На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 25.10.2013. Страниц: 95. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Понимание сущности фонетико-фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в современных теоретических исследованиях 7
1.1. Понятие фонетико-фонематических процессов 7
1.2. Онтогенез фонетических и фонематических процессов в дошкольном возрасте 27
1.3. Фонетико-фонематические процессы у детей в старшем дошкольном возрасте с моторной алалией 35
Глава 2. Особенности фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 43
2.1. Обзор существующих методик по диагностике фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 43
2.2. Организация и содержание обследования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 53
2.3. Специфика фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 57
Глава 3. Логопедическая работа по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 68
3.1. Обзор существующих программ по коррекции фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 68
3.2. Организация и содержание коррекционного потенциала программы по обучению грамоте 79
3.3. Анализ эффективности логопедической коррекции фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией 88
Заключение 92
Список литературы 95



Введение

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости слов.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеют фонетико-фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтеза. Первоначально формируется фонематическое восприятие, под которым понимается процесс узнавания и различения звуков речи. Позднее дети овладевают фонематическим анализом и синтезом.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов. Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
Нарушение фонетико-фонематических процесс наблюдается у детей с моторной алалией, под которой понимается системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. В основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, причиной которого является поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центра Брока) и его проводящих путей.
При моторной алалии нарушена фонематическая реализация слов и высказываний, не формируются языковые оформления речи – звукослоговой и морфемный строй. Несформированность ритмической структуры сопровождается нарушением мелодики, темпа, ритма речи. Словарной запас у детей с моторной алалией развивается медленно, искаженно, используется в речевой практике неправильно. Грамматический строй развивается при моторной алалии замедленно и неравномерно, не усваиваются грамматические категории, синтаксические конструкции отличаются примитивностью. Наблюдается многообразие вариантов недоразвития речи при моторной алалии: от полного безречья до частичного отсутствия речи.
Изучением этой проблемы занимались такие авторы как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичева, В.К. Орфинская и другие. Ведущее место в комплексном подходе к коррекции речевых нарушений при моторной алалии многие исследователи (Р.Е. Левина, Г.А. Никашина, Г.А. Каше и др.) отводят формированию фонематического восприятия. Р.Е.Левина называла фонематическое восприятие и звуковой анализ «узловым образованием», «ключевым моментом» в системе коррекции алалии. Только при опережающем формировании фонематического слуха гарантировано развитие правильного звукопроизношения, так как различением звуков на слух ребёнок овладевает значительно раньше, чем умением их произносить. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры. Также недоразвитие фонематического слуха у детей является одной из причин, приводящих в условиях школьного обучения к дисграфии – нарушению письма, характеризующегося наличием стойких ошибок и дислексии – нарушению процесса чтения. Поэтому коррекционная работа по формированию фонематических процессов имеет важное значение.
Несмотря на важность и актуальность проблемы коррекции фонетико-фонетических процессов у детей с моторной алалией в настоящее время недостаточно разработана методика работы по фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Целью исследования является изучение особенностей фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией и определение содержания коррекционной работы.
Объектом исследования является процесс формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Предметом исследования является процесс коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщить литературные данные, касающиеся проблемы формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
2. Выявить особенности фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
3. Раскрыть содержание коррекционной работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент), математические методы.
Экспериментальная база исследования: ДОУ детский сад №97 г. Челябинска. В исследовании приняли участие 10 детей с моторной алалией (ЭГ, экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным речевым развитием (СГ, сравнительная группа).


Глава 1. Понимание сущности фонетико-фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией в современных теоретических исследованиях

1.1. Понятие фонетико-фонематических процессов
В работах энциклопедистов-просветителей Западной Европы и России 17 - 19 веков отражаются в отдельности своеобразные представления о ряде вопросов, касающихся речевого развития детей. Развитие научно – обоснованного подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный и прочный фундамент для дальнейшего изучения отклонений в развитии речи и поиска путей их предупреждения и устранения.
Так, Я.А. Коменский [15] считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно эт......

Список литературы

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика, 1977. – 176с.
2. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. – 91с.
3. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1970. – С.55-62.
4. Волкова Г А методика психолого логопед. обследования детей с нарушениями речи..Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
6. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83
7. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120
8. Гриншпун Б.М. О механизмах затруднений в актуализации слов у детей с моторной алалией / Б.М. Гриншпун, В.К. Воробьёва. – М., 1979. – 423 с.
9. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. III: Cистемные нарушения речи: Алалия. Афазия. – C. 160-171.
10. Гуровец Г.В. Динамика речевых нарушений и вопросы социальной адаптации детей с моторной алалией / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.Н. Пересторонина // Речевые расстройства у детей и методы их устранения. – М., 1978. – С. 23-41.
11. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников.
12. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. – М.;1972 – с.9-31
13. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: 1994 .
14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: 1990.
15. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду"Изд-во "Педагогика", М., 1978 г. Зееман М. Косноязычные дети // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.17-22
16. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963. С.213-227.
17. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985.
18. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. М., 1978.
19. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия / В.А. Ковшиков. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. – 96 с.
20. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56
21. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР ("Осень", "Зима", "Весна", "Человек: я, моя семья, мой дом, моя страна"). М.: Гном и Д, 2000-2001.
22. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: Гном и Д, 2001.
23. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: "Гном-Пресс", 2000.
24. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Гаркуша Ю.Ф. М.: Секачев В.Ю.,
25. Краузе Е.Н. Логопедия.- СПб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2003.
26. Куссмауль А. Косноязычие и лепетние // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.8-13
27. Лалаева Р.И. Диагностика речевых нарушений. - М.: 1999.
28. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 1999.
29. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
30. Логопедия Методическое наследие / Под ред. Волковой Л.С. - М.: Владос, 2003.
31. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
32. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать.- СПб.: "Паритет", 2003.
33. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А.К. Маркова. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70.
34. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
35. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.
36. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младем школьном возрасте. // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44
37. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. - 367с.
38. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.62
39. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
40. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Волосовец Т.В. - М.: 2002.- 256 с.
41. Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)/ автор-составитель Большакова С.Е. – М.: АПО, 1996
42. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994 – 344 с.
43. Соботович Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией / Е.Ф. Соботович // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Под ред. В.И. Селивёрстова, С.Н. Шаховской. – М.: МГПИ, 1981. – С. 62-72.
44. Специальная педагогика. Преодоление ОНР дошкольников. Учебное методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец, 2002. – 256с.)
45. Спирова Л.В., Ястребова А.В. Нарушения речи у детей // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. В 2-х т.-М.: Владос 1997.
46. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. СПб.: Питер, 1999. С. 129.
47. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. СПб., 1999.
48. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб., 1997. 25.
49. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1998.
50. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М., 1991.
51. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.69
52. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи.- М.: 1991.
53. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
54. Филичёва Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1999.
55. ФиличеваТ.Б.,ЧевелеваН.А. Нарушения речи у детей. – М., 1993
56. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Воронеж, 1997.
57. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.
58. Хватцев М.Е. Общее учение о косноязычии // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.13-17
59. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76
60. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. // Известия АПП РСФСР, вып.13. 1948. – С.101-133.
61. Эльконин Д.Б. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста. // Доклады АПН РСФСР. Вып. 1. 1957. С.107-110.




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.