На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО АЛТАЙДОМОСТРОЙМАШ

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 14.11.2013. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ..........................................5
1.1. Общие понятия управления качеством продукции.................................5
1.2. Система управления качеством продукции..............……….…………13
1.3. Мировой опыт управления качеством продукции................................17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО АЛТАЙДОМСТРОЙМАШ»..................................................................................20
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Алтайдомстроймаш»...............................................................................................20
2.2. Мероприятия по повышению качества продукции, проводимые на предприятии...............................................................................................................26
2.3. Выводы по оценке управления качеством продукции.........................28
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ....................................30
3.1. Предложения по увеличению эффективности процесса управления качеством....................................................................................................................30
3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий..33
Заключение.......................................................................................................35
Список использованной литературы.............................................................36
Приложение.....................................................................................................38


ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития.
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. [9]
Проблема качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно решается проблема качества, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Качество товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неудачи фирм на рынке.
Для обеспечения качества необходимо четкое управление качеством. Отсюда такой интерес предприятий к управлению качеством, осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (система качества), отвечающей современному уровню организации работ. При внедрении тотального управления качеством главным в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции. Основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в условиях рынка служит конкурентоспособность, а значит, стабильность требуемого качества выпускаемой продукции. Улучшение качества выпускаемой продукции – важнейшая задача каждого предприятия. Управление качеством продукции – это не просто частная проблема для отдельных производителей, это проблема общенациональная.
Все вышесказанное определяет особую актуальность данной темы.
Целью курсовой работы является исследование сложившейся системы управления качеством продукции на предприятии ООО «Алтайдомстроймаш» и разработка рекомендаций и мероприятий по её усовершенствованию.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы управления качеством продукции на предприятии;
- провести анализ системы управления качеством продукции на предприятии ООО «Алтайдомстроймаш»;
- определить основные пути повышения качества продукции на исследуемом предприятии.
Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «Алтайдомстроймаш».
Предметом данного исследования является управление качеством продукции на предприятии.
При написании курсовой работы были применены следующие методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовой документации по данной теме, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, методы наблюдения, анализа, синтеза, индукции, дедукции, моделирования, прогнозирования, описательный метод.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Общие понятия управления качеством продукции

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.
Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения» [1]: «Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».
Качество является одной из основополагающих характеристик продукции, оказывающих влияние на потребительские предпочтения и формирование конкурентоспособности. Продукция – сложный, многоаспектный, экономический объект, характерезующийся совокупностью свойств, главными из которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. [8, c.23]
Если рассматривать качество продукции как совокупность свойств и характеристик товара, которые на данном уровне развития производительных сил соответствуют настоящим и предполагаемым нуждам потребителей и интересам производителя при ее изготовлении, то это позволит избежать одностороннего подхода к оценке качества, обеспечить более полное соответствие методическим требованиям, предъявляемым к управлению качеством на предприятии, даст возможность с учетом интересов и производителя, и потребителя завоевать рынок или расширить свое влияние на нем и тем самым упрочить финансовое положение [6, с. 7].
Укрупнено это положение может быть выражено структурной сущностью принятого понятия качества продукции.

Рис. 1. Структурная сущность понятия качества продукции.

Чтобы получить необходимое качество товара, нужно знать, какие потребности этот товар должен удовлетворять. Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.
Требования к качеству товаров устанавливаются на этапах проектирования и разработки, обеспечиваются материально-техническим снабжением, разработкой и организацией производства, рабочим и окончательным контролем, хранением и реализацией. Перед отпуском потребителю и в процессе потребления требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартами и техническими условиями, или в соответствии с запросами потребителей.
Качество можно представить в виде пирамиды:

Рис. 2. Пирамида качества

Пирамида в целом охватывает все сферы управления качеством, т.е. является иллюстрацией TQM ( TQM — Total Quality management) — философии всеохватывающего менеджмента качества, которая предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции.
Прежде всего это работа, связанная с обеспечением высокого организационно­технического уровня производства, требуемых условий труда в фирме. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанное с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. На этом этапе непосредственно оценивается качество готовой продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации. [5, с.6-7]
Показатели качества продукции группируются по видам и группам. [10]
(Приложение 1)
Качество продукции напрямую зависит от того, каким будет управление каким-либо показателем на предприятии.
В современных условиях управление качеством представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека.
Управление качеством также возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высококлассном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни.
Под управлением качеством продукции понимается постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее использование. [4, с.455]
Управление качеством - это, прежде всего:
- ориентация на потребителя;
- системный подход;
- охват всех фаз жизненного цикла продукции. (Рис.4.)


Рис. 4. Фазы жизненного цикла продукции

Сущность управления качеством заключается в выработке управленческих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.
Управление любыми процессами является круговым циклом: планирование (plan, P) - осуществление (do, D) - контроль (check, С) - управляющее воздействие (action, А). Процесс управления качеством также можно представить как последовательность прохождения этих этапов. Цикл PDCA обеспечивает постоянное отслеживание и повышение уровня качества производства. Управление следует организовывать на основе семи комплексов мероприятий: 1) идентификация проблемы; 2) сбор и анализ данных; 3) анализ причин; 4) планирование и осуществление решения проблемы; 5) оценка результатов; 6) стандартизация; 7) подведение итогов и переход к следующей проблеме.


