На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Оценка платежеспособности заемщика - физического лица.Анализ кредитоспособности физического лица в ОАО «АСБ Беларусбанк»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 10.11.2013. Сдан: 2012. Страниц: 40. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Теоретические основы потребительского кредитования………………….. 5
1.1. Понятие и роль потребительского кредита………………………………. 5
1.2. Сущность потребительского кредита…………………………………….. 9
2. Оценка платежеспособности заемщика - физического лица……………… 15
2.1 Понятие платежеспособности……………………………………………… 15
2.2 Краткая характеристика экономических показателей ОАО «АСБ Беларусбанк»…………………………………………………………………….. 16
2.3 Методика определения платежеспособности физических лиц, в том числе зарубежный опыт………………………………………………………… 22
2.4 Анализ кредитоспособности физического лица в ОАО «АСБ Беларусбанк»…………………………………………………………………….. 26
3. Направления совершенствования оценки платежеспособности заемщика - физического лица………………….………………………………. 32
Заключение………………………………………………………………………. 39
Список использованных источников…………………………………………... 41



ВВЕДЕНИЕ


Тема работы является актуальной, так как в настоящее время в сфере кредитования физических лиц наблюдается рост потребности в получении кредита. В свою очередь, у коммерческих банков появляется проблема, а именно, оценка платежеспособности потенциального ссудозаемщика. Методика оценки платежеспособности несет очень важную роль в деятельности коммерческого банка, так как она позволяет выявить кредитный риск банка, надежность предполагаемого заемщика и соответственно получит ли коммерческий банк прибыль от проведенной операции. В связи с этим возникает потребность в нахождении наилучшего метода определения платежеспособности заемщика, в целях уменьшения уровня кредитного риска, которому подвержены все участники банковского сектора. Наличие такого риска и его зависимости от многочисленных факторов, находящихся, прежде всего, в сфере деятельности кредитополучателя, предопределяют необходимость выбора банком системы экономических показателей, с помощью которых можно оценить способность заявителя выполнить свои обязательства. Проблема выбора совокупности количественных и качественных показателей, характеризующих возможности кредитополучателя получила название проблемы определения кредитоспособности.
В современных условиях кредитоспособность, а в ее рамках - платежеспособность, кредитополучателя представляет собой способность к совершению сделки по предоставлению кредита на условиях возвратности, срочности, платности, или другими словами, способность к совершению кредитной сделки.
В процессе управления кредитным риском банки используют совокупность критериев и показателей, рассмотрение и анализ которых позволяет сделать вывод об уровне кредитоспособности (платежеспособности) кредитополучателя. Конкретный набор показателей, в разных банках неодинаков, и видоизменяется в процессе развития кредитных отношений.
Постоянное совершенствование системы кредитования населения в условиях роста межбанковской конкуренции является для банка необходимым условием формирования его общественного имиджа как универсального кредитного учреждения, а также служит дополнительным источником дохода от проведения кредитных операций с физическими лицами. Эта сфера отечественного банковского бизнеса, несмотря на интенсивное развитие в последние годы, все еще обладает огромными резервами роста. В этом смысле показателен пример западных стран, где отношение кредитов населению и предприятиям приближается к показателю 50:50.
В работе будет рассмотрен анализ платежеспособности физических лиц.
Объектом исследования является ОАО «АСБ Беларусбанк», имеющий большой опыт кредитования на белорусском банковском рынке. В рамках данной работы изучалась методика оценки кредитоспособности физических лиц, используемая ОАО «АСБ Беларусбанк».
Предмет исследования - изучение теоретических вопросов потребительского кредитования и платежеспособности заемщика-физического лица, в том числе в Республике Беларусь.
Целью курсовой работы является оценка платежеспособности заемщика - физического лица.
В процессе написания работы решались следующие задачи:
- рассмотрение понятия и сущности потребительского кредитования;
- произвести оценку платежеспособности заемщика - физического лица;
- рассмотрение направления совершенствования оценки платежеспособности заемщика - физического лица, изучение методики анализа платежеспособности кредитополучателя - физического лица в ОАО «АСБ Беларусбанк».
При написании работы использованы научные исследования и разработки российских ученых О.И.Лаврушина, Г.Н.Белоглазовой, И.В.Сарнакова и других.
В процессе написания работы были использованы следующие методы: сравнения, анализа, метод абсолютных и относительных величин, наглядного изображения результатов анализа (графический метод).

