На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом государственное управление трудом и занятостью населения на примере Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 25.10.2013. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление

Введение 3
Глава 1. Государственная политика в сфере занятости молодежи 6
1.1. Теоретические основы государственной политики занятости 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование рынка труда в РФ 21
1.3. Современная государственная политика в сфере занятости молодежи в Российской Федерации и Челябинской области тенденции и проблемы 27
Глава 2. Совершенствование мероприятий по содействию занятости молодежи в Челябинской области 38
2.1. Общая ситуация и проблемы занятости молодежи в Челябинской области 38
2.2. Цели и направления деятельности Главного управления по труду и занятости населения по регулированию занятости молодежи в Челябинской области 52
2.3. Основные направления совершенствования мер по содействию занятости безработной молодежи в Челябинской области 73
Заключение 85
Список использованных источников и литературы 88



Введение

Проблемы занятости молодежи требуют особого внимания со стороны государства, в частности, разработки и реализации комплекса мер, начиная с профессиональной ориентации и профессиональной переподготовки населения, и заканчивая их трудоустройством, созданием дополнительных рабочих мест. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости молодежи, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях рыночной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране имеется ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, мало изученными.
Безработица – это общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. К социальным последствиям безработицы можно отнести неравенство на рынке труда и даже дискриминацию по отношению к определенным слоям населения со стороны работодателей.


Конкуренция на рынке труда не всегда может быть благом для общества, есть определенные слои населения, которые не могут быть равноценными конкурентами – это такие группы как выпускники без опыта и стажа работы.
Также актуальность данной темы и необходимость анализа положения молодежи на рынке труда Челябинской области обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют более 20% трудоспособного населения Челябинской области, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране.
Теоретическая значимость работы: проявляется в анализе теоретико-методологических основ формирования и организации занятости молодежи Челябинской области в современных условиях.
Практическая значимость: заключается в разработке мероприятий по обеспечению занятости молодежи Челябинской области.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с рынком труда и занятостью молодежи Челябинской области.
Предметом исследования является государственное управление трудом и занятостью населения на примере Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области.
Цель дипломной работы: проанализировать государственное управление трудом и занятостью населения на примере работы Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области по обеспечению занятости молодежи и разработать мероприятия по улучшению его работы.

Основные задачи работы:
Во-первых, проанализировать особенности управления трудом и занятостью населения в Челябинской области;
Во-вторых, дать характеристику Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, описать его структуру и задачи.
В-третьих, рассмотреть деятельность Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, его социально-экономическое значение в обеспечении занятости молодежи.
В-четверг, предложить наиболее эффективные пути решения проблем занятости молодежи на примере Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области.
Теоретической основой работы являются фундаментальные положения трудового права, а также положения ученых по проблемам регулирования занятости и безработицы, в том числе работы Гулиевой С., Джиоева С.Х., Еремеева М., Иванкиной Т., Косульниковой М., Куревиной Л.В., Некрестьяновой С., Низовой Л.М., Орловой Е.Е., Серегиной Л.В., Симанович Л.Н., Сойфер В.Г., Филатовой А.В., Фофановой Н.П., Шадриной Т.В. и др.
Информационную основу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, регулирующие трудовые правоотношения, материалы периодических печатных изданий; материалы Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, а также данные Интернет – сайтов и поисково-справочных систем «Гарант», «Консультант Плюс».
При разработке указанной темы мною были использованы следующие основные методы исследования: исторический, сравнительный, статистический, анализа и синтеза. Логика исследования выражена в структуре работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложений.........


Введение

Проблемы занятости молодежи требуют особого внимания со стороны государства, в частности, разработки и реализации комплекса мер, начиная с профессиональной ориентации и профессиональной переподготовки населения, и заканчивая их трудоустройством, созданием дополнительных рабочих мест. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости молодежи, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. В условиях рыночной экономики эти проблемы проявляются особенно остро. В недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались. К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Однако в нашей стране имеется ряд проблем - особенности формирования рынка труда, занятости и безработицы, проблемы регулирования в условиях перехода к рынку труда, региональные аспекты безработицы и другие остаются, в настоящее время, мало изученными.
Безработица – это общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. К социальным последствиям безработицы можно отнести неравенство на рынке труда и даже дискриминацию по отношению к определенным слоям населения со стороны работодателей.


