На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Работа № 67545


Наименование:


Реферат Понятие личности. Аспекты научного изучения личности

Информация:

Тип работы: Реферат. Добавлен: 25.10.2013. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ССодержание


Введение 3
1. Понятие личности. Аспекты научного изучения личности 4
2. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг) о структуре личности. Теории «личностных черт» 7
3. Развитие, социализация и воспитание личности 11
Заключение 15
Литература 16







Введение

Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.
Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.
В соответствии с современными представлениями о структуре личности человека как устойчивой системе социально значимых черт, которые проявляются в деятельности, актуальным является исследование структуры личности.
Цель работы – рассмотреть структуру личности, описав различные подходы в ее исследовании.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- обратится к понятию «личность»; выделить аспекты научного исследования;
- рассмотреть структуру личности в рамках психоанализа и теории «личностных черт»;
- представить теоретические основы развития, социализации и воспитания личности.
Теоретической основой для написания работы послужили научные труды Г.М. Андреевой, В.И.Гинецинского, А. Маклакова, А.А. Реан, Н.В. Бордовской, В.Сластенина.


1. Понятие личности. Аспекты научного изучения личности
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В психологических теориях личности соседствуют два взаимодополняющих подхода к пониманию ее природы. В свете первого, личность предстаёт как уникальная и относительно автономная система интрапсихических свойств и особенностей поведения конкретного субъекта, включающая подсистемы характера, способностей, представлений, ценностных ориентаций, Я-концепции и т.д.
Согласно второму подходу, быть личностью значит быть включенным в интерперсональное пространство, активно и сознательно строить социальные отношения с другими людьми, т.е. личность - это, прежде всего, система интерпсихических связей и взаимоотношений человека (социальная психология личности).
Сосредотачиваясь на интрапсихическом компоненте личности, Л. и Д. Зиглер выделяют следующие аспекты ее научного изучения:
• структура личности - это стабильные характеристики, которые, выступая в различных комбинациях, составляют единое, определенным образом организованное целое и могут быть выявлены как устойчивые показатели при тестировании или эксперименте;
• мотивация, включающая процессуальные, динамические аспекты поведения, вызывающие его причины, факторы, побуждающие мотивы;
• развитие личности - закономерное изменение ее свойств и особенностей на разных возрастных этапах, от младенчества до преклонного возраста;
• психопатология личности - процессы и факторы, обуславливающие трудности в адаптации личности к ее биосоциальному окружению и отклонения от оптимального функционирования психики;
• основания психического здоровья личности, выделяемые согласно определенным критериям;
• трансформация личности в процессе корректирующего психологического воздействия - изменения в эмоционально-волевой, когнитивной и поведенческой сфере, для достижения которых разрабатываются различные психотерапевтические подходы и техники.
Соответственно, любая теория личности призвана ответить на следующие вопросы. Каково строение личности и образующие ее элементы? Какие специфические мотивы направляют человеческие поступки? Что детерминирует становление человека личностью, способствует или препятствует личностному росту? Какие факторы вызывают аномалии в личностном развитии? Каковы условия и надежные критерии оценки психического здоровья? Что обеспечивает позитивные изменения и повышение самоэффективности личности?
Д. Мацумото, обобщая различные теории, сложившиеся в рамках данного подхода, утверждает, что их объединяет взгляд на личность, как на нечто устойчивое и в значительной степени независимое от внешних обстоятельств и ситуаций.
Альтернативный подход базируется на постулате: личность может быть адекватно познана лишь через систему ее социальных связей и межличностных отношений.
Так, согласно теории личностной активности А. В. Петровского (1924), наряду с «интраиндивидуальной» выделяется «интериндивидуальная сфера активности», как «околоиндивидное пространство» межличностного взаимодействия.
По А.В. Петровскому, закрепление определенных черт личности подчинено механизмам включения индивида в те или иные сообщества и интеграции в них. Основной критерий для оценки развития личности, как субъекта межиндивидных отношений, - это степень успешности вхождения в социальные группы, уровень способности к интеграции собственной активности в активность других людей (членов различных групп).
Идея о том, что личность всегда дана в общении, в обращенности к другому и не имеет «внутренней суверенной территории», автономной от социальных отношений, была сформулирована крупнейшими российскими мыслителями М. М. Бахтиным и Л. С. Выготским. Благодаря их влиянию она стала ключевой для всей системы отечественного гуманитарного знания. М.М. Бахтин выразил ее в следующем тезисе: «Я осознаю себя и становлюсь самим собою только раскрывая себя для другого, через другого и с помощью другого... Само, бытие человека (и внешнее, и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться... Быть - значит быть для другого и через него - для себя». В свою очередь, Л.С. Выготский высказал созвучную максиму: «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет другим».
Наконец, личность может рассматриваться как особая система отношений к различным аспектам действительности, которая складывается на основе интерперсональных связей индивида. Эти отношения выступают как структурные первоэлементы личности.
2. Психоанализ (З.Фрейд, К.Юнг) о структуре личности. Теории «личностных черт»

