На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Функционирование рыночного механизма.Цикличность экономического развития и экономические кризисы.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Эконом. предприятия. Добавлен: 25.10.2013. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:

Функционирование рыночного механизма.

1. Взаимодействие спроса и предложения. Факторы, влияющие на ценообразование. Эластичность спроса по цене. Равновесная цена.......................................................................3
2. Как изменится спрос на товар, если его цена уменьшилась с 560 единиц
до 510. Начертите график...........................................................................................................10
3. Увеличение цены продукта А приведёт к:
а) увеличению спроса на ресурсы, используемые при производстве продукта А;
б) росту спроса на продукт заменитель;
в) росту спроса на дополняющий продукт;
г) спрос не изменится, если товар не эластичен;
д) увеличению дохода если товар:
- эластичен;
- не эластичен.............................................................................................................................11
4. Какие рыночные механизмы задействованы при решении вопросов - как производить, что производить? Покажите на примере. .................................................................................12

Цикличность экономического развития и экономические кризисы.
1. Экономический рост и промышленный цикл. Фазы цикла, их характеристика. Механизм выхода из кризиса. Лидирующие основные показатели, характеризующие развитие экономического цикла, их динамика.........................................................................................15
2. Что из указанного не относится к фазам экономического цикла?
1. Депрессия.
2. Инфляция.
3. Спад.
4. Подъем. Обоснуйте ответ...................................................................................................22
3. К каким фазам экономического цикла относятся перечисленные процессы:
1. Рост инвестиций в частном секторе.
2. Сокращение прибылей.
3. Рост налоговых поступлений.
4. Увеличение спроса на труд.
5. Падение курса акций.
6. Увеличение выплат по безработице.
7. Снижение нормы процентной ставки. Объясните почему.............................................24
4. Заполните пропуск:
Если производство сокращается, а безработица растет, то экономика находится на фазе ----------. ............................................................................................................................................24
Список используемой литературы.............................................................................................25


1. Взаимодействие спроса и предложения. Факторы, влияющие на ценообразование. Эластичность спроса по цене. Равновесная цена.
Взаимодействие спроса и предложения.
Итак, на рынке сталкиваются интересы покупателей, олицетворяющих спрос, и интересы продавцов, представляющих предложение. Покупатели предлагают цену спроса, то есть максимальную цену, которую они готовы заплатить при покупке данного количества товара, а продавцы, в свою очередь, - цену предложения, то есть минимальную цену, за которую они готовы уступить это же количество товара.

В условиях свободной конкуренции предполагается, что каждый акт обмена совершается в результате добровольного соглашения покупателя с продавцом по устраивающей обоих цене, что ведут себя они рационально, то есть действуют в своих собственных интересах, пытаясь извлечь максимальную выгоду.



Для того, чтобы представить это графически, необходимо кривые спроса и предложения наложить друг на друга. Точка пересечения кривой спроса и кривой предложения характеризуется объемом и ценой товара, которая устраивает и продавцов, и покупателей. Это точка равновесия Е (equilibrium).
Состояние рынка, при котором спрос и предложение уравновешены на определенном уровне цены, называется равновесным, оптимальным. Равновесными же называются цена и соответствующий объем продаж (Pe, Qe).
Цена, по которой товар реально продается или покупается, называется рыночной и, кстати, необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Hе совпадает с равновесным, как правило, и реальный объем продаж.
Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.
Существует два похода к проблеме экономического равновесия. При первом рассматривается сбалансированность каждого отдельного рынка (частное равновесие). При втором - равновесие всей экономической системы как целого (общее равновесие). Выбор приемов и методов анализа зависит от целей исследования.
В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.
Рассмотрим следующую ситуацию. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил продажная цена поднялась выше равновесной, например, до уровня P1. Как бы ни поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в разумных пределах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Hо объем спроса (Qd1) будет значительно меньше равновесного. Hаоборот, число желающих продать по этой цене