Конкуренция на рынке труда не всегда может быть благом для общества, есть определенные слои населения, которые не могут быть равноценными конкурентами – это такие группы как выпускники без опыта и стажа работы.
Также актуальность данной темы и необходимость анализа положения молодежи на рынке труда Челябинской области обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют более 20% трудоспособного населения Челябинской области, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране.
Теоретическая значимость работы: проявляется в анализе теоретико-методологических основ формирования и организации занятости молодежи Челябинской области в современных условиях.
Практическая значимость: заключается в разработке мероприятий по обеспечению занятости молодежи Челябинской области.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с рынком труда и занятостью молодежи Челябинской области.
Предметом исследования является государственное управление трудом и занятостью населения на примере Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области.
Цель дипломной работы: проанализировать государственное управление трудом и занятостью населения на примере работы Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области по обеспечению занятости молодежи и разработать мероприятия по улучшению его работы.

Основные задачи работы:
Во-первых, проанализировать особенности управления трудом и занятостью населения в Челябинской области;
Во-вторых, дать характеристику Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, описать его структуру и задачи.
В-третьих, рассмотреть деятельность Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, его социально-экономическое значение в обеспечении занятости молодежи.
В-четверг, предложить наиболее эффективные пути решения проблем занятости молодежи на примере Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области.
Теоретической основой работы являются фундаментальные положения трудового права, а также положения ученых по проблемам регулирования занятости и безработицы, в том числе работы Гулиевой С., Джиоева С.Х., Еремеева М., Иванкиной Т., Косульниковой М., Куревиной Л.В., Некрестьяновой С., Низовой Л.М., Орловой Е.Е., Серегиной Л.В., Симанович Л.Н., Сойфер В.Г., Филатовой А.В., Фофановой Н.П., Шадриной Т.В. и др.
Информационную основу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, регулирующие трудовые правоотношения, материалы периодических печатных изданий; материалы Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области, а также данные Интернет – сайтов и поисково-справочных систем «Гарант», «Консультант Плюс».
При разработке указанной темы мною были использованы следующие основные методы исследования: исторический, сравнительный, статистический, анализа и синтеза. Логика исследования выражена в структуре работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, а также приложений.
Глава 1. Государственная политика в сфере занятости молодежи

1.1. Теоретические основы государственной политики занятости

Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности.
Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.
Понятие занятости определяется законом «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. В соответствии с ним занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятыми считаются граждане:
 работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
 зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
 занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
 выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
 избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
 проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
 проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
 временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
 являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.


