На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовик Дидактическая игра как средство ознакомления детей с природой. Игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 30.10.2013. Сдан: 2013. Страниц: 127. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I Теоретические и методические основы использования дидактической игры в ознакомлении детей с природой
1.1. Игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста………………………………………………………………....7
1.2.Значение дидактической игры в воспитании и обучении детей……………………………………………………………….…..18
1.3.Роль дидактической игры в ознакомлении с природой………..23
1.4.Содержание и методика руководства дидактической игрой природоведческого содержания детей дошкольного возраста…….26
Вывод по I главе…………………………………………………………….…...39
Глава II Экспериментальное исследование по использованию дидактической игры при ознакомлении с природой
2.1.Констатирующий анализ по выявлению уровня знаний детей о комнатных растениях………………………………………………...41
2.2.Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о комнатных растениях детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….….47
2.3.Определение эффективности опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе эксперимента……………….……….56
Вывод по II главе…………………………………………………………….......62
Заключения…………………………………………………………………..….63
Рекомендации…………………………………………………………………...66
Литература…………………………………………………………………....…67
Приложение……………………………………………………………………70
Введение
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовный и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А. М. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Поэтому идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал лёгкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие современные педагоги А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых - обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений.
Исследованиями Е И. Удальцовой, Ф. Н. Блехер, А. И. Сорокиной, А. П. Усовой, В. А. Аванесовой, А. К. Бондаренко и других установлено, что дидактическая игра на занятиях может быть использована и для обучения детей. С её помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умения использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания.
Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей по ознакомлению с природой определяется рядом причин:
- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве не потеряла своего значения. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в усвоения учебного материала;
- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов;
- у детей дошкольного возраста недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Дидактическая игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины, связи. Используя игру как средство ознакомления с природой, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление детей что-то узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащает духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в своих исследованиях С. Н. Николаева, Л. С. Игнаткина, Н. Н. Кондратьева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, А. М. Фёдорова и детские психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков.
Нахождение оптимальных путей включения дидактических игр в процесс обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей. Особо важным достижением при этом может быть более успешное воспитание у детей бережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению, что актуально для решения вопросов экологического воспитания дошкольников. Поэтому так важно включение в педагогический процесс дидактических игр природоведческого содержания.
Цель: Изучение возможностей использования дидактической игры - как средства ознакомления детей с природой, а именно с комнатными растениями.
Объект исследования: Представления детей о комнатных растениях, а именно (связи, потребности, условия).
Предмет исследования: педагогический процесс использования дидактической игры, направленный на формирование знаний детей дошкольного возраста о комнатных растениях.
Гипотеза: Мы предполагаем, что включение дидактических игр в работу по ознакомлению с природой является эффективным средством формирования знаний о природе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу, передовой педагогический опыт по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сформированности знаний о комнатных растениях у старших дошкольников.
3. Разработать и апробировать опытно-экспериментальную работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с комнатными растениями.
4. Определить эффективность опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: Педагогический анализ литературы, наблюдение эксперимент, беседа, анализ документации.


Глава I. Теоретические и методические основы использования дидактической игры в ознакомлении с природой

