На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Строительства германского флота перед Первой мировой войны.

Информация:

Тип работы: Диплом. Добавлен: 29.10.2013. Сдан: 2010. Страниц: 96. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА ДО «ЭРЫ ТИРПИЦА» (1897г.)
1.1. Влияние социально - экономических и политических факторов на развитие германского флота в конце XIX века.
1.2. Военно-морская стратегия в Германии до «эры Тирпица».
ГЛАВА 2. ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ И МОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АДМИРАЛА АЛЬБЕРТА ФОН ТИРПИЦА.
2.1. Формирование концепции адмирала А. Тирпица.
2.2. Основные идеи плана Тирпица.
ГЛАВА 3. ИТОГИ СТРОИТЕЛЬСТВА ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА К 1912 ГОДУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


ВВЕДЕНИЕ.

В конце XIX - начале XX в.в. умами политиков продолжала владеть идея о том, что большая территория - это один из показателей, определяющих силу государства. Отсюда и стремление увеличить территории, а сделать это можно было путём захватов, уже поделённых территорий, что вызывало стремление увеличить вооружённые силы страны.
Ситуация обострялась ростом противоречий между ведущими государствами в борьбе за колонии как необходимые для растущей промышленности индустриальных держав новые рынки сырья и сбыта.
В результате развернулась беспрецедентная гонка вооружений. В нее были втянуты мировые державы, лидеры которых не мыслили будущего без экономической, политической и колониальной экспансии.
Не малую роль в этой гонке вооружений играл и военно - морской флот. Среди идей и течений, подчеркивающих необходимость строительства большого флота, наиболее популярной оказалась теория «морской силы» американского военно-морского историка А.Т. Мэхэна. Она активно внедрялась главными соперниками в борьбе за «место под солнцем» - Германией и Великобританией. В результате военно-морские учреждения этих стран стали играть важную роль в государственной политике. А с мнением адмиралов считались члены правительства, дипломаты и крупный капитал.
В Германии влияние «нового маринизма» особенно возросло с приходом в военно-морское ведомство в 1897 году адмирала Альфреда фон Тирпица. Отныне история кайзеровского флота и германской флотской политики стала ассоциироваться с его именем и планами. «Эрой Тирпица» назвал одно из своих исследований, посвященное германской военно-морской политике, известный западногерманский историк И. В. Хубач. Он, как и многие другие исследователи, считает А. Тирпица главным вдохновителем и «творцом» большого линейного флота.
Несмотря на то, что тема создания германского флота изучена достаточно хорошо, своей актуальности она не потеряла. Дело в том, что вопросы строительства германского флота тесно переплетаются с проблемами международной политики и вопросами экономического развития, самим своим появлением германский флот обязан данным факторам. Так, экономический подъём вызвал потребность в поисках новых рынках сырья и сбыта, что наталкивалось на подобные же интересы других индустриальных стран.
В современном мире проблемы экономического развития, и связанные с ними проблемы взаимоотношений между государствами, которые, порой и в наши дни, пытаются решить свои проблемы за счёт других стран, эти вопросы актуальны и злободневны и в наши дни.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить причины и особенности строительства германского флота в период перед Первой мировой войны.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть влияние социально - экономических и политических факторов на развитие германского флота в конце XIX века;
- проследить эволюцию военно-морской стратегической идеи от эпохи генералов и первых руководителей адмиралтейства А. фон Штоша и Г. Каприви (1885 год) до «эры Тирпица» (1897 год);
- проанализировать влияние военно-политической концепции А. фон Тирпица на внешнею политику Германии в 1897 - 1912 годах;
- рассмотреть основные идеи плана А. Тирпица;
- дать анализ итогам строительства германского флота к 1912 году.
Исходя из поставленных цели и задач, построена структура данной работы.
В первой главе рассматривается ситуация с развитием германского флота в период, так называемой, «эпохи генералов». В ней освещаются вопросы социально - экономического развития Германии в конце XIX века. Отмечается факт экономического подъёма страны, переход её на новую - индустриальную фазу развития, что поставило задачи появления колониальных владений. В свою очередь, потребности в колониальных владениях вызвали интерес к военному флоту, который должен был обеспечить безопасные пути сообщений с колониальными владениями.
Между тем, как и захват колоний, так и создание колониальной инфраструктуры, включающей в себя военно - морской флот, наталкивались на негативную реакцию Франции, а прежде всего, Англии, затрагивались интересы и России. Поэтому на первоначальном этапе развития германского флота руководители морского министерства ограничивали круг задач для него исключительно оборонительными функциями. Сказались здесь и такие факторы, как: недостаток специалистов в флотском деле и серьёзное влияние армейских генералов на политические решения в целом.