увеличится и, следовательно, объем предложения возрастет (до QS1). Hаглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS1 - Qd1). Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке опять не восстановится равновесие.
В противоположной ситуации, то есть если рыночная цена (P2) почему-то спустится ниже равновесного уровня, возникает другое явление - недостаток товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет до Qd2. Количество же продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. Hа продажу будет выставлено гораздо меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до QS2. В условиях возникшего дефицита (Qd2 - QS2) появятся покупатели, готовые заплатить более высокую, чем сложившаяся продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и быстро восполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию.
До сих пор, говоря о равновесии, о движении к равновесию, мы имели дело с «неподвижными» кривыми спроса и предложения. Восстановление нарушенного равновесия через ценовой механизм не приводило к сдвигу рассматриваемых кривых. Однако нарушение равновесия возможно и по причинам, непосредственно не связанным с отклонением рыночной цены от равновесного уровня. Речь идет о факторах, вызывающих сдвиг кривых спроса или предложения и тем самым - нарушение равновесного состояния рынка.
Факторы, влияющие на ценообразование.
Все основные факторы, влияющие на ценообразование, группируются следующим образом.
Факторы, управляемые фирмой:
- жизненный цикл товара;
- портфель товаров (услуг);
- сегментация и позиционирование товаров (услуг);
- использование торговых марок.
Факторы, управляемые потребителем:
- требования;
- выгоды;
- полезность;
- каналы распределения.
Рыночные факторы:
- конкуренция;
- окружение.
Жизненный цикл продукта обычно не является полезным руководством в политике ценообразования. Подход с помощью оценки портфеля фирмы пригоден для тех, кто имеет позицию на рынке и соответствующие финансовые ресурсы.
При определении ценовой политики для диапазона товаров следует учитывать:
- взаимодействие требований потребителя (цена на один продукт может влиять на потребление другого - например, компьютеры и программное обеспечение);
- взаимодействие стоимостей (иногда продукты изготавливаются на одном и том же оборудовании или являются результатом одних и тех же производственных процессов).
В случае особо жесткой ценовой конкуренции прежде всего следует оценить: не будет ли сегментация соответствующей защитой.
Если есть важные и существенные для потребителя выгоды, то он готов платить сверх “обычной цены” еще и “премиальную цену”. Эти выгоды выражаются в полезности, которую потребитель видит в продукте. Теоретически она должна быть сбалансирована с запрашиваемой ценой.
Главным фактором, действующим на цену, безусловно является конкуренция. Несомненно, и экономическая, и политическая обстановка влияют на потребление тех или иных товаров, а, следовательно, и на равновесную рыночную цену товара. В том случае, когда существенны транспортные расходы, географическое положение потребителя и поставщика может быть существенным фактором, влияющим на цену.
Эластичность спроса по цене.
Рыночная экономика - бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Способность спроса и предложения адаптироваться к изменившимся рыночным условиям называется эластичностью. Очевидно, что быстрота и интенсивность реакции на изменившиеся условия может быть различной. По-разному могут реагировать, например, на изменение рыночной цены на товар разные покупатели и производители. Кто-то сильнее, а кто-то слабее. Разная интенсивность реакции может наблюдаться при изменении цены на товар и при изменении дохода, при изменении моды и при изменении ценовых ожиданий. Изучение реакции типичных потребителей и типичных производителей (продавцов) на изменение тех или иных условий позволяет прогнозировать реакцию рынка в целом. Рассмотрим спрос, и прежде всего, его реакцию на изменение цены на товар. Зависимость объема спроса на товар от изменения цены на него называется эластичностью спроса по цене, или иначе прямой эластичностью. То есть показатель эластичности характеризует, насколько изменится относительное изменение объема (количества) товара в зависимости от относительного изменения цены на этот товар. Мера степени ценовой эластичности - коэффициент эластичности (E). Показывает, на сколько % изменится объем продаж товара в результате изменения его цены на 1 %.
Q1 - величина спроса при новой цене, Q0 - величина спроса при старой цене, P1 - новая цена, P0 - старая цена
Величина коэффициента эластичности может заметно различаться в зависимости от функции спроса и находится в интервале от 0 до бесконечности. Рассмотрим, каким образом повлияет эластичность спроса на поведение покупателей. Здесь можно выделить несколько вариантов: - если спрос совершенно эластичный (Е - бесконечность), то при снижении цены покупатели повышают объем спроса на неограниченную величину, а при повышении цены -- практически полностью отказываются от товара; - при эластичном спросе (Е > 1) при снижении цены объем спроса повышается более высокими темпами по сравнению с изменением цены, а при ее повышении -- снижается в более значительных размерах, чем цена; - при единичной эластичности (Е = 1) объем спроса изменяется теми же темпами, что и цена, но в противоположном направлении; - если спрос неэластичный (Е < 1), то при повышении цены объем спроса снижается более низкими темпами, чем растет цена, а при ее снижении -- увеличивается более медленно, чем падает цена; - при совершенно неэластичном спросе (Е = 0) при любом изменении цены объем спроса совершенно не меняется.
Можно выделить несколько групп факторов, определяющих величину эластичности спроса по цене. Причем более высокая эластичность (более высокая ценовая чувствительность) достигается в следующих случаях:
1. Существует большое количество товаров-заменителей, что означает их значительную схожесть и слабую дифференциацию с точки зрения качественных характеристик. В эту же группу факторов можно включить и невысокий имидж данной товарной марки (массовое качество--массовый сбыт) и низкую долю данного товара на рынке. На товары, не имеющие заменителей (соль), спрос практически неэластичен.
2. Высоки абсолютные цены или высока частота покупок, что приводит к тому, что доля расходов на данный товар в бюджете потребителя является значительной.
3. Разнообразны возможности использования данного товара. Влияние этого фактора заключается в том, что увеличение числа возможных направлений использования данного товара приводит к повышению эластичности спроса на него (спрос на универсальные станки более эластичен, чем на специализированные).
4. Происходят изменения в окружающей среде (спрос на прохладительные напитки летом менее эластичен, чем зимой).
5. Варьируется время, за которое происходит приспособление потребителя к изменению цены. Обычно оценивается эластичность спроса для краткосрочного и долгосрочного периодов. Как правило, спрос более эластичен в долгосрочном плане, поскольку за это время появляется возможность найти товары-заменители. Могут быть также изысканы возможности для безболезненного сокращения потребления данного товара. Например, изобретение более экономичных двигателей для автомобилей привело к снижению потребности в бензине и, следовательно, к падению спроса на него.
6. Высока информированность покупателя о качественных характеристиках товара и способность судить о них объективно. 7. Проявляется консерватизм покупателей по отношению к данному товару: чем он выше, тем ниже эластичность спроса.
8. Соединяется в одном лице потребитель и плательщик.
В производственном потреблении важную роль также играет доля данного товара в затратах на конечную продукцию и то, что конечный потребитель и посредник могут конкурировать на рынке.