1 Теоретические основы потребительского кредитования


1.1 Понятие и роль потребительского кредита


Кредит - категория историческая. Как и любое общественное отношение, он имеет свою историю, отражающую развитие экономических связей в обществе. Возникнув как случайное явление, кредит расширял сферу своего функционирования, становился объективной необходимостью, выражающей постоянные связи между участниками кредитных отношений [15].
В настоящее время особой актуальностью обладает сфера потребительского кредитования. Данный институт нуждается в глубоком научном изучении, в том числе с целью дальнейшего совершенствовании его правового регулирования.
Рынок потребительского кредитования - один из самых динамично развивающихся рынков в Республике Беларусь, при том, что в настоящее время вопросы потребительского кредитования, включая проблемы снижения банковских рисков в сфере розничного бизнеса, проблемы возвратности кредитов, защиты интересов и прав сторон договора потребительского кредита, остаются неурегулированными. Несмотря на то, что Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит нормы, посвященные регулированию отношений по договорам займа и кредита, а их отдельные аспекты регламентированы банковским законодательством Республики Беларусь, приходится констатировать, что на сегодняшний день не существует специальных нормативных актов в области потребительского кредитования, которые бы полностью отражали его специфику.
В связи с этим представляется необходимым принятие закона
«О потребительском кредите», ориентированного на повышение социальной ответственности банковского бизнеса.
Кредит выступает как передача во временное пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме. При этом кредитные отношения проявляются в виде конкретных кредитных сделок, формы и условия которых отличаются значительным многообразием. Сущность же кредита всегда устойчива и неизменна независимо от специфики проявления, всегда сохраняет черты, присущие экономическим отношениям, лежащим в основе кредита.
Субъектами кредитных отношений могут быть в принципе любые юридически самостоятельные хозяйственные субъекты и дееспособные физические лица, вступающие в отношения по поводу временного заимствования стоимости в денежной или товарной форме. Специфика кредитного отношения заключается в том, что его субъекты выступают кредиторами и заемщиками и в качестве таковых обладают характерными чертами.

Кредитор - это субъект кредитного отношения, предоставляющий стоимость во временное пользование. Заемщик - субъект кредитного отношения, получающий ссуду.
Под потребительскими кредитами понимаются кредиты, предоставляемые физическим лицам (потребителям) в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [4, с. 592].
Потребительский кредит представляет собой процесс отсрочки платежа за потребительские товары, предоставляемые торговым предприятием или же процесс выдачи потребителю банковской ссуды, нужной на покупку необходимых товаров или услуг.
Особенности потребительского кредита:
1. Предоставляется в рублях и только гражданам Республики Беларусь;
2. Учитывая общую тенденцию к старению банковских клиентов, кредиты предоставляются как молодым гражданам, включая студентов, так и пожилым людям;
3. К потребительским кредитам относятся кредиты, предоставляемые населению, в том числе кредиты на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные кредиты, кредиты на неотложные нужды, на образование, оказание услуг и на прочие потребности, имеющие целью их удовлетворение посредством необходимого дополнительного финансирования;
4. Необходимость кредитов вызвана не только удовлетворением потребительских нужд населения, но и интересами производителей с целью обеспечения непрерывности процесса воспроизводства при реализации
товаров [17].
5. Играет важную роль в социально-экономической жизни страны:
- развитие потребительского кредита способствует расширению покупательского спроса на услуги, товары длительного пользования, ускоряя их реализацию и увеличивая доходную часть федерального бюджета;
- государство имеет возможность определять реальную социальную политику (повышение культурно-образовательного уровня населения, помощь молодым семьям, материальная поддержка переселенцам, беженцам и др.)
6. Предоставляется как в денежной, так и в товарной форме. В денежной форме кредит выдается населению в основном кредитными организациями. Товарную форму имеет кредит, предоставляемый населению торгующими организациями в виде приобретения товаров длительного пользования и проката предметов потребления - с рассрочкой платежа;
7. Значительную роль в реализации потребительского кредита играют коммерческие банки. Покупая кредитные контракты у различных предпринимателей, они осуществляют косвенное кредитование. Развитию косвенного кредитования способствуют методы продажи и характер спроса на товары длительного пользования. Большинство покупателей приобретают товар, а затем оформляют финансовые обязательства. Это выгодно и продавцам, которые предлагают товары в кредит, чтобы увеличить товарооборот, а из-за ограниченных финансовых средств обращаются за ссудами в коммерческие банки для покрытия дебиторской задолженности по предоставленным кредитам.
Классификация потребительских ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков, в том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам погашения, целевому направлению использования, объектам кредитования, объему и так далее [12].
По субъектам кредитной сделки (по облику кредитора и заемщика) различают:
- банковские потребительские ссуды;
- ссуды торговых организаций населению;
- потребительские ссуды кредитных учреждений небанковского типа (ломбарды, пункты проката, кассы взаимопомощи и другие);
- личные или частные потребительские ссуды, предоставляемые частными лицами;
- потребительские ссуды заемщикам от организаций, в которых они работают.
По срокам кредитования потребительские кредиты подразделяются на краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные
(свыше 5 лет).
В зависимости от способа предоставления потребительские кредиты делятся на целевые и нецелевые (на неотложные нужды, овердрафт и другое).
По обеспечению различают кредиты необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием).
Главная причина, по которой банк требует обеспечение, - риск понести убытки в случае нежелания или неспособности заемщика погасить срок полностью, что и послужило началу экономического кризиса. Обеспечение не гарантирует погашение кредита, но уменьшает риск, так как в случае ликвидации банк получает преимущество перед другими кредиторами в отношении любого вида активов, которые служат обеспечением банковского кредита.
По методу погашения кредиты делятся на погашаемые единовременно и кредиты с рассрочкой платежа.
Кредиты без рассрочки платежей имеют важную особенность: по таким кредитам погашения задолженности и процентов осуществляется единовременно. Примером таким кредитов могут служить так называемые бриджинг - кредиты, которые выдаются для покупки нового дома частным лицом в сумме разницы стоимости нового и старого дома владельца.
Кредиты с рассрочкой платежа включают [17, с. 568]:
- кредиты с равномерным периодическим погашением кредита (ежемесячно, ежеквартально и так далее);
- кредиты с неравномерным периодическим погашением (сумма платежа в погашение кредита меняется возрастает или снижается в зависимости от определенных факторов).
При выдаче кредита с рассрочкой платежа действует принцип, согласно которому сумма кредита списывается частями на протяжении периода действия договора.
В зависимости от метода взимания процентов выделяют кредиты:
- с удержанием процентов в момент предоставления кредита;
- с уплатой процентов в момент погашения кредита;
- с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования.
Классификация потребительских кредитов, выдаваемых коммерческими банками, осуществляется также по типу заемщика: всем слоям населения,
VIP-клиентам, студентам, молодым семьям и т.д.
Классификация, представленная на рисунке 1.1, наиболее полно отражает экономический и социальный смысл потребительского кредитования.


