На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Власть и элита в Российском обществе

Информация:

Тип работы: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. Предмет: Политология. Добавлен: 19.10.2013. Сдан: 2013. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….….. 3
ГЛАВА 1. ВЛАСТЬ………………………………………………………….. 6
1.1 Понятие политической власти и властных отношений……………....... 6
1.2 Функции власти ……………………………………………….............. 11
1.3 Виды власти…………………………………………….……...…………. 12
ГЛАВА 2. ЭЛИТА……………………………………………………….….... 19
2.1 Понятие политической элиты …………………………………………... 19
2.2 Структура политической элиты……………….………………………… 21
2.3 Функции политической элиты ……………………………………...…... 23
2.4 Виды политических элит …………………………..………..................... 25
2.5 Политическая элита в СССР…………………………………………….. 27
2.6. Политическая элита современной России …….………...…………….. 31
2.7 Новая русская элита. Укрощение строптивых, изгнание неверных, интронизация силовиков. ……………….......................................................... 2.8 Привилегии как признак политической элиты…………………… ….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………….…................... 37 46 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….. 55


ВВЕДЕНИЕ
“Имя мне - Легион”, - могла бы сказать о себе Власть”
(Р. Барт).

Понятие власти является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение власти, понятие, ее сущность и характер имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношения из всей суммы общественных отношений.
Разгадка феномена власти, приращение всякого нового знания о природе власти и механизмах властвования является едва - ли не самой главной задачей политологии. Первые попытки разобраться в парадоксах и механизмах политической власти были предприняты еще в ранний период политической Индии, Китая и Греции.
Парадокс политической власти, способной оборачиваться для человека одновременно и целесообразной силой, и злой волей, во все времена занимал умы философов и писателей.
Во многих поступках людей лежит мотив приобретения власти над себе подобными. В ходе развития человеческого общества власть стала неотъемлемой частью человеческих отношений. В процессе истории как социальный институт власть претерпела определённые изменения. От внутриродового уклада, обряда почитания старших, путём множества видоизменений и разветвлений до метода поддержания порядка на огромных территориях целых государств. Неизменным осталось лишь то, что почти всегда приобретение власти сопряжалось с применением насилия. Люди ставили и ставят перед собой цель - получение наибольшей власти. Во всех войнах лежат мотивы захвата власти, - будь то территория, природные ресурсы или что-либо иное. Но в любом случае это давало бы власть над людьми. Людям неинтересно иметь власть над чем-то безжизненным, им необходимо, чтобы их власть признали им же подобные. Прекрасным примером этому служит “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина. Старухе, которую можно отождествлять с государственным аппаратом власти, не хватило ни нового корыта, ни новой избы, ни безвольного старика. Ей необходимо было властвовать над людьми, и в конце концов, её необузданная фантазия разыгралась до того, что, перейдя некую грань своих страстей, она осталась ни с чем.
Из самой сути политической власти следует, что реально существует социальное разделение между властвующими и подвластными. Отсюда следует, что пока функционирует политическая власть, неизбежно существует институциональное разделение на управляющих и управляемых. В отношении властвующей группы используются различные понятия - управляющие группы, правящая верхушка, политико-управленческие круги, правящая элита. В западной политологии давней традицией является использование категории правящей элиты.
Проблема элиты всегда была острой для России. Наиболее яркие примеры - попытки создания элиты общества, противопоставленной родовой аристократии (боярам), которые начались с эпохи Петра Великого. Создание служилого дворянства (выдвижение людей по заслугам и способностям) было сильным шагом в этом направлении.
В сегодняшней России современные элиты, способные создавать конкурентоспособные (по отношению к внешнему миру) образцы властной, социальной и культурной жизни, практически не сформированы. Процессу формирования национальной элиты, в частности, препятствует примитивное представление об элитах, навязываемое околополитическими интеллектуалами, согласно которому элитой автоматически называются высшие чиновники, богатые люди и известные личности. После того, как этот набор случайных людей назван элитой, начинаются сетования по поводу того, что эта «элита» не выполняет своих функций.
В то же время формирование эффективной власти вне и без элит в современном мире невозможно. Поэтому если не инициировать и не поддерживать процессы формирования национальной элиты, ее функции начинают выполнять внешние элиты, навязывая свои образцы функционирования власти и развития страны.