Рис.5. Цикл управления качеством продукции

Функция планирования, подразумевающая проектирование, заключается в использовании руководством предприятия стратегии и тактики при анализе и учете результатов изучения рынков, коэффициента эффективности капитальных затрат, технического уровня своего предприятия, эффективности контроля, предполагаемой себестоимости, ожидаемой реализации и т.д. и предусматривает определение уровня качества изделий.
Функция осуществления – это воплощение запроектированного качества конструкции в готовую продукцию. Она предусматривает проектирование технологических процессов, определение вида используемого оборудования, машин, инструментов, а также методов работы и контроля. Функцией осуществления предусматриваются обучение и тренировка исполнителей работ.
Функция контроля осуществляется как на стадии изготовления продукции, так и путем выявления истинных достоинств товара после поступления его на рынок. Иными словами пригодность товара подтверждается посредством сбыта.
Функция управляющего воздействия подразумевает меры по реализации продукции и соблюдению способов продажи товара, предусмотренных планом, проведение мероприятий по техническому обслуживанию (сервису) в случае, когда реализованный товар не отвечает требованиям качества. Кроме этого она включает сбор информации о качестве реализованного на рынке товара, выявление возможности улучшения качества, изучение мнения потребителя о качестве товара для внесения необходимых изменений в процессе производства.
Для четкого управления перечисленными функциями планирования – осуществления – контроля – управляющего воздействия необходимо, чтобы все службы и отделы предприятия, располагая представлениями о важном значении качества, с ответственностью за его уровень выполняли возложенные на них обязанности.
Базовые принципы управления качеством:
Ориентация на потребителя. Организации должны понимать текущие и будущие нужды потребителя, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Стандарты качества устанавливают, что удовлетворенность потребителей необходимо определенным образом измерять и оценивать, а система управления качеством должна содержать механизм выработки корректирующих действий в необходимых случаях.
Лидирующая роль руководства. Руководители обеспечивают единство цели, определяют направления развития и создают необходимую внутреннюю среду организации, в которой сотрудники вовлекаются в достижение целей организации. Задачей руководства является обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Также постоянная забота об обучении персонала и обеспечение решения задач качества необходимыми ресурсами.
Вовлечение работников. Система управления качеством и ее механизмы должны побуждать сотрудников проявлять инициативу в постоянном повышении качества деятельности организации, брать на себя ответственность в решении проблем качества, активно повышать уровень знаний, передавать знания и опыт коллегам, представлять свою организацию потребителям и всем заинтересованным сторонам в лучшем свете.
Процессный подход. Любая деятельность, преобразующая входные данные в выходные результаты, может рассматриваться как процесс. Чтобы функционировать эффективно, организации должны выявлять взаимосвязанные процессы в своей деятельности и управлять ими. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход другого. Систематическое выявление и управление выполняемых в организации процессов и их взаимосвязей понимаются в ИСО 9000 как «процессный подход». Состав процессов, соответствующих функциям подразделений, устанавливается на основе организационной структуры. Состав специальных функций устанавливается путем обследования и анализа деятельности непосредственных исполнителей.

Рис. 6. Модель системы управления качеством, основанной на процессном подходе
Системный подход к управлению. Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей, способствует повышению результативности и эффективности организации. Системный подход предполагает постоянное улучшение системы через измерение и оценку и означает, что цели ставятся с точки зрения системы более высокого уровня — таким образом подчеркивается, что система управления качеством является частью единой системы управления компанией, а цели в области качества ставятся с точки зрения единых целей бизнеса.
Постоянное улучшение. Постоянное улучшение должно быть неизменной целью организации: 1) успешное функционирование организации может быть результатом внедрения системы управления качеством, которая разработана с учетом принципа постоянного улучшения; 2) система управления качеством может обеспечить основу для постоянного улучшения и повышения удовлетворенности потребителей; 3) статистические методы могут применяться для определения изменчивости (вариабельности) процессов и их результатов, что является основой для постоянного улучшения системы управления качеством.
Принятие решений, основанных на фактах. Эффективные управленческие решения должны базироваться на логическом анализе объективных данных. При этом не отрицается ни основанная на опыте интуиция управленцев, ни знание конъюнктуры, ни то, что называют «чутьем». Главную роль должны играть факты и логика, лишь затем следует привлекать индивидуальный опыт.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Если отношения организации с ее поставщиками формируются на взаимовыгодной основе с учетом интересов всех сторон, то это способствует расширению возможностей как организации, так и ее партнеров-поставщиков. Система управления качеством должна иметь стимулирующие механизмы по признанию достижений и улучшений поставщика. [3, с. 37-40]
Таким образом, управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий.
Решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового положения предприятия.

