На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Государственные ценные бумаги: организация обращения и основные операции

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Финансы и кредит. Добавлен: 14.11.2013. Сдан: 2010. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российский государственный торгово-экономический университет
Омский институт (филиал)


Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
тема: «Государственные ценные бумаги: организация обращения и основные операции»


Омск – 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………….…………………………………………..3
1. Аспекты развития рынка государственных ценных бумаг…….………...…….4
1.1. Рынок ценных бумаг: структура, участники, организация обращения и основные операции……………………………………….………..………………..4
1.2. Становление рынка государственных ценных бумаг………..…..………13
1.3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в РФ...17
1.4. Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время..……………21
2.Государственные ценные бумаги: их виды………………….….………………24
3.Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг….………...…30
Заключение………………………………………………..……………………….. 33
Список литературы…………………………………………………………………35


ВВЕДЕНИЕ


Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления финансового кризиса России должно стать развитие рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики. Таким образом, рынок государственных ценных бумаг - это, с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой - одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.
В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной темой на сегодняшний день, потому что для рыночной экономики государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд государства.
Основными задачами являются рассмотрение основ построения рынка ценных бумаг, изучение функционирования российского рынка ценных бумаг в современных условиях, видовой состав государственных ценных бумаг, перспективы развития рынка государственных ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг, сами государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа. Весь этот механизм подвергся значительной автоматизации и компьютеризации под воздействием научно-технической революции, в результате чего необходимо совершенствовать рынок государственных ценных бумаг, предлагать новые пути развития.



1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ


1.1. Рынок ценных бумаг: структура, участники, организация обращения и основные операции

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара, например нефти.
Рынок ценных бумаг, отличаясь от рынка денег (валют, банковских ссуд и депозитов) своим объектом, очень сходен с ним способом образования, и значимостью процесса обращения. Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут выполнять функции платежно-расчетных средств (например, векселя, чеки). Как уже отмечалось, сами современные бумажные деньги исторически произошли от такой ценной бумаги, как банковский вексель
Классификации видов рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих видов ценных бумаг. Так различают:
• международные и национальные рынки ценных бумаг;
• национальные и региональные (территориальные) рынки;
• рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);
• рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;
• рынки ценных бумаг и производных инструментов и т.п.
Составные части рынка ценных бумаг в своей основе имеют не только тот или иной вид ценной бумаги, но и способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций в рынке ценных бумаг необходимо выделять рынки:
• первичный и вторичный;
• организованный и неорганизованный;
• биржевой и внебиржевой;
• традиционный и компьютеризированный;
• кассовый и срочный.

Первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди первых инвесторов.
Вторичный рынок – это рынок, на котором обращаются ранее эмитированные на первичном рынке ценные бумаги.
Биржевой рынок — это организованный рынок ценных бумаг, торговля на нем ведется в соответствии со строгими правилами, только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди участников рынка.
Внебиржевой рынок в отличие от биржевого может быть организованным и неорганизованным.

Участники рынка ценных бумаг — это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчеты по ним. Это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг.
Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:
• эмитенты;
• инвесторы;
• фондовые посредники;
• организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;
• органы регулирования и контроля.

Согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг» эмитент — это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой.
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» определяет инвестора как лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности (собственник) или ином вещном праве (владелец).
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» к профессиональной относятся следующие виды деятельности:
• брокерская;
• дилерская;
• по управлению ценными бумагами;
• по определению взаимных обязательств (клиринг);
• депозитарная;
• по ведению реестра владельцев ценных бумаг;
• по организации торговли на рынке ценных бумаг.
Брокерская и дилерская виды деятельности и деятельность по управлению ценными бумагами являются разновидностями посреднической деятельности.
Профессиональное посредничество как экономическая категория представляет собой специализированную деятельность на фондовом рынке по перераспределению денежных ресурсов, использующую в качестве носителя денежной стоимости ценные бумаги, по организационно-техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг, которая ведется, как правило, на исключительной или преимущественной основе.
Посредники — это юридические и (или) физические лица, которые являются связующим звеном рынка между покупателем и продавцом, или, говоря точнее, между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.
К посредникам второй группы относятся брокеры и дилеры.
Брокером считают профессионального участника рынка ценных бумаг, который занимается брокерской деятельностью. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» «...брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основе договора-поручения или комиссии либо доверенности на совершение таких сделок».
В качестве брокера могут выступать как физические, так и юридические лица. Профессиональная брокерская деятельность на фондовом рынке выполняется на основании лицензии, полученной в установленном порядке. Брокер получает эту лицензию в Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России) или в уполномоченных его организациях, получивших у нее генеральную лицензию. Законом допускается совмещение брокерской деятельности с другими видами деятельности на рынке ценных бумаг.
Основными функциями брокера являются:
• совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве комиссионера;
• совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного;
• обеспечение надлежащего хранения и отдельный учет ценных бумаг клиентов в соответствии с требованиями ФКЦБ России;
• принятие на себя ручательства за исполнение сделки купли-продажи ценных бумаг третьим лицом;
• информационное, методическое, правовое, аналитическое и консультационное сопровождение операций с ценными бумагами;
• доведение до сведения клиентов всей необходимой информации, включая информацию о существующих рисках;
• раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Вторым профессиональным посредником на рынке ценных бумаг является дилер.
Дилером называется профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» определено, что «дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам». Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. Доход дилера состоит из разницы цен продажи и покупки. Поэтому дилер должен постоянно контролировать и учитывать меняющуюся конъюнктуру рынка. Обычно он специализируется на определенных видах ценных бумаг, но крупные организации могут обслуживать рынок ценных бумаг в целом.
Выступая в роли оператора рынка, дилер объявляет цену продажи и покупки, минимальное и максимальное количество покупаемых и (или) продаваемых бумаг, а также срок, в течение которого действуют объявленные цены.
На российском рынке в роли дилера может выступать инвестиционная компания, одной из функций которой является вложение средств в ценные бумаги, осуществление сделок с ними от своего имени, в том числе путем их котировки.
Функциями дилера являются:
• совершение сделок купли-продажи ценных бумаг за свой счет и от своего имени путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг по объявленным дилером ценам;
• дополнительные обязательства по обеспечению ликвидности рынка ценных бумаг;
• раскрытие информации о своих операциях с ценными бумагами в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
В рамках дилерской деятельности участник торговли может принимать на себя дополнительные обязательства по обеспечению ликвидности рынка ценных бумаг. Эти действия участника торговли затрагивают прежде всего процесс формирования рыночной стоимости конкретных ценных бумаг. Такие участники торговли являются маркет-мейкерами.
Одним из профессиональных участников рынка ценных бумаг могут быть управляющие компании, независимо от конкретной юридической формы их организации, но имеющие государственную лицензию на деятельность по управлению ценными бумагами. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» под деятельностью по управлению ценными бумагами признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц:
• ценными бумагами и денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
• ценными бумагами и денежными средствами, которые компания получает в процессе своей деятельности на рынке ценных бумаг.
Экономический смысл функционирования управляющих компаний и их деятельности на рынке ценных бумаг состоит в том, что они могут обеспечивать, как правило, лучшие результаты от управления ценными бумагами клиентов по сравнению с деятельностью последних за счет своего профессионализма. Более низкие затраты, связанные с операциями на фондовых рынках, за счет масштабов своей деятельности. Эффективность операций за счет одновременной работы в разных секторах рынка и (или) в разных странах.
В России, как правило, в роли управляющего выступает коммерческий банк, который заключает с учредителем управления специальный договор, определяющий права и обязанности сторон, а также порядок действий по управлению ценными бумагами и денежными средствами.
Профессиональная деятельность банков на рынке ценных бумаг осуществляется по общим банковским лицензиям, выдаваемым Банком России. При этом предполагается, что Банк России как единый надзорный и контрольный орган имеет все полномочия проверять и при необходимости регламентировать профессиональную деятельность банков, в том числе и на рынке ценных бумаг. Коммерческие банки в России могут выполнять все виды деятельности все виды операций на рынке ценных бумаг, разрешенные действующим законодательством, как то:
• выступать в роли эмитентов и институциональных инвесторов;
• осуществлять брокерскую и дилерскую деятельность;
• управлять инвестициями и фондами;
• проводить расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг;
• организовывать депозитарное обслуживание;
• предлагать консалтинговые услуги и т.п.
Регистраторами на рынке ценных бумаг обычно называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр.
Реестром называется список владельцев именных ценных бумаг, составленный на определенную дату. Задача регистратора состоит в том, чтобы вовремя и без ошибок предоставить реестр эмитенту. Регистратор выполняет свои основные обязанности по сбору и передаче реестра эмитенту следующим образом. Он ведет лицевые счета владельцев ценных бумаг. На лицевом счете указано число принадлежащих владельцу ценных бумаг, а также вся необходимая информация о владельце.
Если произошла сделка купли-продажи, то смена владельца должна быть отмечена в реестре. Иначе эмитент будет законно продолжать исполнять свои обязанности по отношению к прежнему владельцу.
Депозитарием называется организация, которая оказывает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав собственности на ценные бумаги. Другими словами, депозитарий ведет счета, на которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных бумаг. Ведение счетов дает депозитарию возможность фиксировать (удостоверять) право собственности на ценные бумаги и учитывать те имущественные права, которые закреплены ими. Счета, предназначенные для учета ценных бумаг, называются «счета депо».
Каждому брокеру в биржевом депозитарии открывается счет депо, на котором учитывают все принадлежащие ему ценные бумаги. Теперь при оформлении результатов сделки, совершенной между брокерами на этой бирже, не надо обращаться к дорогим и неторопливым услугам регистратора. Смена собственника отражается на счетах депо биржевого депозитария. При этом отпадает необходимость переоформлять сертификаты, которые выписаны на депозитарий и продолжают находиться в его хранилище. Поэтому расчеты по ценным бумагам становятся безналичными и сводятся к внесению изменений в счета депо.
Он является посредником между эмитентом и инвестором. Депозитарий помогает клиенту, депонировавшему свои ценные бумаги, получить причитающиеся ему блага, передает всю предназначенную для него информацию, поступающую от эмитента. В России депозитарий рассматривается как составной элемент учетной системы.
Депозитарий может оказывать своим депонентам околодепозитарные услуги, которые содействуют реализации владельцами имущественных прав, закрепленных ценными бумагами, например, участие в управлении акционерным обществом, получение доходов по ценным бумагам, проверка подлинности сертификатов ценных бумаг, оформление сертификатов ценных бумаг и передача их третьим лицам и т.д.
Депозитарием может быть только юридическое лицо. Депозитарная деятельность может совмещаться с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, кроме деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Чаще всего депозитарная деятельность совмещается с деятельностью по выявлению взаимных обязательств по сделкам (расчетно-клиринговой деятельностью).
Депозитарная деятельность подлежит лицензированию. Лицензия на осуществление депозитарной деятельности выдается сроком до трех лет.
Расчетно-клиринговая организация — это профессиональный участник рынка ценных бумаг, специализированная организация, которая осуществляет расчетное обслуживание участников организованного рынка ценных бумаг и выявляет их позиции по результатам заключенных сделок.
Основные цели такой организации:
• выявление позиций участников сделок и их урегулирование;
• снижение издержек по расчетному обслуживанию участников рынка;
• сокращение времени расчетов;
• снижение до минимального уровня всех видов рисков, которые имеют место при расчетах.