Говоря о коэффициенте эластичности спроса по цене, надо иметь в виду то, что он, как проявление функции спроса, отражает ситуацию в данных рыночных условиях. Поэтому при его использовании в целях формирования ценовой политики надо обязательно знать время и место его исчисления.
В условиях рыночной экономики существует тесная связь между эластичностью спроса, изменениями цен и расходами покупателя, которые, в свою очередь, формируют выручку продавца.
На основе коэффициента эластичности спроса по цене можно определить динамику общей выручки производителя при изменении цены. Например, как изменится выручка производителя при увеличении цены, если спрос на данный товар эластичен. Ход рассуждений в этом случае может быть таким: высокая эластичность спроса означает, что при изменении цены величина объема спроса меняется более высокими темпами по сравнению с ценой, т. е. при возрастании цены объем спроса будет падать более быстрыми темпами, чем происходить ее рост. Следовательно, общая выручка производителя будет сокращаться.
Продавец заинтересован повышать цену, если спрос негибкий, и понижать, если спрос эластичный. Зная величину коэффициента эластичности, можно определить необходимый размер изменения цены (с целью повышения доходов продавца или достижения экономии затрат потребителя).
Равновесная цена.
Равновесная цена как пересечение кривой спроса и предложения
Рынки передают информацию в форме цен людям, которые покупают и продают товары и услуги. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Как показывают кривые спроса и предложения, при каждой данной цене люди планируют купить или продать определенные количества товара.
На каждом рынке существует множество продавцов и покупателей, каждый из которых планирует свои действия независимо от других. Если планы продавцов и покупателей совпадают, то никому не приходится эти планы изменять, устанавливается равновесная цена, которая устраивает одновременно и покупателя и продавца. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж--такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которого потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок.
Поместим рассмотренные нами ранее кривые спроса и предложения в одной системе координат.
Избыточный спрос и избыточное предложение
Точка пересечения кривых спроса (DD) и предложения (SS) есть точка равновесия (Е). В этой точке объем спроса равен объему предложения. Здесь фиксируется формирующаяся при этих условиях равновесная цена. Положение на рынке, при котором количество товаров или услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, есть рыночное равновесие. Однако, равенство спроса и предложения--это скорее теоретическая абстракция, позволяющая нам выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Отклонения от рыночного равновесия могут быть в следующих формах:
1) избыточный спрос, когда количество благ, спрашиваемых на рынке, превышает количество предлагаемых. Признаками такого положения служат сокращение товарных запасов (т. е. тех фондов товаров, которые уже произведены и готовы к оперативной продаже или использованию) и появление очередей в сфере услуг (т. к. запасы невозможны в таких заведениях как парикмахерские, прачечные);
2) избыточное предложение, когда количество благ, предлагаемых на рынке, превышает количество спрашиваемых. Признаки такого положения--рост товарных запасов (они превышают уровень, запланированный на случай нормальных изменений спроса) и появление очередей предпринимателей, продавцов, предлагающих услуги.
Изменение спроса и предложения под влиянием различных факторов
Если рыночная цена превышает равновесное значение, то существует избыточное предложение товаров, и это заставляет продавцов снижать цену. Если рыночная цена ниже равновесного значения, то имеет место избыточный спрос на товары, и это заставляет продавцов повышать цену. В любом случае, продавцы и покупатели имеют определенные ожидания относительно рыночной цены. В состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект--производитель или покупатель не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. Если же рыночная цена не равна равновесной, то действия покупателей и продавцов двигают ее в направлении равновесной цены.
На графике нахождение точки равновесия выглядит просто. В реальной жизни рыночные условия изменяются очень быстро. Как мы уже знаем, существует ряд факторов, которые помимо цены воздействуют либо на объем спроса, либо на объем предложения, что сопровождается сдвигом или кривой DD, или SS. В результате равновесие будет достигаться при других значениях цены. Возможны следующие 4 варианта:
1.Уменьшение спроса под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и объема предложения.
2.Увеличение спроса под влиянием неценовых факторов повышает равновесную цену и объем предложения.
3.Уменьшение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к повышению равновесной цены и сокращению объема спроса.
4.Увеличение предложения под влиянием неценовых факторов ведет к падению равновесной цены и расширению
объема спроса.
Теперь рассмотрим некоторые вопросы практического использования категорий спроса и предложения. Например, можно ли использовать спрос и предложение для анализа рынка в условиях инфляции, т. е. при повышении уровня цен всех товаров? Ведь ранее мы рассматривали кривые DD и SS товара X, при условии что цены остальных товаров остаются неизменными. Здесь необходимо учитывать, что цена любого товара в конкретный момент отражает его цену по отношению к ценам других товаров, т. е. его относительную цену. Чтобы при инфляции оценить снизилась или повысилась цена товара X, необходимо учесть, как изменилась цена по отношению к ценам других товаров. Если цены на все товары возрастут на 40%, а на товар Х только на 10%, то этот товар станет относительно дешевым, т. е. снизится его относительная цена.
Это должно привести к увеличению его QD. Т. о., в условиях инфляции изменения цены товара X, вызванные расширением или снижением спроса на данный товар и его предложения, необходимо соотносить с ростом общего уровня цен. Например, если спрос возрастает и цена товара Х повышается на 10% при неизменных ценах на иные продукты, то при 15%-й инфляции он фактически увеличится на 26,5%.
Государство, как известно, способно вмешаться в рыночный .механизм ценообразования и установить либо нижний, либо верхний предел цен на тот или иной товар. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». В бытовом понимании пол находится внизу, а потолок--наверху. В микроэкономике принято обратное представление, поскольку «цена потолка» ограничивает рост цены (движение цены вверх)--это искусственно заниженная цена. И наоборот, «цена пола» не позволяет цене снизиться за пределы этого лимита--.это искусственно завышенная цена. Поэтому на графике «цена пола» будет установлена выше точки равновесия, а «цена потолка»--ниже ее.
Цены «пола» и «потолка» могут устанавливаться государством посредством принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже уровня равновесия.
Пример установления цены «пола»--завышение цен на продовольственные товары в США, посредством субсидий фермерам, с тем, чтобы спасти их от разорения. Однако, при этом образуются излишки непроданного товара, которые скупаются государством за счет средств госбюджета.
«Потолковые» цены занижены по сравнению с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены на товары--это политика «замораживания» цен. Они обычно устанавливаются на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня. Нехватку товаров, которая возникает как результат занижения цен по сравнению с уровнем равновесия, обычно решают с помощью рационирования спроса путем введения карточной системы и другими способами нормированного распределения.


2. Как изменится спрос на товар, если его цена уменьшилась с 560 единиц
до 510. Начертите график.
Если цена товара уменьшится с 560 единиц до 510,то спрос увеличится.




3. Увеличение цены продукта А приведёт к:
а) увеличению спроса на ресурсы, используемые при производстве продукта А;
б) росту спроса на продукт заменитель;
в) росту спроса на дополняющий продукт;
г) спрос не изменится, если товар не эластичен;
д) увеличению дохода если товар:
- эластичен;
- не эластичен,

Увеличение цены продукта А приведет к росту спроса на продукт заменитель.

Рост цены товара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы может переключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего цена его тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к росту спроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителей между ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот, повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например, рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствием сокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющие товары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Рассмотрим приведенные примеры связей на схеме:

В нашем примере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.
Важным фактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя - покупатель 1 и покупатель 2, индивидуальные функции спроса которых D1 и D 2 (см. рисунок ниже). Тогда совокупный спрос может быть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей:

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.
На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию спроса.


4. Какие рыночные механизмы задействованы при решении вопросов - как производить, что производить? Покажите на примере.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Любая экономическая система сталкивается с необходимостью решения трех основных вопросов: что производить? как производить? и для кого производить? Слагода В.Г. Основы экономической теории. М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007. С. 177.
В рыночной экономике эти вопросы решаются главным образом с помощью рынка (через механизм цен, спроса и предложения и конкуренции). Как это происходит? Рассмотрим сначала процесс в самом общем виде на примере. Допустим, что в результате роста доходов люди стали достаточно зажиточными, чтобы позволить себе ежедневно питаться мясом, а не одной только картошкой. Каким образом их стремление заменить картошку мясом воплощается в конкретные действия? Потребитель сокращает покупки картофеля и начинает покупать больше мяса. Это вызывает рост цен на мясо и снижение цен на картофель, в результате производители картофеля терпят убытки, а скотоводы получают дополнительный доход. Высокий доход скотоводов позволяет им вложить больше средств в производство, нанять дополнительных рабочих, использовать даже менее продуктивные породы скота или менее плодородные пастбища. Высокие цены на мясо привлекают в эту отрасль предпринимателей и новые капиталы. С другой стороны, многие из тех, кто работает на картофелекопалках, бросают старую работу в поисках более высокой оплаты труда в других местах. Производство картофеля становится менее выгодным по сравнению с производством мяса. Со временем установившееся новое соотношение цен обеспечивает увеличение производства мяса и сокращение производства картофеля. И различные сорта мяса будут продаваться по такой цене, которую в зависимости от уровня дохода различные группы населения будут готовы за них заплатить. Уже эта упрощенная иллюстрация показывает, какие инструменты способствовали установлению равновесия на рынке.
Во-первых, это цены. Изменение относительных цен послужило ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объемов производства. Изменение цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.
В условиях современных рыночных экономических отношении цена выступает как связующий фактор между продавцом и покупателем. Когда рыночной спрос равен предложению, устанавливается цена, которая удовлетворяет покупателя и продавца.
Рыночная цена формируется под влиянием спроса и предложения, издержек производства и сложившейся на рынке конкуренции.
Цена является экономической категорией и выполняет такие функции:
1) Учетная функция определяет, сколько затрачено материалов, сырья, труда на производство данного товара. Одновременно она отображает издержки производства на данный товар и величину прибыли. Цена ориентирует товаропроизводителей на выпуск того или иного товара.
2) Стимулирующая функция. Цены на рынке постоянно колеблются. При росте цен на определенную продукцию у производителей возникает интерес увеличить капиталовложения в производство данного товара, при снижении цен происходит отток капитала из данного производства для инвестирования более прибыльного товара.
3) Распределительная функция. Государство стремится через включение в цены отдельных товаров акцизов, налога на добавленную стоимость и др. видов косвенных налогов повлиять на формирование бюджета государства, региона и т. д. В условиях современного капиталистического общества рынок имеет определенную свободу в ценообразовании на определенные товары и услуги. Цены на товары первой необходимости находятся под контролем государства.
Во-вторых, это спрос и предложение. Спрос (платежеспособный) -- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение -- это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления Войтов А.Г. Экономика. Общий курс: Учебник. М.:МИИТ, 2003. С. 211..
Наконец, в-третьих, это конкуренция. Цель каждого предпринимателя -- максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштаба хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение производства данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: Инфра-М, 2006. С. 90..
В целом необходимо подчеркнуть следующее. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.


1.Экономический рост и промышленный цикл. Фазы цикла, их характеристика. Механизм выхода из кризиса. Лидирующие основные показатели, характеризующие развитие экономического цикла, их динамика
Экономический рост и промышленный цикл. Фазы цикла, их характеристика.
Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах. Экономический рост - это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени. Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека.
В самом общем виде экономический рост означает количественное и качественное изменение результатов производства и его факторов (их производительности). Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП), в возрастании экономической мощи нации, страны, региона. Это увеличение можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП или ростом ВНП на душу населения. В связи с этим статистическим показателем, отражающим экономический рост, является годовой темп роста ВНП в процентах.
Принято различать экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.
В первом случае увеличение общественного продукта происходит за счет количественного увеличения факторов производства: вовлечение в производство дополнительных ресурсов труда, капитала (средств производства), земли. При этом технологическая база производства остается неизменной. Так, распашка целинных земель с целью получения большого количества зерновых культур, вовлечение все большего и большего количества рабочих для строительства электростанций, производство все большего количества зерноуборочных комбайнов - все это примеры экстенсивного пути увеличения общественного продукта. При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников и за счет увеличения мощности предприятия, т.е. увеличения установленного оборудования. В результате выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.
При интенсивном типе роста главное- повышение производственной эффективности, рост отдачи от использования всех факторов производства, хотя количество применяемого труда, капитала и др. может оставаться неизменным. Главное здесь- совершенствование технологии производства, повышение качества основных факторов производства. Важнейший фактор интенсивного экономического роста - повышение производительности труда. Этот показатель можно представить в виде дроби:
ПТ=П/Т,
где ПТ- производительность труда, П- созданный продукт в натуральном или денежном выражении, Т- затраты единицы труда (например, человеко-час).
Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основывается на широком использовании более эффективных и качественно совершенных факторов производства. Рост масштабов производства, как правило, обеспечивается за счет применения более совершенной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных ресурсов, повышения квалификации работников. За счет этих факторов достигается повышение качества продукции, рост производительности труда, ресурсосбережения и т.п.
В условиях научно- технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом развития в западных индустриальных странах становится интенсивный экономический рост.
Факторы экономического роста
Экономический рост можно оценить с помощью системы взаимосвязанных показателей, отражающих изменение результата производства и его факторов.
В условиях рыночной экономики для обеспечения производства товаров и услуг необходимы три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы). Следовательно, совокупный продукт Y есть функция от затрат труда (L), капитала (K), и природных ресурсов (N):
Y=f(L,К,N)
Для характеристики экономического роста используется ряд показателей, с помощью которых измеряется результативность применения отдельных факторов производства.
В экономической теории выделяют факторы лежащие на стороне совокупного предложения. К ним относятся:
а) количество и качество природных ресурсов;
б) количество и качество трудовых ресурсов;
в) объем основного капитала;
г) уровень научно- технического прогресса (технология).
От факторов совокупного спроса зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. все элементы совокупного спроса должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Кроме того, к факторам, связанным с совокупным спросом, относится и эффективное распределение ресурсов.
Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор определяется прежде всего численностью населения страны. Однако часть населения не включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда, к ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д. Желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу. Так, в США занятые составляют 46% всего населения (252,6 млн. чел.) в 1991 году.
Однако изменение затрат труда числом занятых не в полной мере отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени. Увеличение затрат рабочего времени зависит от ряда факторов: от темпов прироста населения, от желания работать, от уровня безработицы, уровня пенсионного обеспечения и т.п. Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития.
Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширятся без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы.
Другим важным фактором экономического роста является капитал- это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами.
Фабричные здания и конторы с их оборудованием являются факторами производства, потому что работники, вооруженные большим количеством машин, будут производить больше товаров. Товарные запасы также вносят свой вклад в производство.
Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов - чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста. Так, например, размеры накопленного капитала в США и странах Западной Европы велики и темпы его роста в 3-5 раз ниже, чем в таких странах, как Южная Корея, Бразилия, Тайвань и др., где процесс накопления начался сравнительно недавно.