Вторая глава посвящена «эре Тирпица», его военно-морской стратегической концепции, которая предполагала создание мощного флота, готового не просто обеспечивать охрану береговой линии, но и наладить бесперебойную и безопасную связь метрополии с колониями, на равных бороться с самой сильной морской державой - Англией. В главе приведены перипетии политических баталий по поводу новой концепции флота, как внутри Германии, так и на международной арене, а так же рассмотрена сама концепция А. Тирпица.
В третьей главе проанализированы результаты строительства германского флота к 1912 году, выяснено, как на практике воплотились идеи А. Тирпица.
В заключении приведены основные выводы автора по данной работе.
В конце приведён список использованной литературы.
Объектом данного исследования является развитие германского флота в конце XIX - начале XX в.в.
Предметом исследования стала эволюция взглядов А. Тирпица на развитие германского военного флота.
Основными источниками и материалом для достижения цели дипломной работы являются труды, как воспоминания самого Тирпица, так и мемуары его современников, а так же опубликованные документы по данной теме.
Все источники, которые были использованы для написания данной работы можно разделить на три группы:
1. Законодательные акты, касающиеся военно - морского флота Германии:
2. Делопроизводственная документация;
3. Мемуары.
К первой группе - законодательные акты, мы отнесли все законы о флоте 1898, 1900, 1906, 1908, 1912 годов. Данные документы предоставляют в руки исследователя ценный статистический материал (количество действующих и строящихся судов, их предполагаемая дислокация и т.д.), а также дают возможность составить картину стратегического развития германского флота.
Ко второй группе источников - делопроизводственной документации, мы отнесли финансовые сметы строительства, расходы морского министерства Германии, программа плавания судов германского флота. Эти материалы, содержащие сведения о кораблестроительной программе германского флота (1898-1904 гг.), наглядно демонстрируют как шло развитие флота.
В третью группу источников вошли мемуары государственных и военных деятелей Германии и Великобритании: О. Бисмарка, Б. Бюлова, А. Тирпица. Конечно, к источникам личного происхождения, коими являются мемуары, тем более к воспоминаниям людей, чьё имя вошло в историю, следует относится с известной долей осторожности, но тем не менее, они дают в руки исследователя богатый фактический материал, позволяют установить личную точку зрения участника событий.
Методологической основой исследования служат принципы научной объективности и историзма, что предполагает непредвзятый подход к анализу источников и рассматриваемых исторических фактов.
В работе использовались сравнительно - исторический, хронологический, системно-структурный методы.
Научная новизна и значимость данного дипломного сочинения, на наш взгляд, заключается в том, что в нём сделана попытка объективно, отстранённо от политических пристрастий, проследить генезис взглядов верхушки немецкого общества на необходимость создания военного флота и на процесс его дальнейшее развитие.
В ходе изучения материалов по данной теме, автор дипломной работы пришёл к выводу, что появление и осуществление военно - морской концепции Тирпица было вызвано стремлением правящих кругов Германии обеспечить страну колониальными рынками, что отвечало интересам широких слоёв немецкого общества. Предложенная Тирпицом идея создания сильного наступательного военно - морского флота оказала, в свою очередь, серьёзное влияние на внешнеполитический курс Германии в конце XIX - начале XX в.в.
Данное положение будет доказано в ходе дальнейшего изложение материала.
К нашему времени накопился богатый научный материал, посвящённый теме нашего исследования.
Все научные труды, использованные для написания данной работы можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе нами были отнесены документальные материалы, обнаруженные и опубликованные историками.
Так, в 1940 году состоялось издание документов под руководством видного советского дипломата и историка В. П. Потемкина, посвященных истории международных отношений в 1870-1918 годы.
Ко второй группе исследований мы относим работы посвящённые дипломатическим коллизиям конца XIX - начала XX в.в.
Так, Н. П. Полетика в книге «Возникновение мировой войны», а затем и В. М. Хвостов в «Истории дипломатии» сделали достаточно важные выводы, которые могли определить вектор дальнейших исследований в этой области. Так, Н. П. Полетика справедливо указывал на то, что вопрос об англо-германском морском соперничестве обычно трактуется лишь в рамках взаимоотношений двух стран - Англии и Германии, «точно никаких флотов на свете, кроме английского и германского, не существовало».
Такие историки, как Е. В. Тарле, Н.П. Полетика подчеркивали в своих работах, что германские морские амбиции и стремление удовлетворить их с помощью самого эффективного тогда средства - линейного флота - легли в основу антагонистических противоречий между Лондоном и Берлином.
Важную роль в перспективах исследования внешнеполитических проблем германского строительства флота сыграли работы В.М. Хвостова. В предисловии к русскому изданию мемуаров канцлера Б. Бюлова ученый обратил внимание на роль флота в становлении антибританского курса кайзеровской Германии. Он подчеркнул, что Б. Бюлов длительное время отождествлял свою внешнюю политику с политикой «создателя» германской военно-морской силы адмирала Тирпица.