1.2. Система управления качеством продукции

Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую "петлю качества". (Приложение 2)
"Петля качества" - модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - начиная от маркетинговых исследований и заканчивая утилизацией и переработкой использованной продукции.
1-й этап. Маркетинг, поиск и изучение рынка. Предполагает выявление требований потребителей к продукции, в том числе идентификацию возможных потребностей. Результатом выполнения этого этапа является выдача задания отделу проектирования в виде как можно более точных технических условий на продукцию, которую предлагается или модернизировать, или спроектировать заново.
2-й этап. Проектирование и разработка продукции. На этом этапе требования технических условий переводятся на язык чертежей и инструкций для изготовления продукции.
3-й этап. Подготовка и разработка производственных процессов. Предусматривает разработку основных технологических процессов производства продукции и вспомогательных процессов, в том числе процессов измерения и контроля как в промежуточных точках, так и готовой продукции.
4-й этап. Материально-техническое снабжение (закупки). Предполагает, что, прежде чем начать производство новой продукции, следует приобрести необходимое сырье, материалы, комплектующие изделия, средства измерения и контроля, расходные материалы и т.п.
5-й этап. Производство продукции и предоставление услуг. Можно начинать после того, как разработаны технологические процессы и закуплены необходимые материалы и комплектующие. Как результат этого этапа появляется серийная продукция или услуга.
6-й этап. Контроль и проведение испытаний. Требует, чтобы организация проводила проверки и контроль качества выполнения технологических процессов и продукции как после завершения производства, так и в промежуточных точках.
7-й этап. Упаковка и хранение. Предусматривает, что организация обязана управлять качеством продукции и после завершения производственных процессов, в том числе при ее консервации, упаковке и хранении.
8-й этап. Реализация и распределение продукции. На этом этапе от организации требуется соответствующее управление качеством продукции в ходе погрузочно-разгрузочных работ и при транспортировке. Если продукцию забирает потребитель на условиях самовывоза, то он должен быть обеспечен четкими инструкциями об условиях транспортирования и требованиях к погрузочно-разгрузочным работам.
9-й этап. Монтаж и ввод в действие. Предусматривает, что организация, если это необходимо, должна оказать потребителям помощь при монтаже сложной продукции и вводе ее в эксплуатацию или снабдить их надлежащими инструкциями по проведению таких работ.
10-й этап. Техническая помощь и поддержка. На этом этапе потребитель должен иметь возможность получить от изготовителя необходимую помощь после ввода продукции в эксплуатацию, например в период гарантийного ремонта.
12-й этап. Утилизация после использования. Является очень важным этапом жизненного цикла продукции. Еще на этапах маркетинга и проектирования продукции надо планировать процессы ее утилизации.
Рассмотренная петля качества используется для понимания задач управления качеством через руководство всеми этапами жизненного цикла продукции, в том числе для осознания того, что каждый этап оказывает существенное влияние на качество продукции (услуг).
В современной теории и практике управления качеством продукции выделяют следующие пять основных этапов:
1. Принятие решений “что производить?” и подготовка технических условий.
2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.
3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.
4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.
5. Разработка долгосрочных планов по качеству.
Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.
Система управления качеством включает в себя:
- задачи руководства (политика в области качества, организация);
- система документации и планирования;
- документация требований и их выполнимость;
- качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения);
- качество во время закупок (документация, контроль);
- обозначение изделий и возможность их контроля;
- качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
- проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);
- контроль за испытательными средствами;
- корректирующие мероприятия;
- качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;
- документирование качества;
- внутрифирменный контроль за системой поддержания качества;
- обучение;
- применение статистических методов;
- анализ качества и систем принимаемых мер. [11]
Таким образом, система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. [5, с.32]

