На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ УКРЕПЛЕНИЯ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 29.10.2013. Сдан: 2012. Страниц: 56. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………….......3
1. Теоретические аспекты исследования экономической безопасности государства …………………………………………………………………………..5
1.1.Экономическая безопасность государства: понятие, сущность……………...5
1.2.Факторы и условия обеспечения экономической безопасности государства…………………………………………………………………………...9
1.3.Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности государства………………………………………………………………………….11
2. Анализ и оценка уровня экономической безопасности государства (на примере России)……………………………………………………………………22
2.1. Анализ основных социально-экономических показателей развития страны……………………………………………………………………………….22
2.2. Оценка современного уровня экономической безопасности государства…30
2.3. Организация системы обеспечения экономической безопасности государства……………………………………………………………………….....34
3. Угрозы экономической безопасности и направления их нейтрализации……38
3.1. Возможные угрозы экономической безопасности государства…………….38
3.2. Стратегические направления нейтрализации угроз экономической безопасности государства………………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………….46
Список использованных источников……………………………………………...50
Приложение…………………………………………………………………………54


ВВЕДЕНИЕ

Устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны.
Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.
Актуальность выбранной темы исследования обусловливается рядом обстоятельств:
во-первых, формированием современных подходов в сфере экономики и управления деятельностью государства;
во-вторых, осложнением внутриэкономических и социально-политических проблем в стране, в результате чего обостряется социальная напряженность в обществе и происходит разрушение экономических основ безопасности функционирования и развития государства;
в-третьих, необходимостью нейтрализации внешних и внутренних угроз экономической безопасности государства.
Цель курсовой работы - выявить современные тенденции и обосновать перспективы укрепления экономической безопасности государства с учетом современных реалий развития национальной экономики.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
1) раскрыть понятие и охарактеризовать сущность и структуру экономической безопасности государства;
2) систематизировать факторы и условия обеспечения экономической безопасности государства;
3) представить систему критериев и показателей оценки уровня экономической безопасности государства и на их основе оценить ее современный уровень;
4) охарактеризовать организационную структуру обеспечения экономической безопасности государства;
5) оценить потенциальные угрозы экономической безопасности государства и обозначить стратегические направления их нейтрализации.
Объект исследования - экономическая безопасность государства.
Предмет - современный уровень, факторы и перспективы обеспечения экономической безопасности государства.
При написании курсовой работы использованы статистические методы, методы анализа, синтеза, классификации.
Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников. Содержание работы изложено на 55 страницах машинописного текста, и включает 2 рисунка, 1 таблицу. Список использованных источников включает 32 наименования.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ


Безопасность - это состояние и тенденции развития защищенности важных интересов общества, государства и человеческой личности, а также всех их структур от внутренних и внешних угроз.
Общественная система безопасности включает в себя: геополитические факторы безопасности; социальную безопасность общества в современных условиях; экономическую безопасность; информатизацию общества и информационную безопасность; экосоциальную безопасность; технологическую и техногенную безопасность.
В структуре национальной безопасности (рисунок 1) экономическая безопасность занимает особое место. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

Рисунок 1 - Структура национальной безопасности [27]

Экономическая безопасность представляет собой синтетическую категорию, тесно связанную с экономической и финансовой независимостью, стабильностью развития и неуязвимостью, соблюдением экономического суверенитета, обеспечением противодействия экономическому и финансовому давлению, коррупции, шантажу, принуждению и т. п.
Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно отметить три ее важных элемента:
- экономическую самостоятельность, которая в критериях современного мирового хозяйства никак не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В данных критериях экономическая самостоятельность означает возможность контроля страны за государственными ресурсами, приобретение такого уровня производства, эффективности и свойства продукции, который гарантирует ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями:
- стабильность и устойчивость государственной экономики, предполагающие охрану собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать общественные потрясения, и т. д.;
- способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание подходящего климата для инвестиций и инноваций, неизменная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня тружеников становятся важными и обязательными критериями устойчивости и самосохранения государственной экономики.
Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и причин, обеспечивающих независимость государственной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию [27].
Более точным кажется подход, определяющий сущность экономической безопасности как такое состояние экономики и институтов власти, при котором оеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов [20].
Определение экономической безопасности в системе национальной безопасности в условиях глобализации основано на следующих положениях:
- экономическая безопасность - не самоцель, она является одной из важнейших неотъемлемых частей национальной безопасности любого государства и теснейшим образом связана с другими видами безопасности, такими как политическая, социальная, военная, информационная и др.;
- невозможно обеспечить абсолютную экономическую безопасность, а лишь определенный уровень защищенности от неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономическую сферу;
- вызовы, угрозы и опасности в экономической сфере могут иметь внутренние и внешние источники, характеризуя собой внутренние и внешние факторы экономической безопасности. Среди важнейших внешних факторов экономической безопасности все большую роль играет фактор глобализации [22].
Целью системы обеспечения экономической безопасности принято считать достижение такого состояния хозяйственного комплекса страны, которое характеризуется благосостоянием общества, позволяет удовлетворить всю совокупность экономических потребностей населения, обеспечивает его экономическую независимость, прогрессивное развитие, устойчивое положение в мировом хозяйстве, надежную защищенность от внутренних и внешних угроз.
Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Ниже представлена классификация видов (или форм) экономической безопасности:
- экономическая безопасность в условиях высокой степени ин-тегрированности в мировую экономическую систему;
- антикризисная экономическая безопасность;
- экономическая безопасность в условиях жесткого противостояния с другим государством (государствами);
- экономическая безопасность в условиях мирного времени;
- экономическая безопасность в условиях изоляции государства;
- экономическая безопасность в условиях конфликтов с использованием вооруженной силы.
Не менее важна классификация видов экономической безопасности по степени развития экономики (а значит, ее устойчивости и независимости):
- экономическая безопасность развитых стран;
- экономическая безопасность развивающихся стран.
Классификация типов экономической безопасности сообразно степени обеспеченности ресурсами предстает как:
- экономическая безопасность в условиях импорта ресурсов;
- экономическая безопасность в условиях частичного импорта ресурсов;
- экономическая безопасность в условиях потребления в основном внутренних ресурсов [26].
Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами:
1) геополитическим и экономико - географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны. А также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам.
2) экономическая и военно - политическая мощь страны и ее конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития.
3) ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики от которой зависит уровень национальной безопасности.
4) приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики.
5) параметры отраслевой и региональной структуры ВВП стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности.
6) наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств [23].


