Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Центральный экономический район как один из самых развитых и экономически перспективных районов, его экономико-географическое положение, демографическая ситуация, промышленность. Экономическое развитие каждой отдельно взятой области Центрального района.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: География. Добавлен: 23.08.2009. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3

Содержание

Введение
1. Общая характеристика и экономико-географическое положение Центрального экономического района
2. Экономические характеристики областей, входящих в состав ЦЭР
2.1 Брянская область
2.2 Владимирская область
2.3 Ивановская область
2.4 Калужская область
2.5 Костромская область
2.6 Московская область
2.7 Орловская область
2.8 Рязанская область
2.9 Смоленская область
2.10 Тверская область
2.11 Ярославская область
2.12 Тульская область
Заключение
Список литературы

Введение

Центральный экономический район имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.
Ныне Центральный экономический район стал первым базовым регионом, где осуществляются российские экономические реформы -- необходимое условие построения социально-ориентированной многоукладной экономики и формирования рыночных отношений. Это коренным образом меняет особенности и условия развития и размещения его производительных сил.
Среди новых особенностей экономико-географического положения района -- ослабление его центральных функций после распада СССР и начала демократизации, а также децентрализация хозяйства, повышение роли периферийных территорий и переход к самоуправлению регионов.
Основными задачами, в данной контрольной работе ставятся следующие задачи: дать характеристику центрального экономического района, описать его экономико-географическое положение, демографическую ситуацию, хозяйство, а так же привести данные о промышленности и экономическом развитии каждой отдельно взятой области, входящей в состав центрального экономического района.
1. Общая характеристика и экономико-географическое положение Центрального экономического района