Деятельность расчетно-клиринговых организаций включает:
• проведение расчетных операций между членами расчетно-клиринговой организации (а в ряде случаев — и другими участниками фондового рынка);
• осуществление зачета взаимных требований между участниками расчетов, или осуществление клиринга;
• сбор, сверку и корректировку информации по сделкам, совершенным на рынках, которые обслуживаются данной организацией;
• разработку расписания расчетов, т.е. установление строгих сроков, в течение которых денежные средства и соответствующая им информация и документация должны поступать в расчетно-клиринговую организацию;
• контроль за перемещением ценных бумаг (или других активов, лежащих в основе биржевых сделок) в результате исполнения контрактов;
• гарантирование исполнения заключенных на бирже контрактов (сделок);
• бухгалтерское и документарное оформление произведенных расчетов.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников: эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организации инфраструктуры рынка.
Регулирование деятельности участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.
Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.
В конечном счете, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-либо действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка. Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:
u Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России);
u Министерство финансов Российской Федерации;
u Центральный банк Российской Федерации;
u Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг — коллегиальный орган в составе Правительства Российской Федерации — имеет большие полномочия в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. Она приняла на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию рынка ценных бумаг.
Министерство финансов Российской Федерации регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного самоуправления, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и т.п.
Центральный банк Российской Федерации — федеральный орган, который действует на основании Закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.
Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 4 ноября 1994г. «О мерах государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ» и Федеральным законом от 22 апреля 1996г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Закон «О рынке ценных бумаг» - комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные сегменты.
Под обращением ценных бумаг понимается переход права собственности от одного их держателя (владельца) к другому при заключении ими гражданско-правовых сделок.
При этом следует также иметь в виду, что гражданско-правовые сделки могут совершаться как на рыночных условиях, так и на основе гражданско-правовых норм, определенных Гражданским кодексом РФ. Гражданско-правовые нормы четко определяют условия тех или иных сделок, они становятся законом и не могут согласовываться или оспариваться сторонами. На рынке ценных бумаг их обращение принимает форму сделки купли-продажи или обмена (мены). Гражданско-правовые сделки предусматривают, что переход права собственности может произойти при таких сделках, как мена, дарение, наследование. Право собственности от одного держателя к другому может перейти и по решению суда, при приватизации, внесении ценных бумаг в качестве взноса в уставный капитал. На рынке ценных бумаг их обращение регламентируется как государством, так и самими участниками рынка через устанавливаемые ими правила торговли, стандарты и нормы поведения.
Для обращения ценных бумаг на рынке характерна определенная последовательность действий, которой обязаны придерживаться профессиональные участники рынка ценных бумаг и учитывать потенциальные их покупатели и продавцы.
Листинг необходим дня допуска ценных бумаг на тот или иной рынок (биржевой или внебиржевой), выдвигающий совокупность требований, которым должны соответствовать ценные бумаги, выступающие объектом сделок. Только после листинга как продавец, так и покупатель могут давать посредникам торговые поручения на продажу или покупку ценных бумаг. Наиболее сложным этапом обращения являются торги ценными бумагами. Торги ценными бумагами могут происходить только в том случае, если их участники будут располагать необходимой информацией, достаточной для согласования условий сделки. Такая информация формируется на основе торговых поручений (приказов) непосредственных продавцов и покупателей ценных бумаг, а также на основе заявок, которые представляют участники торгов.
В зависимости от системы организации торгов в ряде случаев может требоваться предварительное депонирование ценных бумаг и денежных средств.
Учет прав собственности именных ценных бумаг документарной формы выпуска, помещенных на хранение в депозитарий, ведется на основании записи на счете депо о количестве ценных бумаг, находящихся в централизованном (коллективном) или обособленном хранении.
Обращение ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) которых подлежит государственной регистрации, запрещается до их полной оплаты и государственной регистрации отчета (представления в регистрирующий орган уведомления) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) указанных ценных бумаг, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
Наиболее сложным этапом обращения являются торги ценными бумагами.
Торги ценными бумагами могут происходить только в том случае, если их участники будут располагать необходимой информацией, достаточной для согласования условий сделки. Такая информация формируется на основе торговых поручений (приказов) непосредственных продавцов и покупателей ценных бумаг, а также на основе заявок, которые представляют участники торгов.
Операции с ценными бумагами:
u Операции РЕПО
u Брокерское обслуживание
u Депозитарное обслуживание
u Кассовые и срочные операции
u Клиринговая деятельность
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. [15]
Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.
В нормативных документах Российской Федерации под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантируются Правительством Российской Федерации.
Рынок государственных ценных бумаг – особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны.
Государство, как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:
C финансирования текущего бюджетного дефицита;
C погашения ранее размещенных займов;
C обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
C сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;
C обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;
C финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
C поддержки социально значимых учреждений и организаций.
Одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег [1].
Необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству [21].
Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг [2].