В конце 1945 года в свет вышел второй том «Истории дипломатии». Эта работа, написанная в основном В.М. Хвостовым, по справедливому замечанию академика А.Л. Нарочницкого, отражала, а в некотором отношении даже опережала уровень научной разработки истории международных отношений в советской историографии. Раскрывая провал англо-германских переговоров о союзе в 1898 году, В.М. Хвостов указывает на идею влиятельного советника германского внешнеполитического ведомства барона Ф. Гольштейна суть, которой сводилась к необходимости балансирования между Англией и Россией.
Однако объективные причины несостоявшегося соглашения, по мнению ученого, были в другом. При этом они не исчерпывались колониальными притязаниями, конкуренцией в торговле и просто стремлением к гегемонии. Речь шла о том, что Германия приступила в 1898 году к строительству такого военного флота, который в будущем сможет разрушить монополию Великобритании на моря и океаны. Идея англо-германского соглашения в таких условиях становилась просто нелепой.
Гонка морских вооружений превратилась в один из главных узлов противоречий, который наряду с франко-германскими и русско-германскими противоречиями привел к великой войне. Этот тезис является одним из главных в публикациях Д. В. Лихарева. По мнению историка, такие адмиралы как Диксон Фишер в Англии и Альфред Тирпиц в Германии получили в «эпоху нового маринизма» такую власть, что ни один флотоводец «ни до, ни после этих двух, не имел подобных возможностей так влиять на политику своего государства». При анализе причин появления такого феномена в Великобритании Д. В. Лихарев обращает внимание на быстрое распространение идеологии маринизма с помощью эффективно работающей пропагандистской машины.
А.С. Ерусалимский исследовал не только политику правящих кругов в связи с принятием законов о флоте, но и отношение различных партийно-политических группировок в рейхстаге к планам военно-морского ведомства. В его работе «Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX века» была рассмотрена позиция социал-демократов, критикующих военно-морские программы с точки зрения наступления правительства на интересы немецкого пролетариата.
Труд А.С. Ерусалимского можно частично отнести и к третьей группе исследований, посвящённой внутриполитической борьбе в Германии, разгоревшейся вокруг строительства военного флота.
В 1980 - 1990-е годы данная тема исследуется в работах С. П. Шилова, А. И. Балобаева, Б. М. Туполева, Д. В. Лихарева. В статьях «Военно-морская идея Германии в пропагандистской литературе конца XIX - начала XX вв.»; «Германская социальная демократия и флотский законопроект 1898»; «Курс на создание большого военного морского флота и пропаганда его строительства в Германии (1898-1900)» С. П. Шилов анализирует работу адмирала Тирпица по пропаганде создания морского флота Германии, а также исследует законопроект 1898 года о строительстве флота. Изучению законопроектов о флоте посвящена работа А. И. Балобаева «Обозрение и начало деятельности немецкого флотского союза (1898-1900)».
Наконец, к четвёртой группе мы относим исследования непосредственно посвящённые германскому флоту.
Основанные большей частью на изучении отечественных и зарубежных архивов публикации Б. М. Туполева дают представления о попытках германских правящих кругов использовать флот как орудие «мировой политики». Правда, поскольку стратегические и политические концепции адмирала Тирпица «содержали в себе целый ряд противоречивых положений», ученый затруднялся дать однозначный ответ на вопрос, в какой мере германское правительство «сознательно» проводило политику создания заморских опорных пунктов для флота. В целом же, по мнению Б.М. Туполева, концепции Тирпица «оказали глубокое влияние на все направления внешней политики Германии в 1897-1913 гг.».
В данной работе мы сделали попытку доказать, что план строительства большого военно - морского флота адмирала Тирпица имел двоякую цель.
Помимо решения внешнеполитических задач, связанных с превращением Германии в мировую морскую державу, он должен был дать возможность дальнейшему индустриальному развитию Германии. Флот, политика, дипломатия, экономика, социальные проблемы - всё переплелось в тугой взаимосвязанный клубок. Распутать его мы и попытаемся в ходе дальнейшего нашего исследования.

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА ДО «ЭРЫ ТИРПИЦА» (1897г.).
1.1. Влияние социально - экономических и политических факторов на развитие германского флота в конце XIX века.

В многовековой истории Германии армия всегда играла огромную роль. В подъеме Пруссии до положения великой державы XVIII столетия и в установления ее гегемонии в Германии в 1866 году армия явилась решающим фактором. С данным утверждением соглашаются, как зарубежные, так и отечественные исследователи.
В период с начала 70 - х годов XIX века и до начала XX века происходит длительный процесс реформирования, а точнее, на мой взгляд, постоянного совершенствования, немецкой армии и флота.
Главная причина этого процесса, по мнению автора работы, кроется в том, что милитаризация немецкого общества отвечала чаяньям широких кругов немецкого общества и, особенно, правящей элиты.
