На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом рок-музыка как средство формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 24.10.2013. Страниц: 71+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки 8
1.1. Понятие «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Рок-музыка как явление культуры, история ее развития 19
1.3. Особенности работы с детьми среднего школьного возраста по формированию ценностных ориентаций посредством рок-музыки 29
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Описание опытно-поисковой работы и ее результаты по формированию ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки 35
2.1. Анализ программ по музыке для 5-7 классов 35
2.2. Методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки 46
2.3. Результаты опытно-поисковой работы по формированию ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки 54
Выводы по второй главе 66
Заключение 69
Список литературы 71
Приложение 77


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена современными тенденциями развития современного общества. Приоритет материальных благ над нравственными ценностями существенно изменили духовный облик современного человека, породили в общественном сознании неуверенность, неопределенность в завтрашнем дне.
Молодежь, не имея четких представлений о духовно-нравственных ценностях, вступают во взрослую жизнь и не адаптируются к ней, что влечет за собой рост преступности, асоциальные формы поведения (алкоголизм, наркомания, бродяжничество и другие), социальной неуверенности, безнравственности. Все это ведет к тому, что в сознании молодых людей формируется равнодушие ко всему, что происходит в мире, ко всем политическим, социальным и экономическим явлениям.
Все это свидетельствует о том, что общество должно сформировать определенную жизненную позицию у молодежи, прежде чем они вступят во взрослую жизни. Сегодня общество остро нуждается в активных творческих личностях, в людях высокой духовной культуры. Формирование таких людей должно осуществляться в период становления личности, т.е. в период школьного обучения.
Обучение школьников должно осуществляться в тесной взаимосвязи с воспитанием, под которым понимается процесс формирования активной, творческой личности, обладающей высоким уровнем культуры, высоким уровнем развития ценностных ориентаций. Основу ценностей составляют общечеловеческие ценности, которые могут стать одним из факторов возрождения страны из духовно-нравственного кризиса.
Одним из путей решения проблемы формирования активной, творческой, высоконравственной молодежи, понимающей общечеловеческие ценности и обладающей потребностью строить свою жизнь в соответствии с ними является музыкальное образование и воспитание. Музыка как один из видов искусства отражает действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств и поэтому имеет свои особенности в формировании общечеловеческих ценностей.
Научных работ, посвященных проблеме влияния музыки на развитие личности достаточно. Отдельные аспекты проблемы музыкально-эстетического воспитания рассмотрены в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, O.A. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, P.A. Тельчаровой. Тем не менее в этих работах не изучена проблема формирования ценностных ориентаций молодых людей в процессе музыкального образования в рамках общеобразовательной школы.
Роль музыки в формировании ценностных ориентаций современной молодежи заключается в том, что происходит развитие эстетических и нравственных потребностей личности, общего уровня духовной культуры. Но эту роль могут выполнить не любое музыкальное направление, это под силу только музыке с высоким нравственным содержанием независимо от жанра музыкального произведения. Каждый вид отличается друг от друга социальной функцией, содержанием, ценностными критериями общества, музыкальным языком и способами восприятия музыкальных произведений.
Вiпоследнееiдесятилетиеiмузыкаiразвлекательногоiхарактераiначинает превалировать над всеми остальными жанрами,iона мешаетiвоспитанию эстетическогоiвкуса, iнеiспособствуетiформированиюiнравственных качеств личности. Благодаряiбыстромуiразвитиюiзвуковоспроизводящейiтехники, телевиденияiиiкомпьютеров, iмолодежьiтретьегоiтысячелетияiпостоянно находитсяiвiатмосфереiлегкихiжанров. iОтворачиваясьiотiэтогоiявления, современнаяiшкола, iфактическиiспособствуетiстихийномуiформированию музыкально-эстетическихiвкусовiучащихся.
Именно поэтому важно найти те музыкальные направления, которые будут способствовать развитию ценностных ориентаций подрастающего поколения и при этом будет им близка по духу и понятная по содержанию. В настоящее время ведется поиск средств формирования ценностных ориентаций молодежи через различные направления музыки, которые интересны для подростков. К такому направлению относится рок-музыка.
Рок-музыка как новый способ творческого самовыражения молодежи родилась почти пятьдесят лет назад. В соизмерении с общим историческим процессом развития музыкального искусства это срок почти незаметный. Однако, в условиях ускоренного темпа жизни конца ХХ века, интенсивного развития средств массовых коммуникаций данного времени хватило, чтобы рок-музыка завоевала и заметно изменила мир. Ее влияние затронуло почти все сферы жизни: отношение к искусству, моде, досугу, творчеству, семье, образованию.