1.2. Становление рынка государственных ценных бумаг

Появление рынка государственных займов в России, имеет историю, уходящую своими корнями в XVIII в. Долговые правительственные обязательства проделали путь от государственных денежных знаков до процентных ценных бумаг.
При Екатерине Великой государственный кредит делается уже постоянной составной частью финансового хозяйства, что связано с расширением империи. Заимствование осуществлялось в основном за рубежом. В период царствования Екатерины Россия начинает регулярно делать внешние займы для финансирования военных операций и поддержки денежного обращения.
Первый заем правительство России осуществляет у амстердамского банкирского дома Раймонд и Теодор де Смет в 1769г. для покрытия военных расходов. Первые российские государственные обязательства по своей экономической сути не были рыночными ценными бумагами. Они выпускались номиналом в 500 тыс. голландских гульденов и являлись своеобразной долговой распиской российского правительства, выданной банкирскому дому. Уже к концу XVIII в. таких «расписок» было выдано на сумму 215 млн. рублей. Этот заем был полностью погашен только в 1891г.
В XIXв. российское правительство осуществляет переориентацию с внешних рынков заимствования на внутренний рынок. Отличительной особенностью этого периода становится новая форма заимствования, а именно посредством оформления задолженности российскими государственными ценными бумагами.
В 1810г. были выпущены государственные облигации с номиналом от 1000 ассигнационных рублей и выше на общую сумму 100 млн. рублей с доходностью 6% годовых и сроком обращения семь лет. В связи с тем, что данный финансовый инструмент был новым для российских инвесторов, а также не предусматривал экономически выгодных условий по владению им, то его размещение составило не более 3% от общего объема эмиссии.
В 1883г. Министерство финансов России осуществило нововведение на рынке государственных заимствований, а именно: впервые была выпущена государственная ценная бумага, не имеющая срока обращения. Облигации «Свидетельства Государственной комиссии погашения долгов на золотую ренту, приносящую по 6% на капитал» были выпущены на общую сумму по номиналу 50 млн. руб. золотом. По этим ценным бумагам государство обязывалось выплачивать ежегодный процентный доход. Этот непрерывный доход назывался рентой. В итоге, новый финансовый инструмент позволил не только сбалансировать государственный бюджет, но и отказаться от осуществления новых заимствований для погашения ранее выпущенных займов.
В соответствии с законом СССР о государственном бюджете СССР на 1990г. были выпущены облигации государственного внутреннего займа с купоном 5% годовых и сроком обращения до 1 января 2006г. Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений с выплатой ежегодного дохода в безналичном порядке. Выкуп должен был начаться с января 1996г. и продолжаться в течение десяти лет. Однако высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств, не учитывающие происходящие в стране изменения, не позволили разместить значительную часть займа.
К середине 1995г. рынок государственных ценных бумаг занимал центральное место в финансовой системе России, характеризовался высокой ликвидностью, наименьшими рисками, значительными ежедневными оборотами (до 1 млрд. долл. и более) и, соответственно, определял минимальную стоимость денег в экономике. Нестабильность на других сегментах финансового рынка компенсировалась повышением доходности государственных ценных бумаг, позволяя абсорбировать избыточную рублевую ликвидность экономических агентов.
1998 год для российского фондового рынка стал годом тяжелых испытаний. Мировой финансовый кризис, начавшийся еще в 1997 году, наиболее сильно ударил по развивающимся рынкам, к которым относится и Россия. В то же время драматическое падение российского рынка ценных бумаг в 1998 году было вызвано не столько «азиатским кризисом» и снижением мировых цен на нефть, сколько внутренними причинами — валютным кризисом, кризисом банковской системы и, прежде всего, кризисом государственного долга
Быстрое нарастание внутреннего государственного долга началось с 1995 года, в первую очередь, за счет заимствований на рынке государственных ценных бумаг — заимствований по сверхвысоким ценам и на короткий срок. В это время система регулирования государственного долга практически отсутствовала. К началу 1998 года внутренний долг увеличился до 19,4% ВВП, а к середине 1998 года — до 25,6% (в годовом исчислении).
Ситуация на рынке государственного долга усугублялась длительной задержкой в проведении необходимой девальвации рубля: в результате инвесторы «закладывали» риск девальвации в цену государственных бумаг, что, в свою очередь, через рост их доходности вело к падению рынка акций.
Большая доля нерезидентов на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг требовала проведения взвешенной политики управления золотовалютными резервами страны и регулирования валютного курса в соответствии с реальным экономическим развитием. В 1997 году и на протяжении большей части 1998 года этого практически не было. Не регулировались и высокие риски банковской системы, чрезвычайная слабость которой в полной мере проявилась в августе 1998 года.
Развитие финансового кризиса 1997 - 1998 гг. в России прошло в несколько этапов:
На первом этапе финансового кризиса (октябрь 1997 - январь 1998 года) под влиянием общемирового кризиса нерезиденты стали частично выводить свои средства с рынка государственных и корпоративных ценных бумаг. Сброс государственных ценных бумаг для репатриации прибыли заметно увеличил спрос на доллары и снизил цены на корпоративные ценные бумаги. Снижение золотовалютных резервов Банка России в условиях падения мировых цен на сырье поставило на повестку дня вопрос о девальвации рубля уже в конце 1997 года. Однако вместо этого было заявлено о введении стабильного валютного коридора на 1999 - 2000 гг. и об отказе от девальвации, что кроме прочих негативных последствий дало российским банкам и другим участникам рынка неверные ориентиры.
Все эти события неизбежно повлияли на дальнейшее падение цен на акции.
Второй этап финансового кризиса в России пришелся на конец марта – май 1998 года. Весенний правительственный кризис и явное ухудшение состояния платежного баланса явились толчком к углубленному изучению инвесторами экономического положения России.
В июне после снижения кредитных рейтингов России, ряда российских банков и компаний начались массовый вывод средств инвесторов с финансовых рынков и, соответственно, новое повышение процентной ставки по ГКО, которая превысила 50%. Соответственно и цены на акции упали на 20%. Это резко повысило давление на обменный курс рубля и потребовало новых масштабных интервенций на валютном рынке со стороны Банка России.
Размещение в июне 1998 года двух внешних займов (на сумму около 4 млрд. долларов) вследствие высокой цены заимствований послужило только новым негативным сигналом для инвесторов и снизило котировки других обращающихся евробондов.
Новое обострение ситуации на рынке государственных ценных бумаг, произошедшее в первой половине июля 1998 года, характеризовалось ростом средневзвешенной доходности на рынке до 126% годовых.
Правительство Российской Федерации объявило о намерении предложить держателям ГКО конвертировать их в среднесрочные или долгосрочные облигации, номинированные в долларах, с погашением в 2005 и 2018 годах, что и было сделано к началу августа, но не изменило ситуацию на рынке.
Временное улучшение ситуации произошло после объявления 13 июля о том, что МВФ, МБРР и правительство Японии предоставят России финансовую помощь в размере 22,6 млрд. долларов. В течение недели средневзвешенная доходность ГКО снизилась до 53%, а индекс РТС-Интерфакс увеличился на 34%.
Тем не менее во второй половине июля начался новый, третий этап финансового кризиса. Предоставление западной помощи без требования немедленной предварительной девальвации рубля и реструктуризации банковской системы, усиление налогового пресса на производителя в рамках антикризисного пакета Правительства Российской Федерации привели не к возврату, а к активизации ухода российских и иностранных инвесторов с рынка государственных ценных бумаг (что многие рассматривали как последнюю возможность спасти свои деньги), а также к быстрому расходованию всего первого транша МВФ на поддержку курса рубля и дальнейшему падению рынка корпоративных ценных бумаг.
Дополнительной причиной ухудшения ситуации в России в августе 1998 года явилось серьезное обострение банковского кризиса, вызванное падением котировок российских государственных ценных бумаг, служивших обеспечением кредитов, выданных российским банкам зарубежными банками. В результате возникли дополнительные финансовые требования к российским банкам со стороны нерезидентов.
Последующий период (сентябрь - декабрь 1998 года) можно охарактеризовать как период посткризисной стагнации рынка, вызванной, в частности, тем, что вплоть до конца 1998 года оставались нерешенными принципиально важные вопросы: не была принята окончательная схема реструктуризации государственного долга; отсутствовала ясная программа реструктурирования банковского сектора; сохранилась общая социально-экономическая неопределенность относительно перспектив развития экономики России в 1999 году, связанная прежде всего с проблемами бюджета.
После августовского кризиса 1998г., несмотря на угрожающую ситуацию, российский рынок акций не прекратил существования, хотя цены акций в считанные дни снизились в 3-5 раз по сравнению с июнем 1998г. и в 10-15 раз по сравнению с октябрем 1997г.
Начиная с IV квартала 1998г. Министерством финансов и Центральным банком РФ проводиться работа по разработке механизма реструктуризации государственных ценных бумаг, выпущенных до кризиса. Согласно распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998г. № 1787-р, начиная с 1999г. проводится новация государственных ценных бумаг. Эта операция включает переоформление ценных бумаг со значительной отсрочкой платежа, обмен краткосрочных государственных ценных бумаг на долгосрочные. Векселя Министерства финансов РФ, принадлежащие по состоянию на 1 января 2000г. Центральному банку РФ, должны быть переоформлены в государственные ценные бумаги со соком погашения с 2019 по 2023г. с выплатой дохода один раз в год, начиная с 2001г., в размере 2% годовых. Облигации федерального займа с постоянным купоном и доходом 5% годовых обмениваются на государственные ценные бумаги со сроком погашения с 2018 по 2029г. с выплатой ежегодного дохода в размере 2%. [15]

