Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола средствами игротерапии на примере МАО ДОУ д/с № 19 г. Ишим

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 18.10.2013. Год: 2013. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Кафедра психологии

Коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола средствами игротерапии

Курсовая работа


Ишим, 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое изучение средств коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста разного пола…………………...……………………………………………………………7
1.1. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе………………………………………………………............…............7
1.2. Особенности проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста разного пола…………………........................................17
1.3. Средства коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………...…24
Глава 2. Экспериментальное изучение средств коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста……………….....................................................................................41
2.1. Организация эмпирического исследования и диагностика уровней агрессивности детей старших дошкольников разного пола...............................................................................................................41
2.2. Экспериментально – практическая проверка комплекса игр и упражнений коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола……………………………………………… .…...58
2.3. Анализ экспериментального исследования по коррекции агрессивности дошкольников разного пола………….…………………68
Заключение………………………………………………………………….……82
Библиография…………………………………………………………………….47
Приложение……………………………………………………………………
Введение
В последнее время проблема агрессивности стала одной из популярных в мировой психологии. Одной из актуальных проблем является детская агрессивность, а именно агрессивность дошкольника.
Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, поскольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе. Наибольшую тревогу вызывают проявления агрессивности в поведении детей, тех сегодняшних детей, которые в любом государстве определяют его будущий статус и направление движения - в сторону развития или деградации. Именно поэтому исследование особенностей агрессивности детей, разработка способов ее коррекции, а главное - профилактики является одной из самых актуальных задач современной психологической науки, обозначенной тематики объясняется актуальность данного исследования.
В последние годы научный интерес к проблеме детской агрессивно-сти возрос. В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности обсу-ждается очень широко. Создано большое число теоретических концепций, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, как это показали, Р. Бэррон и Д. Ричардсон [3].
Анализ научных данных по проблеме и состояния практики обучения старших дошкольников разного пола и средств агрессивности, позволил выделить ряд противоречий:
- между потребностью изучения влияния игротерапии на агрессивное поведение и недостаточностью современных исследований данного вопроса;
- между практикой в методическом обеспечении игротерапии и агрессивного поведения старших дошкольников разного пола и недостаточным количеством научно – обоснованных рекомендаций для осуществления этого процесса.
Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида 3. Фрейд, К. Лоренц, Мак Даугалл.
Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения Ш. Доллард, Б. Берковиц.
Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и пред-ставляют в основном обзор зарубежных исследований С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева.
Настоящее исследование основано на идущем от работ Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением. Изучение "социальной ситуации развития", деятельности ребенка способствует луч-шему пониманию трудностей в поведении, в частности агрессивных про-явлений у ребенка [5].
В связи с вышесказанным, диагностика и коррекция агрессивности в поведении у дошкольников проводилась с учетом ее опосредованности социальной ситуацией развития - взаимоотношениями ребенка со сверст-никами в процессе типичных для дошкольного возраста видов деятельно-сти [14].
Возникновение конфликтных ситуаций в процессе общения детей друг с другом часто приводит к тому, что ребенок, неадекватно реагирующий в такой ситуации, часто оказывается в изоляции от коллектива, что препятствует полноценному развитию его личности. Неконтролируемое поведение в более раннем детском возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивности в поведении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи.
Умение налаживать контакты со сверстниками, совместно с ними разрешать конфликты, справляться с трудностями в учебе - важный показатель развития личности ребенка. В этом плане представляется важным создание для детей с трудностями в поведении, в частности - для детей с проявлениями агрессивности, благоприятных условий перехода на новую социальную позицию - позицию школьника, путем формирования у них позитивных установок в общении [5].
Проблема заключается в необходимости создания и внедрения игротерапии, как эффективного средства коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола .
Целью данного исследования стало изучение игротерапии, как средства по профилактике и коррекции агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Объект исследования: агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация коррекционной работы агрессивного поведения старших дошкольников разного пола средствами игротерапии.
Гипотеза исследования
Коррекция агрессивности у дошкольников разного пола, может быть повышена путем определения и экспериментальной проверки игротерапии, в условиях ДОУ.
Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивности в пове-дении детей разного пола.
2. Разработать схему комплексного изучения агрессивности у детей дошкольного возраста, разного пола.
3. Выявить и проанализировать основные формы проявления агрес-сивности в поведении у детей старшего дошкольного возраста разного пола.
4. Разработать и экспериментально проверить комплекс игр и упражнений профилактики и коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста.
5. Осуществить количественный и качественный анализ результатов средств коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения по проблеме агрессивности в общей психологии и психологии личности (А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин), результаты современных исследований отчественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, В.C. Мухина, Э. Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).
Агрессивность мы понимаем как относительно устойчивую черту личности, проявляющуюся в готовности к нападению на сверстников и взрослых.
Методы исследования:
- качественный анализ психолого-педагогической, философской, научно-методической литературы по теме исследования;
- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников, разного пола, с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;
- количественная и качественная интерпретация анализа результатов коррекции агрессивного поведения у дошкольников разного пола.
База исследования. Исследование проводилось на базе МАО ДОУ д/с № 19 «Гнёздышко» г. Ишим.
Исследование проводилось в несколько этапов:
этап 1. (Актуальность) Постановочный (июль – октябрь 2012г.) - анализ научной литературы по проблеме исследования. Результатом этого этапа явилось определение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, а также методологических и теоретических основ исследования;
этап 2.(Проблема) Собственно - исследовательский (ноябрь – декабрь 2012г.) - проведение поискового эксперимента и обоснование программы формирующего эксперимента. Результатом работы стало выявление основных противоречий в рамках изучаемой проблемы, уточнение гипотезы исследования и разработка модели игротерапии, как средства коррекции агрессивности у старших дошкольников, разного пола.
Этап 3. (Гипотеза) Оформительно - внедренческий (январь – март 2013г.) - реализация разработанного комплекса игр и упражнений, анализ полученных результатов;
Этап 4(Гипотеза) (апрель – май 2013 г.) - обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена взаимосвязь игротерапии, как средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников в зависимости от пола ребенка; конкретизировано научное представление об агрессивном поведении старших дошкольников в условиях детского сада; определен и экспериментально проверен комплекс игр и упражнений психолого коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников, в зависимости от пола ребенка (овладение старшими дошкольниками средствами коррекции агрессивности в ходе занятий посредством использования традиционных и активных методов обучения в сочетании с развитием у них эмоционально-ценностного отношения к детям разного пола); разработаны средства коррекции агрессивного поведения старших дошкольников, разного пола (в первую очередь игровая терапия – метод воздействия на детей и использованием игр.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
1. Игротерапия, как средство проявления агрессивности у детей дошкольного возраста разного пола, также показаны различия в степени их значимости.
2. Рассмотрены и проанализированы наиболее часто встречающиеся в настоящее время средства коррекции агрессивности в поведении детей дошкольного возраста.
3. Обоснована необходимость использования значимой для детей деятельности, в частности, соревновательной игры, с целью повышения эффективности диагностики, коррекции, профилактики агрессивности у детей дошкольного возраста разного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование научно-методического обеспечения деятельности психологических служб детских учреждений, для чего разработаны и апробированы:
- комплекс игр и упражнений диагностики средств коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста, разного пола, которая может быть использована для применения в детских дошкольных учреждениях;
- для профилактики и коррекции агрессивности у дошкольников разного пола, направленная на оптимизацию межличностных отношений в группе детского сада и предназначенная для оказания психологической помощи агрессивным детям при использовании в профилактических целях;
Структура и объем работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы 35 пунктов, приложения. Работа иллюстрирована 9 таблицами, 13 диаграммами.
Общий объем работы составил 78 страниц печатного текста без приложения.


