На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диплом Психологические аспекты патриотического воспитания молодежи в системе обязательной подготовки граждан к военной службе.

Информация:

Тип работы: диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 29.10.2013. Сдан: 2013. Страниц: 74. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 3
1. Некоторые подходы в формировании
качеств личности в патриотической работе 6
1.1. Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта
военно-патриотического воспитания 6
1.2. Патриотическое воспитание как базовое условие
формирования готовности юношей допризывного возраста
к службе в Вооруженных силах 16
2. Военно-патриотическое воспитание:
сущность, содержание, система 26
2.1. Военно-патриотическое воспитание как
компонент образовательной системы 26
2.2. Военно-патриотическое воспитание как элемент
государственной политики 33
3. Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии 44
3.1. Эффективность военно-патриотического
воспитания 44
3.2. Критерии оценки результатов работы по
военно-патриотическому воспитанию 48
Заключение 69
Список источников и литературы 72
Приложение 1 75
Приложение 2 78
Приложение 3 79

Введение
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное резкое отношение к взрослым, не редкое пародирование их агрессии, жестокость в крайних проявлениях. Наблюдается резкое возрастание уровня преступности в молодежной среде и возрастной ценз современной преступности стал существенно моложе. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Составной частью патриотического воспитания является воспитание, направленное на формирование готовности юношей к военной службе как особому виду государственной службы. Оно характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Актуальность темы обусловлена состоянием современного общества, в котором очень мало уделяется внимание патриотическому воспитанию. Следствием этого является не желание современной молодежи служить в рядах Вооруженных Сил.
На сегодняшний день подрастающее поколение не хочет не то что вступать, а даже думать о службе в рядах Вооруженных сил России. Встает вопрос почему? Потому что сегодня вряд ли у кого вызовет удовлетворенность отражение в литературе и искусстве, жизнь современной Армии. Например, в художественном фильме «Делай раз!» - «Дедовщина», которой он посвящен, она преподнесена как порождение армейской действительности. А сами методы казарменного хулиганства отличаются в фильме крайней жестокостью и изощренностью. Похоже, что авторы его задались целью использовать весь этот негатив для достижения «остросюжетности» и «зрелищности» своего кинопроизведения. Другой сериал «Солдаты» явно высмеивает офицерский состав, тем самым показывая, что офицеры малообразованные, не культурные люди. Все это является анти пропагандой Вооруженных сил. Такие фильмы способны лишь, еще больше усилить антиармейские настроения в нашем обществе.
Цель данной работы заключается в определении влияния психологических аспектов патриотического воспитания молодежи как социальной системы на работу системы обязательной подготовки граждан к военной службе.
Задачи исследования:
1. Обозначить психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания.
2. Проанализировать методологические основы военно-патриотического воспитания, его цели и задачи, основные методы.
3. Наметить возможные критерии повышения эффективности военно-патриотического воспитания.
Научно-практическая значимость исследования заключается в следующем:
- определение психологических аспектов патриотического воспитания в разностороннем развитии молодежи;
- показать значение разносторонней практической реализации, выраженной в комплексе проводимых в данной среде мероприятий в контексте патриотического воспитания молодёжи.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и использованной литературы.
Во введении показана актуальность исследования, определены цель и задачи, объект исследования, обозначена научно-практическая значимость работы. В первой главе рассматриваются психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания. Вторая глава посвящена военно-патриотическому воспитанию, рассмотрению его сущности и содержания. В третьей главе раскрыто понятие эффективности военно-патриотического воспитания и ее критериев.

1. Некоторые подходы в формировании качеств личности в патриотической работе
1.1. Психофизиологические проблемы молодежи, как объекта военно-патриотического воспитания.
Известно, что любая воспитательная система имеет объект, на который она воздействует. В качестве объекта военно-патриотического воспитания выступают различные группы населения страны, к которым относятся мужчины прошедшие теоретическую военную подготовку в ходе обучения на военной кафедре ВУЗов России, лица допризывного возраста - школьники, молодежь, находящаяся в призывном возрасте и не отслужившая в рядах вооруженных сил, и многие другие социальные подгруппы, имеющие непосредственное отношение к формированию данного объекта.
В этой связи рассмотрим специфические особенности молодежи в целом, как особой социально-возрастной группы общества. Эта группа имеет сложную структуру, в которой ученые выделяют подгруппы по классовой и национальной принадлежности, по основному виду деятельности (учащиеся и работающая молодежь), по месту жительства (городская, сельская). Каждая из данных подгрупп имеет свои особенности по вышеперечисленной классификации, но в то же время российской молодежи принадлежат и общие черты, которые формируются на основе единого подхода образовательной системы, где закладываются основы военно-патриотического воспитания.
Огромное значение при воспитании патриотических чувств имеет учебный процесс. На основе преподаваемых в ходе него знаний формируется и закрепляется чувство патриотизма - любви к Родине. Зачастую, учащиеся младших классов не имеют достаточного представления о своей стране, что можно объяснить соответствующими понятиями, заложенными при воспитании детей в кругу семьи. Многие из детей младшего школьного возраста понимают под словом Родина только место, где они родились: край, село или город, в котором они живут. Безусловно, такое представление является исходным и базовым для формирования другого, более глубокого представления о Родине как о государстве в целом. В зависимости от характера преподаваемого материала учителя формируют подобное представление о Родине различными путями: творческим, теоретическим, методологическим или практическим.
Сформированный уровень патриотического воспитания, а также его качество и глубина во многом зависит и от, содержания материала школьных учебников, детской литературы и других учебных пособий, создаваемых в помощь учителю для проведения занятий. Воздействие данных публикаций на детей может быть усилено за счет привлечения детского внимания к изучению мемуарных источников, использования видео- и аудиоматериалов, посвященных данной тематике.
Теория, знания и навыки, полученные в процессе начальной военной подготовки, дополняются занятиями в высших учебных заведениях, как специализированных - военных, так и государственных, где создаются военные кафедры и преподаются соответствующие дисциплины, проводятся тренировочные мероприятия - военные сборы студентов, функционируют клубы будущего воина. Многие юноши, получившие начальную военную, физическую и моральную подготовку в военно-патриотических клубах, выбирают путь профессионального военного и поступают в военные училища, становятся офицерами Вооруженных Сил.
Допризывная военная подготовка и мероприятия, организуемые в контексте оборонно-массовой работы, составляют систему мер по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке их к службе в Вооруженных Силах. Юноши, прошедшие допризывную военную подготовку, призванные затем на действительную военную службу в армию или флот, успешнее осваивают сложную современную военную технику и вооружение, быстрее становятся в ряды героических Вооруженных Сил.
Однако, расширение современного спектра духовных интересов молодежи закономерно рождает у нее не только интерес к современной системе обучения, получению образования и новых знаний, но и новое отношение к проведению своего свободного времени. У молодых людей усиливается потребность в более содержательном досуге. Бесцельное времяпрепровождение, «знакомство» со спиртными напитками, наркотиками - оборотная сторона медали, реальный и нередко бурный протест того пласта молодежи, который не вовлечен в интересные проекты, связанные с саморазвитием, обучением, получением новых знаний и навыков, полезных и применимых в жизни. Подобный уровень организационной беспомощности часто способствует проявлению инфантильного отношения юношей к участию в самой организации досуга или полному отсутствию мотивации в организации деятельности как таковой, то есть к потребительскому стереотипу мышления.
Неудовлетворенность досугом или невозможность реализовать свои духовные потребности в социальной практике приводят к образованию неформальных, трудно контролируемых юношеских структур, выходящих за рамки традиционных микрогрупп, возникающих по месту жительства. Изучение этих структур показывает наличие в них внутренней дифференциации по интересам.
Анализ основных социальных потребностей молодежи имеет важное значение для повышения эффективности военно-патриотического воспитания. Потребности в творческом, интересном, приносимом моральное и материальное удовлетворение высококвалифицированном труде, например, создает благоприятные условия для формирования интересов молодежи, в трудовой сфере, характер которого изменился под влиянием преобразований в военном деле. Возрастание общественной активности молодых людей, их политизация способствуют овладению политическими знаниями. Расширение диапазона интересов и рост общеобразовательного уровня усиливают возможность эффективного овладения боевой техникой, осознания социальной значимости воинской службы.
Прежде чем перейти к анализу черт молодежи на социально-психологическом уровне, необходимо отметить, что еще нередко особенности сознания современной молодежи, своеобразие ее психологии и поведения объясняют преимущественно явлениями акселерации и именно с этих позиций подходят к анализу молодежных проблем.
Действительно, процесс более раннего психофизиологического созревания подтверждается целым рядом медико-статистических исследований. Достаточно сказать, что за последние 30 лет пятнадцатилетние подростки прибавили в росте 12 сантиметров, вес их стал больше на 11 килограммов. Половая зрелость наступает ныне, как правило, на 2 - 3 года раньше, чем несколько десятилетий назад. Результаты психофизиологического исследования призывной молодежи, проведенного сотрудниками Военно-медицинской академии кандидатом медицинских наук подполковником медицинской службы М.М. Решетниковым и кандидатом педагогических наук майором Е.П. Науменко показали, что до призыва в армию регулярные сексуальные контакты имели 18,4%, периодические - 33,3%, редкие - 19,9%, первичный сексуальный опыт имели 10,6% опрошенных, 23% приобрели его в возрасте от 14 до 16 лет. Разрыв между психофизиологической зрелостью и зрелостью социальной вызывает аномалии и коллизии, проявляющиеся в усилении агрессивности молодежи, в тотальном потребительстве, эгоистических наклонностях.
Происходящие процессы должны подвергаться постоянному научному анализу. При этом очень важно подходить к изучению проблемы комплексно, в тесном сочетании медицинских, социологических, психологических исследований. С точки зрения организации военно-патриотического воспитания это особенно важно, ибо оно, как никакое другое, преследует органическое единство, как социальной, так и психофизиологической зрелости личности.
Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Восхождение человека не только по ступеням времени, но и по ступеням социального становления стремительно. При этом важно помнить, что восхождение в пору юности сопровождается не только благотворными порывами души, но и максимализмом и конформизмом. Молодые люди, страдающие этими пороками, особенно трудно приживаются в воинском коллективе. Это обусловлено самой сущностью и характером ратного труда, оценкой успеха которого является совместная деятельность всех ради достижения общей цели. Противодействуя конформизму, важно формировать ответственность. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была бы воспринята с интересом и благодарностью бывает трудным и довольно тонким делом. Молодежь исключительно взыскательна к информации: она требует глубины анализа, размышлений, не приемлет избитых истин.
В системе социальных ценностей юношества большое место занимает ориентация на предстоящую воинскую службу. Уже сама необходимость расстаться с привычной жизнью, влиться в новый коллектив, подчиненный строгим уставным требованиям, скорректировать свои планы на будущее не может не вызывать изменений не только в сознании, но и в поведении молодого человека. Это не может пройти для него бесследно и не вызвать нарушения межличностных связей. Предстоящее расставание с родителями, близкими, друзьями вызывает, хотя разные по своей силе, но достаточно серьезные переживания. Определенная озабоченность появляется перед необходимостью подчинения воле другого человека - командира, армейскому укладу, предписаниям воинской дисциплины.
По данным социологического исследования, проведенного среди призывной молодежи города Москвы 47% призывников на первом году службы тяжело переносят разлуку с родными, 29% встретились со значительным трудностями во время адаптации в коллективе, 26,5% опрошенных заявили, что они болезненно реагировали на строгую регламентацию армейской жизни1.
Результаты того же исследования свидетельствуют, что подавляющее большинство молодежи (94%) оказалось неподготовленным к обслуживанию самих себя в бытовой сфере (неумение подшить подворотничок, отсутствие навыков для осуществления хозяйственных работ - мытье полов, уборка помещений и так далее). По мнению опрошенных офицеров, только около 24% призывников психологически готовы к службе.
Во многих случаях это является последствием излишне заботливой, чрезмерно снисходительной родительской опеки, которая рождает боязнь и растерянность юношей перед трудностями, неспособность самостоятельно принимать ответственные решения. Вот почему важно так поставить военно-патриотическую работу, чтобы каждое мероприятие, направленное на формирование у юношества оборонного сознания, преследовало бы и цели выработки у молодых людей иммунитета к трудностям.