После объединения Германии под символами Германского рейха, правящие круги отчётливо ощутили необходимость укрепления экономики страны. Огромное влияние военных, желание правительства и населения как можно быстрее преодолеть экономические проблемы и поднять уровень жизни, что заставило действовать быстро, чётко, дисциплинированно, по - военному.
Милитаризация жизни в Германии после 1871 года развивалась стремительно. Военные ценности проникли в мир бизнеса, произведя на свет особый сорт промышленников, которые руководили своими предприятиями, будто командовали крепостями, а также университетское сообщество, где студенческие корпорации восприняли ритуалы казарменной жизни и пытались подражать стилю прусского лейтенанта. В период правления Вильгельма II (1744-1797) зажиточные буржуа стремились продвинуться по социальной лестнице, выдавая своих дочерей за аристократов из офицерского корпуса или добиваясь для сыновей назначения в престижные кавалеристские полки.
Свидетельством о милитаризации немецкого общества служит и тот факт, что в Конституции Германии 1871 года целая глава носит название «Военное дело империи». Так, согласно, статье 57 Конституции «Каждый немец подлежит воинской повинности и не может заместить себя кем-либо другим для отправления этой обязанности». Каждый гражданин, достигший 20 лет, призывался в армию.
Вооружённые силы состояли из армий Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга. Согласно статьям 63 и 64 Конституции, «общая военная сила страны составляет единую армию, которая в военное и мирное время подчинена императору... Все германские войска обязаны безусловно следовать приказаниям императора. Эта обязанность входит в военную присягу...».
Пользуясь своим влиянием в правительстве военные лоббировали финансирование своих программ, что давало возможность постоянно обновлять вооружённые силы.
Апогеем этих процессов стало создание «Пангерманского союза» в 1891г. Среди его членов были промышленники, влиятельные политики и учёные.
Со временем Пангерманский союз стал крупнейшей общественной организацией в Германии в 1891-1939 гг. До 1894 года он назывался Всеобщим немецким союзом, выступал за установление мирового господства Германии. К концу Первой мировой войны он насчитывал до 40 тыс. членов. Имел широкую сеть отделений не только внутри страны, но и за границей. В тесном контакте с ним действовали и другие схожие организации - Колониальное общество, Флотский союз, Имперское объединение против социал - демократии и др.
В рамках союза промышленники получали госзаказы на производство оружия, банкиры предоставляли займы государству для оплаты военных заказов. От такого взаимодействия выигрывали все: правительство - вело «подготовку своего тыла к войне за мировое господство»; промышленники и банкиры - коммерческие прибыли; население - новые рабочие места; правительство - идиалогическую базу для борьбы с оппонентами.
Германия конца XIX - начала ХХ века представляла собой яркий пример влияния экономических факторов на теорию и практику военно-морского строительства. Она быстро догнала и начала перегонять в экономическом отношении такие высокоразвитые страны, как Англия и Франция.
Развитие металлургии подвело техническую базу для осуществления военно-морских программ. В 1892 году Германия перегнала Англию по добыче руды, в 1893 году - по выплавке железа и стали, в 1901 году - в потреблении руды, в 1903 году - по производству чугуна. Не меньшие темпы развития наблюдались и в других областях экономики, связанных с кораблестроением: электротехнике, машиностроении, химии. Если в 1891 году стоимость продукции электротехнической промышленности составляла 45 млн. марок, то в 1898 году она выражалась цифрой почти в 230 млн. марок. С крупными немецкими банками теснейшим образом была связана другая молодая отрасль - химическая промышленность, которая с конца XIX века активно поддерживала увеличение морских вооружений.
Естественен вопрос: каким образом Германия, столь поздно вступившая на капиталистическую арену, отягощенная столь большим грузом средневековых пережитков, смогла в такой короткий срок занять первое место среди передовых промышленных стран Европы?
Политическая и экономическая раздробленность Германии до конца 60-х годов тормозила рост производительных сил, мешала росту капитальных вложений в транспорт и промышленность. Быстрый рост капиталистической промышленности и торговли в последней трети 19 века был обусловлен, в первую очередь, двумя важными событиями: политическим объединением Германии и победой Пруссии над Францией в войне 1870-1871 гг.
В первую очередь, этот толчок испытало железнодорожное строительство. Капитализм мог успешно развиваться лишь в условиях единого национального рынка, кровеносными сосудами которого стали железнодорожные и речные пути. Железнодорожное строительство явилось могущественным толчком для развития многих отраслей промышленности, а для некоторых и началом их становления.
Строительство железных дорог требовало громадного количества продуктов тяжелой индустрии и машиностроения - каменного угля, рельсов, балок, паровозов, вагонов, труб, цемента, кирпича, нефти и т.п. Поэтому эти отрасли промышленности находили в железных дорогах основу для быстрого развития. Железные дороги являлись стимулом самых главных отраслей промышленности, каменноугольной и железоделательной. Форсированное строительство железных дорог в Германии началось во второй половине 19 века.