1.3. Мировой опыт управления качеством продукции

Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в печати. Исследования показывают, что в таких странах как США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония управление качеством выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации. Вопросами качества занимаются такие организации, как Японское общество специалистов по контролю качества, Европейская организация по контролю качества, Американское общество контроля качества.
В ряде стран выпуск продукции высокого качества стимулируется государством. Широко используются национальные премии за качество как стимул к созданию на предприятиях эффективных систем. Следует отметить, что эти премии в большей мере обращены к человеческому фактору.
В разных странах управление качеством имеет свою специфику. Самый высокий уровень качества достигнут в Голландии, Швейцарии, Германии, Скандинавских странах, Японии, США.
Германия сохраняет за собой высокие позиции в отношении качества промышленной продукции при недостаточной производительности, а Скандинавские страны держат мировое первенство по качеству оказываемых услуг. Франция и Англия уделяют особое внимание, как качеству, так и производительности. Италия, Испания приближаются к лидерам.
Япония, США делают упор на обеспечение конкурентоспособности товаров и услуг, что требует не только внедрения систем управления качеством (TQM) на основе стандартов, но и работы в других направлениях (стратегический маркетинг, автоматизация систем менеджмента и т. д.).
Основные элементы управления качеством в Японии - фирменные службы качества на предприятиях и кружки качества. Фирменные службы качества предполагают: статистический анализ качества; «тотальный» контроль качества в рамках фирмы на каждом этапе производства, привлечение к системе контроля всех работников, распространение на них ответственности за качество продукции, содействие со стороны руководства; массовое обучение персонала контролю качества в трех формах; пристальное внимание к кружкам качества; управление движением за качество продукции руководителями высшего звена; разработку и реализацию общенациональных программ по контролю качества.
Кружок качества - неформальная творческая группа, действующая автономно, сама определяющая проблемы, методы и меры деятельности. Успех работы кружка зависит от совместимости ценностных ориентации участников, их личностных качеств.
Японская система управления качеством не дает сбоев. Это результат ее продуманности и простоты.
Приоритет в разработке методов управления качеством принадлежит американским специалистам. Управление качеством в масштабах предприятия в Америке возложено на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), функциями которой являются разработка показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака, условий их устранения.
Основные принципы управления качеством в США можно представить в виде следующих положений.
1. Работа, направленная на повышение качества - обязательная часть стратегии предприятия. Процесс повышения качества осуществляется на основе разработки конкретных программ.
2. В управлении качеством главное не контроль, а бездефектная работа.
3. Поставщики должны стать партнерами. Предприятия привлекают субпоставщиков к совместной работе на ранних этапах создания товара, заключают с ними долгосрочные контракты, обучают их новым методам управления («поставка точно в срок») и т.д.
4. Постоянное повышение квалификации работников и непосредственное обучение вопросам управления качеством продукции.
Менеджмент в Великобритании связан с управлением запасами, поэтому управление качеством рассматривается с этой точки зрения. Основные понятия в менеджменте качества этой страны: качество затрат; качество дизайна; качество производственных процедур. В системе менеджмента Великобритании выделяют предупредительные затраты - разработка системы качества, обновление производства; оценочные - на осуществление контроля производства, на устранение брака, гарантийное обслуживание, рекламации. Теоретически увеличение затрат по одному из этих направлений ведет к снижению их по другим направлениям.
Рассмотренные системы управления качеством имеют сходные элементы, но различны в основополагающих подходах. Все они используют систему «точно в срок», что позволяет минимизировать затраты на производство, а следовательно, на управление качеством. Но на японских предприятиях ответственность за соответствие продукции стандартам возложена на самих рабочих, а в западной промышленности - на специальную службу. [7, с.132]

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ООО «АЛТАЙДОМСТРОЙМАШ»
2.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Алтайдомстроймаш»
В 1998 году, несколько сотрудников НПО «АНИТИМ», разработчики новых технологий и оборудований, организовали фирму «Алтайдомстроймаш» с целью создания и выпуска новых видов деревообрабатывающего оборудования. Начало деятельности коллектива – выпуск ленточнопильных станков, отвечающих современным требованиям по производительности и главное по качеству выпускаемой продукции. К настоящему времени коллектив вырос до нескольких десятков человек, имеется собственная производственная база и большой опыт по выпуску целой гаммы современного деревообрабатывающего оборудования.
Коллектив фирмы постоянно работает над модернизацией выпускаемого оборудования и созданием нового. Запущены в производство новые и модернизированные модели: ленточные пилорамы (4 модели); кромкообрезные станки (3 модели); торцовочные станки; заточные и разводные станки (3 модели); фильтры-циклоны; станки для профилирования бруса; брусопильные станки.
В настоящее время начат выпуск кавитационного насоса-измельчителя, который позволит кардинально изменить систему откорма животных в сельском хозяйстве, снизить в 1,5 - 2 раза себестоимость продукции, а так же стать базой для создания новых эффективных технологий во многих отраслях производственной деятельности.
Завод является производителем и поставщиком качественного деревообрабатывающего оборудования на широком потребительском рынке и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. «Алтайдомстроймаш» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках России, круглую печать, штампы, бланки со своим наименованием, собственный товарный знак и действует на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования и самоокупаемости. Завод открыл представительства в г. Иркутске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Уфе, Перми, Белорецке, Тюмени, Новокузнецке, Ярославле и т.д.
ООО «Алтайдомстроймаш» зарегистрировано администрацией г. Барнаула 9 декабря 1998 года. Компания руководствуется Уставом, а также соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.
На предприятии действует следующая структура управления:


Рис. 7. Организационная структура ООО «Алтайдомстроймаш»

Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на балансе и являющиеся собственностью общества. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Являясь не только производителем и поставщиком, но и разработчиком пилорам, компания предлагает действительно выгодные условия по продаже деревообрабатывающего оборудования, и по его гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
Вся продукция завода отвечает всем требованиям по производительности, предъявляемым к современному деревообрабатывающему оборудованию. Постоянно улучшается производство, разрабатываются новые модели пилорам, и модернизируются старые.
Компания постоянно участвует практически во всех региональных выставках, её продукция отмечена различными наградами и грамотами:
- Диплом второй специализированной выставки-ярмарки строительных, отделочных материалов и услуг. За активное участие в выставке «Бийскстрой - 2007»;
- Диплом участника выставки за участие в «Сибирской строительной неделе»;
- Диплом первой специализированной выставки-ярмарки «Строительство, отделка, интерьер объектов бытового, производственного и туристического назначения». За активное участие в выставке «Алтайстрой – 2007»;
- Диплом выставки «Стройиндустрия. ЖКХ. Энергосбережение - 2007». За продвижение профессионального деревообрабатывающего оборудования на рынок Бурятии;
- Диплом в номинации «Российское качество». За пилораму ленточную «Алтай-3», кромкообрезной станок СКР-2;
- За первое место в номинации «Оборудование» г. Горно-Алтайск, 2007 г. и мн.др.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что ООО «Алтайдомстроймаш» обладает достаточно большим производственным потенциалом.
Техническое и метрологическое оснащение позволяет обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями нормативных документов. Не смотря на это, предприятию необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность с тем, чтобы удержать свои позиции.
Таблица 2.1.1. Динамика выпуска отдельной продукции
Продукция, шт. 2011 г. 2012 г.
Ленточнопильный станок 88 190
Дисковая пилорама 22 64
Дисковая угловая пилорама 13 24
Дисковая поворотная пилорама 12 24
Заточной станок дисковых пил 25 30
Заточной станок ленточных пил 40 55
Разводной станок 41 64
Кромкообрезной станок 20 27
Чашкорезный станок 4 12

Как видно из таблицы ассортимент и объем выпуска продукции вырос по сравнению с предыдущим годом. Предприятию, чтобы оставаться конкурентоспособным, необходимо за увеличивающимся объемом работы не забывать о качестве продукции. Основным направлением производственной деятельности предприятия на 2013 г. и последующие годы останется изготовление деревообрабатывающего оборудования. Предприятие планирует увеличить выпуск оборудования в сопоставимых ценах в 2013 году на 103,5%. Для достижения запланированных прогнозных производственных показателей предприятию необходимо увеличение объемов инвестиций в дальнейшее техническое перевооружение производства, обучение персонала.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели (таблице 2.1.2).
Таблица 2.1.2. Технико-экономические показатели деятельности на предприятии
Показатели Прошлый год Отчетный год Изменение
(+;-) Темп роста, %
1. Выручка от продаж, тыс.руб. 2 293 3 544 +1 251 54
2.Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 550 709 +159 29
3. Фондоотдача, руб. 4,17 5 +0,83
4. Фондоемкость, руб. 0,24 0,2 -0,04
5. Фондорентабельность, % 0,31 0,43 +0,12

На рис. 8 представлены изменения показателей эффективности основных средств, за анализируемый период.


На предприятии основные средства в 2011 году используются более эффективно по сравнению с предыдущим годом, так как показатели, характеризующие эффективность, возросли.
Для того что бы понять за счет чего произошли данные изменения нужно провести анализ влияния экстенсивных и интенсивных факторов на объем продаж.
Таблица 2.1.3. Анализ влияния экстенсивности и интенсивности использования основных средств на объем продаж
Показатели Сумма, тыс.руб.
1. Влияние изменения величины основных средств +663,53
2. Влияние изменения фондоотдачи +587,47
Итого общее влияние +1254

За счет изменения величины ОС объем продаж увеличился на 709*4,17-2293 = +663,53, за счет изменения фондоотдачи объем продаж увеличился на 3544 - 709*4,17 = +587,47
Проведем оценку экономической эффективности использования оборотных средств.
Таблица 2.1.4. Оценка экономической эффективности использования оборотных средств
Показатели Прошлый
год Отчетный
год Изменение
(+;-) Темп роста, %
1. Выручка от продаж, тыс.руб. 2 293 3 544 +1 251 54
2. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. 388 734 +346 89
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты 5,9 4,8 -1,1
4. Продолжительность оборота, дни 61 75 +14
5. Коэффициент загрузки оборотных средств, руб. 0,17 0,21 +0,04
Наблюдается снижение оборачиваемости оборотных средств, следовательно, на предприятии они используются неэффективно, что является отрицательной чертой. Чем меньше коэффициент загрузки, тем эффективнее используются оборотные средства. А как можно заметить, он увеличился.
Также рассмотрим влияние экстенсивных и интенсивных факторов на объем продаж.
Таблица 2.1.5. Анализ влияния экстенсивности и интенсивности использования оборотных средств на объем продаж
Показатели Сумма, тыс.руб.
1. Влияние изменения величины оборотных средств +2037
2. Влияние изменения коэффициента оборачиваемости -786,6
Итого общее влияние +1250,4