Занятость бывает трудовая и нетрудовая. Первая – в сфере общественного производства. Она подразделяется на занятость в сфере наемного труда и бывает самодеятельная. Так, занятость в сфере наемного труда – это работа по трудовому договору, на основании гражданско-правового договора; избрание на должность, военная служба по контракту. К самодеятельной занятости относится членство в производственных кооперативах; предприниматели. При такой форме занятости работник участвует в принятии производственных решений, а его заработная плата зависит от дохода руководителя.
К нетрудовой форме занятости относят период обучения, предшествующее иным трудовым видам занятости; учредительство и участие в организациях.
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По определению Международной организации труда - безработным признается любой, кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.
В соответствии со статьей 3 закона «О занятости» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее экономических и социальных последствий, определение показателей безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы, включая взаимосвязь безработицы и инфляции.
Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д. Рассмотрим их.
Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник - нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица - явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно. Более сложной является оценка структурной безработицы.
Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможное снижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственной политике занятости.
Циклическая, как следствие спада производства в переходный период достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда, при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения, субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий уровень безработицы.
Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.
Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы. Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и наоборот.
Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают: зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило, либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.
Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения.
Безработица измеряется двумя основными показателями: уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек может быть фактически безработным: работать один час в день, не регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться безработным.
В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.
Современный этап развития экономической системы России стимулирует необходимость изучения широкого круга вопросов, связанных с эффективностью данной системы вообще и службы занятости населения, в частности. Экономический кризис в 2008 -2009 годах обуславливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только реформирование служб занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей осуществляемых реформ.
Государственная служба занятости населения включает:
1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные в соответствии с п. 1 ст. 7.1 ФЗ О занятости полномочия;
3) государственные учреждения центры занятости населения.
Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:
1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;
5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ;
6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.
Перед службами занятости встают задачи создания системы эффективной занятости, повышения квалификационного потенциала трудящихся. В этой связи актуализировалась проблема оценки эффективности управления занятостью населения. Несоответствие между потребностями населения в трудоустройстве и предложением рабочих мест, реализуемым государственной службой занятости населения, касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Активная политика государства на российском рынке труда в настоящее время предполагает реализацию центрами занятости населения государственной услуги, называемой «Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников». Результатом оказания данной услуги для гражданина, ищущего работу, должно стать получение выписки из банка вакансий и работодателей, содержащей сведения о свободных рабочих местах (вакантных должностях) или об отсутствии вариантов подходящей работы, а также направление на работу, оформленное в установленном порядке. Для работодателя, заинтересованного в подборе сотрудников, результат услуги - выписка из банка работников, содержащая персональные данные граждан или сведения об отсутствии подходящих кандидатур.
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создается государственная служба занятости.
В связи с этим, нового определения потребовало понятие службы занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.
Соответственно органам государственной власти и особенно Центрам занятости населения нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:
1. анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2. учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексно внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
3. консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
4. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.
5. организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать «непрерывное образование».
Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно – территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости – рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
6. оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения; в связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки.
7. регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;
В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать два условия.
Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.
Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность пронять предложение о подходящей работе.
8. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
9. выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;
10. подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;
11. разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.
Оказывая содействие в трудоустройстве, Государственная служба занятости населения решает важнейшую задачу: способствует том у, чтобы работодатели наняли работников, оптимально соответствующих их требованиям, а работники нашли рабочее место с удовлетворяющей их оплатой и условиями труда.

Так, в целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство осуществляет:
 разработку планов и программ социально-экономического развития, мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда, и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
 правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
 разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
 создание федеральной государственной службы занятости населения;
 внедрение эффективных механизмов проведения активной политики занятости населения, включая организацию и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
 оказание социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Далее важнейшим инструментом регулирования занятости населения является статистика занятости.
Для объективной оценки состояния рынка труда и положения в области занятости населения в Российской Федерации устанавливается государственная статистическая отчетность. Органы службы занятости обмениваются на безвозмездной основе с органами государственной статистики, налоговыми органами, органами миграционной службы и другими заинтересованными государственными органами отчетной документацией и сведениями, необходимыми каждой из сторон для выполнения своих функций.
Как уже было сказано выше государство создает федеральную службу занятости, деятельность которой направлена на:
 оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
 разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
 содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
 организацию мероприятий активной политики занятости населения;
 осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральная служба по труду и занятости РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Она имеет территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).
Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения. Следует отметить, что отсутствие желаемого результата при оказании услуг по трудоустройству не является следствием одних лишь действий Государственной службы занятости населения, поскольку причинами могут быть вполне объективные, «внешние» обстоятельства: несоответствие профессиональной квалификации соискателей структуре вакансий, дисбаланс между требованиями работодателей и пожеланиями соискателей, который проявляется в ходе очной встречи и не позволяет договориться о трудоустройстве и т.д.
Вместе с тем, по оценкам получателей услуг в сфере занятости, значительное число проблем обусловлено несовершенством деятельности органов государственной службы занятости населения.