Глава 1. Теоретическое изучение средств коррекции агрессивности у детей старшего дошкольного возраста разного пола
1.1. Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе
В последние годы ученые, работающие в разных направлениях, предлагают многообразные подходы и трактовки к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Так, если не сосредотачиваться на деталях и подойти к вопросу глобально, то можно, как утверждает А.А. Реан, выделить два полярных подхода к феномену агрессии [12]...............


Заключение
В последнее время проблема агрессивности стала одной из популярных в мировой психологии. Одной из актуальных проблем является детская агрессивность, а именно агрессивность дошкольника.
Оценка результатов этих социальных реконструкций неоднозначна, по-скольку они привели не только к демократизации общества и повышению степени свободы личности в сфере ее социальной активности, но и усилили негативные проявления острых проблем, связанных с ростом насилия, конфликтности и напряженности между людьми в современном обществе.
Все многообразие западных концепций можно условно разделить на две группы. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида 3. Фрейд, К. Лоренц, Мак Даугалл.
Вторую составляют концепции, рассматривающие агрессивность как приобретаемую характеристику поведения Ш. Доллард, Б. Берковиц.
Однако отечественные исследования в этой области, несмотря на ее высокую научную и практическую значимость, немногочисленны и пред-ставляют в основном обзор зарубежных исследований С.Н. Ениколопов, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, Т.Г. Румянцева.
Настоящее исследование основано на идущем от работ Л.С. Выготского представлении о личности как результате социального развития, общения ребенка со средой и близким окружением. Изучение "социальной ситуации развития", деятельности ребенка способствует луч-шему пониманию трудностей в поведении, в частности - агрессивных про-явлений у ребенка [5].
Проблема заключается в необходимости внедрения игротерапии, как эффективного средства коррекции агрессивности детей старшего дошкольного возраста разного пола.
Целью данного исследования стало изучение игротерапии, как средства по профилактике и коррекции агрессивного поведения среди детей дошкольного возраста.
Агрессивное влечение может проявляться через различные агрессивные аффекты, такие, как (в порядке усиления интенсивности и глубины), раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть.
Гнев – ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация.
Агрессия как внутренняя побудительная тенденция — это неотъемлемая часть личностной динамики (как в норме, так и при нарушениях различной степени выраженности).
Игротерапия - ? метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности.
этап 1 Постановочный (июль – октябрь 2012г.) - анализ научной литературы по проблеме исследования. Результатом этого этапа явилось определение объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, а также методологических и теоретических основ исследования;
этап 2 Собственно - исследовательский (ноябрь – декабрь 2012г.) - проведение поискового эксперимента и обоснование программы формирующего эксперимента. Результатом работы стало выявление основных противоречий в рамках изучаемой проблемы, уточнение гипотезы исследования и разработка модели игротерапии, как средства коррекции агрессивности у старших дошкольников, разного пола.
этап 3 Оформительно - внедренческий (январь – март 2013г.) - реализация разработанного комплекса игр и упражнений, анализ полученных результатов;
этап 4 (апрель – май 2013 г.) - обобщение результатов исследования, формулирование выводов, оформление результатов исследования.
На контрольном этапе в контрольной группе с высоким уровнем развития 13% детей, со средним 54% детей, c низким 33% детей. В экспериментальной группе высокий уровень у 23% детей, средний у 60% детей, низкий у 17% детей.
Анализ результатов показал, что на контрольном этапе эксперимента дети контрольной и экспериментальной групп показали разные результаты. Более высокими оказались результаты у дошкольников экспериментальной группы, у детей этой группы повысился уровень развития лидерских качеств.
Высокий уровень вырос на 27%, низкий уровень снизился на 40%.
Высокий уровень агрессивности (мальчики) высокий уровень выявлен у 13% по 2 методикам, проявляют физическое как и коммуникативное агрессивное поведение по отношению к окружающим, не имеет знаний о агрессивном поведений; средний уровень по первой методике 27%, по второй 40%, низкий уровень агрессивности у 60% по первой методике, 47% по второй методике, не проявляет агрессивного поведения, не вступает в конфликтные ситуации, после проведения игротерапии.
У девочек высокий уровень у 13% высокий уровень агрессивности, 20% по второй методике, средний уровень агрессивности 20% , по второй методике 27%, низкий уровень агрессивности у 67% , по второй методике 53%.
Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования, можно говорить о том, что комплекс игр способствует улучшению результатов и повышению общего уровня коррекции агрессивного поведения у дошкольников разного пола.
Наша гипотеза о том, коррекция агрессивности у дошкольников разного пола, может быть повышена путем проведения игротерапии, в условиях ДОУ.
Дальнейшее изучение проблемы возможно по следующим направлениям: Коррекция агрессивного поведения у старших дошкольников разных полов в семье.


Список литературы
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.:1998 – 206с.
2. Асеев, В. Г. Возрастная психология [Текст] / В. Г. Асеев. – Иркутск: Наука, 1984. - 320 с.
3. Берковиц, Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль [Текст] / Л. Берковиц. - М.: «Владос», 2001. - 512 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М.: «Педагогика», 1994. - 278 с.
5. Загвязинский, В.Г. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В.И.Загвязинский, Р.Атаханов.-М.: Академия, 2006- 208 с.
6. Захаров, А.И. Как преодолеть страхи у детей [Текст] /А.И. Захаров. - М.: Академия, 1986- 208 с.
7. Захаров, А.И. Как предупредить отклонение в поведении детей [Текст] /А.И. Захаров. - М.: Академия, 1986- 174 с.
8. Игумнов, С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков [Текст] / С.А. Игумнов.- М., 2000.- 123с.
9. Кудрина, Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольников [Текст] / Г.Я. Кудрина. - Иркутск, 1992.-145 с.
10. Калинина, Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. Занятия, игры, упражнения [Текст] / Р. Р. Калинина. - СПб.: Речь, 1997. - 245 с.
11. Классные часы с психологом [Текст] / Ю.В.Груздева, Н.А.Богачкина. – М.: Глобус, 2009. – 332 с.
12. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка [Текст] / О. А. Карабанова. - М.: Просвещение, 1997. - 312 с.
13. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников [Текст] / С.Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. - М.: Педагогика, 1986. - 221 с.
14. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003.- 240 с.
15. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000.-200с.
16. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л. Кряжева. - Ярославль: Литера, 1997. - 240 с.
17. Коломинский, Я.Л., Березовин, Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии [Текст] /Я.Л.Коломинский, Н.А.Березовин.- М.: Знание, 1977. - 64 с
18. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] /Я.Л.Коломинский.- Мн.: Нар. расвета, 1984.- 239 с.
19. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание [Текст] /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
20. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С.Кон.- М.: Наука, 1988. - 129 с.
21. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») [Текст] / К. Лоренц. - М.: «Арко», 1994. - 269 с.
22. Ломбина, Т. Основные направления развития детской агрессивности [Текст] / Т.Ломбина, В. Лукина //Детский сад от А до Я.- 2006. - №1.- 78- 87с.
23. Марценковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей [Текст] / пособие по практической психологии.- М., 1997.- 130с.
24. Мещерянов, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г.Мещерянов, Б.П.Зинченко.- М.: Просвещение, 1998.- 187 с.
25. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина - М: Просвещение - 1985.- 315с.
26. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекция игры [Текст] / М. А. Панфилова – М.: Владос, 2000. – 315с.
27. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А.Широкова.- Ростов: Феникс, 2007.- 282с.
28. Щербо, Н.П. Особенности индивидуального группового решения задач в условиях совместной деятельности [Текст] /Н.П.Щербо //Вопросы психологии.-1984.-№ 2.- с.107-112
29. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте [Текст] /Д.Б.Эльконин //Вопросы психологии.-1971.- № 4.- 6-20с.
30. Якобсон, С.Г., Нежнов, П.Г. Исследование руководства детьми их совместной деятельностью [Текст] /С.Г.Якобсон, П.Г.Нежнов //Вопросы психологии.-1972.-№ 1.-66-76с.
31. Яноушек, Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности [Текст] /Я.Яноушек //Вопросы психологии.-1982.- № 6.- 57-65с.
32. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическое проектирование образовательной среды [Текст] /В.А.Ясвин //Дополнительное образование.- 2000.-№ 2.-16-22с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.