На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Место социальных технологий в структуре социологического знания.Сущность понятия «социальные технологии»

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 14.11.2013. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………………3
1. Место социальных технологий в структуре
социологического знания…………………………………….……….8
1.1 Сущность понятия «социальные технологии»………………………………...8
1.2 Особенности социальных технологий……………………………………………15
1.3.Эффективность социальных технологий………………………..……………17
2. Классификация социальных технологий………………...19
2.1 Подходы к классификации социальных технологий……………..………….19
2.2 Социальная диагностика…………………………………………………………...28
2.3. Социальная профилактика……………………………………….…………..30
2.4. Социальная адаптация……………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..……. ………………………………………………………….……44




Введение

Актуальность темы исследования. XXI в. характеризуется большим потоком информации, быстрым развитием технологий, изменчивостью состояния различных сфер жизни и деятельности. В результате всего этого происходит ускорение социального прогресса, повышается уровень и качество жизни людей. А для того, чтобы была максимальная эффективность необходимы методы, способы и приемы для решения возникающих проблем, изменение состояния общества, организации, группы, т.е. социальные технологии.
Социальные технологии дают возможность перейти к активным способам управления обществом. Сегодня социальные технологии выступают в первую очередь как интеллектуальный наукоемкий ресурс, его использование позволяет изучать и прогнозировать различные социальные изменения, активно влиять на практическую жизнь, получать эффективный предполагаемый результат. Именно технологический подход к решению различных задач вышел за рамки техники и распространился в социальной сфере. Благодаря его использованию становится возможным при наименьших издержках достигать высоких результатов совместной деятельности людей.
Важнейшая функция теории, как неоднократно подчеркивал Т.Лукман, - помочь людям в решении проблем повседневной жизни, в ориентации в этой жизни. Технологизация же социальной работы - одна из ключевых проблем не только учреждений социального обслуживания, но и всех социальных институтов. «То, что доселе складывалось в единое целое и сохранялось в этом качестве благодаря естественным стремлениям людей и на основе имеющихся у них средств, - постулирует З.Бауман, - ныне должно базироваться на предоставляемых технологией... инструментах». Словом, актуальность проблем технологии социальной работы обусловливается как процессами, происходящими в обществе, его социальной политике, так и присущими самой науке. «Важное место в социальном запасе занимает знание рецептов, т.е. знание, сводящееся к практической компетентности в обыденных делах». Технология не идентична науке, но, только став прикладной, наука достигает своей цели сделать объект собственных исследований в полной мере понятным.
Усиливаются процессы разделения труда в социальной работе, связанные с формированием в организационной структуре данной научной дисциплины относительно независимых уровней: прикладных исследований и области практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных технических средств и имеющихся технологий. Для практического использования научная информация опосредуется технологическими разработками, придающими ей «рабочую форму». Тем самым совершается переход от научного описания к нормативной системе, имеющий целевое, практическое значение. По сути дела, речь идет о «расщеплении» методов социальной работы на исследовательские и практические. Такое расщепление - весьма условно, ибо в разных контекстах один и тот же метод может быть и теоретическим, и практическим.