1.2. Нормативно-правовое регулирование рынка труда в РФ

Конституция Российской Федерации закрепила базовые формулировки, касающиеся социальных прав человека в современной России. Право на труд (ст. 37), это право включает в себя следующие элементы трудовых прав граждан:
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, иначе данное право называют «правом на охрану труда»;
- право на защиту от безработицы, т.е. государство должно проводить экономическую политику, способствующую полной занятости, и оказание помощи гражданам в трудоустройстве;
- право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда, т.е. справедливое вознаграждение и равную оплату за равный труд.
Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения работой всех желающих, решение проблемы полной занятости населения.
Таким образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы (ст. 23 Всеобщей декларации прав человека).
В соответствии со ст. 3. Закона РФ «О занятости населения» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
В свою очередь безработными не могут быть признаны следующие лица (п. 3 ст. 3 Закона о занятости) :
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 ст. 32 настоящего закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности); в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
- дважды не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
- представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными .
Меры государственного регулирования рынка труда заложены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах.
Закон о занятости предусматривает осуществление мероприятий, направленных на содействие занятости граждан. Среди них :
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- организация временного трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
- Государственную услугу по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в период школьных каникул и в свободное от учебы время предоставляют органы исполнительной власти, осуществляющие переданные полномочия в области содействия занятости населения.
Основным государственным механизмом регулирования занятости и безработицы выступает законодательство о занятости населения Российской Федерации. Так законодательством устанавливаются гарантии, которые предоставляются гражданам при трудоустройстве, а также защита безработных граждан.
Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. В целях содействия полной занятости населения государство осуществляет правовое регулирование в области занятости и дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере, разрабатывает и реализует федеральные и территориальные программы содействия занятости населения. В этих целях создана Федеральная служба по труду и занятости, которая находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Основная обязанность по организации трудоустройства граждан возложена на территориальные органы занятости населения. В соответствии со ст. 19 Закона о занятости населения деятельность по оказанию гражданам услуг в содействии по трудоустройству осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости.
Обязанностью работодателя является предоставление территориальным органам службы занятости информации о наличии вакантных мест, сведения о возможных массовых увольнениях работников (ст. 25 Закона о занятости населения). Служба занятости выдает безработному гражданину направление на работу, которое содержит рекомендацию принять его на работу. Такое направление в ряде случаев содержит предписание и является для работодателя обязательным для исполнения. Речь идет о трудоустройстве инвалидов на квотируемые рабочие места. Закон о занятости населения предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, предоставлять дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений; лиц, освобожденных из мест лишения свободы и др.). Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» для всех организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квота составляет не менее 2% и не более 4% от общей численности работающих, если численность работников более 30 человек. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральные законы «О занятости населения» и «О социальной защите инвалидов» в случае невыполнения квоты работодатель вносит в бюджет субъекта РФ обязательную плату, размер которой определяют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В отдельных случаях федеральными законами устанавливаются дополнительные гарантии приема на работу для определенных категорий работников. Например, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия (ст. 13 Закона о занятости населения); лица, относящиеся к малочисленным народам, имеют право на первоочередной прием на работу в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местностях их традиционного проживания (ст. 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).
Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.
В обширный массив законодательства в сфере занятости населения, основу которого составляет Закон о занятости, входят иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, многочисленные ведомственные акты.
Закон «О занятости населения» определяет механизм регулирования занятости населения.
Таким образом, основными инструментами государственного регулирования занятости и безработицы является создание органами государственной власти нормативно-правовой базы в данной сфере. В РФ занятость и безработица регулируется Конституцией РФ, Трудовым Кодексом, Законом «О занятости». Кроме этого принимаются отдельные концепции и программы развития занятости как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вторым инструментом государственного регулирования является создание специальных органов государственной власти, которые занимаются вопросами занятости и безработицы. К таким органам в РФ относятся Министерство здравоохранения и социальных отношений. В рамках, которого, существует Федеральная служба по труду и занятости. Далее важным инструментом государственного регулирования занятости и безработицы является статистика, которая постоянно отслеживается и анализируется. С помощью данных статистики государство имеет представление о численности занятых и безработных и уже после этого может принимать какие-либо меры.

