На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Развитие критического мышления у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 23.10.2013. Сдан: 2013. Страниц: 75. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ России
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Брянский государственный университет
имени академика И.Г.Петровского (БГУ)

Социально-педагогический факультет
Кафедра теории и методики начального образования

Курсовая работа

Развитие критического мышления у младших школьников при изучении предмета
«Окружающий мир»


Выполнила:
студентка 4 курса 401 группы
********
Научный руководитель:
К.п.н.,доцент
*******


Брянск 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
I Глава. Психолого-педагогические основы развития критического мышления в 3 классе
§ 1.1. Сущность понятия «критическое мышление». Особенности мышления младших школьников………………………………………………………………..7
§ 1.2. Технология развития критического мышления младших школьников в процессе обучения…………………………………………………………………...16
§ 1.3.Методы и приемы развития критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира …………………………….22
II Глава. Процесс развития критического мышления в 3 классе
§ 2.1.Анализ содержания учебного материала в учебнике «Окружающий мир» 3 класс автор Вахрушев А.А. ...........................................................38
§ 2.2. Анализ педагогического опыта по развитию критического мышления младших школьников в курсе «Окружающий мир»………44
§ 2.3. Комплекс методов и приемом развития критического мышления младших школьников в 3 классе.………………………………..............47
Заключение………………………………………………………………..62
Список литературы…………………………………………………….....65
Приложение……………………………………………………………….68




Введение
Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания.
Основная идея новой парадигмы образования сводится к интеллектуальному и нравственному развитию личности (человека), что и заложено в качестве основных целей обучения во многих программах образовательных систем в мировой практике: интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование самостоятельного критического, творческого мышления, умения работать с информацией. Информационные потоки в разных областях знания столь велики и столь стремительно растут, что современному образованному человеку просто невозможно держать в памяти нужные факты. Для того, чтобы чувствовать себя комфортно, быть уверенным в правильности принимаемых решений и собственного выбора, очень важно уметь анализировать предлагаемую информацию, отделять факты от мнений, уметь анализировать факты с точки зрения их соответствия интересам личности и общества, нравственным ценностям.
В современных условиях информатизации всех сфер жизни общества формирование критического мышления является одной из главных задач системы образования в целом.
Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Технология развития критического мышления в настоящее время активно внедряется в систему западного образования. Исследователи критического мышления, американский ученый М. Скривен, указывая на необходимость развития критического мышления учащихся, говорит о нем как об образовательной ценности «критическое мышление» - это навык, который можно поставить наравне с умениями читать и писать» [24, с. 15]. Успешное формирование критического мышления у младших школьников возможно при своевременной, правильной диагностики уровня развития критического мышления, целенаправленному обучению.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Сегодня вопрос о развитии мыслительной деятельности учащихся в теории и практике обучения стоит особенно остро, так как исследования последнего времени выявили у школьников большие возможности усваивать научные понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации. Трудно себе представить сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна.[7, c. 12].
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Необходимы методы и приёмы работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя. Педагоги-практики особо выделяют ценность осмысленного обучения, о которой писал еще Л.С.Выготский в работе «Педагогическая психология». [2, с. 3].
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.[8, с. 65].
В «Концепции Федерального Государственного Образовательного стандарта общего образования» от 2008 года обосновано положение, согласно которому «…содержание образования проектирует определенный тип мышления — эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения. Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии, прежде всего развитии мышления и таких его качеств как ясность, точность, последовательность, доказательность, уместность, полнота…» [19, c. 17].
Эти качества присущи такому мышлению как критическое, что в свою очередь говорит о приоритетности данного направления в образовательном процессе.
Тема исследования: Развитие критического мышления младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Цель исследования: выявление эффективных методов и приемов развития критического мышления у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Объектом исследования : процесс развития критического мышления у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»
Предметом исследования : методы и приёмы РКМ младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» в 3 классе .
Проблема: в реальной практике обучения, учителя используют репродуктивные методы обучения.
После анализа литературы по интересующему вопросу была выдвинута гипотеза: использование методов и приёмов ТРКМ младших школьников при изучении курса «Окружающий мир», будет способствовать активизации мыслительной деятельность учащихся наибольшему эффективному усвоению содержания учебного материала.


I. Глава. Психолого-педагогические основы развития критического мышления в 3 классе

§ 1.1. Сущность понятия «критическое мышление»

Термин критическое мышление употребляли в своих работах Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, Д. Брунер. Каждый из этих ученых внес свою лепту в фундамент теории развития критического мышления. Сегодня в научных источниках можно найти разные определения термина критическое мышление. Так, Д.Браус и Д.Вуд говорят, что это поиск здравого смысла, т.е. того, как объективно рассудить и логично поступить с учетом своей точки зрения и других мнений, а также умение отказаться от собственных предубеждений. [17, c. 39]..............