Длина железных дорог за период 1860 - 1870 гг. увеличилась на 8 тыс.км (69%), а за период 1870 - 1880 гг. на 14,2 тыс.км (72,4%). Далее прирост длины железнодорожной сети и темпы роста ее стали заметно снижаться и составили за 1880 - 1890 гг. - 9,1 тыс.км (26,9%), за 1890 - 1900гг. - 8,5 тыс.км (19,8%), за 1900 - 1910 гг. - 9,8 тыс.км (19,0%). Всего за период 1870-1913 гг. длина железнодорожной линии увеличилась примерно в 3,3 раза (на 225%).
В первый период строились частные небольшие железные дороги для обслуживания местного рынка. Для Германии железнодорожный вопрос являлся важным, и поэтому Бисмарк хотел подчинить железные дороги государственному центральному управлению, чтобы увеличить мощь и престиж Берлина. В 1880-1890 гг. государство выкупает частные железные дороги в казну. Государство по причинам военного характера было заинтересовано в том, чтобы монополизировать железнодорожную сеть страны. Результатом этого было то, что в течении 30 лет Пруссия приобрела контроль над 2/3 железных дорог Германии.
Строительство железных дорог, особенно в 1870-1880 годах, привело к быстрому росту банковского капитала через кредитование и эмиссию ценных бумаг железнодорожных акционерных компаний. Другим наследием стал расцвет горнозаводской и машиностроительной промышленности. В 1911 году Германия являлась крупнейшим экспортером железнодорожного оборудования.
Бурное развитие железных дорог ускорило процесс разложения крестьянского хозяйства и вытеснение домашних промыслов; появился значительный контингент новых потребителей продуктов капиталистической промышленности, особенно в восточных провинциях Германии. В частности, заметно расширился круг потребителей хлопчатобумажных тканей. Наконец, железные дороги в десятки раз удешевили перевозку товаров на далекие расстояния, что содействовало бурному развитию торгового капитала и легкой промышленности.
К моменту объединения Германии самым крупным промышленным предприятием был военный завод Альфреда Круппа в Эссене. В 1845 году у Круппа работало 122 рабочих, к 1871 году число их превысило 16 тыс., а в 1902 году - уже 40 тыс. рабочих. Вскоре военные заводы Круппа и другие переросли рамки страны. Фирма Круппов, как крупнейший поставщик вооружения для армии и флота кайзеровской Германии, продолжала расширять производство, и если в 1870-1871 годах общая стоимость ее продукции составляла 29 млн. марок, то в 1890-1891 гг. уже почти 56 млн. марок. За двадцатилетие фирмой было произведено продукции на 603,6 млн. марок, военная продукция достигала суммы в 272 млн. марок; за это же время 82,4% всей военной продукции и 49,9% мирной шло на экспорт. Деятельность фирмы Круппа оказывала огромное влияние на гонку вооружений во всем мире, когда фирма усиленно наращивала производство вооружения. Так, в 1901 году возникло международное общество "Юнайтед Гарвей стил компани", куда вошли крупнейшие фирмы военной промышленности мира, и в их числе Крупп, Шнейдер, Виккерс, Армстронг с целью совместного использования патента на производство стали для броненосцев. Крупп вступал в патентные соглашения по применению новых военных изобретений с рядом фирм, в том числе и с Виккерсом.
Германское правительство не знало экономии в расходах, когда дело касалось вооружений и военных заказов. Германия превратилась в вооруженный лагерь. Непрерывно совершенствуя свое вооружение, Германия широко использовала науку, интенсивно поставлявшую новые средства уничтожения. На этой почве возникла тесная связь между немецкой наукой с магнатами промышленности, тратившими гигантские суммы на изобретательство военной техники.
В 1896 году Вильгельм II начал компанию за создание мощного военно-морского флота. В это время Крупп купил в Киле судостроительную верфь. Кильская верфь и заводы Круппа в Эссене, Аннене, Рейнхаузене и Магдебурге давали ему полную возможность создавать весь флот целиком - от заклепок до снарядов. На рубеже XIX - XX веков Крупп построил 9 линейных кораблей, 5 легких крейсеров и 33 эсминца. В конце XIX века был изобретен гирокомпас, который сделал возможным вождение подводных кораблей, а создание дизельного мотора исключало необходимость пользоваться опасным и дымным газолином; к этому времени был уже полностью закончен проект первого немецкого подводного корабля - «Подводная лодка-1(У-1)».
Перед первой мировой войной Крупп еще более усовершенствовал боевое орудие. Это была толстая тупоносая мортира, по своей мощности превосходящая любую пушку вмире,16,8-дюймовая (420 мм) "Толстая Берта", которая обслуживалась 200 артиллеристами и посылала свои снаряды на расстояние девять миль.