1.3. Современная государственная политика в сфере занятости молодежи в Российской Федерации и Челябинской области тенденции и проблемы

Категория «молодёжь», критерии её выделения в социально-демографическую группу уже давно привлекают внимание обществоведов. Но до сих пор среди исследователей нет единого подхода к определению и сущности данного понятия. В работах многих учёных даются самые различные интепритации молодёжи.
В целом преобладает представление о молодёжи как о специфической социально-демографической группе. Выделение молодёжи в социально-демографическую группу позволяет, во-первых, не отрывать эту группу от общества, частью которого она является, а во-вторых, акцентировать внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи в значительной степени социально обусловлен
В целом реализация молодежной политики в Российской Федерации регламентируется федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного уровня. Важность данных правовых актов состоит в том, что на них опирается современная правоприменительная практика, отражены основные положения относительно принципов, целей, мероприятий государственной молодежной политики, как в целом, так и по основным ее направлениям, приоритетам.
Что касается решения вопросов занятости молодежи в целом и в сельской местности в частности, то можно отметить следующие нормативно-правовые акты. Общие вопросы занятости молодых граждан регламентируются такими нормативно-правовыми актами, как Постановление Верховного Совета РФ № 5090 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 03.06.1993, Постановление Правительства РФ №387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи Российской Федерации» от 3.04.1996 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.08.96 № 937). В этих нормативно-правовых актах раскрываются общие гарантии в сфере труда и занятости молодежи.
В частности, главной задачей государства в сфере труда и занятости молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создании системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров .
В целях содействия занятости молодежи используются следующие меры и средства :
- учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;
- использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
- установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других;
- законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;
- осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ по специальным программам.
В целях реализации инновационного потенциала молодежи, облегчения стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения государство предполагает осуществлять меры по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской (фермерской) деятельности молодых граждан, молодых семей, коллективов молодых граждан, а также организаций молодых предпринимателей, молодежных хозяйственных объединений на селе, прежде всего в сфере производства товаров и услуг.
Система таких мер предполагает :
- установление правового статуса молодежного, студенческого и ученического предприятия;
- предоставление индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льгот по налогообложению и кредитованию, обеспечению средствами производства, помещениями, страхованию их коммерческого риска;
- выдачу поручительств и гарантий;
- финансирование обучения основам предпринимательской деятельности и содействие в разработке учредительных документов;
- освобождение молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- установление дотаций (субсидий) и налоговых льгот на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления;
- предоставление одноразовых субсидий для поддержки разработанных в интересах молодежи проектов и предложений, носящих новаторский характер, а также направленных на расширение возможностей самообеспечения молодежи.
В целом реализация государственной молодежной политики включает следующие меры:
- принятие специальных законодательных и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления; внесение изменений и дополнений в действующее на территории Российской Федерации законодательство и иные правовые акты;
- разработку и осуществление государственных молодежных программ комплексного и целевого характера, а также включение соответствующих разделов в государственные программы экономического, экологического, социального и культурного развития, осуществляемые на федеральном, региональном и территориальном уровнях;
- создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;
- выделение в федеральном и местном бюджетах отдельной строкой ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики (финансовая поддержка программ молодежных и детских объединений, целевых молодежных фондов, программ социальной помощи отдельным категориям молодежи, социальных служб для молодежи, научных исследований по проблемам молодежи, обучения и подготовки соответствующих кадров, проведения спортивных, культурных и иных мероприятий);
- создание государственных органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти всех уровней, а также социальных служб для молодежи различного профиля и направленности.
Необходимо также отметить решение общих вопросов занятости молодежи на региональном и муниципальном уровне. В частности, между Федерацией профсоюзов Челябинской области, Челябинским региональным объединением работодателей ПРОМАСС и Правительством Челябинской области подписано "Региональное трехстороннее соглашение по урегулированию социально-трудовых отношений" на 2011-2013 годы.
В области работы с молодежью стороны определяют приоритетными следующие направления:
- реализация государственной и региональной молодежной политики и молодежной политики профсоюзов, как единой государственной молодежной политики в Российской Федерации;
- обеспечение защиты социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи;
- поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни предприятия (организации), городов и районов, в профсоюзном, молодежном движении и других общественных организациях;
- поддержка молодежи на этапе социального, культурного, духовного и физического развития, выбора жизненного пути, образования, начала профессионально-трудовой и предпринимательской деятельности, создания и укрепления семьи;
- реализация общественно значимых инициатив молодых граждан, деятельности молодежных общественных объединений на предприятиях и в организациях области.
Стороны совместно:
1. Разрабатывают систему мер по изданию и совершенствованию нормативно-правовых актов в сфере государственной и общественной поддержки, а также защиты прав и интересов молодых граждан.
2. Реализуют целевые программы, направленные на решение молодежных проблем. Рассматривают на заседаниях областной трехсторонней комиссии вопросы работы с молодежью и меры по улучшению социально-экономической и правовой защиты молодых людей.
3. Обобщают и распространяют положительный опыт работы с молодежью на предприятиях (организациях), городах и районах области, организуют освещение лучшего опыта работы в средствах массовой информации.