Резюмируя все сказанное, можно сделать вывод о том, что российскую молодежь как объект военно-патриотического воспитания, на мой взгляд, следует рассматривать в двух тесных взаимосвязанных аспектах. Во-первых, как социальную группу, а также представителей различных национальностей, которым присущи общие социальные черты, унаследованные от социалистического общества. В то же время ряд социологических исследований показывает различные уровни корреляционных связей между социальным, национальным положением юношей и их ориентацией на профессию офицера, различные виды Вооруженных Сил и рода войск, степенью морально-политической и психологической готовности к перенесению трудностей воинской службы, поведением в экстремальных условиях учебно-боевой обстановки. Во-вторых, молодежь можно рассматривать как особую возрастную группу с присущими ей специфическими социально-психологическими качествами. В возрастной группе от 10 до 14 лет происходит процесс выработки отношения к защите Родины, понимание ее необходимости. Для этого возраста характерно высокое эмоциональное восприятие внешней стороны героического поведения старших поколений. В этот период молодежь склонна к подражанию действиям старших, воспринимаемых ими как в реальной жизни, так и в виде художественных образов отражаемых в литературе, кино, искусстве. Ее внимание сосредоточивается на наиболее ярких, доступных для понимания сторонах человеческого поведения. Большое место при этом занимает игровой момент. Далее стоят более сложные стадии физиологического, психологического и социального развития, рассмотренные нами выше. Все это позволяет выделить следующие социально-демографические группы молодежи или конкретные объекты воздействия всей системы военно-патриотического воспитания: первая - молодежь в возрасте от 15 до 18 лет; вторая - молодежь в возрасте от 19 до 21 года; третья - молодежь в возрасте от 22 до 30 лет.
Чем можно объяснить такую дифференциацию объекта воспитания? Прежде всего, тем, что каждая из указанных групп-слоев находится на определенном этапе - периоде социального становления в четко фиксированных общественных условиях. С другой стороны, данные группы отличаются не только степенью социальной ориентации на общественную значимость защиты социалистических завоеваний, но и возможностями личного участия в решении задач укреплении обороноспособности страны.
В возрастной группе от 15 до 18 лет молодые люди обретают конституционно-правовую ответственность перед обществом, достигают определенной гражданской зрелости. В этот период понимание необходимости вооруженной защиты Отечества трансформируется в понимание ее социальной значимости. Подготовка юношей к воинской службе оказывает влияние на выработанный стереотип поведения. В годы, предшествующие призыву на действительную службу, особенно возрастает интерес к информации о Вооруженных Силах.
Подавляющее большинство молодежи, входящей в возрастную группу от 19 до 21 года, проходит службу в рядах Российской Армии и Военно-Морского Флота. Юноши испытывают на себе самое большое воздействие системы военно-патриотического воспитания, ратного труда, всего комплекса условий и факторов, обусловленных всем укладом воинской службы. В этот, период они достигают известной социальной зрелости.
В возрасте от 22 до 30 лет молодые люди уже не только включаются в систему существующих общественных отношений и закрепляются в ней, но и достигают «взрослого» уровня освоения этих отношений, вступают на путь самостоятельного творческого осуществления социальных ролей и функций. В системе военно-патриотического воспитания - это носители социального опыта, накопленного в период службы в Вооруженных Силах.
Особого внимания в свете военно-патриотического воспитания требуют к себе молодые воины, принимавшие участие в оказании интернациональной помощи Республике Афганистан и участвовавшие в боевых действиях в Чечне. Как показывают психофизиологические и социально-психологические исследования, эта категория молодежи отличается более сложным спектром общественного сознания, высокой социальной зрелостью и жизненным опытом, приобретенным в короткие сроки под влиянием экстремальных условий.
С психофизиологической точки зрения они отличаются от своих сверстников психологической адаптированностью к устрашающим реалиям современного боя. В ряде случаев это приводит к эмоциональной холодности, к импульсивному или, наоборот, депрессивному стереотипам поведения. Приобретаемый ими «особый статус в семье» способствует расторможенности при минимизации сдерживающих факторов. При этом следует учитывать, что процесс реадаптации значительно длиннее по своим срокам процесса адаптации и может достигать по длительности до нескольких лет1.
