На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом психокоррекция школьной тревожности

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 25.10.2013. Страниц: 60+приложения. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
1 Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции 6
1.1 Школьная тревожность как особый вид детской тревожности и особенности ее проявления 6
1.2 Влияние школьной тревожности на успеваемость и здоровье учащихся 14
1.3 Методы и приемы психокоррекции школьной тревожности 21
Выводы по Главе 1 30
2 Опытно-экспериментальное исследование возможностей психокоррекции школьной тревожности 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 37
2.3 Разработка психокоррекционной программы по снижению школьной тревожности и результаты повторного исследования 42
Выводы по Главе 2 54
Заключение 55
Глоссарий 58
Список использованных источников 60
Приложение А 65
Приложение Б 68
Приложение В 71


Введение

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Между тем, обучение в школе сопряжено со значительным количеством стрессогенных факторов, а в ситуации стресса в первую очередь возникает тревожность как ответная реакция на стрессовую ситуацию. В период обучения в школе существует несколько этапов, связанных с изменением социальной ситуации развития и сопровождающихся повышением уровня тревожности у большинства детей. К таким этапам относятся начало школьного обучения, переход из начальной школы в основную, период выпускных экзаменов и итогового тестирования. По свидетельству современных исследователей, расстройства тревожного спектра занимают первое место по распространенности среди прочих эмоциональных нарушений в школьном возрасте.
Проблемам школьной тревожности посвящены исследования В.М. Астапова, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, О.С. Никольской, А.М. Прихожан, Р. Филипса, Д.И. Фельдштейна и др. Эти и другие исследователи показали, что школьная тревожность как определенный эмоциональный настрой с преобладанием чувства тревоги, беспокойства и боязни не соответствовать общепринятым в школе требованиям и нормам и проявляется в виде специфических страхов – страха ситуации проверки знаний, страха самовыражения, страха несоответствия ожиданиям окружающих и пр. (Р. Филипс). Школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка и зависит от множества внешних и внутренних факторов (особенности взаимоотношений с педагогом и одноклассниками, интенсивность учебной нагрузки, наличие фобий, стиль взаимоотношений в семье, уровень личностной тревожности, уровень самооценки ребенка, уровень его притязаний и пр.), как правило, имеет ситуативный характер и поддается коррекции. Однако без своевременной психокоррекционной помощи тревожность способна закрепиться как привычная реакция на различные школьные ситуации и оказывать отрицательное влияние на все сферы его жиз¬недеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологиче¬ского благополучия.
В настоящее время разработано множество различных методов коррекции школьной тревожности, о чем свидетельствует значительное количество соответствующих методических пособий и практических рекомендаций для педагогов, родителей и школьников. Однако неуклонный рост числа детей с высоким уровнем школьной тревожности среди учащихся массовой школы говорит о том, что проблема психокоррекции школьной тревожности далека от разрешения. Таким образом, несмотря на множество исследований, посвященных школьной тревожности, проблема ее психокоррекции чрезвычайно актуальна ввиду неблагоприятного влияния школьной тревожности на психическое, соматическое и социальное благополучие ребенка и широкой распространенностью числа детей с высоким уровнем школьной тревожности среди учащихся массовой школы. Это определило выбор темы настоящего исследования: «Психокоррекция школьной тревожности».
Цель исследования – теоретически и экспериментально изучить проблему психокоррекции школьной тревожности.
Объект исследования – школьная тревожность.
Предмет исследования – психокоррекция школьной тревожности.
Гипотеза исследования: применение психокоррекционных методов способствует снижению школьной тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научной литературы по проблеме школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции.
2. Исследовать показатели школьной тревожности в группе учащихся средней общеобразовательной школы.
3. Составить и апробировать психокоррекционную программу, направленную на снижение школьной тревожности.
4. Исследовать показатели школьной тревожности в группе учащихся средней общеобразовательной школы после проведения психокоррекционной программы.
5. Сравнить показатели первичного и повторного исследования школьной тревожности с помощью методов математико-статистического анализа и на основе его результатов оценить эффективность психокоррекционной программы.
Методы и методики исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературных источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование с помощью «Методики диагностики уровня школьной тревожности» Р. Филипса, «Проективной методики для диагностики школьной тревожно¬сти» А.М. Прихожан, психолого-педагогический эксперимент (психокоррекционная программа, направленная на снижение школьной тревожности у младших школьников).
3. Методы математико-статистического анализа: φ*-критерий Фишера.
Практическая значимость исследования: разработанные на основе результатов исследования практические рекомендации для педагогов и родителей, а также составленная и апробированная в настоящей работе психокоррекционная программа могут быть использованы в практике школьного психолога для работы с учащимися с высоким уровнем школьной тревожности.
База исследования: МОУ СОШ №48 г. Челябинска.
Выборка: 30 учащихся 3А и 3Б классов в возрасте 8,5-9,5 лет. Среди обследованных младших школьников – 14 мальчиков и 16 девочек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения. Основное содержание работы представлено на 60 страницах печатного текста. Работа иллюстрирована 7 рисунками и 6 таблицами. Список цитируемой литературы включает 65 источников.
1 Теоретические аспекты проблемы школьной тревожности и возможностей ее психокоррекции