Как музыкальное явление рок открыл широкие возможности для массового музицирования, способствовал совершенствованию звукозаписи, обновлению музыкального языка, обогащению представлений о возможностях звука.
Под влиянием рок-музыки в жизни распространились новые ценности, новый более свободный стиль общения, новые формы проведения досуга. Музыка также повлияла на жизнь общества, открылись новые условия для объединения людей, независимо от национальности, религиозного происхождения. Для человечества рок-музыка стала новым способом вхождения в диалог культур, укреплением пространственных, временных связей в искусстве.
Сила воздействия рок-музыки на общество, по мнению разных исследователей, обусловлена тем, что это, прежде всего, социальный феномен, отражающий новый способ мышления, мироотношения, новой жизненной позиции, стремление молодежи к самоутверждению, поиску собственного стиля, образа жизни, тяги к экспериментированию. В ХХ веке устремленность освободится от консерватизма традиционной культуры, сконцентрировавшись в энергетическом порыве рок-музыки, отразившем новую эстетику, новое мировоззрение.
Несмотря на то, что рок-музыка близка для понимания детям среднего школьного возраста, то, что в ней заложены ценностные ориентации активной жизненной позиции, стремления к самоутверждению, поиску собственного стиля, образа жизни, в настоящее время на уроках музыки в школах недостаточно используется это направление в процессе формирования ценностей современной молодежи.
В связи с актуальностью выбранной темы обозначена проблема исследования: какова роль рок-музыки в формировании ценностных ориентаций подростков?
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние рок-музыки на формирование ценностных ориентаций на детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – процесс формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования – рок-музыка как средство формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста будет эффективным, если:
- определена сущность понятия «ценностные ориентации»;
- выделены критерии диагностики ценностных ориентаций детей среднего школьного возраста;
- разработан план уроков по ознакомлению учащихся с историей рок-музыки, стилевыми направлениями в рок-музыке.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить историю развития рок-музыки, ее особенности как явления культуры.
3. Раскрыть особенности работы с детьми среднего школьного возраста по формированию ценностных ориентаций посредством рок-музыки.
4. Проанализировать программы по музыке для 5-7 классов по включению в содержание музыкального образования рок-музыки.
5. Разработать план уроков по изучению рок-музыки и методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки.
6. Оценить эффективность данных уроков по итогам опытно-поисковой работы.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, классификация), эмпирические (опрос, тестирование, эксперимент), математические методы обработки результатов.
База исследования: МОУ СОШ №129 г. Челябинска.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций у детей среднего школьного возраста посредством рок-музыки

1.1. Понятие «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе
Вiосновеiценностныхiориентацийiлежитiпонятиеiценности. Понятие «ценность»iвпервыеiсталоiиспользоватьсяiвiфилософии,iегоiввелiвi60-е годы ХIХ века Р.Г.iЛотце. По его мнению, ценностьi–iэто значимость как самостоятельный, iнезависящийiотiопытаiкритерийiистиныiвiпознании [3, с.64].
Вiпоследующемiпонятиеiценностиiвiфилософииiзначительноiменялось, пересматривалось, iраскрывалосьiприiпомощиiпонятийiпольза, iзначимость, важность, iдолженствование, iнормативность, iполезность и др. iВ дальнейшемiвiфилософииiпоявилосьiотдельноеiнаправленноеi–iаксиология, илиiтеорияiценностей [7, с.8].
Вiпсихологииiпонятиюi«ценность»iтакже........


Список литературы

1. Абдуллин,iЭ.Б. iМетодологическая культура педагога-музыканта: учебноеiпособие для студентовiвысшихiпедагогическихiучебных заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова; iпод ред. Э.Б. Абдуллина – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 360 с.
2. Абдуллин,iЭ.Б. Теорияiиiпрактикаiметодикиiмузыкального обучения общеобразовательной школе: пособиеiдля учителя / Э.Б. Абдуллин. – М.: Просвещение, 1983. – 220 с.
3. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева// Психологическийiжурнал. – 1984. – Т.5., №5. – С.63-70.
4. Алиев, Ю.Б. Настольнаяiкнигаiшкольногоiучителя-музыканта / Ю.Б. Алиев. – М.: Гуманитарно-издательскийiцентр Владос, 2000. – 240 с.