Правительство в рамках этого соглашения:
1. Реализует мероприятия в области молодежной политики.
2. Создает условия для занятости молодежи, в том числе разрабатывает и принимает меры по квотированию рабочих мест для молодежи.
3. Обеспечивает проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей по различным направлениям творческой реализации детей и молодежи, в том числе в области профессиональной, предпринимательской деятельности.
4.Организует проведение социологических опросов по проблемам молодежи, в том числе рабочей молодежи. Материалы опросов представляет всем заинтересованным организациям для использования в практической работе с молодежью.
5. Практикует проведение всероссийских, межрегиональных, региональных спортивных соревнований среди молодежи по массовым видам спорта. Создает условия для развития массовых видов молодежного туризма.
6.Участвует в организации летнего оздоровления детей в городских и загородных детских оздоровительных учреждениях.
7. Практикует проведение социологических мониторингов по проблемам молодой семьи, по научно-методическому обеспечению работы с молодыми семьями.
8. Совершенствует законодательство Челябинской области по вопросам поддержки молодых семей в строительстве и приобретение жилья (осуществление субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, внедрение механизмов аренды муниципального жилья), улучшения жилищных условий для молодых малоимущих условий для молодых малоимущих семей.
9. Разрабатывает и реализует меры по поддержке инициатив молодых граждан по созданию молодежных жилищных кооперативов, других молодежных объединений по строительству доступного жилья для молодежи.
10. Обеспечивает поддержку и развитие различных форм воспитательной работы в специализированных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, в подростковых и молодежных клубах по месту жительства.
11. Обеспечивает меры по поддержке молодых граждан в области охраны труда и здоровья, в профилактике опасных заболеваний и формировании здорового образа жизни.
12. реализует меры по социальной поддержке студенческой молодежи.
Работодатели в рамках трехстороннего соглашения:
1. В пределах существующих финансовых возможностей обязуются предусматривать в коллективных договорах разделы о работе с молодежью с предоставлением для молодежи различных гарантий и льгот (квотирование рабочих мест, меры по адаптации их на предприятии (организации), возможности повышения квалификации и получения специальности, предоставления льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные дотации за счет предприятия на наем жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях.
2. Создают молодежные участки, экипажи, агрегаты, бригады, звенья и организовывают совместно с профсоюзами трудовое соперничество между ними.
3. Совместно с профсоюзами проводят конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
4. Создают и развивают на предприятии (организации) институт наставничества.
5. Возрождают шефство предприятия (организации) над учебными заведениями на договорных началах, предоставляют возможность прохождения производственной практики учащимся и студентам начального, среднего, высшего профессионального образования на базе предприятия (организации) согласно заключенным договорам.
6. Проводят совместно с профсоюзами торжественные мероприятия "Посвящение в рабочий класс" (для выпускников базовых училищ, учебных комбинатов и центров подготовки кадров), а также торжественные проводы молодых работников предприятия (организации) в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.
7. Совместно с профсоюзами способствуют организации работы с молодежью, проживающей в общежитиях, по проведению спортивных, культурно-массовых, оздоровительных мероприятий.
8. Совместно с профсоюзами содействуют проведению тематических молодежных вечеров (КВН, фестивали авторской и исполнительной песни молодых работников предприятия, новый год, молодая семья. рабочая династия, творческие вечера молодых специалистов), выделяют денежные средства на их проведение.
9. Совместно с профсоюзами способствуют организации различных спортивных мероприятий среди молодежи, соревнований, спортивных праздников, выделяют средства на поощрение победителей.
Профсоюзы:
1. Участвуют в разработке и реализации программ по поддержке молодежи, занятости и профессионального обучения, ликвидации диспропорций между потребностями рынка труда и структур специальностей, по которым ведется подготовка в системе профессионального образования.
2. Вносят предложения по включению специальных разделов по вопросам защиты социально-трудовых прав молодежи в отраслевых, территориальных соглашениях и коллективных договорах организаций, предприятий и учреждений области.
3.Участвуют в организации трудового соперничества среди молодежи, создании молодежных трудовых коллективов, в организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи.
4. Создают в отраслевых областных первичных профсоюзных организациях молодежные комиссии (советы, комитеты) по работе с молодежью, содействуют созданию и работе молодежных организаций и объединений на предприятиях (организациях).
5. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюзов. Содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
6. Присуждают ежегодно премии профсоюзов для поощрения членов профсоюзов из числа молодежи, добившихся высоких показателей в труде и учебе, принимающих активное участие в работе профсоюзов.
7. Содействуют и оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, а также в организации их досуга и отдыха.
8. Организуют молодежную работу в газете Федерации профсоюзов области "Труд и время на Южном Урале", а также в многотиражных газетах предприятий (организаций) области.
9. Участвуют в создании и развитии на предприятиях (организациях) института наставничества.
10.Содействуют возрождению шефства предприятий (организаций) над учебными заведениями.
Что касается занятости молодежи в сельской местности, то можно отметить ряд нормативно-правовых актов, затрагивающих этот аспект: Постановление Правительства РФ № 858 «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.04.2005 № 271, от 03.04.2006 № 190, с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 № 1355-р), Областная целевая программа реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» в Челябинской области на 2006-2010 годы. В этих актах содержатся основные цели и задачи по удержанию и привлечению молодежи в сельской местности:
1) развитие жилищного строительства и доступности жилья для молодежи в сельской местности;
2) развитие сети сельских общеобразовательных и специальных учреждений;
3) развитие физкультурно-оздоровительных и культурно-досуговой деятельности в сельской местности;
4) помощь в развитии молодежного предпринимательства в сельской местности и трудоустройстве через государственные центры занятости.