При этом следует иметь в виду, что объем основного капитала, приходящего на одного работника, т.е. капиталовооруженность, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника.
Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны.
Однако наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического роста. Например, некоторые страны Африки и Южной Америки обладают существенными запасами природных ресурсов, но до сих пор состоят в списках отсталых стран. Это означает, что только эффективное использование ресурсов ведет к экономическому росту.
Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического роста. Он охватывает целый ряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно- технический процесс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции. При этом, как правило, возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономического роста.
Государственное регулирование экономического роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Фазы экономического цикла. Механизм выхода из кризиса. Лидирующие основные показатели, характеризующие развитие экономического цикла, их динамика
Экономический цикл - идущие один за другим подъемы и спады уровней экономической активности в течение определенного времени.
К фазам идеализированного экономического цикла относятся:
1) спад, кризис, сжатие;
2) нижняя точка спада, депрессия;
3) оживление;
4) подъем, экспансия, завершающиеся пиком цикла или вершиной процветания.
Кризис (спад) начинается с того, что предложение товаров оказывается большим, чем платежеспособный спрос на них. Накапливаются товарные запасы. Показателем состояния рыночной конъюнктуры на Западе является соотношение величины товарно-материальных запасов и месячного объема продаж. Если он равен 1,7 в обрабатывающей промышленности; 1,2 - в оптовой торговле и 1,4 - в розничной торговле, то налицо кризис перепроизводства. Так, в кризисный, 1982 г. эти показатели составляли в США соответственно 1,73; 1,24; 1,40. Для сравнения в СССР в 1985 г. они составляли в производстве 2,4, в торговле - 3,6. Сокращаются темпы роста инфляции, а иногда и вовсе падают цены. Сокращается портфель заказов в промышленности, торговле, сфере услуг и других отраслях экономики. Предприниматели получают относительно меньшие прибыли, что отражается в снижении курсов акций большинства фирм. Свертывается производство и ВНП. Происходит банкротство слабейших предприятий, сначала торговых, а затем и промышленных. Сокращается заработная плата, растет безработица, снижается коэффициент загрузки производственных мощностей. Как следствие, происходит огромная растрата материальных и трудовых ресурсов. Замедляется чистый прирост основного капитала.
Но сокращение производства в различных отраслях и сферах экономики происходит далеко не одинаково. Более всего от спада страдают отрасли промышленности, производящие средства производства и потребительские товары длительного пользования. Особо уязвимы строительство, а также тяжелое машиностроение, производство сельскохозяйственных орудий, автомобилей. Причины:
1) существует возможность отсрочки их покупки. Производители отдаляют во времени реновацию и расширение производства (средства производства служат до полного их физического износа). Вместо реновации производится ремонт. В результате инвестиции в средства производства резко сокращаются. В свою очередь, домохозяйства откладывают покупки товаров длительного пользования до лучших времен. В то же время покупки пищи, одежды, обуви сокращаются намного медленнее.
2) большинство отраслей, производящих средства производства и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией производства, а значит, здесь намного выше степень его монополизации. По законам монопольного рынка во время спада падают не столько цены, сколько объем производства и занятость. Наоборот, в потребительском секторе, производящем товары кратковременного пользования (в том числе в сельскохозяйственном производстве), уровень концентрации ниже, выше конкуренция, а потому цены падают заметнее, что тормозит сокращение объема производства - он сокращается в основном из-за банкротств мелких фирм. Происходит неуклонный рост числа банкротств и слияний.
В фазе сжатия наступает кредитное перенапряжение экономики: налицо невозможность погашения кредитов в срок и высокий спрос на кредит (в том числе из-за угрозы банкротства многих предпринимателей) - и это резко поднимает ставку процента за кредит. Рост же процентной ставки сокращает денежную массу в обращении, и цены сокращаются поэтому тоже.
В фазе депрессии достигается низшая точка спада, когда производство и занятость скатываются до своего минимального уровня и временно застывают на нем. Эта остановка спада обусловлена тем, что к концу кризиса «излишние» товары постепенно рассасываются - вследствие сокращения производства, непрекращающегося их потребления, уничтожения ряда товаров, сбыта их за границей и т.п. В результате на нижней точке спада совокупный спрос и совокупное предложение уравновешиваются в точке, достаточно далеко отстоящей от состояния полной занятости.