1.1 Школьная тревожность как особый вид детской тревожности и особенности ее проявления

Тревожность в современной психологии рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [31]. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [31]. Она возникает у человека в результате антиципации им опасности фрустрации значимых для него потребностей, прежде всего социальных и характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий [39; 55]. При этом источник тревоги может оставаться неосознанным [9].
Тревожность как состояние включает целый спектр когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций, актуализирующихся в результате воздействия на человека различных стрессоров, в качестве которых могут выступать как внешние раздражители (люди, ситуации), так и внутренние факторы (актуальное состояние, прошлый жизненный опыт, определяющий интерпретации событий и предвосхищение сценариев их развития и т. д.).
Хотя на уровне субъективного пережива¬ния тревожность скорее является негативным состоянием, ее воздействие на поведение и деятельность человека может быть как мобилизующим, дающим.....

Список использованных источников

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков [Текст] : 2-е изд. / В.А. Аверин. – СПб. : Питер, 2009. – 380 с.
2. Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] : 2-е изд. доп. и испр. / В.М. Астапов. – СПб. : Питер, 2010. – 224 с.
3. Битянова, М. Р. Адаптация ребенка к школе : диагностика, коррекция, педаго¬гическая поддержка [текст] / М.Р. Битяновв. – М. : Академия, 2009. – 420 с.
4. Битянова, М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение на этапе перехода из начальной школы в среднее звено // Школьный психолог. – 2001. – № 33.
5. Бойко, В. В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации [текст] / В.В. Бойко. – М. : Академия, 2011. – 396 с.
6. Бреслав, Г. М. Психология эмоций [Текст] / Г.М. Бреслав. – М. : Изд-во МПСИ, 2011. – 544 с.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [текст] / Ф.Е. Василюк. – М. : АСТ, 2008. – 200 с.
8. Венгер, A. Л. Выявление и коррекция неблагоприятных ва¬риантов развития личности детей и подростков [текст] / А.Л. Венгер. – М. : Сова, 2010. – 286 с.
9. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [текст] / В.К. Вилюнас. – М. : Иматон, 2010. – 240 с.
10. Вострокнутов, Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагности¬ки и реабилитации / Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. – М. : Академия, 2012. – С. 8–11.
11. Выготский, Л. С. Основы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб. : Лань, 2003. – 654 с.
12. Данилин, А. Г. Как спасти детей от наркотиков [текст] / А.Г Данилина, И.В. Данилина. – М. : Парацельс, 2009. – 226 с.
13. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте [текст] / Под ред. А.В. Прихожан. – СПб. : Питер, 2012. – 180 с.
14. Дубровина, И. В. Практическая психология образования [Текст] / И.В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2009. – 592 с.
15. Дусавицкий, А. К. Развитие личности в учебной деятельности [Текст] / А.К. Дусавицкий. – М. : АСТ, 2009. – 220 с.
16. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец – М. : Директ-Медиа, 2008. – 1287 c.
17. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] / А.И. Захаров. – М. : Каро, 2006. – 672 с.
18. Иванова, Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с про¬явлениями дезадаптации [текст] : автореферат дис.... канд. психол. наук / Л.С. Иванова. – М., 2003. – 24 с.
19. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М. : Изд-во МГУ, 1980. – 340 с.
20. Ильин, Е. П. Психология мотивации [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009.
21. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2010. – 784 с.
22. Имедадзе, Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте [текст] / Н.В. Имедадзе // Пси¬хология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. – М. : Эксмо-пресс, 2009. – С. 49-58.
23. Козлова, Е. В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации [Текст] / Е.В. Козлова // Теоретические и прикладные проблемы психологии. – Ставрополь, 2007. – с. 16-20.
24. Костина, Л. М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.М. Костина. – СПб. : Иматон, 2012. – 120 с.
25. Кочубей Б. Детские тревоги : что, откуда, почему? [Текст] / Б.И. Кочубей // семья и школа. – 1988. – №7.
26. Кочубей, Б. И. Как лечить тревожность [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.Н. Новикова // Семья и школа. – 1988. – №8.
27. Кочубей, Б. И. Эмоциональная устойчивость школьника [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова. – М. : Знание, 1988. – 128 с.
28. Кочубей, Б. И. Ярлыки для тревожности [Текст] / Б.И. Кочубей, Е.И. Новикова // Семья и школа. – 1988, № 10. – С. 8-10.
29. Кравцова, М. И. Тревожные дети [Текст] / М.И. Кравцова // Школьный психолог. – 2003, № 19. – С. 6-7.