Центральный экономический район (ЦЭР) занимает центральную часть Восточно-Европейской равнины. Границы его проходят не только с экономическими районами России -- Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским, но и суверенными государствами -- Украиной и Белоруссией.
По составу административно-территориальных единиц он относится к самому большому в стране и включает: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области и столичный город Москву. Площадь района -- 483 тыс. км2, что составляет лишь 2,8% территории Российской Федерации.
Выгодное экономико-географическое положение района обусловливается пересечением водных и сухопутных путей, обеспечивающих устойчивые внутренние и внешние экономические связи.
По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу ЦЭР значительно превосходит другие крупные экономические районы страны. На долю района приходится 20,9% валового регионального продукта страны, 16,8% производства промышленной и 15,7% сельскохозяйственной продукции страны.
Центральный экономический район стал базовым регионом, в котором в наибольшей степени стали формироваться рыночные отношения: получила развитие финансовая система, развивается рыночная инфраструктура, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами промышленные предприятия. В районе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют обрабатывающие отрасли промышленности.
Отсутствие промышленных запасов минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов ставит развитие экономики района в зависимость от поставок сырья, топлива, комплектующих изделий и деталей из других районов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.
В территориальном разделении труда ЦЭР выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения, химической и легкой промышленностью. Несмотря на снижение их доли в производстве промышленной продукции за годы экономических преобразований, вызванное кризисными процессами и распадом единого экономического пространства, они сохраняют ведущую роль в экономике района и страны.
Экономико-географическое положение района -- центральное, выгодное в транспортном и других отношениях на длительном этапе исторического развития. Это древнее ядро Русского государства, главный очаг культуры и формирования русского народа. Преимущества ЭГП этого района заключены в удобстве привлечения ресурсов по мере надобности из всех районов, в возможности включения в межрайонные (и международные) экономические связи и выполнения многообразных обязанностей лидера по отношению ко всей территории страны и особенно ее европейской части.
Центральный экономический район -- исторический, политический и хозяйственный центр страны. На его территории находится столица России -- г. Москва. Среди всех экономических районов Центру принадлежит ведущая роль.
Население. Центральный район -- самая густозаселенная часть Российской Федерации. Территория -- 486 тыс. км (2,9% территории страны); население -- около 29,9 млн. человек, что составляет около 20% населения РФ (1-е место среди экономических районов); плотность населения -- свыше 60 человек на км . Наиболее плотно заселена Московская область.
Для района характерна высокая концентрация квалифицированных кадров. Москва -- столица России -- крупнейший административно-политический, промышленный, транспортный, научный и культурный центр страны (Московская агломерация -- около 12 млн. человек). На территории Центрального района -- более 250 городов. Масштабы развития промышленности обусловливают существенное преобладание городского населения -- 83%.
Хозяйство. Это высокоразвитый индустриальный район страны -- ведущий среди наиболее промышленно развитых районов РФ. Промышленность района в первую очередь специализируется на выпуске сложной и нематериалоемкой продукции, требующей квалифицированного труда и научных разработок. В начале 90-х годов только на отрасли наукоемкого машиностроения приходилось более трети промышленной продукции района.
За реформенные годы Центральный район потерял более двух третей своего былого промышленного потенциала. В структуре промышленности (как и во многих других районах) многократно вырос удельный вес электроэнергетики (с 3 до 17%), уменьшилась доля машиностроения и легкой промышленности, снизившись по сравнению с 1990 г. до 27 и 5% соответственно В настоящее время в Центральном экономическом районе производится более 24% ВВП России, 16% промышленной продукции и более 16% продукции сельского хозяйства.
Главные отрасли специализации -- многоотраслевое машиностроение, химическая, легкая (текстильная), полиграфическая промышленность.
Машиностроительный комплекс представлен станкостроением, приборостроением, энергетическим и транспортным машиностроением. Значительные масштабы имеет производство роботов и станков-автоматов, электронных систем управления и вычислительной техники, приборов и средств связи. Это обусловлено наличием квалифицированных кадров и мощной научно-технической базой.
Транспортное машиностроение представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов и речных судов. Автомобилестроение: Москва (грузовые и легковые автомобили, сборка автобусов); Московская область: Ликино-Дулево (автобусы), Голицыно (автобусы при участии фирм ФРГ). Тепловозостроение представлено в Коломне (Московская обл.); Лю-диново (Калужская обл.), Муроме (Владимирская обл.). Вагоностроение -- Тверь (вагоны); Мытищи (пассажирские вагоны и вагоны для метрополитена); Вышний Волочок (вагоны электропоездов), Брянск (изотермические вагоны). Речное судостроение и судоремонт -- Москва, Рыбинск, Кострома. Сельскохозяйственное машиностроение представлено в Люберцах (Московская обл.), Бежецке (Тверская обл.), Рязани, Туле. Тракторный завод размещается во Владимире.
Центральному району принадлежит ведущее место в стране по производству приборов, средств автоматизации, систем управления. Основные центры приборостроения: Москва, Владимир, Рязань, Смоленск. Электротехническая промышленность развита в Москве, Калуге, Ярославле. Крупными центрами станкостроения являются: Москва, Рязань, Коломна. Несмотря на наличие собственных металлургических заводов в Москве, Электростали и Туле, остро стоит проблема обеспечения машиностроительных заводов данного экономического района прокатом черных металлов, который привозится из других регионов.
Многие проблемы машиностроения Центрального района имеют общий характер. Необходимо: провести реструктуризацию промышленности, ускорить конверсию оборонных предприятий для развертывания инновационной деятельности, развивать наукоемкое, сложное и точное машиностроение, а для этого начать техническое перевооружение крупных машиностроительных предприятий и перепрофилирование их на выпуск более современной техники с целью вывода из длительного депрессивного состояния. Эти же проблемы характерны для всех остальных отраслей промышленности.
Химическая промышленность по-прежнему является важнейшей отраслью специализации района. Она представлена производством фосфатных удобрений (на местном сырье) --Воскресенск (Московская обл.), Полпино (Брянская обл.); азотных удобрений -- Новомосковск и Щекино (Тульская обл.). Развито производство соды, серной кислоты (Щелково, Новомосковск, Воскресенск). В Ярославле и Ефремове (Тульская обл.), размещены заводы по производству синтетического каучука, на продукции которых работают шинные заводы в Москве и Рязани. Химические волокна выпускают в Твери, Клину, Серпухове, Рязани. Широко развито производство фотохимических товаров, лаков, красителей, лекарственных препаратов, парфюмерии.
Текстильная промышленность -- старейшая отрасль промышленности, работавшая на привозном сырье, являвшаяся ранее одной из отраслей специализации района, испытывает в последние годы острейший кризис. Отмечается сильнейший спад производства. Предприятия хлопчатобумажной промышленности размещены в городах Иваново, Орехово-Зуево, Тверь, Ярославль, Москва, Ногинск, Кострома и др. Производятся в районе также льняные, шерстяные и шелковые ткани.
В настоящее время эта отрасль из исторически ведущей в большинстве областей Центрального экономического района превратилась во второстепенную. Ее доля в структуре промышленности в 8-ти из 13-ти регионов сейчас не достигает 5% (для сравнения: в 1990 г. -- около 24%). Очень серьезный спад в объеме производства сопровождается высокими показателями импорта продукции данной отрасли из зарубежных стран.
Для Центрального района характерно наличие очень мощной полиграфической промышленности (Москва, Тверь, Ярославль, Владимир, Чехов).
Район сохраняет 1-е место по развитию науки, высшего и среднего специального образования, по подготовке и переквалификации кадров.
Топливно-энергетический комплекс Центрального района ориентируется в основном на привозное топливо. Местным то пливом является бурый уголь и торф. Добыча бурого угля ведется преимущественно в Тульской и Рязанской областях, хотя она существенно снизилась в последние годы в связи с поставками более эффективных энергоносителей (нефть и газ).
Центральный экономический район занимает 1-е место в РФ по производству электроэнергии. Большую ее часть вырабатывают крупные тепловые станции. Некоторые из них работают на подмосковных углях или торфе (Черепетская, Ще-кинская, Рязанская). Костромская, Конаковская ГРЭС и московские ТЭЦ работают на газе и мазуте. На Верхней Волге действуют Иваньковская, Угличская и Рыбинская ГЭС. Однако все эти станции не удовлетворяют полностью потребностей района в электроэнергии. Поэтому часть электроэнергии передается сюда из Поволжья.
Энергию дают также Смоленская и Тверская АЭС, а также расположенная в г. Обнинск, первая в мире атомная станция, построенная в 1954 г.
Агропромышленный комплекс Центрального района -- один из крупнейших в РФ по производству молока, мяса, картофеля, овощей, льна и сахарной свеклы, а также продукции пищевой промышленности.
Однако собственное сельскохозяйственное производство не обеспечивает потребностей района, продовольственные товары приходится завозить. Это район картофелеводства и животноводства. На севере -- значительны посевы льна. В промышленных районах преобладает пригородная специализация сельского хозяйства.
Транспорт. Территориальная структура транспортной сети Центрального экономического района -- радиально - кольцевая. Ядро -- Московская агломерация. Хорошо развиты все виды транспорта. Связь со всеми другими районами обеспечивает густая сеть железных и автомобильных дорог. В столице действуют четыре аэропорта.
Москва является также речным портом, имеющим через Волгу и систему судоходных каналов выход к пяти морям.
2. Экономические характеристики областей, входящих в состав ЦЭР