ГЛАВА 1. ВЛАСТЬ

1.1 Понятие политической власти и властных отношений

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Власть - это волевое отношение между людьми, при котором один человек воздействует на другого с целью заставить его поступать определенным образом. Власть есть влияние особого рода, и эта особенность заключается в свойстве принудительности власти. Властные отношения объективно присущи общественной жизни.
Человек ограничивает свои действия и подчиняется власти природы, общества и власти другого человека, общностей людей. В основе подчинения одного человека другому лежит естественное и социальное неравенство. При естественном неравенстве власть всегда носит характер межличностного взаимодействия, она персонифицирована, а при сознательном она теряет персонифицированную форму, поскольку является социальным институтом.
Власть как волевое отношение, способность заставить человека поступать определенным образом, форма организации индивидуальной и общественной жизни присуща личности как субъекту свободной, целесообразной, мотивированной осознанием необходимости изменения обстоятельств жизни и себя самой. Она естественно присуща человеку, хотя это не означает ее разумного применения вовне. Проблема состоит в том, что человек часто не задумывается о своих волевых устремлениях, возможностях и способностях, реализуя их автоматически. Кроме того, он часто осознает свое право на власть в случаях нарушения его интересов и необходимости борьбы за восстановление попранных прав и свобод, включение в сферу коллективных действий, когда происходит очевидное "наложение" воль и возникает ситуация выбора путей деятельности, механизмов и средств осуществления индивидуального интереса, интегрированного в конкретное целое: социальный слой, группу, государство, общество и т.п. Тем самым присущая человеку потребность власти вовлекается в орбиту различных форм общественной власти.
По мнению многих ученых, властные механизмы управления возникают еще на досоциальном уровне, в их основе лежали элементы выбора, наличие возможности вариативного поведения. Базисными же факторами властных отношений на социальном уровне являются:
· многообразие субъектов, видов связей и интересов в человеческих сообществах и их взаимозависимость друг от друга;
· разумность, целенаправленность поведения людей и сообществ сталкиваются с хаотичностью движения отдельных индивидов, что требует в свою очередь властного решения, опирающегося на аргумент точности, логичности и доказательности;
· необходимость властного управления для реализации тех возможностей, которые соответствуют интересам действующих в обществе социальных групп.
Чтобы возникли властные отношения необходимы следующие условия:
· во властных отношениях предполагается не менее двух субъектов власти, которыми могут выступать отдельные лица, а также «коллективные действующие лица» (политические партии, организации, советы и т.д.). Власть может ассоциироваться и с каким-то учреждением (политическим, административным, хозяйственным и др.).
· приказ осуществляющего власть, т.е. выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть. Приказ сопровождается угрозой применения санкций в случае неповиновения.
· подчинение того, над кем осуществляется власть, тому, кто ее осуществляет, т. е. подчинение выраженной в приказе воле осуществляющего власть.
· общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказы имеет на это право, а тот, кого эти приказы касаются, обязан подчиняться приказам осуществляющего власть.
В структурном отношении основными компонентами власти являются субъект, объект, средства (ресурсы).
По мере развития общества ресурсы изменялись. В примитивных обществах власть опиралась на авторитет правителя. Изменение отношений между людьми привело к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила. В индустриальных обществах преобладающими ресурсами властвования становится организация: бюрократия, партии, движения.
Необходимо отметить, что ресурсы власти могут быть различными, но не существует единого универсального ресурса власти.
Ввиду разнообразия ресурсов власти существует несколько их классификаций. Так, А. Этциони подразделяет ресурсы власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации).
В свою очередь, О. Тоффлер выделил три основных ресурса власти - сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние. Власть, которую дает человеку сила, он назвал властью «низшего качества», власть, приобретенную и удерживаемую при помощи денег - властью «среднего качества», а власть, которую приносят информация и знание - властью «высшего качества».
В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти можно разделить на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического принуждения, оружие).
Одно из наиболее распространенных в рамках социологического подхода определений власти принадлежит М. Веберу. Власть - это способность одного субъекта проводить свою волю внутри данных социальных отношений, несмотря на сопротивление другого.[1] В этом определении подчеркиваются следующие основные черты власти:
власть не есть принадлежность индивидов, а существует в отношениях между ними;
власть должна определяться в терминах вероятности, возможности;
основу власти могут составлять любые вещи, свойства или отношения;
власть всегда против кого-то, она предполагает конфликт и действия вопреки интересам людей.
В рамках структурно-функционального подхода, власть является функцией политического порядка, задача которой - мобилизация индивидов в контексте организованной деятельности по достижению коллективных целей. Это одна из форм социальных отношений, которая возникает тогда, когда индивиды сталкиваются с потребностью объединится для выполнения какой-либо общей задачи.
Конфликтное понимание власти. Власть - это возможность получить потребительские ресурсы (пища, вода, территория, сегмент рынка, половой партнер и т. д.) “вне очереди” или иметь повышенные гарантии против насилия. Таким образом, власть обеспечивает лучший доступ к благам и гарантиям. Страх потерять власть и могущество - это страх “потерять все”. По мнению психологов, приступ страха может перерасти в агрессию.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[1] Вебер М. Избранные произведения. М., 2009. С. 89-94
В самом общем виде, власть представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.
По мнению С. Ханнинена, власть - это способность действовать с определенными последствиями под влияние программ, технологий, рациональностей. А. Демидов добавляет, что она преобразует человеческую энергию из скалярной, ненаправленной, в векторную, направленную величину, превращает ее в действие, способное к реализации цели.
Анализируя приведенные определения, можно сделать вывод, что любому властному отношению присущи, по крайней мере, два аспекта:
· управленческий, организационный;
· социальный, человеческий, т. к. потребность во властной регуляции вырастает из многообразия субъектов, видов связей и интересов, существующих в группах, общностях, обществах.
Действенность политики определяется тем, что в отношениях между классами, социальными группами, слоями, общностями она охватывает главное - вопрос о политической власти.
Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств.
Политическая власть является лишь одной из разновидностей власти как общественного явления. По своей природе власть - это социальное явление, поскольку она возникает именно в обществе. Потребность в механизме взаимодействия между индивидами, который мы называем отношения власти, обусловлена различными причинами. Среди них на первом месте стоит необходимость придать отношениям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создать общие правила поведения. К этим причинам, кроме того, относится потребность в согласовании и интеграции многообразных, несовпадающих интересов с помощью самых разнообразных средств, которые принято называть средствами власти. Любое общество неоднородно по своей структуре, поэтому необходимо регулирование отношений между социальными субъектами, которое предохраняет это общество от распада, хаоса, анархии. Другого способа для реализации этих задач, кроме организации системы властных институтов, как показывает история человеческой цивилизации, не существует.
Помимо политической различают власть экономическую, правовую, военную, духовную и семейную. В свою очередь разновидностью политической власти является власть государственная. Различие между ними состоит в следующем. Политическая власть - это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенной социальной группы, класса, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах. Государственная власть - форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население; другими словами, это - концентрированное выражение, ядро политической власти.
1.2 Функции власти
Основная функция политической власти - управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочайших предназначений политической власти заключается в постоянном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Действительно, могла ли быть данная функция идентичной по своему конкретному наполнению политической власти во времена президентства Франклина Рузвельта (самый глубокий мировой экономический кризис 1929-1933 гг.), Рональда Рейгана (сравнительно глубокий экономический кризис: инфля ция достигла двузначной цифры, резко возросла безработица, продолжал увеличиваться дефицит государственного бюджета) и Джорджа Буша (близкое к стабильному состояние политической и экономической сфер). Если в первом случае, чтобы добиться стабильности, необходимо было предварительно спасти нацию от хозяйственной катастрофы, во втором, чтобы резко оптимизи ровать ситуацию, необходима была смена экономического курса (в соответствии с концепцией неоконсерватизма), то в третьем случае внутренняя экономическая и политическая ситуация позволила политической власти США проводить крупномасштабные действия на международном направлении (военная акция США в Ираке).