30. Крайг, Г. Психология развития [текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб. : Питер, 2010. – 940 с.
31. Краткий психологический словарь [текст] / Ред. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский – М., 1985.
32. Кузнецова И. Методы консультирования подростков [текст] / И. Кузнецова // Школьный психолог. – 2000. – № 31.
33. Лебединский, В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция [Текст] / В. В. Лебединский – М. : АСТ, 2007. – 412 с.
34. Левитов, Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [текст] / Н.Д. Левитов // Пси¬хология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. – М. : Эксмо-пресс, 2009. – С. 131-137.
35. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб. : Речь, 2001. – 180 с.
36. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых : психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М. : Генезис, 2000. – 192 с.
37. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинаю¬щих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. – 1998. – № 3. – С. 39-48.
38. Матвеева, О. А. Помощь в адаптации к средней школе: психоло¬го-педагогическое сопровождение 5-6 классов [Текст] / О.А. Матвеева, Е.А. Львова // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 3. – С. 57-80.
39. Микляева, А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, кор-рекция [текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – СПб. : Речь, 2004. – 248 с.
40. Неймарк М. С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьни-ков на нудности в работе [текст] / М.С. Неймарк // Пси¬хология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. – М. : Эксмо-пресс, 2009. – С. 277-333.
41. Осипова, А. А. Введение в практическую психокоррекцию [текст] / А.А. Осипова. – М., 2000. – 538 с.
42. Осницкий, А. К. Психофизиологические показатели школьной тревожности [текст] / А.К. Осницкий, С.Ю. Тарасова // Психологические исследования, 2011. – № 2(16). – С. 5.
43. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. – 304 с.
44. Прихожан, А. М. Формы и маски тревожности. Влияние тревожности на деятельность и развитие личности [Текст] / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность / Ред. В. М. Ас¬тапов. – СПб. : АСТ, 2010. – С. 143-156.
45. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы школы [текст] / Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 2000.
46. Раттер, М. Помощь трудным детям [текст] / М. Раттер. – М. : Сова, 2011.
47. Ремшмидт, Х. Детская и подростковая психиатрия [текст] : учебное пособие / Х. Ремшмидт – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 624 с.
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2002. – 720 с.
49. Северный, А. А. Тревога [текст] / А.А. Северный, Н.Н. Толстых // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб. : Мед-Пресс, 2009. – С. 137.
50. Селье, Г. Стресс без дистресса [текст] / Г. Селье // Пси¬хология эмоций / Ред. В.К. Вилюнас. – М. : Эксмо-пресс, 2009. – С. 192-199.
51. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – М. : Речь, 2007. – 350 с.
52. Славина, А. И. Трудные дети [текст] / А.И. Славина. – М. : Сова, 2010. – 216 с.
53. Слепичева О. А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников // Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002. – С. 156-160.
54. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов [текст] / А.С. Спиваковская. – М., Академия, 2012. – 416 с.
55. Спилбергер Ч Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги //Стресс и тревога в спорте /Сост. Ю.Л.Ханин. – М., 1983. – С. 12-24.
56. Терешкина к. Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 2000. – С. 57-59.
57. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М. : МПСИ, 2009. – 1136 с.
58. Хабарова, Е. Р. Тревожность и ее последствия [Текст] / Е.Р. Хабарова // Ананьевские чтения. – СПб. : СПбГУ, 2003. – С. 301-302.
59. Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности [Текст] / Ю.Л. Ханин. – Л. : ЛГУ, 1996.
60. Хухлаева, О. В. Психологическая поддержка детей со страхами [Текст] / О. В. Хухлаева // Школьный психолог. – 2002. – № 6.
61. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я : программа формирования психологического здоровья у младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. – М. : Генезис, 2001. – 280 с.
62. Школа и психическое здоровье учащихся [текст] / Ред. С. М. Громбах. – М. : Академия, 2008.
63. Щербатых, Ю. В. Экзаменационный стресс [текст] / Ю.В. Щербатых. – Воронеж : Модэк, 2009. – 320 с.
64. Щербатых Ю. В., Ивлева П. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобии [текст] / Ю.В. Щербатых. – Воронеж : Модэк, 2010. – 246 с.
65. Ясперс, К. Психопатология [текст] / К. Ясперс. – М. : МедПресс, 2011. – 412 с.





Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.