Заключение
Актуальность исследования проблемы формирования универсальных учебных действий младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников,.
С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий младших школьников в оценочной деятельности.
В ходе исследования были решены следующие задачи.
На основе анализа психологической, педагогической, методологической литературы по изучаемой проблеме и изучения современного состояния практики образования были определены теоретические предпосылки формирования логических учебных действий младших школьников. Проведенное исследование доказало значимость рассматриваемой проблемы и указало на ее недостаточную изученность в теории и практике современного образования.
Сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил уточнить содержание понятия «универсальные учебные действия младших школьников». Под «универсальными учебными действиями младших школьников» мы понимаем совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию».
В основу данной работы положено понятие и диагностика логических учебных действий, а так же рассмотрена технология РКМ. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
«Скажи мне - я забуду,
Покажи мне - я запомню,
Вовлеки меня - я пойму».
В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «...всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».
Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы, которые развивают логические УУД.
Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определить систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, обеспечивающую у учащихся как «умение учиться». Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей последующей жизни, ее развитие и становление.
Окружающий мир, как школьный предмет выполняет особую роль .Это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.
В частности на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию логических универсальных действий.
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по окружающему миру.


Список литературы:

1.Абдулин О.А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983. – 146 с.
2. Агейчева А. Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2006-2007 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru
3. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого-педагогическая практика. / Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.
4. Алексеева Л.Г., Воронин А.Н.. Развитие и диагностика способностей.- Москва. Наука 1991. – 192 с.
5. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.
6. Бабанский Ю. К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983. – 222 с.
7. Баранов С. П. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – 93 с.
8. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа – 1994 – №11. – 13 с.
9.Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Часть 1 – М.: «Баласс», 2000.
10. Вахрушев А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 3 класса. Часть 2 – М.: «Баласс», 2000.
11. Вохмянина. А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена. -Магнитогорск. 1985г. – 23 с.
12. Голубева Н. Д., Щеглова Т. М. Формирование геометрических представлений у первоклассников // Начальная школа. – 1996. – №3. – 6 с.
13.Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В.Гузеев // Библиотека журнала Директор школы. – 2006. -№4.
14.Дорфман Л. Я., Критическое мышление и индивидуальность // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2001-2002 уч.г. Режим доступа: festival.1september.ru
15. Дьюи Д., Демократия и образование. — Москва: Знание, 2000. — 16 с.
16.Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически / И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек. И.В.Муштавинская. –СПб.: Альянс-Дельта, Речь. -2003.
17. Зак А.З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. 1985. №5. – 20 с.
18. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва. "Просвещение", "Владос". 1994. – 67 с.
19. Концепция Федеральных Государственных Образовательных стандартов общего образования / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – C. 16.
20. Король С. А., Особенности критического мышления // Вопросы психологии. – 2004. - № 4. - С. 47.
21. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: 2/под. Ред. М. В. Гамезо. -М.: Просвещение, 1982. – 88 с.
22. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей. -М.: Линка-пресс, 1998. – 295 с.
23.Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо «Перемена». -2001. -№4.
24. Мерзлякова Т. Ю., Тип мышления? Или что такое критическое мышление ребенка? // Вопросы психологии. – 2001. - № 11. - С. 47.
25. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1985. – 263 с.
26. Муравьев Е. В., Критика и критическое мышление // Образование в современной школе. - 2010. - № 3. - С. 32.
27. Мухина В.С. "Детская психология" – М: Просвещение, 1985г. – 302 с.

28. Немов Р.С. " Психология" в 3 кн. Кн. 2 Психология образованияизд. – М: Просвещение: Владос. 1995г. – 121 с.
29. Обухова Л.Ф "Детская психология: теория, факты, проблемы, – М: Тривола, 1995г. – 155 с.
30. Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить / В.Ф.Паламарчук. –М.: Просвещение, 1987.
31.Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К.Селевко.-М.: НИИ школьных технологии, 2005.
32.Технология развития критического мышления. Фишбоун. // Новое образование. – 2006. № 4, с.19(Глава 1 )
sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/372-2011-12-23-15-52-39
33. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления. -М.: Просвещение, 1963. – 111 с.
34. Шардаков В. С. Мышление школьников.- М.: Просвещение, 1963. – 204 с.
35.Халперн, Д. Психология критического мышления / Д.Халперн. –СПб: Питер, 2000 –(серия «Мастера психологии»).
36. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – ч1 – М: Просвещение, 1980г. – 211 с.
37. Эльконин Д.Б. "Детская психология" – М: Педагогика 1960г. – 168 с.
38. Эльконин Д.Б. "Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии" / П.ред. Д.И. Фельдштейна – М: Международная педагогическая академия, 1995. – 291 с.
39. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах. – М.: АО "Столетие", 1995. – 90 с.
40.superinf.ru/view_article.php?id=216
41.centrobrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=119:norm_doc8&Itemid=6




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.