Рисунок 1.1 - Виды потребительских кредитов

Примечание - Источник: [12, с. 349].

Группа кредитов инвестиционного характера, включая ипотечные кредиты, кредиты на образование и ссуды фермерским хозяйствам, играют достаточно важную роль в развитии потребительского кредитования. Так, развитие и функционирование кредитов фермерским хозяйствам имеет инвестиционное значение - стимулирование отечественного производителя в целях развития экономики в целом.
Кредит на образование - это, по сути дела, вложение в свое развитие, плата за будущее в целях получения в дальнейшем отдачи в виде стабильной, хорошо оплачиваемой работы и достойного уровня жизни - для отдельного человека, и высококвалифицированного специалиста - для общества.
В Республике Беларусь кредиты на образование используются активно, т.к. у нас создана действенная и отлаженная система кредитования на получение образования.
В группу инвестиционных кредитов включены кредиты фермерским хозяйствам. Развитие и функционирование данных кредитов имеет для экономики инвестиционное значение, это - стимулирование отечественного производителя в целях развития экономики в целом.
Важным источником ссуд физическим лицам являются банковские кредитные карты. Банковские кредитные карты предполагают участие трех сторон: банка - эмитента кредитной карты; владельца кредитной карты; торговой организации, принимающей кредитную карту в качестве платежного средства за товары и услуги.
Оплата товаров и услуг кредитной картой может быть произведена и при отсутствии средств на счете клиента, т.е. за счет банковского кредита. Банк за свои услуги взимает определенный процент от суммы каждой операции. Пользователи кредитной карты также обязаны ежегодно перечислять определенную сумму денег за обслуживание карты и ее ежегодное обновление.
Таким образом, под потребительскими кредитами понимаются кредиты, предоставляемые физическим лицам в целях приобретения товаров (работ, услуг) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребительский кредит представляет собой процесс отсрочки платежа за потребительские товары, предоставляемые торговым предприятием или же процесс выдачи потребителю банковской ссуды, нужной на покупку необходимых товаров или услуг.

