На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом «Формирование основ экологической культуры у дошкольников».

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 24.10.2013. Страниц: 51+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у дошкольников 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературе по проблеме формирования экологической культуры дошкольников 8
1.2 Педагогические условия формирования основ экологической культуры у дошкольников 15
1.3 Методика формирования основ экологической культуры у дошкольников 18
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников 25
2.1 Изучение уровня экологической культуры старших дошкольников 25
2.2 Реализация методики по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников 34
2.3 Результаты опытно-поисковой работы по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников 42
Выводы по второй главе 45
Заключение 47
Библиографический список 51
Приложение 56


Введение

Актуальность проблемы экологического образования подрастающего поколения обусловлена современным состоянием окружающей среды. Сегодня, в условиях все более углубляющегося экологического кризиса и растущих проблем социального развития Российской Федерации внимание ученых, представителей государственных, природоохранных, общественных организаций и учреждений приковано к поиску новой парадигмы перехода России на устойчивое развитие.
Основные положения концепции «устойчивого развития» были сформулированы на Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году в Рио-де-Жанейро. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания», где особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь, детей.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (2002) и «Об образовании» (1992) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Проблема экологического образования рассматривается во многих нормативно-правовых документах, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования (Постановление Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», 1994 г.; Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации», 1994 г.).
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования. В экологическом образовании, прежде всего, становится крайне актуальным принципиальное изменение позиции самого человека в отношении природы: из потребительского к коэволюционному, доброжелательному, бережному. К сожалению, реальная социально-экономическая ситуация в нашей стране ярко свидетельствует о совершенно противоположном отношении людей к себе и природе.
Вместе с тем ученые и практики понимают, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний.
Экологическое образование признано в нашей стране приоритетным направлением в образовании в целом. Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
В настоящее время ряд ученых (Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова, Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, Н.Н. Кондратьева, А. Рыжова) под экологическим воспитанием дошкольников понимают процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
В экологическом образовании дошкольников еще много нерешенных проблем. Для современного образования характерно обострение противоречия между актуальной потребностью в формировании экологической культуры подрастающего поколения и неразработанностью ее теоретико-методологических основ; между возросшей потребностью современного общества в формировании личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, и недостаточной разработанностью теории развития и реализации концепции становления экологической культуры дошкольников в процессе нерегламентированной деятельности. Данное противоречие трансформируется в актуальную научную проблему и необходимость ее практического разрешения.
Таким образом, актуальность проблемы формирования экологической культуры дошкольников определяется рядом факторов, среди которых:
- социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности;
- потребность в дальнейшем выявлении психолого-педагогического комплекса условий и средств формирования экологической культуры дошкольников в системе личностно ориентированного обучения;
- отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.
Данные противоречия позволили определить проблему и тему исследования: «Формирование основ экологической культуры у дошкольников».
Цель исследования: разработка методики формирования основ экологической культуры у дошкольников.
Объект исследования: формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Предмет исследования: методика формирования основ экологической культуры у дошкольников.
В основу исследования была положена гипотеза исследования, согласно которой процесс формирования основ экологической культуры у дошкольников будет более эффективными, если будут комплексно использованы формы, методы и средства, обеспечивающие усвоение содержания программы по экологическому образованию.
Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме формирования экологической культуры у дошкольников и выявить ее состояние в теории и практике дошкольного образования.
2. Изучить формы, методы и средства формирования экологической культуры у старших дошкольников.
3. Выявить уровень сформированности экологической культуры у старших дошкольников.
4. Разработать методические рекомендации по формированию основ экологической культуры у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы;
- беседа;
- наблюдение.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- работы, посвященные экологическому образованию в целом (С.Н. Глазачев, С.Д. Дерябо, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина, В.А. Ясвин);
- работы в области экологического образования дошкольников (О.В. Дыбина, В.А. Зебзеева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, И.Т. Суравегина, Б.Ф. Терентьева, Т.В. Потапова).
Базой опытно-поисковой работы было дошкольное учреждение МДОУ детский сад №9 г. Челябинска (20 детей старшего дошкольного возраста).
Этапы исследования:
1 этап – теоретический (сентябрь – ноябрь 2011 г.):– анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования основ экологической культуры старших дошкольников.
2 этап – опытно-поисковый (декабрь – февраль 2012 г.): проведение диагностики по выявлению уровня экологической культуры старших дошкольников, разработка методических рекомендаций по формированию основ экологической культуры.
3 этап – обобщающий (март-апрель 2012 г.): подведение итогов, оформление результатов исследования.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ экологической культуры у дошкольников

1.1 Анализ психолого-педагогической литературе по проблеме формирования экологической культуры дошкольников
На современном этапе развития цивилизации остро встали вопросы, без решения которых невозможно дальнейшее поступательное движение человечества. Значение глобальных проблем особенно возросло во второй половине ХХ в.
Глобальные проблемы связаны с социально-экономическими процессами и окружающей средой, т.е. проблемы отношений по линии общество - природа. Сюда входят решение сырьевой, энергетической и продовольственной проблем, преодоление кризиса окружающей среды, охватывающего все новые и новые районы и способного разр......