1.3 Виды власти

В зависимости от ресурсов, на которых основывается подчинение, выделяют основные виды власти. Так, Х. Хекхаузен выделяет шесть видов власти.
1. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием В того, в какой мере А будет в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.
2. Власть принуждающая. Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, той меры, в какой А способен наказать его за нежелательные для А действия, и, во-вторых, насколько А сделает неудовлетворение мотива В зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания сужается. В предельном случае власть принуждения может осуществляться непосредственно физически.
3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных В нормах, согласно которым А имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать на них.
4. Референтная власть. Она основана на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.
5. Экспертная власть. Она зависит о........


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Соколова Е. О. Новая Российская региональная политическая элита // Управление мегаполисом. 2010. № 4.
2. Василик М.А. Хрестоматия по политологии - М., 2000
3. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку - Спб: Питер, 1999
4. Зуев В.И. Власть в системе политических категорий. Государство и право. - 2003. - №5.
5. Малетин С.С. Политология - М., 2004
6. Крэстева А. Власть и элита в обществе без гражданского общества. // «Социс», 1996, № 4
7. Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования // «Социс», 1997, № 7
8. Блаженкова О., Гурова Т. Класс // «Эксперт», 2000, № 34
9. Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // «Социс», 1997, № 7
10. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.
11. Ашин Г.К. Элитология в зеркале политической философии и политической социологии // Элитологические исследования. 1998. №1.
12. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000.
13. Поленина С.В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства // Теория права: Новые идеи. М., 1993. Вып.3.
14. Бутенко А.Г. Политическая власть и формы ее скрытых изменений // Власть. 1999. № 11.
15. Власть.Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
16. Ильин И. А. О сильной власти // Pro et contra. 2008. № 4.
17. Курскова Г. Ю. Политический феномен власти // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 1
18. Мухаев Э. Политология: Учебник для вузов. М., 2009.
19. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М., 2009
20. М.М. Садриев. Политическая система России и ее особенности «Структура политической системы» [Электронный ресурс]
21. Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России «Общая характеристика политической системы Российской Федерации. Структура и функции политической системы» [Электронный ресурс]
22. Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России «Субъекты политических отношений» [Электронный ресурс]
23. Н.А. Баранов. Политические отношения и политический процесс в современной России. Отличительные особенности современной российской политической системы [Электронный ресурс]
24. Алексей Подберезкин: Какой должна быть элита? [Электронный ресурс]
25. Структура власти РФ [Электронный ресурс] polit-portret.ru/russia/
26. Структуры власти [Электронный ресурс]
27. Петрова Татьяна Михайловна « Политическая власть» [Электронный ресурс]
28. О.Крыштановская: Back to the USSR. Новая российская элита [Электронный ресурс]
29. Сайт президента РФ [Электронный ресурс] www.state.kremlin.ru



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.