На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик «Развитие воображения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами изобразительного искусства»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Психология. Добавлен: 10.11.2013. Сдан: 2013. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Механизм творческого воображения
1.1 Понятие воображения
1.2 Виды воображения
1.3 Приёмы творческого воображения
1.4 Использования средств изобразительного искусства для развития воображения
2. Изучение состояния проблемы на практике
2.1 Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
2.2 Экспериментальное исследование уровня сформированности воображения у младших школьников с нарушением интеллекта
3. Пути формирования элементов воображения у умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительной деятельности
3.1 Цель, задачи, организация формирующего эксперимента
3.2 Содержание работы по формированию элементов воображения


Введение
Проблема подготовки учащихся к жизни выступает как одна из главных, ведущих в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида (2001) предусматривают разностороннее развитие личности учащихся, способствуют их умственному развитию, содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня, общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Большое внимание данной проблеме уделяет Институт коррекционной педагогики РАО, который является ведущим научным центром страны, проводящим фундаментальные и прикладные исследования, направленные на развитие системы образования, психолого-педагогической помощи, социальной адаптации и реабилитации детей с недостатками развития. Н.Н. Малофеев (2000, с. 9) отмечает в своей статье, что необходимо «начать теоретическую и экспериментальную разработку программ специального обучения аномальных детей разных категорий, в которых будет поставлена задача целенаправленного формирования психологических структур, ответственных за социальную организацию поведения ребёнка и его взаимоотношений с окружающим миром». В этом контексте предполагается проанализировать и обосновать необходимость разработки многоуровневого стандарта подготовки к жизни детей с разными отклонениями в развитии. «В настоящее время 1,6 мл. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании», - отмечает Д.С. Шилов (1999, с. 3). Он так же говорит о том, что работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка их к семейной жизни, к общению и жизни в обществе занимает важное место в обучении и воспитании этих детей.
«В наш век грандиозных достижений науки и техники, когда перед человеком открываются широкие просторы вселенной, особенно остро встает вопрос о развитии у него творческого воображения, и в частности умения ориентироваться в пространстве», - отмечает Т.Ф. Беляев в книге «Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся» (1983, с. 3). Развитие у учащихся эмоциональной памяти, эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения является одним из актуальных вопросов современной школы. Большое значение в формировании этих качеств наряду с другими предметами имеют уроки изобразительного искусства. Одной из основных задач преподавания изобразительного искусства как в массовой, так и в специальной (коррекционной) школе является обучение детей элементарным основам реалистического рисунка, формирование у них навыков рисования с натуры, декоративного рисования и умения применять их в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности. (Программы, 2001).Но для того, чтобы учащийся почувствовал, что может осуществить свой творческий замысел, воплотить его в рисунке, надо научить его правильно видеть окружающий мир. Л.С. Выготский (1960), Е.И. Игнатьев (1968), А.В. Петровский (1976) важнейшими условиями протекания процесса воображения считают, во-первых, прошлый опыт, который выражается в уже имеющихся знаниях, представлениях о предметном мире, природных и жизненных явлениях, и, во-вторых, умение мысленно оперировать представлениями, преобразовывать их. На основе имеющихся представлений не только воссоздаются по описанию новые образы, но и создается вообще нечто новое, преобразованное в соответствии с замыслами автора. Уровень развития воображения зависит от уровня развития восприятия, памяти, мышления и речи.
У умственно отсталых детей формирование элементов воображения имеет свои особенности: неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов-представлений, недостаточное развитие ручной моторики. Отмечается так же сниженный интерес к процессу и результатам деятельности. В связи с этим тематическое рисование в отличие от декоративного рисования и рисования с натуры занимает более скромное место в учебной программе специальной (коррекционной) школы. Это наиболее сложный для умственно отсталых детей вид занятий, поскольку он базируется на представлениях, т.е. на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Физиологической основой представлений является оживление, восстановление в коре головного мозга следов от прежних раздражений.
Следует отметить, что проблема изучения образной сферы в целом и, в частности, одной из главных ее составляющих - образов-представлений о предметах, пожалуй, наименее разработана в специальной психологии. Необходима комплексная система коррекционной работы на уроках изобразительного искусства.
Цель данной работы: изучение условий успешного формирования элементов воображения умственно отсталых школьников на занятиях изобразительного искусства.
Гипотеза: правильно организованная коррекционная работа с детьми с нарушением интеллекта приведёт к овладению приемами работы карандашом и кистью с одной стороны, и формированию элементов воображения - с другой.
Задачи работы: 1) Изучить состояние проблемы развития воображения умственно отсталых учащихся в теории и практике. 2) Экспериментально исследовать влияние тренировочных упражнений на уроках изобразительного искусства и познание окружающего мира на развитие элементов воображения у умственно отсталых младших школьников. 3). Разработать практические рекомендации учителям изобразительного искусства коррекционных школ по использованию эффективных форм формирования элементов воображения на уроках.
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений. Глава 1 раскрывает понятие, структуру, механизм творческого воображения, дает представление о средствах, используемых на уроках изобразительного искусства в процессе формирования элементов воображения. Вторая глава описывает особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников, намечает пути коррекции и развития. Во второй главе, так же, путём констатирующего эксперимента, анализируется состояние сформированности элементов воображения у учащихся 4 класса специальной (коррекционной) школы, исследуются возможности формирования. Глава 3 характеризует содержание и этапы работы над формированием элементов воображения умственно отсталых детей на уроках изобразительного искусства, содержит основные требования, предъявляемые к заданиям и упражнениям. Заключение содержит анализ и обобщение опыта работы, её эффективность. В список литературы включены основные публикации, изученные по данной проблеме. А так же нормативные документы специальной (коррекционной) школы, рассматриваемые в данной работе. Приложение содержит конспекты уроков, проводимых в рамках решения данной проблемы, образцы детских работ.
Практическая значимость данной работы состоит в оказании помощи учителю специальной (коррекционной) школы в нахождении путей и средств формирования элементов воображения у умственно отсталых школьников на уроках изобразительного искусства.
воображение отсталый школьник изобразительный