1.3. Современное положение рынка государственных ценных бумаг в РФ


С начала 2000-го года в России сложились чрезвычайно благоприятные внутренние и внешние экономические условия, связанные главным образом с резким ростом мировых цен на углеводородное сырье и другие традиционные товары российского экспорта. В числе этих условий — возобновление и ускорение экономического роста, значительное снижение темпов инфляции, масштабное расширение внешнеэкономического товарооборота, беспрецедентное увеличение размеров избыточного сальдо торгового баланса и счета текущих операций платежного баланса, соответственно резкое наращивание объема поступающей в страну экспортной валютной выручки, укрепление национальной валюты, повышение доверия со стороны бизнеса и населения к государственным органам.
Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепить государственные финансы, обеспечить значительное превышение государственных доходов над расходами.
На сегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг на ММВБ обращается более 80 различных выпусков ценных бумаг.
Анализируя динамику поведения рынка ГКО-ОФЗ по номиналу за 2006-2008гг. можно сделать следующие выводы:
• Облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) имеют положительную динамику, происходит их повышение с 53,7 % в 2006г. до 60,3 % в 2007г., а в 2008г. составили 66,7 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ.
• Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) имеют неоднородную динамику, так в 2006г. они составили 20,4 %, в 2007г. наблюдается спад до 19,2 %, а в 2008г. опять наблюдается рост до 22,0 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ.
• По облигациям федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) наблюдается отрицательная динамика с постоянным упадком. Так в 2006г. они составили 25,9 %, в 2007г. упали до 20,5 % и в 2008г. опустились до отметки 11,3 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ. [3]
Рост объемов рынка ГЦБ стал в основном результатом эмиссии облигаций федерального займа с погашением в 2007 – 2008гг. В контексте установки на долгосрочные заимствования Минфин произвел в мае и сентябре 2008г. эмиссию двух выпусков нового финансового инструмента — облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроком обращения 4 и 6 лет. Особенностью этого инструмента является погашение основной суммы долга не единовременной выплатой, а частями — в течение двух последних лет обращения на рынке, что значительно уменьшает нагрузку на бюджет. Купонная ставка по этим облигациям является фиксированной для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашенную часть номинальной стоимости.
Стремясь обеспечить гарантированное выполнение долговых обязательств и равномерное распределение платежей по долгу, Минфин России значительно увеличивает сроки своих рыночных заимствований. В результате этого на 1 января 2008г. из общей суммы, выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга (756,8 млрд. руб.) на обязательства со сроком погашения свыше пяти лет приходилось 60.2%, от года до пяти лет — 30.3%, а с погашением в течение одного года - только 9.5% . В связи с созданием накопительной пенсионной системы был образован еще один финансовый инструмент — государственные сберегательные облигации (ГСО). Это не обращающиеся на вторичном рынке ценные бумаги с длительным сроком погашения. Купонный доход по ним является постоянным и приблизительно соответствует прогнозному уровню инфляции [4].
ГСО предназначены для обладающих длинными деньгами, так называемых пассивных институциональных инвесторов — Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, распоряжающихся пенсионными накоплениями граждан, а также инвестиционных фондов и страховых компаний. Предполагается, что рынок ГСО позволит снизить долю пассивных инвесторов на рынке ГКО-ОФЗ, чрезмерное увеличение которой было бы чревато утратой ликвидности этого рынка.
Особенно значительно возрастает в последние годы совокупный оборот рынка ГЦБ (суммарный объем всех сделок за год, включая денежный рынок). Как показано в таблице 1 , по прогнозам в 2010г. он увеличится по сравнению с соответствующим показателем 2006г. в 22,3 раза. Это будет вызвано по большей части резким ростом осуществления сделок РЕПО — продажи государственных долговых бумаг с обязательством обратного их выкупа. В 2010г. объем всех сделок такого рода возрастет более чем в 150 раз по сравнению с 2006г. и почте в 2 раза против прогноза уровня в 2009г. В совокупности на сделки РЕПО пришлось около 75% объема торгов. Динамичное увеличение масштабов операций РЕПО значительно раздвигает границы рыночного обращения ГЦБ, способствует развитию рынка госбумаг, расширяет возможности Центрального банка в управлении рублевой ликвидностью [20].


Объем торгов на рынке ГЦБ и денежном рынке ММВБ в 2006-2008 гг. (с прогнозом на 2009-2010 гг.)


Таблица 1
Вид операции 2006 2007 2008 2009 2010 Изменен.
в 2010 к 2006
млрд
долл % млрд.
долл. % млрд
долл. % млрд.
долл. % млрд.
долл. %
Аукционы 2,52 31,1 3,61 10,0 6,1 13,0 14,5 13,4 7,7 4,2 3,1
ГКО-ОФЗ 2,52 31,1 3,61 10,0 4,9 10,5 6,4 5,9 7,7 4,2 3,1
ОБР 1,0 2,1 8,1 7,5 0 0
Вторичные торги 4,70 57,9 8,74 24,2 14,3 30,5 18,8 17,4 21,1 11,7 4,5
Биржевое модифицир. РЕПО 0,07 0,9 12,89 35,8 5,1 10,8 4,5 4,2 12,6 7,0 180
РЕПО 0,82 10,1 10,83 30,0 21,4 45,7 63,2 58,5 122,3 67,7 149,1
Депозиты Банка России 7,0 6,5 17,1 9,4
Всего 8,11 100 36,07 100 46,8 100 108,0 100 180,7 100 22,3

Оборот собственно рынка ГКО-ОФЗ (вторичные торги, без учета размещении на аукционах, сделок РЕПО и депозитных операций Банка России) составит в 2010г. 570,9 млрд. руб. (21,1 млрд. долл.). Это превысит уровень предыдущего года на 7,0% (в долларовом выражении - на 12,2%).
Основными инвесторами на рынке ГЦБ являются крупные коммерческие банки с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк), Пенсионный фонд и дочерние предприятия иностранных банков и компаний.


Внешний долг Российской Федерации (в млрд. долларов США) по государственным ценным бумагам в 2006-2008гг. (прогноз на 2009-2010г.)
Таблица 2
Наименование
задолженности 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Долговые ценные
бумаги 19,0 18,5 17,9 17,4 17,1
Краткосрочные обязательства по ценным бумагам 39,5 39,4 42,5 50,0 53,6
Долгосрочные
обязательства по ценным бумагам 153,8 149,5 205,6 230,3 257,4

Проанализировав таблицу можно сделать вывод о том, что внешний долг Российской Федерации по государственным ценным бумагам в целом имеет разрозненную тенденцию. В период с 2006 по 2007 гг. наблюдается общий спад долгов по всем показателям. Это связано с укреплением экономического положения в стране и достаточно резким ростом цен (и удержанием их на данной отметке достаточно длительный период) на топливно-энергетические ресурсы.
В 2008г. наблюдается, незначительное снижение по долговым ценным бумагам, но происходит увеличение государственного долга краткосрочных и долгосрочных обязательств по ценным бумагам. Это связано с нестабильным положением на мировой арене, падением цен на топливно-энергетические ресурсы и развитием финансового кризиса в Российской Федерации.
Прогнозы на 2009-2010 гг. показывают, что сохранятся тенденция 2008 года, но с более значительным увеличением долга краткосрочных и долгосрочных обязательств по ценным бумагам. Причинами этого могут быть: сохранение позиций финансового кризиса внутри страны, неблагоприятная обстановка на мировой арене. Структура рынка ГЦБ претерпела с начала нынешнего десятилетия существенные изменения, состоящие в первую очередь в вытеснении краткосрочных долговых инструментов долгосрочными ценными бумагами.
Таким образом, монетарные власти фактически стремятся достичь одновременно двух противоречащих друг другу целей: с одной стороны, обеспечить повышение ликвидности рынка государственных заимствований, а с другой — не допустить непомерного роста доходности долговых бумаг. Рост доходности мог бы увеличить государственные расходы, связанные с обслуживанием долга, вызвать повышение процентных ставок по субфедеральным и корпоративным заимствованиям, которое, в свою очередь, затруднит привлечение заемного капитала властями регионов и частными компаниями на внутреннем рынке. Поэтому задача состоит в том, чтобы пройти по тонкой грани между этими двумя противоположными устремлениями, найти баланс между показателями доходности ценных бумаг и ликвидности рынка. Иначе говоря, государственным органам следует принимать решения, которые бы не подрывали доходность собственных инструментов и не мешали частному сектору [5].