Возрастает интерес к процессуальному, технологическому описанию социальных явлений. Технологический уровень в социальной работе и представляет собой область конструирования различных средств для решения социальных проблем. Изменяется отношение к понятию «субъектность», роли клиентов как в проводимых исследованиях, так и практике социономической деятельности. Клиенты становятся соинформантами. Дискутируется вопрос о недопустимости ситуаций навязывания чужого видения реальности субъекту опыта. Озвучиваются иные социальные миры. Это находит отражение в том, что диагностический подход все чаще подвергается сомнению как базовая модель практики социальной работы. Все активнее осознается тот факт, что игнорирование здравого смысла и повседневного опыта приводит к превращению знания в особую вотчину ученого, когда специалист ставится выше респондента, что само по себе может порождать у людей чувство беспомощности и отчуждения, как и определение социальными науками “своих подопечных как сборища невежд».
Растет осознание того факта, что объект социальной работы - «живые системы», которым, кроме «тела» (организма), внутренне присуща активность, т.е. способность самостоятельно двигаться, выбирать направление и способ движения. «Самостоятельность означает независимость активности от внешних воздействий». Причем активность может быть направлена как на развитие процесса, так и на его торможение, бессмысленные траты ресурсов.
Кроме активности, “объекты” обладают рядом других свойств: рефлексивностью (способностью осознавать свои действия и действия других), способностью самостоятельно ставить цели и способностью к самоорганизации. Последнее свойство является условием соорганизации с другими “объектами” для включения в процессы организации и возможностью организации других “объектов”.
Учет названных особенностей изучаемых процессов способствовал отказу ряда ученых и практиков от использования самого термина «технология» применительно к людям, их группам, ибо он - технического происхождения. Однако анализ самого термина позволяет постулировать правомерность его применения к любой деятельности. Проектируя работу с людьми, помогающие им специалисты социальных служб уже занимаются технологизацией, исключая экспромты и непродуманные действия. Тем не менее, противоречия в осмыслении накопленных технологий и определении их места в социальной практике сохраняются. В этой связи обратимся к классике. М.Вебер постулировал: «Во-первых, наука, прежде всего, разрабатывает, конечно, технику овладения жизнью, - как внешними вещами, так и поступками людей, - путем расчета. Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты, и вырабатывает навыки обращения с ними». Говоря о современной науке в отличие от классической, подчеркнем ее мощную интеграцию с технологией при определяющей и стимулирующей роли первой.
Цель исследования - определить место социальных технологий в структуре социологического знания.
В соответствии с данной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
— раскрыть сущность понятия социальные технологии;
— определить понятие эффективности социальных технологий;
— классифицировать социальные технологии;
— выявить сущностную характеристику социальных технологий признаки, условия функционирования.
Объектом исследования являются социальные технологии
Предмет исследования: Механизм влияния обьективных и субьективных факторов развития социальных технологий
Методологическая база исследования. В процессе подготовки курсовой работы, в соответствии с ее целью и задачами использовались следующие методы: системный подход; ситуационный анализ; сравнительный анализ.
Степень теоретической разработанности темы исследования: В работе были проанализированы взгляды различных исследователей данной темы, таких как: В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Г.Д. Никредин, М. Марков, Н. Стефанов, А.К. Зайцев, Ж.Т. Тощенко, А. Дикарева, М. Мирская, В. Дудченко, В. Макаревич, Л. Ионин, И.М. Данакин, Л.Я. Дятченко.
Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью социальных технологий и отсутствием их единой классификации.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, основная гипотеза; в первой части рассматриваются понятие и сущность социальных технологий; во второй части раскрыты основные типы социальных технологий; в заключении содержатся выводы по цели и задачам курсовой работы.