Пушки Круппа отлично зарекомендовали себя еще во время франко-прусской войны в 1870-1871 годах, где и сыграли решающую роль в победном сражении под Седаном 1 сентября 1871 года и в политических итогах страны.
Промышленному развитию Германии способствовал также быстрый рост населения. Приведем статистические данные из разных источников о росте численности населения Германии. Численность населения за период 1871-1914 годах увеличилась на 65%. Значительное увеличение численности населения происходило с 1890-х годов, а своего пика достигало в период 1900-1910 годов, когда прирост населения составил около 9 млн. человек. Это было связано с тем, что вплоть до середины 90-х годов промышленность Германии, несмотря на общий подъем, была не в состоянии поглотить значительную часть освободившейся из ремесла и земледелия рабочей силы (из-за запоздалой и затянувшейся промышленной революции) и эмиграция из Германии достигла в начале 80-х годов своей наивысшей точки, упав лишь в начале 90-х годов, а приблизительно с 1895 года процесс постепенного превращения Германии в страну с превышением притока рабочих извне над эмиграцией.
Таким образом, можно утверждать, что немецкая армия и флот не испытывали проблем с комплектованием, благодаря росту числа населения.
В числе условий, позволивших германской промышленности в последние десятилетия XIX века опередить страны более раннего развития капитализма - Англию и Францию, в экономической литературе обычно отмечается лучшая постановка школьного дела и профессионального обучения в Германии. Высокая профессиональная выучка германских рабочих при относительно низкой заработной плате, несомненно, явилась важным фактором быстрых успехов германской промышленности, особенно на внешних рынках. Постановка высшего образования в Германии была, в значительно большей мере, чем в других странах, подчинена задаче снабжения германского производства научно-техническими кадрами.
В 1888 году была проведена новая военная реформа. Её причиной стала нарастающая международная напряжённость. Германия не могла равнодушно наблюдать за сближением России и Франции. Для достижения превосходства немецкое правительство пошло на радикальные меры, согласно статье 1 «каждый способный носить оружие немец - в течение семи лет принадлежит к постоянному войску; как правило с 20 до 28 лет, и первые три года состоит на действительной военной службе, последние четыре года в резерве; а следующие затем пять лет состоит в ландвере первого призыва и
в ландвере второго призыва до 31 марта того календарного года, в котором ему исполнится 39 лет».
Вновь появляется ландштурм: «Ландштурм обязан в случае войны участвовать в защите отечества; в случаях чрезвычайной необходимости он может быть привлечен к пополнению сухопутного войска и флота. Ландштурм состоит из всех военнообязанных в возрасте от 17 до 54 лет, которые не принадлежат ни к сухопутным войскам, ни к флоту... Призыв ландштурма производится указом императора. После призыва ко всем ландштурмистам применяются все действующие в ландвере предписания. На призванных в особенности распространяется действие военноуголовных законов и дисциплинарного устава».
Закон 1888 года предусматривал 3 года действительной службы, 4 года резерва, 5 лет ландвер первого призыва, 6 лет ландвер второго призыва. 12 лет все годные к военной службе, но не попавшие на действительную военную службу, находились в запасе.
Таким образом, экономический подъем сопровождался лихорадочными поисками источников сырья. В 1884 году германский флаг последовал за территориальными приобретениями крупного бременского коммерсанта Ф. Людерица в Юго-Западной Африке, которые были объявлены германской территорией. Несколько месяцев спустя, по инициативе гамбургской торговой палаты, был установлен протекторат над Камеруном. В этом же году последовал захват Того. В 1885 году германский флот появился перед Занзибаром и под его давлением султан признал суверенитет Германии в некоторых частях Восточной Африки.
Если взглянуть на карту, отражающую колониальные интересы держав, то без труда видно, как Германия подчиняет своему влиянию области, расположенные рядом с наиболее ценными колониями Великобритании, что со стороны последней не могло не вызвать противодействия.
Германский военно-морской флот 90-х годов XIX века не мог гарантировать дальнейшие устремления колониальных кругов. Как писал адмирал А. Тирпиц, германские колонии являются для англичан «колониями, которые они всегда могут отобрать для последующего собственного использования». Российский посол в Берлине Н.Д. Остен-Сакен писал в период прохождения первого законопроекта о флоте, что немцы требуют для обеспечения безопасности своих колоний 23 корабля для плавания з........

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Источники
1.1. Международные отношения 1870-1918 гг. Сборник документов. - М.: Гос. гуд. полит. лит., 1940. - 440 с.
1.2. Мировые войны XX века. Кн. 2: Первая мировая война: Документы и материалы/ Отв. ред. В.К. Шацилло. - М.: Наука, 2002. - 581 с.
1.3. Морской сборник. - 1897. - Март.
1.4. Морской сборник. - 1898. - Май.
Мемуары
2.1. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. - М.: Высшая школа, 1968.