5. Андреева, Г.М. Психологияiсоциального познания: учебноеiпособие / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 288 с.
6. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание / И.С.Артюхова // Педагогика. – 1999. – №4. – С.117-121.
7. Асташова, Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии / Н.А. Асташова // Педагогика. – 2002. - №8. – С.8-13.
8. Баталина-Корнева, Е.В. Видеообразiи молодежная субкультура / Е.В. Баталина-Корнева // Спецвыпуск журнала «Музыка в школе». – 2001. – № 5. – С. 54-56.
9. Бойчевский, А.В. Формирование ценностныхiориентаций у студентов факультетаiфизическойiкультуры педвуза: дисс. / А.В. Бойчевский. – Курган, 2000. – 320 с.
10. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е.В.Бондаревская // Педагогика. – 1995. - №4. – С.29-36.
11. Васильева, А.А. Российская рок-музыка 1970-х – 1980-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа: дисс. / А.А. Васильева. – Челябинск, 1999. – 234 с.
12. Вендрова, Т.Е. Воспитаниеiмузыкой: из опыта работы / Т.Е. Вендрова. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
13. Власова, Г.Б. Рок-культура – феномен XX века: дисс. / Г.Б. Власова. – Ростов н/Д, 2001. – 122 с.
14. Волочков, А.А. Ценностнаяiнаправленностьiличности как выражение смыслообразующейiактивности / А.А. Волочков, Е.Г. Ермоленко // Психологический журнал. – 2004. – Т.25, № 2. – С.17-33.
15. Выжлецов, Г.П. Аксиология: iстановление и основные этапы развития / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. – 1996 – №1. – С.86-99.
16. Гончарова, Н.Б. Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: дисс. / Н.Б. Гончарова. – Ростов н/Д, 2002. – 166 с.
17. Дмитриева, Л.Г. Методикаiмузыкального воспитания в школе: учебноеiпособие для студентов средних педагогических учебныхiзаведений / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – 2-е издание, стереотип. – М.: Издательский центрi «Академия», 1998. – 340 с.
18. Доломанова, Н.Н. Музыкальноеiвоспитание детей 9-12 лет / Н.Н. Доломанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 196 с.
19. Ермоленко, О.В. «Современная музыка» iэкспериментальная программа для школiс углубленным изучением музыки / О.В. Ермоленко // Спецвыпуск журнала «Музыка в школе». – 2002. – № 6. – С. 16-20.
20. Зыкова, Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов как цикл контакта вiгештальт-терапии / Н.Ю. Зыкова // Проблемы и перспективы художественного профессионально-педагогического образования: iматериалы конференции 2006 г. – Самара: СГПУ, 2006. – С.56-61.
21. Кабалевский, Д.Б. Как рассказыватьiдетям о музыке? Книгаiдля учителя / Д.Б. Кабалевский. – 4-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 2005. – 330 с.
22. Кабилова, С.Ф. Рок-музыкуiна урок / С.Ф. Кабилова // Спецвыпускiжурнала «Музыка в школе». – 2002. – №6. – С. 21-27.
23. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. – М.: Творческая педагогика, 1993. – 80 с.
24. Касьянова, Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры: дисс. / Е.В. Касьянова. – СПб., 2003. – 162 с.
25. Квятковский, Г.Ю. Рок-культура как объект социологического анализа: дисс. / Г.Ю. Квятковский. – Челябинск, 2002. – 182 с.
26. Кирилова, Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова // Вопросы психологии. – 2000. - №4. – С.29-37.
27. Кирьякова, А.В. Теория ориентацииiличности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьянова. – Оренбург, 1996. – 190 с.
28. Ковальчук, И.В. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи: дисс. И.В. Ковальчук. – М., 2002. – 148 с.
29. Козлов, А. Рок: Истоки иiразвитие / А. Козлов – М.: Риппол классик, 2006. – 180 с.
30. Кондратюк, Н.Н. Музыка в школе: iИгры, конкурсы, современные методы / Н.Н. Кондратюк. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 195 с.
31. Леонтьев, Д.А. Методика изученияiценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. – M.: Владос, 1992. – 17 с.
32. Леонтьев, Д.А. Ценностьiкак междисциплинарное понятие: опыт многомерной конструкции / Д.А. Леонтьев // Вопросы философии. – 1996. - №4. – С.16-24.
33. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-М, 2001. – 607с.
