На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе общения с живой природой

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2007. Страниц: 52. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение. 2
ГЛАВА 1. 6
Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста. 6
1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов. 6
1.1.1 Природные объекты - источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста. 13
1.2 Способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой. 17
ГЛАВА 2 35
Формирование наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой. 35
2.1 Диагностика уровня развития наблюдательности у детей пятого года жизни. 35
2.2 Методические рекомендации по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой. 58
Выводы 63
Библиография 65
Приложения

Введение.
Задачей воспитания всесторонне-гармонически развитой личности была и остается одной из главных задач дошкольного образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Развитие наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания.
Большое значение развитию наблюдательности придавали известные педагоги прошлого: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова и др. /15, 37, 1/.
В советское время о развитии наблюдательности говорили: Н.К. Крупская, Э.И. Залкинд, П.Г. Саморукова, В.А. Сухомлинский и др. /32, 5/.
Психологи В.Г. Ананьев, Л.В. Занков и другие вскрыли особенности развития наблюдательности в различных аспектах. Так В.Г. Ананьев рассматривал наблюдательность как совокупность личных качеств и способностей человека./5/.
В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается «как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений. Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности. /28/.
Изучение развития наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.
Всякое познание начинается с живого созерцания, то есть с непосредственных ощущений и восприятий. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности дошкольника. Оно создает основу и является силой умственного развития ребенка.
Интерес к природе со стороны взрослых играет огромную роль в воспитании ребенка. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, дает начало умозаключениям. Мы в своей работе по развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста, изучаем такой аспект - как природа. Природные объекты с самого раннего детства окружают ребенка. О значении природы в воспитании ребенка много писали классики педагогики. Особую роль отводил ей К.Д. Ушинский: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, - писал он - самое тщательное воспитание без этого агента будет отзываться сухостью, односторонностью». /37/.
Проблема состоит в том, что воспитателю необходимо не только знания, но очень важно не потерять живой интерес ребенка к окружающему миру. Развиваясь и совершенствуясь под влиянием воспитательно-образовательной работы - восприятие детьми природы становится все более целенаправленным актом, превращается в сознательное наблюдение, и дети приобретают все более правильные и точные знания о природе. Поэтому необходимо внимательное руководство со стороны взрослого, чтобы дать должное направление детской любознательности и одновременно в ней воспитывать наблюдательность, развивать мышление и внимание, расширять кругозор ребенка.
Несмотря на значительную проработанность данного вопроса в теории дошкольной педагогики, практические работники испытывают затруднения в реализации этого направления педагогической деятельности.
Это и определило тему нашего исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить наиболее эффективные способы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс развития наблюдательности у детей пятого года жизни.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - методы и приемы развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с природой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами поставлены:
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования
2. Выявить и охарактеризовать методы приемы по развитию наблюдательности у детей пятого года жизни.
3. Дать методические рекомендации и развитию наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Разработка методики развития наблюдательности у детей пятого года жизни в процессе общения с живой природой для ДОУ работающих по программе «2100».
МЕТОДЫ:
- анализ научно-методической литературы;
- анкетирование педагогов;
- диагностические процедуры.
Структура работы состоит из:
- введения
- главы 1
- главы 2
- выводов
- библиографии
- приложений.
ГЛАВА 1.
Психолого-педагогические основы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

1.1 Проблема развития наблюдательности у детей в трудах отечественных и зарубежных педагогов.