Во время депрессии цены на инвестиционные товары и заработная плата находятся на наиболее низком уровне. Но это означает, что издержки производства тоже невелики. Поскольку спрос на инвестиции невысок, постольку ставка процента за кредит достигает весьма низкой отметки. В результате к концу депрессии производство на некоторых выживших в кризисный период предприятиях становится прибыльным. Располагая собственным и привлекая под низкий процент заемный капитал, данные предприниматели начинают обновлять технику, оборудование и другие элементы основного капитала. Постепенно начинают расти показатели чистых инвестиций. Через определенный лаг это проявляется в повышении производительности труда и дальнейшем удешевлении продукции - параллельно с наращиванием прибыли. Обновление основного капитала «передовиками» усиливает его моральный износ на всех остальных предприятиях, побуждая их собственников к ответным действиям по модернизации и технической реконструкции производства. Неуклонный рост заказов в сфере инвестиционного оборудования создает предпосылки перехода воспроизводства в фазу оживления. Таким образом, в ходе классической депрессии, как отмечал Й. Шумпетер, происходит созидательное разрушение сложившейся технологической структуры, ее модернизация на основе расширения нового технологического уклада и за счет этого - повышение эффективности производства и последующий экономический рост.
Следует подчеркнуть, что массовое обновление основного капитала в ходе расширения нового технологического уклада не только знаменует собой начало оживления, но и предопределяет дальнейшее циклическое развитие воспроизводства и в этом смысле является одной из материальных основ его цикличности. И забегая вперед, можно отметить, что в сокращении срока службы основного капитала под воздействием НТР оправданно видеть одну из главных причин сокращения продолжительности делового цикла в послевоенный период.
Если в конце депрессии при постоянстве валовых инвестиций происходит рост инвестиций чистых (сокращаются затраты на амортизацию морально устаревшего оборудования), то для стадии оживления характерен рост и совокупных валовых капиталовложений. Растущий спрос на средства производства стимулирует расширение производства в 1 подразделении. Это позволяет собственникам горнодобывающих, металлургических, энергетических и т.п. предприятий медленно (кейнсианский и промежуточный отрезки кривой AS) увеличивать заработную плату своим работникам и собственную прибыль. Как следствие, повышается спрос на продукцию 11 подразделения, толкая и потребительский сектор экономики вверх. При этом наиболее быстрые темпы роста здесь, наоборот, у производителей средств производства и потребительских товаров длительного пользования (включая жилье).В соответствии с кейнсианской функцией потребления рост доходов населения сопровождается повышением предельной склонности к сбережению, что сопровождается расширением доли доходов населения, направляемых на покупку холодильников, компьютеров, автомобилей и т.п. Раз нарастает спрос, то монополисты рассматриваемых отраслей рано или поздно реагируют на него и увеличивают коэффициент загрузки производственных мощностей, расширяют занятость на своих предприятиях. А пока происходит их раскачка, накопленный за период спада и депрессии объем товарных запасов достигает нормы. Растет объем продаж в промышленности, оптовой и розничной торговле. Увеличивается внешний спрос страны, прежде всего в сфере инвестиционного оборудования. В результате расширения кредита (и роста процента по ссудам) высокими темпами растет денежная масса в обращении. Расширение спроса на потребительские товары побуждает фирмы, занятые во 11 подразделении, производить дополнительные заказы на инвестиционные товары, и подобное взаимодействие двух секторов толкает экономику вперед. Когда же производство достигает докризисного максимального уровня, оживление перерастает в подъем.
Подъем характеризуется высокими ценами, высокими прибылями фирм (намечается переход на классический отрезок кривой AS). Курсы акций и процентные ставки растут до максимального в данном цикле уровня. Из-за интенсивного роста потребительского, инвестиционного и государственного спроса темпы роста ВНП стабилизируются на высоком уровне. Достигаемый со временем пик цикла характеризуется полной занятостью, работой производства на полную мощность.
Но завершающая стадия подъема существенно отличается от начальной и зрелой его стадий. Появляются симптомы перелома в динамике совокупной деловой активности, предоставляемые опережающими индикаторами рыночной конъюнктуры: сокращаются средняя продолжительность рабочей недели, темпы роста заказов на товары длительного пользования, приостанавливается чистый прирост основного капитала, динамика индекса курсов акций становится исключительно нестабильной, на ряде рынков из-за обострения противоречия между производством и потреблением начинают снижаться цены. Перепроизводству товаров во многом способствует оптовая и розничная торговля, которая в погоне за товарооборотом делает чрезмерные заказы у производителей. Из-за этого подъем на своей завершающей стадии носит спекулятивный характер. Но он неминуемо сменяется новым спадом.
Но не следует однозначно негативно оценивать падение воспроизводства. Дело в том, что кризис наряду со своими разрушительными последствиями выполняет важные позитивные функции:
1) во время кризисов, пусть на короткий период времени, но приводятся в соответствие структура производства и структура платежеспособных потребностей, т.е. достигается сбалансированность воспроизводства;
2) выход из кризиса обеспечивается за счет обновления основного капитала на основе использования научно-технических достижений. Тем самым кризис как бы «провоцирует» ускорение научно-технического прогресса;
3) кризис «вычищает» из народного хозяйства слабые в техническом отношении, неконкурентоспособные предприятия, что содействует повышению общего уровня производительности труда, снижению стоимости товаров и стабилизации цен;
4) кризис обеспечивает рассасывание товарных излишков. Обусловленное этим снижение цен приводит к расширению сбыта (особенно товаров высокоэластичного спроса), повышению стимулов внешнеторговой экспансии.
Эти функции кризисов особенно интенсивно проявляются в послевоенный период.