Хотя объем продаж и увеличился, видно, что предприятие неэффективно использует оборотные средства.
Проведем анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Таблица 2.1.6. Оценка экономической эффективности использования
материальных ресурсов
Показатели Прошлый
год Отчетный
год Изменение
(+;-) Темп
роста, %
1. Выручка от продаж, тыс.руб. 2 293 3 544 +1 251 54
2.Материальные затраты, тыс. руб. 1 399 2 165 +766 55
3. Материалоотдача, руб. 1,64 1,63 -0,01
4. Материалоемкость, руб. 0,61 0,61 0

Из данных таблицы видно, что и материальные ресурсы неэкономично используются на предприятии.
Таблица 2.1.7. Анализ влияния экстенсивности и интенсивности
использования материальных ресурсов на объем продаж
Показатели Сумма, тыс.руб.
1. Влияние изменения величины материальных затрат +1257,6
2. Влияние изменения материалоотдачи -6,6
Итого общее влияние +1251

Можно сделать вывод, что на данном предприятии неэффективно используются материальные ресурсы. Это могло произойти из-за замены материальных ресурсов на более дорогостоящие, или менее производительные.
Проведем анализ использования трудовых ресурсов.
Таблица 2.1.8. Оценка экономической эффективности использования
трудовых ресурсов
Показатели Прошлый
год Отчетный
год Изменение
(+;-) Темп роста, %
1. Выручка от продаж, тыс.руб. 2 293 3 544 +1 251 54
2. Среднесписочная численность персонала, чел. 30 35 5 16,6
3. Производительность труда, тыс. руб. 76,43 101,26 24,83

На предприятии несколько увеличилась производительность труда в связи с увеличением числа работников и их профессиональным ростом.
Таблица 2.1.9. Анализ влияния экстенсивности и интенсивности
использования трудовых ресурсов на объем продаж

Показатели Сумма, тыс.руб.
1. Влияние изменения численности персонала +382,05
2. Влияние изменения производительности труда +868,95
Итого общее влияние +1251

Следовательно, объем продаж вырос, в том числе, и за счет производительности труда, что является хорошим показателем для предприятия. Хотя некоторые аспекты при использовании трудовых ресурсов требуют более детального рассмотрения и последующей корректировки.
Проведя анализ предприятия, приходим к выводу, что предприятие работает рентабельно, хотя и не в полной мере использует свои возможности. ООО «Алтайдомстроймаш» обладает определенными ресурсами для увеличения прибыли.

2.2. Мероприятия по улучшению качества продукции, проводимые на предприятии

Одним из важнейших приоритетов производственной деятельности ООО «Алтайдомстроймаш» является обеспечение показателей качества и безопасности выпускаемой продукции. Структурная схема управления качеством продукции предусматривает взаимодействие всех подразделений и служб.
Специалисты предприятия постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции и повышением ее конкурентоспособности, расширением ассортимента, формированием фирменного стиля предприятия.
Для повышения качества выпускаемой продукции и обеспечения ее высокой конкурентоспособности на предприятии разработаны следующие мероприятия:
- увеличение объемов производства, в том числе и экспортной продукции;
- совершенствование маркетинговой деятельности;
- освоение выпуска новой продукции и совершенствование технологий;
- организация технического контроля качества продукции;
- внедрение системы менеджмента качества;
- выбор правильной сбытовой политики;
- проведение технического перевооружения;
- совершенствование кадровой политики.
С целью увеличения объемов производства и укрепления позиций предприятия на рынке разработан план маркетинговой и рекламной деятельности:
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- продолжить работу по определению оптимального ассортимента выпускаемой продукции с учетом изменений покупательского спроса;
- для завоевания новых рынков проводить поиск потенциальных покупателей, расширять сеть сбыта оборудования;
- приобрести дополнительные транспортные средства для расширения рынков сбыта оборудования;
- расширять использование элементов Интернет-маркетинга;
- проводить рекламные кампании для ознакомления потенциальных потребителей с основными преимуществами деревообрабатывающего оборудования;
- активизировать рекламу в СМИ перед выставками-ярмарками.


Мероприятие по организации на предприятии технического контроля включает планирование и разработку методов контроля качества продукции и его проведение. Основными задачами технического контроля при этом являются: предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требо-ваниям стандартов, технических условий, эталонов, технической
документации, договорным условиям; укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.
Выбор правильной сбытовой политики включает: использование в процессе реализации продукции информации о наиболее благоприятных для реализации регионах, полученной в отделе маркетинга в результате проводимых исследований; налаживание прямых связей с потребителями продукции и максимальное сокращение посреднических услуг; открытие собственных магазинов. Проведение подобных мероприятий позволит значительно снизить цены на выпускаемую продукцию, так как будут отсутствовать многократные наценки, производимые посредническими организациями, такое снижение цен не может не сказаться на конкурентоспособности выпускаемой продукции. Реализация же продукции в регионах, которые отмечены как имеющие повышенный спрос, также позволит увеличить реализацию.