1.2 Сущность потребительского кредита

Потребительский кредит как один из видов кредита можно рассматривать с различных точек зрения: как экономическую и правовую категорию, а также в широком и узком смыслах. Потребительский кредит в широком смысле
слова - это исторически сложившаяся форма существования ссуженной потребительской стоимости, первичным источником возврата которой служат доходы населения [6]. Кроме того, потребительский кредит характеризуется не только как институциональный, но и как неинституциональный межличностный долг, где главным параметром выступает возвратность денежных средств. Исходя из такого подхода под потребительским кредитом понимается деятельность индивида или домохозяйства, в процессе которой происходит заимствование денежных средств, предполагающее их обязательное дальнейшее возвращение.
Вместе с тем в узком смысле некоторые авторы называют потребительскими кредитами лишь ссуды, предоставленные на приобретение потребительских товаров или оплату услуг. Кроме того, понятие «потребительский кредит» ограничивается и когда акцент делается только на цель кредита. Например, под потребительским понимают кредит, назначение которого состоит в предоставлении населению денежных средств или товаров для удовлетворения потребительских нужд с последующим возмещением долга. В экономико-правовом определении потребительского кредита для целей банковского бизнеса делается акцент на то, что это продукт, связанный с удовлетворением потребительских нужд населения, источником возврата которого являются доходы населения, основными ресурсами выступают сосредоточенные в банках вклады населения, а целью предоставления является получение прибыли. В этой связи важно различать ссуды, выданные на строительство и приобретение жилищ и привлекаемые исключительно для приобретения потребительских товаров и бытовых услуг в целях их последующего непроизводственного потребления. Например, в западных странах кредит, выдаваемый банками частным лицам на приобретение или строительство жилищ, выделяется в особую группу ипотечных ссуд и в категорию потребительского кредита не включается.
Среди авторов-экономистов ведется дискуссия о производительном и потребительском использовании кредита, а также о различии между потребительным и производительным кредитом [13]. Так, в зависимости от целевых потребностей заемщика и направления использования полученных от кредитора средств экономисты выделяют две формы кредита: производительную и потребительскую. Кредиту в производительной форме свойственно использование денежных средств на производительные цели, т.е. на цели производства и обращения с потреблением средств производства и рабочей силы человека, направленное на создание условий для бесперебойного функционирования расширенного воспроизводственного процесса. Результатом производственного потребления является готовая продукция. В данном случае кредит направляется на создание добавочной стоимости, за счет которой и предполагается погасить кредит и проценты по нему. При этом потребительское назначение кредита состоит в том, что он идет полностью на потребление в настоящем и не направлен на создание добавочной стоимости.
Некоторые экономисты отмечают, что в потребительском кредите больше черт производительной формы, чем формы потребительской: кредит предоставляется на потребительские цели, направлен на воспроизводство жизнедеятельности людей (пища, одежда, отдых и т.д.). В данном случае более оправданно говорить о «кредитовании населения» [13].
Важным является вопрос отличия кредитов, используемых заемщиком на ремонт, строительство или приобретение жилья, от кредитов, направляемых на исполнение текущих потребительских расходов. Для разрешения данного вопроса необходимо исходить из содержания понятий «потребител........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Алексеева, Д.Г. Банковское право: учеб. пособие / Д.Г. Алексеева
[и др.]; - 3-е изд. М.: Юристъ, 2007.
2 Банковский кодекс Республики Беларусь: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс: Беларусь». - Дата доступа: 20.02.2013.
3 Оценка кредитоспособности заемщика[Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.market-pages.ru .- Дата доступа: 18.02.2013.
4 Банковское дело: учебник / редкол.: Г.Н. Белоглазова [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2009.
5 Банковское дело: Учебник / редкол.: Г.Н. Белоглазова [и др.]. - М.: Финансы и статистика, 2005.
6 Быстров, С.А. Точная модель потребительского кредита // С.А.Быстров, А.И.Полищук. - Финансы и кредит. - 2009. № 5.
7 Гарипова, З.Л. Инфраструктура банковского потребительского кредитования // З.Л.Гарипова, А.А.Белова. - Финансы и кредит. 2007. № 42.
8 Даниленко, С.А. Потребительское кредитование : правовые аспекты // Юридическая работа в кредитной организации. - 2009. № 1.
9 Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс: учеб. пособие / О.И. Лаврушин [и др.]; под общ. ред. О.И. Лаврушина. - 4-е изд., - М.: Кнорус, 2010.
10 Деньги, кредит, банки: Учебник / О.И. Лаврушин [и др.]; под общ. ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 1999.
11 Деятельность банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . - Дата доступа: 11.09.2012.
12 Лиманов, К.Д. Банковское кредитование / К.Д. Лиманов. - М.: Инфра-М, 2008.
13 Малеев, Д.В. Потребительский кредит как форма банковского
кредита // Д.В. Малеев. - Сборник научных трудов СевКавГТУ. - 2007. № 6.
14 Носова, Т.П. Современная система кредитования физических лиц // Т.П.Носова, А.В.Семин. - Финансы и кредит. 2007. № 29.
15 Сарнаков, И.В. Потребительское кредитование в России: теория, практика, законодательство / И.В. Сарнаков / [Электронный ресурс], «Юриспруденция», 2010.
16 Сутягин, Все виды кредитования . / А.В.Сутягин [и др.]; под общ. ред. А.В.Сутягина. - М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2009.
17 Тавасиев, А. М. Основы банковского дела: Учеб. Пособие / А.М.Тавасиев. - М.: Маркет ДС, 2008.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.