1.2. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА


Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной.
Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности». В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.
Но поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа - Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.
Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.
Государственная стратегия развивает и конкретизирует соответствующие положения разрабатываемой концепции национальной безопасности Российской Федерации с учетом национальных интересов в области экономики.
Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.
Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:
- защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;
- эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;
- активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.
Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.
Несмотря на сложность переживаемого переходного периода, Россия имеет широкие возможности для обеспечения своей экономической безопасности, сохранения политического и военного статуса великой державы. Страна располагает квалифицированными кадрами ученых, инженеров, рабочих, подавляющим большинством видов минерально-сырьевых ресурсов, созданный производственный потенциал способен обеспечить потребности ее дальнейшего развития.
Реализация Государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экологических, технологических и других [2].


1.3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА


Для реализации Государственной стратегии должны быть разработаны количественные и качественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны, характеризующие:
- динамику и структуру валового внутреннего продукта, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и тому подобное;
- состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциала страны;
- способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и тому подобное);
- состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;
- качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и тому подобное.
Количественные параметры должны быть разработаны не только для страны в целом, но и для каждого ее региона. При этом состав критериев и показателей экономической безопасности Российской Федерации по регионам должен корреспондировать с соответствующим составом критериев и параметров в части, касающейся экономики и национальных интересов России в целом.
На основе сформулированных в Государственной стратегии национальных интересов в области экономики, критериев и параметров экономической безопасности Российской Федерации определяются меры и разрабатываются механизмы реализации экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности страны [2].
Для экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели, сколько их пороговые значения.
Пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение которых........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1. "О безопасности"[Текст]: Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Федеральный закон РФ от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ // Указ Президента Российской Федерации. - от 12 мая 2009 г. № 537
3. Архипов А. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения [Текст] / А.Архипов, А.Городецкий, Б.Михайлов // Вопросы экономики. - 2008.- № 6.
4. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 10.
5. Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности [Текст] // Россия - XXI. - 2009. - № 23.
6. Басалай С.В. Построение системы управления рисками для повышения экономической безопасности [Текст] // Микроэкономика. - 2009. - № 2.
7. Бауэр В.П. Экономическая безопасность и международные резервы Банка России [Текст] / В.П.Бауэр, Е.М.Литвинова // ЭКО. - 2008. - № 9.
8. Бекетов Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности [Текст] / Н.В.Бекетов, М.Е.Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 8.
9. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств [Текст] / Бендиков М., Хрусталев Е. // Вопросы экономики. - 2003. - № 9.
10. Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности [Текст] // Финансы. - 2008. - № 5.
11. Василенко А.И. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации [Текст] // В мире науки. - 2009. - № 3.
12. Гайфутдинова О.С. Инновационная конкурентоспособность как фактор укрепления национальной экономической безопасности [Текст] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N№19.
13. Градов А.П. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики [Текст] // Экономическая наука современной России. - 2001. - № 3.
14. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности [Текст] // Экономист. - 2001. - №2.
15. Еляков А. Электронный шпионаж [Текст] // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 8.
16. Карачаровский В. Организационно-управленческие аспекты экономической безопасности [Текст] // Общество и экономика. - 2008. - №9.
17. Козлова А. Экономическая безопасность как явление и понятие [Текст] // Власть. - 2009. - № 1.
18. Кузнецова Е.И. Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства [Текст] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2008. - № 7.
19. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность как ценностный ориентир региональной экономической стратегии [Текст] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 7.
20. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления [Текст] / В.А. Богомолов и др.; под ред. В.А. Богомолова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 295 с.
21. Арсентьев М, Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации органами ФСБ [Электронный ресурс] /Арсентьев М //- Режим доступа:
22. Баканов Д.В. Рост национальной конкурентоспособности как фактор обеспечения экономической безопасности России [Электронный ресурс] / Баканов Д.В. // сайт Центра научных изысканий. - Режим доступа:
23. Википидия свободная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа:
24. Гордиенко Д. Экономическая безопасность России: понятие, структура, сравнительная и перспективная оценка. [Электронный ресурс] / Гордиенко Д. //сайт центра стратегических оценок и прогнозов - Режим доступа:
25. Официальный сайт министерства финансов РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
26. Понятие экономической безопасности: определение, содержание, критерии [Электронный ресурс] - Режим доступа: pravo.vuzlib.net
27. Прасолов В. Экономическая безопасность России [Электронный ресурс] /Прасолов В.// журнал «Охранная деятельность» 05 января, 2012. - Режим доступа:
28. Сайт академии проблем безопасности, обороны и правопорядка [Электронный ресурс] - Режим доступа:
29. Сайт Совета безопасности РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
30. Стрельников К. А. Правовые аспекты обеспечения экономической безопасности современного государства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. [Электронный ресурс] /Стрельников, К. А. //- Режим доступа:
31. Мониторинг о текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2012 года - сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
32. Основные макроэкономические показатели - сайт института комплексных стратегических исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа:




Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.