1.1.Игра в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
В соответствии с Федеральными государственные требованиями, выдвигающими на первый план развивающую функцию образования, в качестве одного из основных направлений такого внедрения является интеграция содержания образовательных областей, протекающая, как на уровне разработки стратегии дошкольного образования, так и в практической ее реализации. Идея интеграции в условиях модернизации образования приобретает особый смысл. Внедрение интеграции в практику дошкольного образовательного учреждения предполагает разработку непосредственно образовательной деятельности, которая строится на соединении различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, др.) и педагогических задач на интересном для детей содержании и концентрацию на этом содержании. В связи с этим возникает необходимость обеспечения психолого-педагогических условий, позволяющих реализовать различные виды деятельности в едином образовательном процессе.
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области экологического образования, которое является одним из приоритетных направлений в работе педагогов. Систематическая реализация практико-ориентированной экскурсионно-исследовательской познавательной деятельности дошкольников обеспечивает целостность педагогического процесса в условиях образовательного учреждения на основе интеграции образовательных областей («Здоровье», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация». Сочетание различных дидактических приемов и форм с элементами занимательности, игры, исследования, сравнения помогают педагогам развивать коммуникативные, познавательно-исследовательские качества ребенка в процессе универсальных видов детской деятельности, способствуют реализации комплексного развития сознательной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности ребенка.
В реализации задач экологического образования интеграция различных видов детской деятельности играет крайне важную роль: воспитатель развивает эстетическое восприятие природы у детей, способность чувствовать и переживать ее красоту; формирует экологические представления об окружающем мире; развивает мотивационно - оценочную сферу личности, а так же коммуникативные умения по отношению к людям и природе. Интеграция различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет ребенку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения, формирует основы естественнонаучной картины мира.
ФГТ вносит существенные изменения в обучение и воспитание дошкольников, основанные на взаимосвязанных частях: совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей. В соответствии с ФГТ, разработаны направления на создание оптимальных условий развития детей, реализации права ребенка на доступное и качественное образование. Особая роль отводится игровой форме организации работы с детьми дошкольного возраста, т. к. ведущим видом деятельности для них является игра.
Она всегда увлекает ребенка. Играя, он больше запомнит, узнает много нового, больше поймет. Полученные в процессе такого обучения знания, как правило, способствуют прочному усвоению учебного материала. Таким образом, через игру возможно решение многих образовательных задач, в том числе и обучения. Посредством игры ребенок органично развивается, познает взаимоотношения между взрослыми людьми - в семье, их профессиональной деятельности и т. д.
В соответствии с ФГТ определено единство требований для педагогов дошкольного образования, родителей и учителей начальной школы к выпускнику детского сада. Особое внимание в принятом документе уделено преемственности всех ступеней образования.
На достижение целей интеллектуального развития и познавательных интересов у детей направлено содержание образовательной области «Познание», способствующей развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, формированию целостной картины мира, а также расширению их кругозора. Это направление непосредственно связано с экологическим воспитанием дошкольников.
Изменения, происходящие в современном мире и отечественном образовании, связанные с принятием новых ФГТ, предъявляют серьезные требования к педагогическим работникам. В соответствии с современными требованиями, педагоги должны изучать новые технологии и внедрять их в свою практику.
Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создания такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости.
Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую рассматриваем как важное средство формирования экологической направленности личности ребёнка.
Игра - это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:
ИГРА


В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - эмоциональная деятельность: играющий ребёнок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой в большей степени, зависит от их эмоционального отношения к воспитателю, который обучает, даёт задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания.
Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребёнка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несёт. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр.), это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношения, которое её и спровоцировало.
В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Детские игры отличаются большим многообразием. В советской дошкольной педагогике за основу принята классификация, рекомендованная И. К. Крупской:


