пола ребенка; конкретизировано научное представление об агрессивном поведении старших дошкольников в условиях детского сада; определен и экспериментально проверен комплекс игр и упражнений психолого коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников, в зависимости от пола ребенка (овладение старшими дошкольниками средствами коррекции агрессивности в ходе занятий посредством использования традиционных и активных методов обучения в сочетании с развитием у них эмоционально-ценностного отношения к детям разного пола); разработаны средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников, разного пола (в первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
1. Игротерапия, как средство проявления агрессивности у детей дошкольного возраста разного пола, также показаны различия в степени их значимости.
2. Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время средства коррекции агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.
3. Обоснована необходимость использования значимой для детей деятельности, в частности, соревновательной игры, с целью повышения эффективности диагностики, коррекции, профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста разного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование научно-методического обеспечения деятельности психологических служб детских учреждений, для чего разработаны и апробированы:
- комплекс игр и упражнений диагностики средств коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста, разного пола, которая может быть использована для применения в детских дошкольных учреждениях;
- для профилактики и коррекции агрессивности у дошкольников разного пола, направленная на оптимизацию межличностных отношений в группе детского сада и предназначенная для оказания психологической помощи агрессивным детям при использовании в профилактических целях;
Структура и объем работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы 35 пунктов, приложения. Работа иллюстрирована 9 таблицами, 13 диаграммами.
Общий объем работы составил 78 страниц печатного текста без приложения.


Глава 1. Теоретическое изучение средств коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста разного пола
1.1. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе
В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Так, если не сосредотачиваться на деталях и подойти к вопросу глобально, то можно, как утверждает А.А. Реан, выделить два полярных подхода к феномену агрессии [12]...............


Заключение
В последнее время проблема агрессивности стала одной из популярных в мировой психологии. Одной из актуальных проблем является детская агрессивность, а именно агрессивность дошкольника.
Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, по-скольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе.
Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида 3. Фрейд, К. Лоренц, Мак Даугалл.
Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения Ш. Доллард, Б. Берковиц.
Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и пред-ставляют в основном обзор зарубежных исследований С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева.
Настоящее исследование основано на идущем от работ Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением. Изучение "социальной ситуации развития", деятельности ребенка способствует луч-шему пониманию трудностей в поведении, в частности - агрессивных про-явлений у ребенка [5].
Проблема заключается в необходимости внедрения игротерапии, как эффективного средства коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола.
Целью данного исследования стало изучение игротерапии, как средства по профилактике и коррекции агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть.
Гнев – ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация.
Агрессия как внутренняя побудительная тенденция — это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности).
Игротерапия - ? метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности.
этап 1 Постановочный (июль – октябрь 2012г.) - анализ научной литературы по проблеме исследования. Результатом этого этапа явилось определение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, а также методологических и теоретических основ исследования;
этап 2 Собственно - исследовательский (ноябрь – декабрь 2012г.) - проведение поискового эксперимента и обоснование программы формирующего эксперимента. Результатом работы стало выявление основных противоречий в рамках изучаемой проблемы, уточнение гипотезы исследования и разработка модели игротерапии, как средства коррекции агрессивности у старших дошкольников, разного пола.
этап 3 Оформительно - внедренческий (январь – март 2013г.) - реализация разработанного комплекса игр и упражнений, анализ полученных результатов;
этап 4 (апрель – май 2013 г.) - обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление результатов исследования.
На контрольном этапе в контрольной группе с высоким уровнем развития 13% детей, со средним 54% детей, c низким 33% детей. В экспериментальной группе высокий уровень у 23% детей, средний у 60% детей, низкий у 17% детей.
Анализ результатов показал, что на контрольном этапе эксперимента дети контрольной и экспериментальной групп показали разные результаты. Более высокими оказались результаты у дошкольников экспериментальной группы, у детей этой группы повысился уровень развития лидерских качеств.
Высокий уровень вырос на 27%, низкий уровень снизился на 40%.
Высокий уровень агрессивности (мальчики) высокий уровень выявлен у 13% по 2 методикам, проявляют физическое как и коммуникативное агрессивное поведение по отношению к окружающим, не имеет знаний о агрессивном поведений; средний уровень по первой методике 27%, по второй 40%, низкий уровень агрессивности у 60% по первой методике, 47% по второй методике, не проявляет агрессивного поведения, не вступает в конфликтные ситуации, после проведения игротерапии.
У девочек высокий уровень у 13% высокий уровень агрессивности, 20% по второй методике, средний уровень агрессивности 20% , по второй методике 27%, низкий уровень агрессивности у 67% , по второй методике 53%.
Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования, можно говорить о том, что комплекс игр способствует улучшению результатов и повышению общего уровня коррекции агрессивного поведения у дошкольников разного пола.
Наша гипотеза о том, коррекция агрессивности у дошкольников разного пола, может быть повышена путем проведения игротерапии, в условиях ДОУ.
Дальнейшее изучение проблемы возможно по следующим направлениям: Коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников разных полов в семье.


Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.:1998 – 206с.
2. Асеев, В. Г. Возрастная психология [Текст] / В. Г. Асеев. – Иркутск: Наука, 1984. - 320 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль [Текст] / Л. Берковиц. - М.: «Владос», 2001. - 512 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: «Педагогика», 1994. - 278 с.
5. Загвязинский, В.Г. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов.-М.: Академия, 2006- 208 с.
6. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] /А.И. Захаров. - М.: Академия, 1986- 208 с.
7. Захаров, А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей [Текст] /А.И. Захаров. - М.: Академия, 1986- 174 с.
8. Игумнов, С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.А. Игумнов.- М., 2000.- 123с.
9. Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников [Текст] / Г.Я. Кудрина. - Иркутск, 1992.-145 с.
10. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 1997. - 245 с.
11. Классные часы с психологом [Текст] / Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. – М.: Глобус, 2009. – 332 с.
12. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 1997. - 312 с.
13. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. - М.: Педагогика, 1986. - 221 с.
14. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003.- 240 с.
15. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000.-200с.
16. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Ярославль: Литера, 1997. - 240 с.
17. Коломинский, Я.Л., Березовин, Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии [Текст] /Я.Л.Коломинский, Н.А.Березовин.- М.: Знание, 1977. - 64 с
18. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] /Я.Л.Коломинский.- Мн.: Нар. расвета, 1984.- 239 с.
19. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание [Текст] /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
20. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С.Кон.- М.: Наука, 1988. - 129 с.
21. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - М.: «Арко», 1994. - 269 с.
22. Ломбина, Т. Основные направления развития детской агрессивности [Текст] / Т.Ломбина, В. Лукина //Детский сад от А до Я.- 2006. - №1.- 78- 87с.
23. Марценковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей [Текст] / пособие по практической психологии.- М., 1997.- 130с.
24. Мещерянов, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г.Мещерянов, Б.П.Зинченко.- М.: Просвещение, 1998.- 187 с.
25. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина - М: Просвещение - 1985.- 315с.
26. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекция игры [Текст] / М. А. Панфилова – М.: Владос, 2000. – 315с.
27. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А.Широкова.- Ростов: Феникс, 2007.- 282с.
28. Щербо, Н.П. Особенности индивидуального группового решения задач в условиях совместной деятельности [Текст] /Н.П.Щербо //Вопросы психологии.-1984.-№ 2.- с.107-112
29. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] /Д.Б.Эльконин //Вопросы психологии.-1971.- № 4.- 6-20с.
30. Якобсон, С.Г., Нежнов, П.Г. Исследование руководства детьми их совместной деятельностью [Текст] /С.Г.Якобсон, П.Г.Нежнов //Вопросы психологии.-1972.-№ 1.-66-76с.
31. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности [Текст] /Я.Яноушек //Вопросы психологии.-1982.- № 6.- 57-65с.
32. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст] /В.А.Ясвин //Дополнительное образование.- 2000.-№ 2.-16-22с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.