1. Механизм творческого воображения
1.1 Понятие воображения
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, «воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы», - отмечает И.В. Дубровина и др. (2001).
Каждый образ, созданный в воображении, является в какой-то степени и воспроизведением и преобразованием действительности. Воспроизведение - основная характеристика памяти, преобразование - основная характеристика воображения.
Образы воображения опираются на представления памяти. Но эти представления подвергаются глубоким изменениям. Представления памяти - это образы предметов и явлений, которых мы в данный момент не воспринимаем, но когда-то воспринимали. Но мы можем, исходя из знаний и опираясь на опыт человечества, создать себе представления о таких вещах, которых никогда раньше сами не воспринимали. Например, «я могу себе представить песчаную пустыню или тропические леса, хотя бывать там мне не приходилось», - пишет В.М. Мельников (1987). Воображение - это создание того, что в опыте человека ещё не существовало, что он не воспринимал в прошлом и с чем раньше не встречался. Тем не менее, все новое, созданное в воображении, все, так или иначе, связано с реально существующим.
Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохраненного в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Из «ничего» воображение творить не может (слепой от рождения не может создать цветовой образ, глухой - звуков). Самые причудливые и фантастические продукты воображения всегда строятся из элементов действительности.
Воображение - одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Пинский Б.И. писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток машин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты» (1962, с. 84) Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение - это способность вызывать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».
При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создаёт на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще изображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть так же орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. По мнению Л.С. Выготского (1997), воображением называют «именно эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга».
Р.С. Немов (с 220, 1995) определяет воображение как «особую форму человеческой психики, стоящую отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающую промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью». Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать и в наши дни.
Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.
Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм.
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида «гомо сапиенс», мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).
Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?
А.Н. Леонтьев (1972) определяет воображение как познавательный процесс, имеющий в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга. Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создаётся образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.
Физиологическая основа воображения - образование новых сочетаний из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.
1.2 Виды воображения

Авторы учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют следующие виды воображения.
Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце 19 - 20 в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения - это «небывалые комбинации бывалых впечатлений».
Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.
Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека.
Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолжении этих событий.
Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.
Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют ........

Литература
1. Андреева Л.В. Графический рисунок как средство образного познания и изучения действительности, - Н. Новгород 2004. - 20 с.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. - М.: Изд.центр «Академия», 2000. - 160 с.
3. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия учеб пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Сост. А.И. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 303 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. В кн. Л.С. Выготский. Развитие высших функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1965. - 145 с.
7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Сост.авт. вступит., ст. и библиограф Т.М. Яифанова. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
9. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974 - 234 с.
5. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе: Кн. для учителя, - М.: Просвещение, 1993. - 175 с.
10. Горшенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности // Дефектология - №6 - 1980 - С. 45 - 51.
11. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия»; 2001. - 489 с.
12. Екжанова Е.А. Программа по изобразительному искусству в специальных школах и классах выравнивания для детей с задержкой психического развития // Дефектология - №5 - 1991 - С. 20 - 37.
13. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. - М.: Знание, 1968. - 245 с.
14. Коррекционная педагогика. Учебное пособие для педагогич. вузов / Под ред. Кукушина В.С. - Ростов-на-Дону: Издат. центр «Марат», 2002. - 304 с.
15. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей, - М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
16. Костерин Н.П. Учебное рисование. М., 1984. - 143 с.
17. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. - К.: Рад. шк. 1986. - 93 с.
18. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, - М.: Просвещение, 1984. - 319 с.
19. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов - М.: Просвещение - 1981 - 143 с.
20. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. - Избр. Произведения. - М.:Педагогика, 1983 - Т.1 - С. 308.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1972. - с253
22. Молофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Альманах Института коррекционной пед-ки РАО. - №1 - 2000. - 13с Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Academa, 2002 - 160 с.
23. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. - М., 1969. - 234 с.
24. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. - Тбилиси: Мецниереба, 1972. - 184 с.
25. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. заведений. Общие основы психологии. - 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. -456 с.
26. Нестерова Т.В. Отражение величинного контраста в изобразительной деятельности умственно отсталых и нормально развивающихся младших школьников // Дефектология - №6 - 1991 - С. 46 - 51.
27. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов. / Под ред. В.В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
28. Петровский А.В. Воображение. - В кн.: общая психология. М.: Просвещение, 1976. - С. 234 -297.
29. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности учащихся вспомогательной школы. М., 1962. - 265 с.
30. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы УШ вида: 1-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - сб. 1. - 223 с.
31. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культ./ Под ред. В.М. Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 386 с.
32. Рау М.Ю. Развитие воображения глухих школьников средствами изобразительной деятельности // Дефектология - №5 - 1984 - С. 39 - -45.
33. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
34. Сакулина. П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - 2-е изд. - М., 1985. - 186 с.
35. Семало Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющего развития // Дефектология, - 2000 - №1. - с. 66-75



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.