Каким же образом эти виды игр могут быть использованы в педагогическом процессе ознакомления детей с природой? Каковы их функции и место в ряду методов и приёмов, обеспечивающих формирование у детей реалистических представлений о растительном и животном мире, об экологической культуре?
Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или о другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно - ситуативном поведении. Эти знания служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних обеспечивает развитие первых.
Совместное исследование С. Н. Николаева с И. А. Комаровой показало, что оптимальной формой привнесения сюжетно-ролевой игры в процесс ознакомления дошкольников с природой являются игровые обучающие ситуации. Игровая обучающая ситуация (ИОС) - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. ИОС создаются педагогом для решения конкретных дидактических задач, входящих в природоведческие занятия, наблюдения.
Выделяют три типа ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Первый этап ИОС - использование игрушек-аналогов, изображающих различные объекты природы. Существует огромное разнообразия игрушек - животных и очень ограниченное количество игрушек - растений. Главный смысл использования такого рода игрушек - это составление живого объекта с неживым аналогом. Игрушка в этом случае способствует разграничению представлений сказочно-игрушечного и реалистического характера, помогает осознанию специфики живого, выработке возможности правильно действовать с живым объектом или предметом.
Итак, исследования показали, что образная игрушка может выполнять определённую дидактическую функцию в эколого-образовательном процессе дошкольного воспитания. Она становится важным атрибутом занятий, на которых дети усваивают знания о животных и растениях. Можно использовать такие игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами: «рыбки живые и игрушечные - сравнение внешнего вида», «что ест живая киска и как можно накормить игрушечного котёнка», «игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу».
Второй тип ИОС - использование кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная шапочка», «Айболит» и др. с куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков. Это такие ИОС с литературными персонажами: «Карлсон выращивает овес», «Айболит рассматривает комнатные растения», «Винни-Пух идёт на луг за мёдом».
Третий тип ИОС - путешествия. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяют то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают.
Это такие ИОС типа путешествий: «Посещение зоопарка», «Фотоохота в лесу», «Посещение выставки в картинной галерее» и т. д.
Обучение с использованием ИОС может в ряде случаев выходить за рамки отведённого времени - это не опасно, так как хорошее проведение игры, создавая эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.
Таким образом, привнесение сюжетно-ролевой игры в процесс обучения, в частности на занятиях по природе, ни в коей степени не противоречит становлению самостоятельной игровой деятельности. Наоборот, включение в содержание занятия по инициативе взрослого различных структурных элементов игры (обыгрывание игрушек, создание воображаемой ситуации разыгрывание сюжета, ролевый действий и отношений) будет служить для детей игровым образцом, своеобразной формой обучающей игры, которая несомненно, окажет влияние на содержание последующих детских игр, на формирование умения самостоятельно осуществлять игровые замыслы.
Игры с правилами в экологическом воспитании дошкольников.
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц. Или воспитатель наблюдает с детьми осенние деревья, рассматривает листья берёзы, клёна, выделяет и называет характерные признаки их формы окраски. Потом проводит игру «Найди дерево»: «Раз, два, три - под клён беги!» (Поднимает вверх руку с листочком с этого дерева).
С детьми постарше, получившими первые знания о лесе и его обитателях, проводятся подвижные игры типа «У медведя во бору» и др.
Берёза нередко бывает «главным» деревом на участке - её наблюдают чаще других, рисуют на картинках календаря, ею любуются, про неё загадывают загадки. С дошкольниками любого возраста вокруг берёзы можно водить хороводы, приговаривая или припевая народные слова, изображая руками, как она качается: Берёза белена,
Маковка зелёна,
Летом мохнатенькая,
Зимой сучковатенькая,
Где она стоит,
Там и шумит.
Большую роль в закреплении знаний о природе могут сыграть разнообразные дидактические игры. Чёткое разъяснение воспитателем правил игры, выработка у детей навыка соблюдать их делают такую игру интересной и не сводят её к упражнению. Со старшими дошкольниками воспитатель может играть в разные настольно-печатные игры («Зоологическое лото» и др.), представляет им возможность играть самостоятельно лишь тогда, когда они научились чётко соблюдать правила.
Разнообразными могут быть словесно-дидактические игры: они могут скрасить досуг, прогулки в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащения. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам; внимание, быстроту реакции.
В практике могут быть использованы самые различные игры. Например, «Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…», «Птицы могут летать, потому что…», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что…». Или: «Лимон жёлтый, а огурец…», «Ромашка белая, а василёк…», «Весной листья на деревьях растут, а осенью…», «Летом бывает дождь, а зимой…».
Интересными являются игры в загадки - описания - они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. «Отгадайте загадку, - говорит воспитатель для начала. - Я загадала плод: круглый, оранжевый, растёт на дереве». А потом педагог предлагает детям придумать загадки, за каждую правильную загадку они получают фанты.
Игры могут быть разными: «Что бывает жёлтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?», «Летает - не летает», «Животное домашнее или дикое». Воспитатель может придумывать их сам на темы, которые обсуждались на занятиях, о явлениях, которые дети наблюдали. Во всех случаях словесные игры помогут закрепить знания дошкольников, научить их использовать в нужный момент.
Таким образом, включение игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который может обеспечить более эффективный результат усвоения знаний. А. В. Запорожец подчёркивает: эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и более широко - на умственную активность ребёнка и его творческие способности.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Подтверждением является исследование Л. А. Абрамян, показавшее, что через игру легко налаживается позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые положительные эмоции и чувства.
Нахождение оптимальных путей включения игр в процесс обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей.