2.Что из указанного не относится к фазам экономического цикла?
1. Депрессия.
2. Инфляция.
3. Спад.
4. Подъем. Обоснуйте ответ.
Инфляция не относится к фазам экономического цикла. Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначил процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после Первой мировой войны, а в советской экономической литературе - с середины 20-х годов.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Есть и другие определения инфляции:
Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.
Другие считают, что инфляция – это рост цен, вызванный переполнением денег, сфер обращения бумажными деньгами сверх их нормальных потребностей.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Инфляция – это социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства.
Инфляция – это превышение количества денежных единиц в обращении над суммой товарных цен.
Инфляция - есть многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к росту диспропорций общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения.
Следует отметить, сколько бы ни было определений инфляции, не одно из них не может охватить все содержание инфляции как явления экономической жизни. Они лишь отражают ее черты.
Инфляция - это повышение общего уровня цен в стране, которое возникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонны колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция, и среди названных выше причин роста цен важно выделить действительно инфляционные.
Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и факторы производства. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Так если раньше инфляция возникала, в основном, в чрезвычайных обстоятельствах, то сейчас во многих странах она стала хронической.


3. К каким фазам экономического цикла относятся перечисленные процессы:
1. Рост инвестиций в частном секторе.
2. Сокращение прибылей.
3. Рост налоговых поступлений.
4. Увеличение спроса на и руд.
5. Падение курса акций.
6. Увеличение выплат по безработице.
7. Снижение нормы процентной ставки. Объясните почему.

Сокращение прибыли, падение курса акций, рост инфляции, снижение уровня процентной ставки относятся к фазе спада.
Рост инвестиций в частном секторе, рост налоговых поступлений, увеличение спроса на труд, увеличение выплат по безработице относятся к фазе подъёма.

4. Заполните пропуск:
Если производство сокращается, а безработица растет, то экономика находится на фазе ----------.
.............


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. Под редакцией кандидата экономических наук, доцента А.С.Булатова. Издательство БЕК. Москва 1995.
2) Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 1995.
3) Социальная рыночная экономика. Германский путь. Хайнц Ламперт. Издательство “Дело”. Москва 1994.
4) Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. Издательство “Соминтек”. Москва 1992.
5) Якокка Л. “Карьера менеджера” М., “Прогресс”,1991 г., с. 361
6) Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. С.453-458, 562-578.
7) Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. С.75-94.
8) Макконнелл К., Брю С. Экономикс. 1992. С.175-190.
9) Рыночная экономика. Т.1. Ч.2. С.55-68.
10) Мэнкью Г. Макроэкономика. С.340-350.
11) Курс экономической теории.М.,1993. С.250-260.
12) Абрамов В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие.-4-е изд., перераб.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.-312с.
13) Куликов Л.М. Основы экономических знаний: Учеб. пособие.- М.: Финансы и статистика, 1998. - 272с.
14) Экономическая теория: Учебник для вузов / А.Н. Романов, И.П. Николаева, В.В. Клочков и др.; Под ред. И.П. Николаевой / Всерос.заоч.фин.-экон.ин-т - М.: Финстатинформ,1997.- 399с.
15) Беляев М.И., "МИЛОГИЯ", 1999-2006г. Опубликован: 13/04/2006г., milogiya2007.ru/micro6.htm




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.