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
З. Фрейдом структура личности понимается как состоящая из «я» и «оно». З. Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.
Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, К.Юнг в отличие от него отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. Основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению К.Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая». Под этим понятием К.Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений».
Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном явилась качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности. Она обусловила и своеобразие его подхода к пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида.
В статье «Понятие коллективного бессознательного» К.Юнг кратко
определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного. Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», К. Юнг выделяет такие его особенности:
1) своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;
2) оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;
3) его содержание в основном представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся
осознаваемыми.
Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов или «образцами инстинктного поведения».
Одной из разновидностей личностных теоретических подходов, выделяемых на сегодняшний день, являются подходы, отличительной особенностью которых стало внимание к теме отдельных личностных черт. Оллпорт, как один из основоположников данного подхода, считал, что черты (черты личности) являются базовыми единицами личности. По Оллпорту, черты реально существуют и заложены в нервной системе. Они представляют собой обобщенные личностные диспозиции, которые объясняют повторяемость функционирования личности в разных ситуациях и в разное время. Черты можно характеризовать тремя свойствами – частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций. Черты формируются в личности под воздействием факторов двух типов: факторы внешней среды и факторы генетической обусловленности. Таким образом, личность представляет собой некую природную данность, дальнейшее формирование которой, хотя и имеет некоторые индивидуальные предпосылки, связанные с генетической, врожденной детерминацией, обусловлено воздействиями внешней среды. При этом черта, согласно данной концепции, выражает то, что человек обычно делает во многих ситуациях, а не то, что человек сделает обязательно в данной конкретной ситуации. Оллпорт утверждает, что для действительного понимания поведения необходимо пользоваться как понятием черты, так и понятием ситуации. Понятие черты необходимо исследователю для объяснения согласованности поведения личности, а понятие ситуации – для объяснения вариативности поведения. В последствии идея уникальности личности привела Оллпорта к предположению существования у человека неких уникальных черт личности, которые не поддаются научному изучению. Данный акцент Оллпорта на уникальных личностных чертах был трактован как подтверждение невозможности существования науки о личности, что привело в результате к возникновению существенного научного противоречия, не способствовавшего дальнейшему продвижению в этой исследовательской области.
Свой вклад в развитие теории личностных черт внес Айзенк, который предположил, что факторный анализ позволяет обнаружить те естественные структурные элементы, которые существуют внутри человеческой личности. А именно, если некие явления (например, переменные или ответы на тестовые вопросы) совместно варьируют, т.е. если они появляются и исчезают вместе, то из этого можно заключить, что они имеют некую общую основу и относятся к одному и тому же аспекту личностного функционирования. Факторный анализ как раз и базируется на той идее, что действия, которые совместно варьируют у множества индивидов, каким-либо образом связаны между собой. Факторный анализ, таким образом, является статистическим методом, позволяющим определить, какие действия связаны между собой, но независимы от других; тем самым он фиксирует единицы, или, другими словами, естественные элементы структуры личности. Их называют факторами. В своих ранних исследованиях Айзенк обнаружил два базовых параметра личности, которые получили название интроверсия-экстраверсия и невротизм (эмоциональная стабильность-нестабильность). Айзенком было выявлено, что параметр экстраверсия-интроверсия устойчиво воспроизводится в разных культурах, а также то, что индивидуальные различия стабильны во времени и что велик вклад генетического фактора в эти различия. Это объективно свидетельствует в пользу сильных биологических оснований данного параметра. Согласно Айзенку, «генетические факторы определяют что-то порядка двух третей вариативности базовых личностных параметров».
В настоящее время сторонники теории личностных черт выделяют пять факторов черт личности (так называемая Большая Пятерка): невротизм (измеряет приспособленность либо эмоциональную нестабильность; идентифицирует индивидов, подверженных неприятным переживаниям (дистрессам), склонных к чрезмерным страстям и порывам, к идеям, далеким от реальности, и к неадекватным реакциям на действительность); экстраверсия (измеряет широту и интенсивность межличностных взаимодействий; уровень активности; потребность во внешней стимуляции; способность радоваться жизни); открытость опыту (измеряет активный поиск нового опыта и признание его самостоятельной ценности; терпимость к чужому, непривычному и исследовательский интерес к нему); доброжелательность (измеряет качество отношения человека к другим людям на всем континууме от сочувствия до враждебности в мыслях, чувствах и действиях); сознательность (измеряет степень организованности, настойчивости и мотивированности индивида в целенаправленном поведении; противопоставляет людей надежных и требовательных тем, кто апатичен и не тщателен в работе).
Психологи черт личности полагают, что индивидуальные оценки человека по параметрам вышеприведенной Большой Пятерки остаются стабильными после 30 лет. До этого возраста возможны значительные изменения и рост, что позволяет некоторым психологам утверждать, что, подобно интеллекту и физическому росту, черты личности, видимо, имеют свою точку полной зрелости, развитие личности не завершено до окончания третьего десятилетия жизни. По последним оценкам психологов, сторонников теории личностных черт, общая доля генетического фактора в чертах личности составляет где-то порядка 40%. Другими словами, около 40% индивидуальных различий в чертах личности объясняется наследственностью. Генетическое влияние отнюдь не означает зафиксированность черты личности раз и навсегда - она может изменяться под влиянием среды.
3. Развитие, социализация и воспитание личности

Одной из сложных и ключевых проблем является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.
Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).
Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание - быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.
Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.
При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования.
Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся: противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности (В. А. Крутецкий).
Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.
В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и «сопротивлением материала» (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

Заключение

Личность - система социально значимых качеств индивида.
В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека.
Исследование структуры личности происходит в рамках психоанализа, теории «личностных черт».
В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления:
- биологическое (поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов);
- социологическое (в процессе своей жизни личность постепенно социализируется благодаря влиянию на него социальных групп);
- биосоциальное (психические процессы: ощущение, восприятие, мышление - имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные).

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект-Пресс, 2009.
2. Гинецинский В.И. Курс общей психологии. - СПб.: Издательство Санкт- Петербургского университета, 2007.
3. Маклаков А. Общая психология. – СПб.: Питер, 2011.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2005.
5. Сластенин В., Исаев И. Педагогика. – М.: Академия, 2005.



Подать заявку на покупку Реферат по не указаному предмету

Ваше предложение по стоимости за работу: