На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Из истории роли государства в экономике (точка зрения различных экономических школ на роль государства в экономике)

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.11.2013. Сдан: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1.Из истории роли государства в экономике (точка зрения различных экономических школ на роль государства в экономике) 5
2.Фиаско рынка и необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства в рыночной экономике 12
3.Методы государственного регулирования экономики 20
4.Роль государства в переходной экономике России 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 37


ВВЕДЕНИЕ

Мировой экономический кризис 2008-2010 годов показал, что даже в странах с развитой рыночной экономикой рыночные механизмы регулирования не способны противостоять периодическому наступлению кризисных явлений. Изменения в экономике, произошедшие в последние десятилетия, даже, по мнению многих либеральных экономистов, стали свидетельством несостоятельности неолиберальных экономических учений. Уроки экономического кризиса наглядно показывают, что в новых экономических условиях необходимы принципиально новые подходы к определению степени государственного вмешательства в процессы рыночного регулирования, требуется найти такие формы государственного регулирования, которые позволят нейтрализовать действие кризисных явлений и обеспечить решение задач экономического роста. Поэтому создание эффективной, постоянно действующей системы государственного регулирования экономики является важной задачей современного этапа.
Особенно актуальной эта задача является для нашей страны. В настоящее время в экономике Российской Федерации назрела острая необходимость решения важнейших проблем, от которых зависит путь, по которому пойдет Россия в этом столетии. Важнейшими задачами экономического развития являются преодоление сырьевой направленности экономики, переход к инновационному этапу развития, модернизация и замена на современной технологической основе стареющих производственных фондов. Экономический кризис 2008 - 2010 годов, показал, что без всесторонней модернизации экономики невозможно обеспечить ту роль ведущей мировой державы, на которую претендует Россия.
Правительство РФ, осознавая необходимость решения этих задач, еще в 2008 году фактически взяло курс на инновационное развитие экономики. В «Концепции долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации» и других документах, принятых Правительством РФ в 2008 году, была поставлена задача перехода к новому этапу развития в течение ближайших трех лет.
Цель исследования состоит в разработке концептуальных и методологических основ системы государственного регулирования национальной экономики, а также построение практических алгоритмов такого регулирования, позволяющих решать важнейшие задачи экономического развития.
Для достижения поставленной цели автором решены следующие задачи:
-рассмотреть историю роли государства в экономике с точки зрения различных экономических школ на роль государства в экономике
-рассмотреть такое явление как фиаско рынка и необходимость государственного регулирования экономики. Функции государства в рыночной экономике;
-рассмотреть методы государственного регулирования экономики;
-определить роль государства в переходной экономике России.
Объектом исследования являются функции государства в сфере регулирования экономики.
Предметом исследования являются принципы, методы, инструменты и алгоритмы государственного регулирования экономики при решении стратегических задач современного этапа экономического развития.
Теоретической и методологической основой исследования являются работы экономистов, основанные на изучении взаимосвязи экономических, демографических и социальных процессов, работы, в которых рассматриваются характеристики естественных монополий, а также формы и методы государственного регулирования экономики. Теоретическую основу работы составляют две группы исследований
1.Из истории роли государства в экономике (точка зрения различных экономических школ на роль государства в экономике)

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
Классическая теория. Ступенью развития представлений о роли государства стала работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил» (принцип»laissez faire») создает гармоничное устройство» (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. 1999г., стр. 131) . В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Классическая школа не выдержала жестокого испытания, которое устроила микроэкономике «Великая депрессия» 30-х годов. Необходимо осознать феноменальность Депрессии, поразившей именно высокоразвитые в индустриальном отношении страны. Это был «бунт» пренебрегаемой рыночным обществом тенденции к социализации экономики. И именно с этого момента «чисто-рыночное» объяснение всех экономических процессов, доведенное до степени универсального социального мировоззрения, стало далее невозможным: социализация требовала социализма. Мера социализированности рыночной экономики стала мерой ее цивилизованности /4/.
Кейнсианская теория. В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать «кризисной» так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: - высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; - создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; - широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой. Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов. В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения» /4/.
Однако жизнь оказалась сложнее, а кейнсианское объяснение циклический безработицы вообще привело к революции в экономической теории. Теперь понятно, что в такой ситуации и экономика страны могла предстать только «совокупностью микрорынков». А это означало, что объяснение механизма микроэкономики «автоматически» переносилось на экономику в целом, становилось одновременно теоретическим объяснением и механизма макроэкономического движения. Микроэкономический подход преобладал также и в анализе достижения общей экономической эффективности. Поскольку для рынка - это состояние равновесия (при котором спрос равен предложению), то предполагалось, что установление равновесия на каждом микрорынке обеспечит и общее равнов........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андриянов В.А. Государственное регулирование и механизм саморегуляции в рыночной экономике. - Экономист, №2, 2009, с. 21-29.
2. Булатов А.С. Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов. - М.: БЭК, 2008. - 607с.
3. Введение в рыночную экономику. Под ред. А.Я. Лившица. - М: Высшая школа, 2009. - 447с.
4. История экономических учений / Под ред. В.Автономова. Учебное пособие. - М: ННФРА - М, 2007. - 784с.
5. Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики. - М: Приор, 2009. - 176с.
6. Тимошина Г.М. Экономическая история России. - М.: Информационно - издательский дом «Филинъ»; 2008. - 432с.
7. Ходов Л. Государственное воздействие на цены в экономике западных стран. - Российский экономический журнал, №10, 2008. с. 12-18.
8. Юлаева, В.С. Проблемы взаимодействия власти и бизнеса в реализации корпоративной социальной ответственности / В.С. Полухина, Э.И. Мантаева, Б.С. Батаева // Вестник Уфимского государственного экономического университета. - Уфа, 2012. - № 1 (63). - С. 42-46.
9. Яшина А. С. К вопросу о роли государства в рыночной экономике / В.С. Полухина // Экономические науки. - М., 2012. - № 9 (58). - С. 85-87.
10. Яримова А. А. Функции государства в рыночной экономике / Яримова А. А. // Экономические науки. - М., 2012. - № 9 (58). - С. 85-87.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.