1. Место социальных технологий в структуре социологического знания

1.1.Сущность понятия «социальные технологии»

Любые социальные преобразования, связанные с повышением качества жизни людей, представляют собой инновационные процессы, которые происходят под воздействием целенаправленных мер по созданию новых общественных структур, институтов и форм социального взаимодействия людей. По мнению известного специалиста в области менеджмента П. Друкера, «социальные нововведения оказываются более значительными, чем внедрение паровых локомотивов или телеграфа». Эффективным же средством реализации этих инноваций являются, прежде всего, социальные технологии.
Особую значимость социальные технологии приобретают в условиях сегодняшней Украины, которая осуществляет сложнейший и не известный до сих пор мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и индивидуальной ответственности каждого человека. Чтобы найти новые формы и способы организации общественной жизнедеятельности во всех ее сферах, нужно выработать и реализовать самые разнообразные социальные технологии, особенно в сфере управления, где отчетливее всего проявляется эффективность социальной технологизации.
Далеко не все граждане нашей страны готовы к новым экономическим отношениям. Поэтому крайне необходимы социальные технологии, направленные на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым социально-экономическим условиям; технологии самоорганизации (саморегуляции и сбалансированного развития) экономических и социальных систем; новые технологии обучения, позволяющие с минимальными затратами времени и сил повысить уровень профессиональной подготовки людей для новых сфер их предстоящей деятельности. Таким образом, проблема социальных технологий приобрела сегодня актуальное общественное звучание.
Основой для динамичного развития социальных технологий являются знания и опыт, накопленные социологической наукой. Ведь до недавнего времени методы социологии развива­лись в основном как способы получения знания, в результате чего исследователи, имея доказательные выводы о сути социальных явлений, не могли дать конкретных рекомендаций о способах воздействия на неблагоприятные тенденции общественного развития, подсказать наиболее эффективные пути разрешения выявленных проблем. Как отмечает российский исследователь А. Пригожий, контраст между достоверностью выводов и зыбкостью рекомендаций начал постепенно преодолеваться благодаря переходу социологии из сферы одних только исследований и разработок в стадию «активной социологии» - выявления проблем и выработки их решения. Иначе говоря, потребовались социальные технологии для осуществления реальных общественных изменений. Активная социология при этом не предлагает готовых решений, а технологизирует их .
Термин «технология» происходит от греческих слов «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - учение, наука. Первоначально его использовали в системе технического знания для обозначения научной дисциплины или совокупности сведений о различных физико-механических, химических и других способах обработки сырья, полуфабрикатов и изделий в сфере общественного производства. В последующем этот термин получил широкое распространение и в других сферах общественной жизни: политике, экономике, социальной и духовной сферах. Это, в свою очередь, и привело к появлению во второй половине XX ст. нового термина - «социальная технология», который ввел в научный оборот известный английский социолог Карл Поппер.
Неоднозначность термина «технология» стала причиной того, что одни исследователи понимают под технологией науку о способах, процессах и методах многоразового получения конечного результата; другие акцентируют внимание на организации и цели деятельности, а третьи считают, что технология - это использование научного знания для определения эффективных путей и способов выполнения какой-либо работы. В современной научной литературе насчитывается свыше сорока определений этого понятия.
В БСЭ понятие «технология» (от греч. tekhne - искусство, мастерство, умение) определяется как «совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки… Описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики».
Довольно большая группа ученых, дала определение социальной технологии, но при этом каждый из них использовал разные подходы к определению сущности данного социального феномена.
Например, Н. Стефанов определяет ее как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности». В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма управления…» и «средство перевода абстрактного языка науки… на конкретный язык… достижения поставленных целей».
Л. Дятченко дает определение социальной технологии «как социально организованной области знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов».
М. Марков характеризует социальные технологии как «способ реализации… конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно…». А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели». В. Иванов представляет сущность социальных технологий как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы , получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Социальная технология - важнейший элемент механизма управления».
По мнению Щукиной Н.П. социальная технология - это вид социологической деятельности и может быть представлена как научно-практическая деятельность по изысканию оптимальных организационных форм и эффективных человеческих рациональных способов ее развития, как особая форма нау........


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовая база:
1. Конституция Российской Федерации. (в ред. от 21.07.2007 N 5-ФКЗ). - М: Юрайт-Издат, 2009.
2. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года // Библиотечка «Российской газеты». 1999. № 22-23.