2.2. Бюлов А. Воспоминания. - М. - Л., 1935.
2.3. Тирпиц А. Воспоминания. - М.: Воениздат, 1957.


Литература
Монографии
3.1. Алафузов В.А. Доктрины германского флота. - М.: Воениздат, 1956.-190 с.
3.2. Алафузов В.А. Гросс-адмирал Тирпиц и его «Воспоминания» // Тирпиц А. Воспоминания. - М., 1957. - С. 30 - 43.
3.3. Алексеев М. Военная разведка России от Рюрика до Николая II. - Кн. II. - М.: Издательский дом «Русская разведка», ИИА «Евразия +», 1998.-608 с.
3.4. Астафьев И.И. Русско-германские дипломатические отношения 1905- 1911 гг. (От Портсмутского мира до Потсдамского соглашения). - М: Изд-во Московского университета, 1972. - 306 с.
3.5. Балобаев А.И. Образование и начало деятельности Немецкого флотского союза (1898 - 1900) // Из истории межимпериалистических противоречий и буржуазной дипломатии в 1897 - 1949 гг. - Томск: Изд-во Томского университета, 1981. - С. 7 - 12.
3.6. Бендик Р. Немецкий менталитет и происхождение двух мировых войн // Первая мировая война. Пролог XX века. - М.: Наука, 1998. - С. 504 - 515.
3.7. Бовыкин В.И. Очерки истории внешней политики России, конец XIX в. - 1917 г. - М.: Наука, 1960. - 340 с.
3.8. Виноградов К.Б. Кризисная дипломатия // Первая мировая война. Пролог XX века.-М., 1998.-С. 122 - 139.
3.9. Виноградов К.Б., Жданов Ю.В. Вильельм II Гогенцоллерн и внешнеполитический курс кайзеровской Германии // Новая и новейшая история. - 1988. - № 3. - С. 131 - 148.
3.10. Врангель Ф. Увеличение германского флота законами 1898 и 1900 гг.// Морской сборник. - 1901. - №8. - Неофициальный отдел. - С. 22 -34.
3.11. Галкин И.С. Создание германской империи. 1815 - 1871 гг. - М.: Высшая школа, 1986. - 175 с.
3.12. Гейдорн Г. Монополии, пресса, война. Исследование внешней политики Германии с 1902 по 1914 г. Роль прессы в подготовке первой мировой войны. - М.: Прогресс, 1964. - 573 с.
3.13. Гришина М. И. Черноморские проливы во внешней политике России 1904-1907 гг. // Исторические записки. - Т. 99. - М.: Наука, 1977. -С. 140-182.
3.14. Гуче В. Об ответственности германского империализма за развязывание первой мировой войны (основные тенденции буржуазной историографии ФРГ) // Исследования по истории германского империализма начала XX века / Отв. ред. Б.А. Айзин, В. Гуче. - М.: Наука, 1987. - С. 35 - 51.
3.15. Деренковский Г. М. Франко-русская морская конвенция 1912 г. и англо-русские морские переговоры накануне первой мировой войны // Исторические записки. - Т. 29. - М, 1949.
3.16. Ерусалимский А.С. Бисмарк как дипломат // Бисмарк О. Мысли и воспоминания. - Т. 1. - С. V - XLVIII.
3.17. Ерусалимский А.С. Внешняя политика и дипломатия германского империализма в конце XIX века. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 608 с.
3.18. Ерусалимский А.С. Германский империализм: история и современность. (Исследования. Публицистика). - М. Изд-во АН СССР, 1964.-664 с.
3.19. Зелев В.В. Германо-русские отношения в июле-ноябре 1903 гг.// Проблемы истории внешней политики империалистических государств. Сб. статей под ред. С.С. Григорцевича. - Томск, 1979. - С. 63-71.
3.20. Золотарев В.А., Козлов И.А. Российский военный флот на Чёрном море и в Восточном Средиземноморье. - М.: Наука, 1988. -208 с.
3.21. История дипломатии / Под ред. В.П. Потемкина. - Т.2. - М.-Л.: ОГИЗ-Государственное издательство политической литературы, 1945. -423 с.
3.22. Козенко Б.Д. Отечественная историография первой мировой войны // Новая и новейшая история. 2001. № 3. С. 24 -38.
3.23. Кучинский Ю. Очерки по истории германского империализма. - Т.1. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1952. - 367 с.
3.24. Лихарев Д.В. Эра адмирала Фишера. Политическая биография реформатора британского флота. - Владивосток: ДВГУ, 1993. - 296 с.
3.25. Лихарев Д.В. Адмирал Дэвитт Битти и британский флот в первой половине XX века. - СПб.: Изд-во корабли и сражения, 1997. - 240 с.
3.26. Лихарев Д.В. Гонка морских вооружений как причина и следствие Великой войны // Первая мировая война. Пролог XX века. - М., 1998. -С. 537-554.