Библиографический список

1. Аракчаева, Л.К. Методические подходы в экологическом воспитании / Л.К. Аракчаева. – М., 2001. - 102 с.
2. Бабкова, Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.40-41.
3. Борзова, Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании / Е.Ю. Борзова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С. 49-50.
4. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
5. Глазачев, С.Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт // Экологическое образование в России: проблемы и практика / С.Н. Глазачев; под ред. А.Н. Захлебного, Л.П. Симоновой-Салеевой. – М., 1995.
6. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.
7. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: Акцидент, 1999. – 224 с.
8. Дмитриевский, Р.С. Экологическая культура и образование в России / Р.С. Дмитриевский // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - №1. - С. 124-127.
9. Захлебный, А.Н. На тропе (опыт экологического воспитания) / А.Н. Захлебный. – М.: Знание, 1986.
10. Зверев, И.Д. Компоненты экологического образования / И.Д. Зверев, Л.Т. Салеева. - М., 1991. – 256 с.
11. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
12. Зебзеева, В.А. Программы экологического развития детей дошкольного возраста / В.А. Зебзеева // Управление ДОУ. - 2007. - № 3.
13. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
14. Иванова, А.И. Методический комплекс «Живая экология» / А.И. Иванова // Управление ДОУ. - 2007. - №3.
15. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.
16. Ковтун, Т.Ю. Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города / Т.Ю. Ковтун. – М., 2004. - 25с.
17. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - 416 с.
19. Кондратьева, Н.Н. Программа экологического образования детей «"Мы": Азбука экологии» / Н.Н. Кондратьева. - СПб., 1996.
20. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное образование в России в документах и материалах 2004 года: сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. - М.: изд-во ГНОМ и Д, 2004. - 214 с.
21. Красилов, В.А. Природа в общественной жизни и культуре / В.А. Красилов // Экология и жизнь. - 2003. - №3. - С.38-40.
22. Краснопольский, Б.Х. Окружающая среда и проблемы выживания человечества / Б.Х. Краснопольский // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2007. - №4. - С.123-134.
23. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова. – М., 1999. – 232 с.
24. Лазарева О.Н. Теория и методика экологического образования детей / О.Н. Лазарева. - Екатеринбург, 2004. - 279с.
25. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М. : Прометей, Юрайт, 1998. - 464 с.
26. Лихачева, А.И. Экологическое воспитание в детском саду // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.93-95.
27. Максимова, Л.И. Формирование эколого-гуманистической картины мира у детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Максимова. - Якутск, 2003. - 18 с.
28. Михеев, А.В. Охрана природы / А.В. Михеев. – М.: Просвещение, 1996. – 24 с.
29. Моисеев, Н. Экология в современном мире / Н. Моисеев // Наука и жизнь. - 1998. - №3. - С.2-10.
30. Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования / Н. Моисеев // Биология в школе. – 1996. – № 3.
31. Моисеева, Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования / Л.В. Моисеева. - Екатеринбург, 2004. - 168с.
32. Николаева, С.Н. «Зеленый детский сад»: типовая модель экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева // Модели экологического воспитания детей. – М., 2005. – С.14-39.
33. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 1999. - 182 с.
34. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении / С.Н. Николаева. – М., 2005. – 310 с.
35. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.14-21.
36. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / С.Н. Николаева // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
37. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 5.
38. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
39. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.
40. Потапова, Т. Праздник леса в детском саду: экологическое воспитание дошкольников / Т. Потапова // В мире науки. - 2007. - №1. - С. 88-89.
41. Россихина, Л.А. Формирование экологических ценностных ориентаций в процессе образования / Л.А. Россихина // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2007. - №2. - С.26-29.
42. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа: Программа экологического воспитания дошкольников / Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.
43. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс, 2004. - 174 с.
44. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика / Н.А. Рыжова. - М., 2000.
45. Ситаров, В.А. Социальная экология [Текст]: учебное пособие / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 280 с.
46. Суркина, С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / С.А. Суркина. - Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. - 68 с.
47. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие [Текст] / С.А. Суркина. – Саратов: Саратовский источник, 2011. – 103 с.
48. Тарасов, А.И. Экскурсии в лес по экологической тропе / А.И. Тарасов. – М. 1997. - 64 с.
49. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
50. Экологическое воспитание детей: Методическое пособие для воспитателей. – Краснодар: Эдви, 1995 – 182 с.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.