2.3. Выводы по оценке управления качеством продукции предприятия

Изучив производственную деятельность предприятия ООО «Алтайдомстроймаш», хотелось бы отметить, что мероприятия по улучшению качества продукции, проводимые на предприятии, охватывают практически все направления и достаточно эффективны. Возможна их небольшая корректировка (н.: включение дополнительных мероприятий) в зависимости от обстоятельств.
Наряду с положительными моментами выявлен и ряд недостатков. Основные проблемы, которые препятствуют обеспечению качества продукции на предприятии:
- отсутствие отдела технического контроля;
- нерациональное использование трудовых ресурсов предприятия.


ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
3.1. Предложения по увеличению эффективности процесса управления качеством
Решение проблем управления качеством - неотъемлемый элемент стратегии развития любой современной компаний. Важным моментом является своевременное выявление проблемы, которая тормозит процесс управления качеством.
Проблема №1. Отсутствие отдела технического контроля.
Организация и проведение технического контроля качества продукции являются одним из составных элементов системы управления качеством продукции на стадиях производства и реализации.
Для устранения проблемы на данном предприятии необходимо:
- образовать самостоятельное структурное подразделение, контролирующее качество продукции;
- обеспечить развитие и совершенствование системы технического контроля;
- выполнять инспекторский надзор систематически и своевременно, а также выборочные проверки готовой продукции и производственного процесса;
- обработать и скорректировать техническую документацию, гарантирующую выпуск изделий высокого качества;
- разработать и освоить технологические процессы, которые обеспечат производство продукции в строгом соответствии с конструкторской документацией;
- разработать и внедрить сопроводительную технологическую документацию, в которой должны фиксироваться данные о проверке качества мастерами и контролёрами в соответствии с требованиями чертежей и технологических процессов (операционный, окончательный контроль);
- обеспечить систематическую поверку точности используемых измерительных инструментов и контрольно измерительных приборов и т.д.;
- обеспечить контроль мер принимаемых ответственными лицами для устранения выявляемых отрицательных отклонений, вплоть до их исключения;
- создать условия для поддержания культуры и порядка на производственных участках, в цехах, складских помещениях;
- тиражировать лучший положительный опыт, выявленный при проверках.
Внедрение данных мероприятий с подробной регламентацией перечня решаемых задач позволит предприятию существенно повысить эффективность производственной и хозяйственной деятельности, своевременно выявлять и устранять внутренние «узкие» места, обеспечивать постоянное положительное развитие за счет постоянного внутреннего анализа и тиражирования положительного опыта.
Проблема №2. Нерациональное использование трудовых ресурсов предприятия.
В процессе анализа состава и структуры персонала было выявлено, что предприятие использует трудовые ресурсы не в достаточной мере, так в среднем одним трудящимся отработано 210 дней вместо 220, в связи с чем целодневные потери рабочего времени составили в целом по предприятию 350 дней или 2800 часов.
С целью устранения данных недостатков руководству предприятия предлагается провести следующий комплекс мероприятий, направленных на совершенствование структуры и состава персонала, его мотивации:
- пересмотреть и скорректировать должностные инструкции для каждого работника, ознакомить под роспись, ввести систему штрафов и взысканий за нарушения положений должностных инструкций;
- разработать гибкую систему материального стимулирования труда, учитывающую показатели использования фонда рабочего времени каждым работником;
- провести лекционные занятия с персоналом по повышению трудовой дисциплины и укреплению корпоративного духа коллектива;
- ввести систему штрафов за нарушение трудовой дисциплины (отсутствие без уважительной причины, уход с рабочего места и т.п.);
- провести обучение некоторых работников с целью повышения их профессионального уровня;
- разработать программу дополнительного поощрения для работников сбытовых структур, главными условиями которой будет качественное обслуживание клиентов, расширение сегмента рынка сбыта и т.п.
Перечисленные мероприятия помогут существенно повысить трудовую дисциплину коллектива, снизить потери рабочего времени и, как следствие, повысить производительность и качество труда работников предприятия. Введение стимулирующих механизмов позволит повысить сбыт продукции предприятия, увеличить его прибыль и повысить конкурентоспособность.