1.2.Значение дидактической игры в воспитании и обучении детей.

Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Известный педагог Е. И. Тихееева высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку. Ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, умения выделить в предмете общее и различное, восстановить недостающие части, нарушенный порядок; игры с дидактической куклой и др. Е. И. Тихеевой сформулированы требования к системе и содержанию дидактического материала и дано его описание.
Уточнению взаимосвязи игры и обучения способствовала разработка вопроса о самом обучении, его содержании, характере и роли развитии детей дошкольного возраста.
Оценивая дидактическую игру и её роль в системе обучения, А. П. Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приёмы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребёнка, вносят занимательность».
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения. Дидактические игры играют большую роль во всестороннем воспитании и обучении детей. Все задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста решаются успешно с помощью дидактических игр. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о Советской Армии, о людях разных профессий, о труде советских людей, о людях разных национальностей. Тесная связь воспитания с жизнью советского народа - источник идейной направленности процесса воспитания.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Нашими исследователями доказана также эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей: ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, одобрения его воспитателям, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Большое значение поэтому дидактические игры приобретают в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения.
Велика роль дидактических игр в развитии сенсорных способностей детей. Известно, что процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Исследование, проведённое под руководством Л. А. Венгера по ознакомлению детей дошкольного возраста с цветом, формой, величиной предмета, позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три предмета».
Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей.
У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности советского человека, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: хитрости, трусости, лживости, лености и т. д.
Психологическое значение дидактической игры заключается в том, что в игре формируется важное качество личности ребёнка - способность к самооценке (оценка своей ловкости, умений, успехов сравнительно с другими детьми).
Формируются также социальные качества личности ребёнка, такие, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым, неуверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.
Дидактические игры используются в целях трудового воспитания. Однако и здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать формирование у детей уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желаниям самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. При этом воспитываются у детей интерес к людям этой профессии - ребята играют в строителей домов, мостов, железных дорог.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстративный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если сами ребята готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относится. Так, наряду с готовыми (серийного производства) играми можно изготовить вместе с детьми полезные для работы материалы. Это, кроме того, хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
С помощью дидактических игр решаются задачи эстетического воспитания. Для этого дидактический материал должен отвечать гигиеническим и эстетическим требованиям. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определённом месте, доступном детям для его использования. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание ребят, вызывают желание играть с ними.
Наблюдая за поведением каждого ребёнка в играх, воспитатель отмечает красоту поступков детей. Красивым поступком дети потом сами называют оказанную помощь малышам во время игры, изготовление для них новой дидактической игры, обучение вновь поступивших ребят в игре и др.
Значение дидактических игр, в физическом воспитании детей необходимо рассматривать с их оздоровительного влияния на организм ребёнка. Известно, что игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызываемый хорошее самочувствие и вместе с тем определённое напряжение нервной системы.
Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно складывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, изобретательной деятельности, т. е. к будущему обучению в школе.
Коллективная деятельность - игра детей, также является сама по себе мощным оздоровительным фактором.
Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом: дети что-то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Всё это создаёт радостное настроение, повышает эмоциональный тонус.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
1.3.Роль дидактической игры в ознакомлении с природой.

Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы, начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний, умений и навыков формировать определённый уровень мыслительных способностей, готовить ребёнка физически и психически к умственной работе. В решении этой задачи существенную помощь могут оказать дидактические игры.
Дидактические игры - это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический приём для расширения и закрепления полученных ими знаний.
А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, как известно, является игра, которую рассматриваем как важное средство формирования личности ребёнка.
Обладая специфическими особенностями (сочетание познавательного и занимательного начал), экологические игры представляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержания знаниями, способствуя, таким образом, уточнению закреплению и обобщению полученных ранее знаний и расширению кругозора. Играя, дошкольник учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами и явлениями, средой обитания и особенностями питания, поведения повадок животных, экосистемой и приспособлением растений и животных к условиям данной среды, последовательной сменой сезонов и адекватными изменениями, происходящими в живой и неживой природе. Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность не только определённого живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами.
В процессе общение с природой в игровой форме и развития........



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.