34. Малисова, И.Ю. Психологическиеiзнания как факторiформирования ценностных ориентаций личности / И.Ю. Малисова // Психологический журнал. – 1994. – №4. – С.94-102.
35. Музыка: iЭнциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 590 с.
36. Мякоти, Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода: дисс. / Е.В. Мякотин. – Саратов, 2006. – 154 с.
37. Набок, И. Рок-эстетикаiи идеология / И. Набок. – М.: Советская литература, 1989. – 96 с.
38. Набок, И.Л. Рок-культура как эстетический феномен: дисс. / И.Л. Набок. – М., 1993. – 423 с.
39. Науменко, Т.И. Музыка. 9 класс: учебник для общеобразовательныхiучебных заведений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2001. – 280 с.
40. Невская, Т.Н. Эволюция рок-культуры в России: дисс. / Т.Н. Невская. – СПб., 2009. – 162 с.
41. Ожегов, С.И. Словарьiрусского языка: Около 53 000 слов / С. И. Ожегов; под общей редакцией профессора Л. И. Скворцова. – 24-е издание, исправленное. – М.: ООО Издательскийiдом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004. – 330 с.
42. Озеров, В.Ю. Поп-музыка, рок, iджаз в педагогической теории и практике Германии / В.Ю. Озеров // Спецвыпуск журнала «Музыка в школе». – 2001. – № 5. – С. 57-67.
43. Петрушин, В.И. Музыкальнаяiпсихология: учебное пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. – М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 207 с.
44. Провозина, Н.М. Истории джазовойiи эстрадной музыки: учебное пособие / Н. М. Провозина. – Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2004. – 140 с.
45. Провозина, Н.М. Лекции по историиiрусской музыки (вторая половина ХХ века): учебное пособие / Н.М. Провозина. – Томск: ООО «Графика», 2003. – 150 с.
46. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 5-9-классы. – М.: Просвещение, 2012. – 360 с.
47. Равкин, З.И. Развитие образование в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) / З.И. Равкин // Педагогика. – 1995. - №5. – С.87-90.
48. Ражников, В. Диалогиiо музыкальной педагогике / В. Ражников. – М.: Классика ХХI, 2004. – 82 с.
49. Разбегаева, Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования: монография / Л.П. Разбегаева. – Волгоград: Перемена, 2001. – 289с.
50. Рапацкая, Л.А. История русской музыки: От Древней Руси до «серебряного века»: учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / Л.А. Рапацкая. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 384 с.
51. Рапацкая, Л.А. Русская музыка в школе / Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
52. Рубинштейн, С.Л. Основы общейiпсихологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 702с.
53. Савицкая, Е.А. Принципы стилеобразования в рок-музыке: На материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70-х годов: дисс. / Е.А. Савицкая. – М., 1999. – 282 с.
54. Серебрякова, Т.А. Ретроспективный взгляд на проблему ценностей и их роль в развитии современной личности / Т.А.Серебрякова // Наука и школа. – 2006. - №3. – С.50-54.
55. Современная психология / под редакцией В.Н. Дружинина. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 490 с.
56. Троицкий, А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… / А. Троицкий. – М.: Русская литература, 1990. – 59 с.
57. Тугушева, А.Р. Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры: дисс. / А.Р. Тугушева. – Саратов, 2006. – 129 с.
58. Фельдштейн, Д.И. Мир Детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) / Д.И. Фельдштейн. – М.; Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. – 335 с.
59. Цапко, М.С. Рок как социокультурный феномен: дисс. / М.С. Цапко. – М., 1998. – 125 с.
60. Чижова, И.А. Рок-музыка как культурно-исторический феномен: дисс. / И.А. Чижова. – М., 1993. – 153 с.
61. Шаповало, С.В. Динамика социокультурных ценностей рок-музыки: дисс. / С.В. Шаповалов. – Ростов н/Д, 2010. – 166 с.
62. Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов иiотделений высших и средних педагогических учебных заведений / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под редакцией Школяр Л. В. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 340 с.
63. Ядов, В.А. Междисциплинарныйiподход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением / В.А. Ядов // Личность и ее ценностные ориентации: Информационный бюллетень. – 1970. - №40. – С.118-120.
64. Яницкий, М.С. Ценностно-смысловаяiсфера личности / М.С. Яницкий, А.В. Серый. – Кемерово: КемГУ, 2006. – 53с.
65. Ясько, Б. Диагностикаiмотивационно-потребностной сферы личности / Б. Ясько // Психологическая наука и образование. – 2000. - №2. - С.52-58.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.