3.2. Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий по повышению качества продукции
Эффективность создания ОТК можно рассчитать, опираясь на следующую информацию: в статье «прочие затраты» удельный вес пеней и штрафов за нарушение существующих показателей качества, а также затраты на работы, связанные с ликвидацией выявленных недостатков составляет 12%, что в денежном выражении в 2011 году составляет 128 тыс.руб., а в 2012 году данный показатель снизился до 216 тыс.руб.
Выявленная сумма является довольно ощутимой для предприятия, целесообразнее ее было бы использовать на более значимые нужды предприятия.
При создании ОТК, работа которого будет ориентироваться на минимизацию данной статьи затрат, планируется достичь ежеквартального снижения данной расходной статьи в среднем на 3% за счет проведения комплекса необходимых мероприятий.
Расчет экономического эффекта от внедрения данного направления совершенствования контроля качества можно представить следующим образом:
Эффект = Сумма расходов * плановый квартальный коэффициент снижения = 216 тыс.руб.* 0,03 = 6,48 тыс.руб.
Данное мероприятие позволит сэкономить денежные средства, что в условиях нехватки оборотных средств у предприятия является достаточно важным моментом.
В предыдущей части были определены потери рабочего времени вследствие нерационального использования трудовых ресурсов ООО «Алтайдомстроймаш». Установленные потери рабочего времени составили в среднем около 10 рабочих дней за год, что в целом по предприятию составило 350 дней или 2800 часов.
В результате проведения комплекса целенаправленных мероприятий планируется снизить данный показатель на 85%.
Расчет экономической эффективности от внедрения данных мероприятий можно рассчитать следующим образом:
Эффект = Количество потерянных рабочих часов в целом по предприятию за год * Планируемый коэффициент снижения = 2800 часов * 0,85 = 2380 часов.
Данный высвободившейся фонд рабочего времени может быть использован предприятием для выпуска дополнительного объема продукции, либо на предприятии могут быть проведены мероприятия по оптимизации численности персонала, и как следствие, сокращение излишней ее части, что позволит получить дополнительный эффект в виде экономии фонда оплаты труда.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Качество продукции является важнейшей экономической категорий рыночной экономики. От уровня качества изделий зависит, прежде всего, их конкурентоспособность, а значит и все конечные результаты деятельности предприятия изготовителя. Кроме того, качество продукции определяет темпы научно – технического процесса в отраслях использующих ее, и в конечном итоге – уровень удовлетворения потребителей.
Обзор теоретических и методических материалов по исследуемой проблеме показал, что управление качеством представляет собой непрерывный процесс воздействия на производство путем последовательной реализации логически взаимосвязанных функций с целью обеспечения качества. В состав этих функций входят: взаимодействие с внешней средой, политика и планирование качества, обучение и мотивация персонала, организация работы по качеству, контроль качества, информация о качестве, разработка мероприятий, принятие решений и реализация мероприятий.
Управление качеством невозможно без системы. Система управления должна иметь четко сформулированные, ясные и конкретные цели, лежащие в основе политики предприятия в области качества. Они должны формироваться исходя из реально существующей социально-экономической ситуации и общих стратегических целей предприятия на момент разработки политики с учетом внутренних и внешних факторов. Ее реализация обязательна для всех работников данного предприятия, поэтому она должна быть определенной, реальной и понятной всем.
Мировой опыт показывает, что именно в рыночной экономике складывается обстановка, в которой качество становится условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.
Производственная деятельность предприятий характеризуется системой показателей. Важнейшими из них в условиях свободных рыночных отношений являются такие, как спрос на продукцию и объем производства, величина предложения и производственная мощность предприятия, издержки и цены на продукцию, потребность ресурсов и инвестиций, объем продаж и общий доход и др.
Предприятию ООО «Алтайдомстроймаш» требуется комплексный подход для повышения показателей качества деревообработывающего оборудования. Объемы выпускаемой продукции предприятия растут и службе маркетинга необходимо разрабатывать программы по улучшению качества продукции. Ведь от этого зависит конкурентноспособность предприятия и в конечном итоге увеличение прибыли. В условиях рыночной экономики качественная продукция – залог долгого и успешного функционирования предприятия.
Успешность и результативность предприятия в плане инновационной позволит ему повысить свой рейтинг и позиции на рынке деревообрабатывающего оборудования, сделает его более конкурентоспособным. Наряду с этим некоторые методы и критерии оценки результативности процессов требуют рассмотрения и корректировки. По всем процессам инновационной системы менеджмента качества имеется хороший потенциал для усовершенствования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.
2. ГОСТ P ISO 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения.
3. Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Управление качеством. Практикум: Учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. — 208 с.
4. Горфинкель В.Я., Швандар В. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670с.
5. Коноплев С.П. Управление качеством: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 252 с. — (Высшее образование).
6. Морева О.А. Управление качеством продукции как фактором конкурентоспособности предприятия: Автореферат на соискание уч. степени к. э. н.- Челябинск, 2008. – 24с.
7. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 224 с.
8. Управление конкурентоспособностью организации: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, О.П. Иванова, В.М. Тумин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 300 с.
9. aup.ru/books/m93/1_1.htm - Данное учебное пособие является электронной версией работы: Ребрин Ю.И. Управление качеством: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2009 – 174 с.
10. cfin.ru/management/goldshtein/06.shtml - Данное пособие является электронной версией работы: Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008 – 43 с.
11. be5.biz/ekonomika/ulev/53.htm - (дата обращения: 21.01.2013)
12.file.engr.pfu.edu.ru/uploads/dolgushin/2008/ychebnuku/muronov_mg/ypr_kac-muronov.html - Данное учебное пособие является электронной версией работы: Миронов М.Г. Управление качеством: Учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010, 288 с.


Приложение 1


Группирование показателей качества изделия, классифицируемых по однородности характеризуемых свойств





Приложение 2


"Петля качества" (представлены виды деятельности, влияющие на качество продукции)






Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.