Нельзя не видеть стремления этой группы молодежи к объединению в свою организацию (например, клубы воинов-интернационалистов). В основе такого объединения лежат другие мотивы, нежели которые присущи неформальным объединениям молодежи вообще. Если вторым присущи мотивация удовлетворения своих интеллектуальных интересов, проведение досуга и так далее, то первым присущи активные общественно-политические мотивы, связанные, прежде всего с обеспечением своей социально-правовой защищенности.
Однако в целом данная категория молодежи, отличаясь от своих сверстников более высокой социальной зрелостью, может быть использована как мощная сила активизации военно-патриотического воспитания в решении задач перестройки и ускорения социально-экономического прогресса в современных условиях. Заметим также, что система военно-патриотического воспитания должна быть нацелена на пропаганду мужества, отваги и стойкости воинов-интернационалистов.
Все это дает основание говорить об острой необходимости активного вовлечения молодых людей в социальную практику, в разностороннюю общественно полезную деятельность, использования их в организации военно-патриотической работы, в пропаганде героических подвигов воинов - продолжателей традиций старших поколений защитников Отечества.

1.2. Патриотическое воспитание как базовое условие формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных силах
В современных условиях педагогическая подготовка учителей по патрио........

Список источников литературы
Источники
1. Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права). - М. Военный ун-т, 1996. - 514 с.
2. Федеральный закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. за №53-ФЗ.
3. Конституция РФ, статья 59 - www.consultant.ru
4.
5. rosvoencentr.ru

Литература

1. Агинов, П.Ф. Педагогические условия первоначальной ориентации допризывной молодежи к службе в ВС РФ: дис. док. пед. наук / П.Ф. Агинов. - М., 2004. - 206 с
2. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/под ред. М.М. Дзыбова. - М.: ДиК, 2008. - 704 с.
3. Буданов В.Г. Принципы синергетики и язык. Философия науки. Вып. 8: Синергетика человекомерной реальности. М.: ИФ РАН, 2002.- С. .340-353
4. Быков, А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла / А.К. Быков // Воспитание школьника, 2005. - № 10. - С. 2-6
5. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. - 213 с.
6. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие/под общ. ред. ген.-полк. В.Ф. Кулакова. - М.: Совершенство, 1998. - 340 с.
7. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
8. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. - 119 с.
9. Гущин О.В. Патриотическое воспитание молодежи в Свердловской области: опыт и перспективы / О.В. Гущин // Гражданственность патриотизма в XXI веке: Теория и практика. - Екатеринбург: УрГПУ, 2002. - С. 8-15
10. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. М.: Эксмо. 2006. - 688 с.
11. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н.В. Ипполитова: М-во общ. и проф. образ-я РФ. - Челябинск: Факел, 1997. - 217 с.
12. Павлов, Б.Ф. Воспитание патриота: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / Б.Ф. Павлов; под ред. А.Н. Хузиахметова. - Казань: ТаРИХ, 2004. - 319 с
13. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
14. Терентий, М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения / М.А. Терентий. - Кишинев: Стипница, 1978. - 270 с
15. Тетушкина Л.Н. Уроки воспитания патриотизма. ОБЖ №8, 2005 г.
16. Хромов Н.А. Основы военной службы. ОБЖ, №8, 2005 г.
17. Чиняков М.Н. Уроки патриотизма. ОБЖ, №8, 2005 г.
18. Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю.И. Дерюгин. - М.: Патриот, 1991. - 213 с.
19. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие/под общ. ред. ген.-полк. В.Ф. Кулакова. - М.: Совершенство, 1998. - 340 с.
20. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие/под ред. М.М. Дзыбова. - М.: ДиК, 2008. - 704 с.
21. Литвинова Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. -М.: Просвещение, 2009. - 146 с.
22. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко; сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1998. - 304 с.
23. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М., 2007. - 234 с.
24. Молодежь: будущее России. - М., 1999. - 221 с.
25. Молодежная политика: информационный бюллетень. - М.: Социум. - 2005. - № 85. - С. 21.
26. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1999. - 234 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.