1.4. Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время

Подготовленный Министерством финансов РФ в 2007г. доклад о политике в сфере государственного долга на 2007-2009 гг., в частности, констатировал наличие "готовности нерезидентов расширить присутствие на рынке государственных облигаций". Однако в то же время в этом документе говорилось; "В условиях высоких цен на нефть и связанного с этим притока в страну иностранной валюты преждевременно полностью либерализовать внутренний рынок государственных ценных бумаг с целью открытия доступа на него иностранных инвесторов, так как пока это может нарушить стабильность российской финансовой системы.
В нынешней ситуации российские власти закономерно стремятся регулировать приток иностранной валюты в страну, с тем, чтобы не допустить усиления инфляции или чрезмерного повышении реального валютного курса рубля. Определенное сдерживание притока средств нерезидентов на внутренний рынок ГЦБ должно быть нацелено также на то, чтобы не допустить повторения событий 1998г., которое могло бы произойти в случае ощутимого ухудшения состояния платежного баланса и общей макроэкономической ситуации в стране. Отмена с середины 2008г. всех валютных ограничений лишает власти этого средства контроля над иностранными портфельными инвестициями. На смену ему приходят более тонкие методы регулирования данного процесса, главным образом с помощью инструментов процентной политики [6].
В программе государственных внутренних заимствований РФ на 2009г., сформированной с учетом одобренной Правительством РФ в апреле 2008г. долговой стратегии на 2009—2011 гг., Минфином России были обозначены планы по выходу из кризисной ситуации и развитию рынка госдолга в следующем году. Среди них были планы по дальнейшему размещению в 2009г. основных выпусков ОФЗ на сумму 227-232 млрд. руб., а также планы по выпуску государственных сберегательных облигаций (ГСО). При этом планируется, что доходность по краткосрочным инструментам будет сохранена на уровне до 5%, по среднесрочным - до 6,6%, по долгосрочным инструментам — до 7,2 5%.
В качестве основных направлений политики Министерства финансов РФ в 2009г. в разработанной программе фигурируют: снижение государственного долга к ВВП; замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями; сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг. При этом Минфин России исходит из необходимости одновременного развития двух сегментов рынка государственных ценных бумаг — рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. Такая политика Министерства финансов РФ обеспечит стабилизацию кризисной ситуации, а также последовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственных ценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственные сберегательные облигации. Минфин РФ считает возможным увеличить в 2009г. объем привлечения на внутреннем рынке на 60-70 млрд. руб. по сравнению с 2008г. за счет размещения государственных ценных бумаг, при сохранении действующего в настоящее время порядка эмиссии государственных облигаций, в 2009г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь 305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11 млрд. руб., в результате чего чистое сальдо по привлечению государственных ценных бумаг в 2009г. составит 225,83 млрд. руб. [19].
Для проведения эффективной политики по замещению внешних заимствований внутренними необходим стабильный и ликвидный внутренний рынок госдолга, на основании чего можно прогнозировать дальнейший рост ликвидности операций с государственными ценными бумагами, который будет поддерживаться в рамках проводимой Минфином России политики.
При этом, согласно прогнозам, государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличится до 1,26 трлн. руб., на начало 2010г. Сумма рыночной составляющей в его составе возрастет до 1 трлн. руб.
В связи с увеличением государственных внутренних заимствований в 2009г., а также в связи с ростом абсолютных размеров государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, расходы на его обслуживание также будут возрастать и составят в 2009г. 76,8 млрд. рублей [7].
Правительство Российской Федерации рассмотрело и одобрило Основные направления политики в сфере антикризисного управления по государственному долгу на 2008-2010 гг. Этот документ впервые определяет основные приоритеты деятельности Минфина России на внутреннем и внешнем рынках заимствований.

Оперативная информация рынка государственных ценных бумаг
Таблица 3
Наименование 1.12.2005 1.12.2006 1.12.2007 1.12.2008 1.12.2009
Сумма средств в торговой системе
ГКО-ОФЗ-ОБР, в млн. руб. 3489,3 2954,2 4326,4 2995,2 3181,1
объем в обращении по номиналу, в млрд.руб. 1140,01 1144,02 1144,08 1138,02 1131,04
объем в обращении по деньгам, в млрд.руб. 1024,62 1024,32 1052,7 1037,11 1033,75
дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, в днях 1977,55 1959,25 1993,05 1961,06 1955,08

Указанная стратегия, в частности, предусматривает: постепенное замещение внешнего долга внутренними заимствованиями; развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг; увеличение доли рыночного долга, выраженного в государственных ценных бумагах; увеличение дюрации внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах; создание новых сегментов рынка государственных ценных бумаг.
По большинству позиций указанная стратегия либо выполнена, либо будет выполнена к концу этого года. Сегодня можно говорить о следующих результатах исполнения долговой стратегии:
1. государственный внутренний долг за время действия долговой стратегии с 2007г. по октябрь 2008г. вырос на 25% и составляет в настоящее время 819,8 млрд. руб.;
2. доля рыночного внутреннего долга, выраженного в государственных облигациях, за указанный период значительно увеличилась как за счет осуществления Минфином России активных операций по размещению и доразмещению гособлигаций, за счет переоформления в 2007 и 2008 гг. всего портфеля Банка России в новые крупные выпуски ОФЗ.
Так если на 1 января 2007г. объем рыночного внутреннего долга составлял 217 млрд. руб. (33% от всего внутреннего долга в госбумагах), то на сегодня он составляет 629,4 млрд. руб. (76 % от всего внутреннего долга в госбумагах) увеличившись за 2,5 года на 190%;
3) объемы обращающихся выпусков гособлигаций значительно увеличились. Так если в начале действия долговой стратегии объемы выпусков составляли 10-15 млрд. руб., то сегодня объемы обращающихся выпусков доходят до 55-62 млрд. руб.;
4) за счет того, что Минфином России основной упор был сделан на привлечение средств от размещения долгосрочных инструментов, дюрация рыночной части внутреннего госдолга увеличилась до 4,8 года, т.е. более чем в 3,7 раза (на начало 2008г. дюрация составляла 1,3 года).
В 2007-2008 гг. на рынке внутреннего госдолга Минфин России за счет размещения государственных ценных бумаг привлек 308,6 млрд. руб. (без учета операций переоформления) и погасил государственных облигаций на сумму 186,5 млрд. руб. Таким образом, за два года чистое привлечение за счет операций с государственными ценными бумагами на внутреннем рынке составило 122,1 млрд. руб., в том числе в 2004г. — 96,2 млрд. руб.
Таким образом, ценные государственные бумаги являются неотъемлемой частью финансовой системы любого государства, развивающегося на принципах рыночной экономики, и рынок государственных ценных бумаг находится в непосредственном «движении». Наблюдается постоянная динамика, изменение структуры и объема рынка.
Наблюдая анализ различных показателей видно, что оборачиваемые средства на рынке государственных ценных бумаг, в основном имеют положительную динамику (судя по прогнозам на 2009-2010 гг.).
Государство принимает различные меры по выходу из кризисной ситуации. Разрабатывается стратегии, модели поведения и антикризисная политика, частичное выполнение которой мы наблюдаем уже в этом году. Одним из ярких примеров является снижение внешнего долга и увеличение внутреннего. Также значительно увеличился выпуск гособлигаций, позволяющий привлекать больше денежных средств [8].