3.27. Мировые войны XX века. - Кн. 1: Первая мировая война: Исторический очерк / Отв. ред. Г.Д. Шкундин. - М.: Наука, 2002. -687 с.
3.28. Оперативно-тактические взгляды германского флота. Сборник статей из германской военно-морской литературы / Сост. А. Травиничев. -М.-Л.: Военно-морское изд-во, 1941. - 190 с.
исторической комиссии. - М.: Гос. военное издательство, 1926.-260 с.
3.29. Полетика Н.П. Гросс-адмирал Тирпиц и германские планы войны. К истории внешнеполитических и военных планов германского финансового капитала // Труды среднеазиатского государственного университета. - Вып. XLV. - 1953. - С. 101 - 121.
3.30. Полетика Н.П. Гросс-адмирал Тирпиц и германские планы войны. К истории внешнеполитических планов германского финансового капитала // Тирпиц А. Воспоминания. - С. 3 - 29.
3.31. Раскин А.П. Зарубежная историография теории морской силы Мэхэна // Зарубежная историография проблем классовой борьбы и международных отношений. - Л.: Изд-во Ленинградского педагогического института, 1977. - С. 22 - 32.
3.32. Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. - 705 с.
3.33. Сетов Р.А. Роль идеологии во внешней политике государства // Введение в теорию международных отношений. Труды исторического факультета МГУ. - Вып. 17.-М.: МГУ, 2001. - С.215 - 247.
3.34. Силин А.С. Экспансия германского империализма на Ближнем Востоке накануне первой мировой войны (1908-1914). - М.: Наука, 1976. - 340 с.
3.35. Сокольская И.Ф. Строительство военно-морского флота в Германии и англо-германские противоречия к концу XIX началу XX века // Ежегодник германской истории. - 1986. - М., 1987. - С. 74 - 99.
3.36. Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. 1871-1919. - М.-Л.: Государственное издательство, 1928. - 511 с.
3.37. Туполев Б.М. Кайзеровский военно-морской флот рвется на океанские просторы // Новая и новейшая история. - 1982. - № 3,4.
3.38. Туполев Б.М. Германский империализм в борьбе за «место под солнцем». -М.: Наука, 1991.-293 с.
3.39. Туполев Б.М. Происхождение первой мировой войны // Новая и новейшая история. - 2002. - №4, 5.
3.40. Хальгартен Г. Империализм до 1914 года. Социологическое исследование германской внешней политики до первой мировой войны. - М.: Издательство иностранной литературы, 1961. - 695 с.
3.41. Шилов СП. Кайзеровский военно-морской флот и Россия: от идеи союза к конфронтации в 1897 - 1914 гг. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. 144 с.
3.42. Шилов СП. Курс на создание большого военно-морского флота и пропаганда его строительства в Германии (1898 - 1900) // Вестник Ленинградского университета. Серия - история, язык, литература. -Вып.1.-Л., 1986.-С. 103-105.
3.43. Шилов СП. Германская социал-демократия и флотский законопроект 1899 года // Вопросы германской истории. Антимилитаристская борьба: традиции и современность. Межвузовский сборник научных трудов. Днепропетровск, 1988.-С97-104.
3.44. Шилов СП. Германская социал-демократия и законопроект о флоте 1897 г.// Партия. Класс. Личность. Тезисы научной конференции. - Уфа: Башкирский государственный университет, 1990. - С.75-78
3.45. Шилов СП. А. Тирпиц и строительство линейного флота в Германии // Человек и историческая эпоха. Сборник научных трудов / Под. ред. СП. Цыганковой. Тюмень, 1992. - С39 - 44.
3.46. Шилов СП. Позиция партии «центра» и принятие первого закона о флоте в Германии в 1898 г. // Тюменский исторический сборник. Материалы научной конференции, посвященной 50-летию исторического факультета ТГУ. - Тюмень, 1996. - С.129 - 134.
3.47. Шилов СП. Германские историки о целях строительства военно-морского флота в Германии на рубеже XIX и XX веков / Рубеж веков: проблемы методологии и историографии исторических исследований. Тюмень, 1999.- С 183-189.
3.48. Шилов СП. Подготовка Германии к войне с Россией на море перед первой мировой войной // Вторые Петербургские Кареевские чтения по новистике. Империи нового времени: Типология и эволюция (XV-XX вв.) / Под ред. Б.Н. Комиссарова. - СПб., 1999. С 254 - 257.
3.49. Шилов СП. Меморандум о распределении германских вооруженных
сил в случае войны // Европа. Международный альманах. Выпуск III. -
Тюмень: Тюм.ГУ, 2002. - С. 197-205.
3.50. Шилов СП., Синегубов СН. Военно-морская идея Германии в пропагандистской литературе конца XIX - начала XX вв. // Вестник Тюменского государственного университета 2004. - № 1. - 3








Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.