Глава 2. Совершенствование мероприятий по содействию занятости молодежи в Челябинской области

2.1. Общая ситуация и проблемы занятости молодежи в Челябинской области

В январе 2013 года в Областные казенные учреждения Центры занятости населения городов и районов Челябинской области (далее ЦЗН) за содействием в поиске подходящей работы обратился 8441 (8598) чел., что на 1,8% меньше, чем в январе 2012 года (здесь и далее в скобках приведены показатели за аналогичный период прошлого года).
Из обратившихся за содействием в поиске подходящей работы 7871 (8312) чел. или 93,2 (96,7) % составили граждане, не занятые трудовой деятельностью; доля иностранных граждан и лиц без гражданства составила 0,09 (0,05) %, женщин – 50,1 (46,3) %, рабочих – 56,0 (57,3) %, служащих – 25,6 (24,5) %, впервые ищущих работу (ранее не работавших) – 18,4 (18,2) %; доля граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва – 16,9 (15,4) %.
Численность граждан и работодателей, обратившихся за информацией о положении на рынке труда, составила 9929 (8147) чел., что на 21,9% больше, чем в январе 2012 года.
Численность граждан, признанных безработными, составила 3711 (4179) чел., что на 11,2% меньше, чем в январе 2012 года.
Заявленная потребность в работниках организаций области составила 14992 (13237) вакансии, что на 13,3 % больше, чем в 2012 году. На 01.02.2013 г. количество имеющихся вакансий в ЦЗН увеличилось на 29,2%, по сравнению с аналогичным показателем на ту же дату прошлого года, и составило 25210 (19519) единиц.
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, по состоянию на 01.02.2


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.