2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ: ИХ ВИДЫ


Видов государственных ценных бумаг очень много. Особенным разнообразием отличается, например, рынок ценных бумаг в США. Это казначейские векселя, краткосрочные обязательства, среднесрочные ноты, долгосрочные облигации (боны), сберегательные облигации. Еще большим разнообразием отличаются ценные бумаги, эмитентом которых являются органы власти штатов, муниципалитетов.
На российском фондовом рынке имеются следующие виды государственных ценных бумаг:
§ Облигации российского внутреннего валютного займа (ОРВВЗ)
§ Государственные краткосрочные облигации (ГКО)
§ Облигации федерального займа (ОФЗ)
§ Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)
§ Казначейские обязательства
§ Облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ)
§ Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (еврооблигации). [12]

Выпуск государственных облигаций осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998г. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг».
Эмиссия государственных облигаций обычно осуществляется Министерством финансов РФ или государственными органами, уполномоченными на это субъектами РФ.
Основными покупателями государственных облигаций в зависимости от их вида являются: банки, пенсионные и страховые компании, инвестиционные фонды, население [14].

Государственные краткосрочные облигации (ГКО)

Выпускаются с 1993г., до 1998г. они были основным видом государственных облигаций. Общие принципы функционирования российского рынка ГКО были разработаны в рамках российско-американского банковского форума. [14]
ГКО – именная бескупонная государственная ценная бумага, выпускаемая в бездокументарной форме. Главной целью выпуска этих ценных бумаг является финансирование дефицита государственного бюджета по минимально возможной цене. Эмитентом ГКО (выпускаемых в бескупонной форме) выступает Министерство финансов РФ. Банк России проводит размещение, обслуживание и погашение облигаций. [12]
Эмиссия производится отдельными выпусками на срок три, шесть и двенадцать месяцев в безбумажной форме. Облигации размещаются с дисконтом на первичных аукционах, где в качестве дилеров участвуют коммерческие банки, получившие соответствующие полномочия от Банка России. Все операции по покупке и продаже облигаций производятся в торгово-депозитарной системе ММВБ, права на облигации учитываются путем внесения изменений на счетах «депо» в депозитарии этой биржи.
Погашение облигаций осуществляется по их номинальной стоимости, и разница между ценой погашения (номиналом) и ценой приобретения на аукционе или вторичных торгах представляет собой доход инвестора.
Относительным показателем выгодности инвестирования средств в ГКО является доходность, которая рассчитывается как отношение полученного дохода к сумме вложенных средств, приведенное к годовому периоду.
При расчете доходности учитываются следующие параметры: цена приобретения (курс), срок обращения, налоговые льготы.
Методика расчета базируется на формуле:

(1)


Где N – номинал облигации;
Р – цена облигации;
t – срок до погашения облигации.

В случае реализации ГКО на вторичных торгах до срока их погашения расчет доходности к аукциону выполняется по формуле:
(2)
Где Р – цена облигации в процентах к номиналу;
Рa – средневзвешенная цена аукциона в % к номиналу;
t – количество дней, прошедшее со дня аукциона.
Этот показатель характеризует эффективность спекулятивной операции, когда инвестор приобрел ГКО на аукционе по средневзвешенной цене и, не дожидаясь их погашения, продал на вторичных торгах по цене закрытия. [13]

Облигации федерального займа (ОФЗ)

Выпускаются Министерством финансов РФ с июля 1995г. [14] Первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в РФ. Эмитентом облигаций федеральных займов также выступает Министерство финансов. Общий объем эмиссии определяется в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законодательством о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, резиденты и нерезиденты. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ОФЗ выступает Центральный банк РФ.
Значительным отличием ОФЗ от ГКО является то, что эти ценные бумаги – купонные, доход по которым выплачивается раз в квартал и ориентирован на доходность по ГКО, обращающимся на вторичном рынке. [12]
Существуют четыре разновидности облигаций федерального займа в зависимости от особенностей установления процентного дохода по ним:
Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) – облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигаций. Эмиссия облигаций осуществляется в форме отдельных выпусков в сроки, устанавливаемые эмитентом.
Облигации, выпущенные в порядке новации, имеют сроки обращения 4 и 5 лет. Они выпускаются 12 равными траншами с начислением процентного дохода, начиная с 19 августа 1998г. Номинальная стоимость облигаций составляет 10 и 1000 рублей.
Облигации федерального займа с переменным купонным процентом (ОФЗ-ПК) – выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ № 458 от 15 мая 1995г. ОФЗ с переменным купонным доходом являются именными среднесрочными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации. Порядок расчета купонного дохода определяется на основе доходности по ГКО, дату размещения, дату погашения, сроки выплаты купонного дохода, а также ограничения для потенциальных владельцев.
Основным документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями, является глобальный сертификат. Установлен следующий порядок расчета купонной ставки: процентная ставка купонного дохода определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средневзвешенной цене на вторичных торгах на ММВБ и рассчитывается по тем выпускам ГКО, погашение которых будет произведено в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода.
Доходность определяется как средневзвешенная за последние четыре торговые сессии до даты объявления доходности. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода.
В свою очередь величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Рыночная стоимость ОФЗ-ПК определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом.
Доходность по ОФЗ-ПК определяют по формуле:

(3)

Где N – номинал облигации
P – цена облигации
C – величина купона
A – накопленный с начала купонного периода доход
t – срок до окончания текущего купонного периода

Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) – порядок эмиссии и обращения облигаций ОФЗ-АД устанавливается Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций федеральных займов. Облигации являются именными купонными среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет) государственными бумагами и предоставляют их владельцам право на:
u Получение номинальной стоимости. Погашение номинальной стоимости осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска облигаций;
u Получение дохода в виде процента, начисляемую на непогашенную часть номинальной стоимости.