2.1 Брянская область

Экономический профиль Брянской области определяет машиностроение, на долю которого приходится 31,1% промышленной продукции области. Здесь производятся дизельные двигатели для судов различного класса, рефрижераторные секции и грузовые вагоны, тепловозы, экскаваторы и дорожно-строительные машины, большегрузные автомобили, автофургоны, медицинская техника и транзисторы. Получили развитие промышленность строительных материалов (9,7%). Пищевая промышленность (26,8%) специализируется на мясных и молочных продуктах, производстве консервов. Главные промышленные центры: гг. Брянск, Дятьково, Клинцы.
Ведущая отрасль сельского хозяйства -- земледелие. На территории области широко представлены посевы зерновых (ржи, ячменя, овса, пшеницы) и технических культур (сахарной свеклы, льна-долгунца, конопли, хмеля). Развиты картофелеводство и овощеводство, мясомолочное скотоводство, свиноводство и птицеводство

2.2 Владимирская область

Отраслями специализации Владимирской области выступают машиностроение (41,7%), химическая (5,7%), легкая (5,8%), стекольная (5,6%), пищевая (16,5%) отрасли. Машиностроение представлено производством тракторов и автотракторных приборов, электромоторов, экскаваторов, холодильников и телевизоров, станков, радио- и медицинской техники. Химическая промышленность -- производство пластмасс, резинотехнических изделий, стекловолокна. Легкая -- производство льняных тканей. Стекольная -- производство стекла и хрусталя, а также искусственного кварца. Главные промышленные центры: гг. Владимир, Ковров, Муром, Александров, Гусь-Хрустальный. В сельском хозяйстве выделяются молочное животноводство, свиноводство, птицеводство, выращивание пшеницы, ржи, гречихи, картофеля.

2.3 Ивановская область

Рыночные преобразования в экономике страны отрицательно отразились на экономике области. Значительно сократилось производство градообразующей отрасли хозяйства -- текстильной промышленности.
В настоящее время в структуре промышленного производства области на долю легкой промышленности приходится 35,6%, на машиностроение и металлообработку -- 14,5%, на пищевую промышленность-- 16,6% . Отраслью, определяющей хозяйственный комплекс Ивановской области, остается текстильная промышленность (производство хлопчатобумажных, льнян и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.