Литература:
3. Агапов, Е. П. История социальной работы : учеб. пособие / Е. П. Агапов, К. В. Волощукова. - М. : Дашков и К : Академцентр, 2009, 2010. - 255 с.
4. Басов Н.Ф. История социальной работы : практикум / Н. Ф. Басов ; рец. : В. А. Фокин, С. К. Булдаков. - М. : Дашков и К, 2008. - 337 с.
5. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман. - М.: Логос, 2008. - С.108.
6. Бергер, П., Лукман, Т. Основы знания в повседневной жизни // Социальные и гуманитарные науки. - РЖ. - Серия 11. - Социология. 2009. - № 1. - С.148-174
7. Быкова В.Г. Менеджмент в социальной работе: Учебное пособие для студентов заочной формы обучения. - Смоленск: СГУ, 2008. - 61 с.
8. Валеев Г.Х., Шангареев Н.А. Регулятивно-управленческая сущность социальной технологии// Вестник ОГУ. - 2009. - №1. - С 14.
9. Гуслова, М.Н. Теория и методика социальной работы : учебник / М. Н. Гуслова. - М.: Академия, 2007
10. Демидова Т.Е. Социальная работа: теория и практика /Т.Е. Демидова. - М.: Экон-Информ, 2007
11. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами: дис. д-ра соц. Наук:/ Дятченко Леонид Яковлевич.- М.,2008.- 274с.
12. Жуков В.И. Теория социальной работы / В. И. Жуков. - М. : Изд-во РГСУ, 2011
13. Зайнышева, И.Г. Технология социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - / И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
14. Заяц О.В. Технология социальной работы. Ч.2: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. - 89 c.
15. Иванов, В.Н. Социальная инноватика в управлении: муниципал. финанс. - производ. Группы учеб. пособие для вузов / В.Н. Иванов, С.Б. Мельников (и др.); под общ. Ред. В.Н. Иванова, С.Б. Мельникова: Академия наук социальных технологий и местн. самоуправл. - 4 изд., перераб. и доп. - М.: Муниципальный мир, 2006.- 327с.
16. Иванов В.А. Социальные технологии в современном мире - М., 2006.
17. Кузина И.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-вo ДВГТУ, 2007. - 230 с.
18. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы / Л.П. Кузнецова ; Федер. агентство по образованию, Дальневост. гос. техн. ун-т (ДВПИ им. В.В. Куйбышева). - 2-е изд. - Владивосток : Изд-во ДВГТУ, 2007. - 147 с.
19. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб. пособие. - / В.И. Курбатов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Ростов н/Д: Наука - Пресс, 2007.-576 с.
20. Лекции по технологии социальной работы под. ред. Холостовой, часть 1. Соц.- Технология. Институт. 2010.
21. Манько Ю. В., Оганян К. М. Теория и практика социальной работы. -СПб.: Петрополис, 2008. - 274 с.
22. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы : учеб. пособие / Г.Ф. Нестерова, И.В. Астэр. - М. : Академия, 2011. - 208 с.
23. Новак Е.С. Технологии социальной работы / Е.С. Новак, М.А. Кузнецова, Ю.В. Фалалеева ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград : Авторское перо, 2009. - 223 с.
24. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд., испр. и доп. - М: ИНФРА-М, 2009. - 395 с. - (Серия «Высшее образование»).
25. Основы социальной работы: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Е.В.Ханжин, Т.П.Карпова, Н.П.Ерофеева и др.; Под ред. Е. В. Ханжина. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 144с.
26. Основы социальной работы : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / [Н.Ф.Басов, В.М.Басова, О.Н.Бессонова и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 288 с.
27. Павленок П.Д. Методология и теория социальной работы : учеб. пособие / П.Д. Павленок. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 267 с.
28. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы : избранные работы : учебное пособие / П. Д. Павленок. - Москва : Дашков и К, 2012
29. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы : учебник / Н.М. Платонова, Г.Ф. Нестерова. - М. : Академия : Моск. учебники, 2011. - 368 с.
30. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - г. Ростов н/Д: «Феникс», 2009.- 576 с.76-82
31. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения М.: Юрайт, 2011. - 559 с.
32. Студенова Е. Г., Фирсов М. В. Теория социальной работы. Учебное пособие. -М.: Академический Проект: Гаудеамус. 2009. - 511 с.
33. Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения : ценности, теория, практика : учеб. пособие / Л.В. Топчий ; Рос. гос. социал. ун-т. - М. : РГСУ, 2011. - 320 с.
34. Тетерский С.В. Введение в социальную работу : учеб. пособие / С. В. Тетерский. - 5-е изд. - М. : Академический Проект, 2006. - 496 с.
35. Технологии социальной работы / Н.Ю. Григорьева, Е.Ю. Герасимова, М.Ю. Горбунова и др. ; М-во образования Рос. Федерации, Сарат. гос. техн. ун-т. - Саратов : СГТУ, 2007. - 117 с.
36. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Изд.-торг. корпорация "Дашков и Кш" ; П.Д. Павленок. - М. : Дашков и Кш, 2009. - 235 с.
37. Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учебное пособие для вузов : рек. М-вом образования РФ / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. - М. : Академический Проект, 2009
38. Холостова Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова. - 7-е изд. - М. : Дашков и К, 2010. - 800 с.
39. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика[Текст]: учеб. пособие. / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2009 - 427 с.
40. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация[Текст]: учеб. пособие / Е.И. Холостова , Н.Ф. Дементьева - М.: Дашков и К, 2008. -340 с.
41. Чернецкая, А.А. Технология социальной работы [Текст]: учебник.- / А.А. Чернецкая . - Р-н/Д: Феникс, 2006. - 400 с.
42. Щукина, Н.П. Технология социальной работы [Текст]: В 2 ч. / Щукина Н.П. - Самара: Издательство «Самарский университет». Ч. 1. 2009.- 174 с.; Ч. 2. 2007. - 222 с.
43. Чуркина Н.А. Теория и практика социальной работы: Методические указания. - Новосибирск: НГАСУ, 2009. - 26 с.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.