Права владельцев облигации на получение их номинальной стоимости и купонного дохода реализуется на основе записи по счету «депо» организации, выполняющей функции депозитария. Номинальная стоимость облигации равна 1000 рублей, их размещение осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке, а условия выпуска облигаций фиксируются в глобальном сертификате.
Процентная ставка купонного дохода является фиксированной для каждого купона отдельного выпуска облигаций. Погашение номинальной стоимости частями (амортизация долга) осуществляется в даты, установленные решением об эмиссии облигаций и совпадающие с датами выплат купонного дохода по ним. Выпуск считается состоявшимся, если на аукционе размещено не менее 20% облигаций от объявленного объема эмиссии. [13]

Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами, 14 мая 1993г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа на общую сумму 7 млрд 885 млн долл. США. [12] Это произошло в результате банкротства Внешэкономбанка СССР на его счетах оказались «заморожены» средства физических и юридических лиц. Процент по этим облигациям составлял 3% годовых. Номинал облигаций: 1000, 10000, 100000 долл. Облигации были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1, 3, 6, 10 и 15 лет.
ОВВЗ стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Они оказались очень привлекательными для иностранного инвестора, так уровень доходности значительно превышал уровень доходности на зарубежных фондовых рынка.
При обмене вкладов на облигации преимущество было отдано коммерческим банкам, совместным предприятиям и благотворительным фондам. На данный момент в России вся торговля облигациями происходит вне биржи. В виду невысокого купонного процента банки торгуют облигациями с дисконтом, составляющим 20 – 70% в зависимости от серии. [13]

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

В сентябре 1995г. на российском фондовом рынке появился новый финансовый инструмент – облигации государственного сберегательного займа. Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупным финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам. Главная цель данного займа – привлечение свободных денежных средств населения для покрытия дефицита бюджета. Номиналы облигаций – 100 и 500 тыс. руб. Срок обращения облигаций – 1 год. Выпускаются в бумажной форме, на предъявителя.
Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы владельцы получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигаций. [12]

Государственные сберегательные облигации (ГСО)

Рынок государственных сберегательных облигаций (ГСО) организован Министерством финансов РФ в 2006 году.
Рынок ГСО является принципиально новым сегментом внутреннего рынка государственного долга в России, аналогичным существующему в ряде развитых стран сегменту нерыночных государственных ценных бумаг, ориентированных на институциональных инвесторов...


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие финансовых рынков в государствах с переходной экономикой является важным элементом реформ. Эти рынки играют очень важную роль в превращении сбережений в инвестиции и перемещение денег и капитала с одного сектора в другой для более эффективного их использования. Сбалансированная структура финансового рынка, без сомнения, обеспечила бы полное использование финансовых ресурсов, стимулировала бы и ускоряла развитие отраслей и регионов, гарантировала бы экономический рост государства.
Рынок государственных ценных бумаг – это неотъемлемая часть внутреннего финансового рынка, и его рост в большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективности финансовой системы. Кроме того, что государственные бумаги являются надежным источником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам.
Тем более что выпуск государственных ценных бумаг для финансирования государственных расходов в переходной период кажется более привлекательным в сравнении с роста денежной массы за счет эмиссии или кредитов центрального банка, потому что:
1. Размещение ценных бумаг позволяет правительству финансировать свои расходы без увеличения совокупной денежной массы;
2. Продажа ценных бумаг часто является дешевым путем (по сравнению с увеличением налоговой нагрузки или денежной массы) финансирование государственных расходов;
3. Рынок государственных ценных бумаг является составляющей частью национальных финансовых рынков;
4. Выпуск ценных бумаг позволяет правительству приспособить структуру и время займов к своим теперешним и будущим потребностям;
5. Активная торговля государственными ценными бумагами способствует уменьшению разницы между рыночными ставками привлечения и предоставления в заем денежных ресурсов и снижению расходов финансовых посредников;
6. Обращение государственных ценных бумаг способствует росту ликвидности и гибкости экономики в целом;
7. Существование хорошо развитых вторичных рынков дает возможность использования государственных ценных бумаг при проведении денежной политики центрального банка страны;
8. Развитие первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг позволяет правительству полной мерой контролировать высокие темпы инфляции;
9. Обращение государственных ценных бумаг отвечающий существующим международным стандартом делает экономику более стабильной и привлекательной для иностранных инвесторов.
В тоже время некоторые недостатки интенсивного использования продажи ценных бумаг для финансирования государственных расходов. Например, новые выпуски государственных ценных бумаг могут увеличить государственный долг и таким образом переносить часть финансовой нагрузки на будущее поколение.
Развитие первичных и вторичных рынков государственных ценных бумаг может вызвать нежелательное распределение финансовых ресурсов и иметь негативное влияние (эффект вытеснения других инвестиций) на развитие других финансовых рынков страны.
Большие суммы замов могут привести к увеличению номинальных процентных ставок и сделать расходы бюджета восприимчивыми к изменением процентных ставок.
Использование ценных бумаг ослабляет желание правительства и других органов власти контролировать свои расходы и, кроме того, может увеличить зависимость правительства от своих кредиторов.
Таким образом, отечественный рынок государственных ценных бумаг находится в стадии становления, однако опыт зарубежных стран свидетельствует о важной роли этих ценных бумаг как источника формирования заемного капитала. В условиях развитой рыночной экономики государственные ценные бумаги, послужат необходимым средством мобилизации денежных средств. Для инвестора облигации будут одним из надежнейших способов помещения капитала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алехин Б. История развития рынка государственных ценных бумаг //Рынок ценных бумаг. - 2005. - № 8. - С. 26-30.
2. Подвинская Е., Столяров А., Шахназарян Г. Исрользование государственных ценных бумаг для решения проблем финансирования бюджетного дефицита //Финансы и кредит. – 2004. - № 8 – С. 46.
3. Холтуев. Е. Взаимосвязь рынка государственных ценных бумаг РФ с мировым рынком // Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 3.- С. 61-66.
4. Гамбаров Г. Совокупный оборот рынка государственных ценных бумаг //Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 16.- С. 17-22.
5. Воробьева З. Кризисный период на рынке государственных ценных бумаг // Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 21.- С. 28-37.
6. Ульянецкий М. Политика рынка государственных ценных бумаг //Рынок ценных бумаг.- 2007.- №19.- С. 16-23.
7. Вьюгин О. Ликвидность государственных ценных бумаг //Рынок ценных бумаг.- 2008.- №4.- С. 42-50.
8. Кравцов. А. Доходность рынка государственных ценных бумаг //Биржевое обозрение.- 2008.- № 14.- С. 15-23.
9. Прозоров Ю. Смена стратегии: перспектива государственных и муниципальных заимствований //Рынок ценных бумаг.- 2007.- № 7.- С. 47-50.
10. Зенькович Е. Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфере контроля и надзора на рынке ценных бумаг //Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 13.- С. 18-21.
11. Малюгин В.И. Рынок ценных бумаг:Количественные методы анализа. -М.:Дело, 2003.-320с.
12. Финансы: учебник – изд. 4-е перераб. и доп. /Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: «Финансы и статистика». - 2005г.
13. Ценные бумаги: Теория, задачи с решениями, учебные ситуации, тесты: Учебник /Под ред. Селевановой Т.С. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 384с.
14. Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред. Галанова В.А. – М.: ИНФРА-М. – 2007. – 379с.
15. Рынок ценных бумаг: Учебник /Под ред. А.И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448с.
16. Государственные и муниципальные ценные бумаги: Учебник /Под ред. Никифоровой В.Д., Островской Ю.В. – СПб.: Питер, 2004. – 336с.
17. ФЗ «О рынке ценных бумаг»
18. www.vedi.ru
19. www.rcb.ru
20. www.cbr.ru
21. www.minfin.ru
22. www.rbc.ru
23. www.micex.ru



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.