Развития наблюдательности считается в дошкольной педагогике и психологии одной из главных задач умственного воспитания. «Чтобы образовать обширный и сильный ум должно много наблюдать и думать» - говорил К.Д. Ушинский. /10, стр. 15/
В педагогическом словаре наблюдательность рассматривается «как способность наиболее полно подмечать свойства и особенности предметов и явлений. Уровень наблюдательности определяется глубиной анализа непосредственно воспринимаемых объектов, дифференцированностью различения в них частей и признаков, правильностью оценки связей и отношений в наблюдаемой действительности. /28, стр. 100/
Большая советская энциклопедия дает определение, что «наблюдательность - это способность подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. /2/.
А психологи А.В, Петровский и М.Г. Ярошевский отмечали, что наблюдательность - это одна из черт характера, сущность которой состоит в определенном, устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности, преимущественной направленностью внимания на некоторую ее область. /16/.
Изучение наблюдательности у детей необходимо, так как это поможет раскрыть особенности не только ее возникновения, но и постепенного становления более сложных и развитых форм активной и мыслительной деятельности детей.
Ребенок получает знания через природу и в природе формируется материал для осознания, определения сходства и различия, дает начало понятиям и умозаключениям.
Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка.
Так вопрос развития наблюдательности у детей нашел свое отражение в дидактике великого чешского педагога Я.А. Коменского. В том, что Я.А. Коменский подводит под научные названия /физика, химия, география, астрономия и др./ элементарные знания об окружающей природе даваемые детям в «материнской школе», заложен глубокий смысл серьезного отношения к первоначальному обучению ребенка. /15, стр. 303/
Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребенка, его естественную склонность к наблюдению отмечал известный педагог, психолог, философ прошлого Д. Локк. «Способность замечать малейшее различие между вещами свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, которые помогают разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию», - писал он. /19, стр. 264/. Восприняв все лучшее от предшественников, Ж.Ж. Руссо выдвинул новое прогрессивное требование - учить детей овладевать не самими знаниями, а способом их приобретения. Окружающую природу читал лучшим средством, материалом, на котором успешно развивается пытливость и наблюдательность ребенка. /4, стр. 7/.
Значительный вклад в решение данной проблемы внес И.Г. Песталоцци, который создал своеобразную «азбуку наблюдений». Он писал: «… созерцание /чувственное восприятие/ человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения, так как оно /созерцание/ является существенной основой человеческого познания. Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией от этого чувственного восприятия, …. Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и чтобы точные знания предшествовали суждению… Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы … проходят перед ним в возможно большем количестве, пускай они приходят снова и снова уходят, не навязываясь ему…. /29, стр. 139, 159, 163/.
Проблема наблюдательности у детей занимает видное место в трудах педагога дореволюционной школы К.Д. Ушинского.
По мнению ученого, предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего» /37, стр. 225/.
Вслед за Я.А. Коменским, он обосновал необходимость формирования знаний не на словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком. К.Д. Ушинский в своих трудах выделял что «при беседах с ребенком нужно иметь в виду две цели. Первая цель, формальная, состоит в развитии умственных способностей ребенка, его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка. Вторая цель, реальная, для достижения этой цели, прежде всего, необходим разумный выбор предметов для наблюдений…» /38, стр. 73/.
Первый в России капитальный труд по дошкольной педагогике «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» был подготовлен и напечатан Е.И. Водовозовой в 1871 году.
Умственное воспитание, по ее мнению, включает развитие наблюдательности, любознательности, расширение кругозора ребенка через ознакомление с окружающим миром. Большое значение для методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста имеет разработанная Е.И. Водовозовой программа наблюдений явлений природы. Для нас имеют интерес некоторые положения этой программы. Ребенок сначала замечает в предмете самое яркое, бросающееся в глаза. Затем взрослый указывает на другие качества, менее заметные, и ребенок, внимательнее всматриваясь в предмет, самостоятельно открывает в нем определенные признаки. Взрослый должен не сразу указывать на многие признаки, а побуждать дошкольника постепенно открывать их. При таком подходе у ребенка появляется интерес к природе, формируется наблюдательность и любознательность. /1, стр. 28/.
М.А. Манасеина писала, что «… при воспитании детей от года до восьми лет следует всегда помнить, что им, прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты» /20, стр. 409/.
Значительный вклад в изучение проблемы умственного воспитания детей внесла Н.К. Крупская. В докладах и выступлениях, в статьях она неоднократно подчеркивала: надо постоянно расширять круг знаний дошкольников в области познания природы и общества, ибо эти знания служат хорошей основой для организации мышления детей. /1, стр. 27/.
В своей статье «Сельский детский сад» Н.К. Крупская писала, что нужно «… развивать наблюдательность, умение смотреть и проверять свои наблюдения наблюдениями других, точно их фиксировать, научить ребят искать причины явлений. /17, стр. 88/.
В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. Он писал: «… деятельность, которая в наибольшей мере способствует развитию способностей, включает наблюдение, исследование, открытие самых разнообразных черт, особенностей, вещей, явлений - такие наблюдения и исследования, в ходе которых ребенок является активно заинтересованным лицом: он познает мир для обогащения своей деятельности. Активные наблюдения порождают любознательность и наблюдательность». /32, стр. 85/.
Существенный вклад в решение проблемы развития наблюдательности у детей внесли работы советских педагогов А.П. Усовой, Н.П. Сокулиной и психологов А.А. Венгер, А.В. Запорожца и др. Они считали, что наблюдательность, как способность личности, имеет ярко выраженную сенсорную основу, основанное внимание следует обращать не на формальные упражнения органов чувств, а на формирование восприятия в процессе осмысленной содержательной деятельности.
Наблюдательность не может быть развита посредством упражнений в чистом созерцании. Представления дошкольников всегда результат активной познавательной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Именно в деятельности формируются обобщенные знания и умения, обеспечивающие ребенку широкую ориентацию в воспринимаемом мире.
Данная проблема нашла свое отражение в исследованиях Э.И. Залкинд, С.А. Веретенниковой, П.Г. Саморуковой, В.А. Логиновой и других авторов. Их исследования позволяют выявить основные линии развития наблюдения и наблюдательности у детей.
Наблюдение зарождается у младших дошкольников в контексте продуктивной деятельности, постепенно становясь познавательной деятельностью. По мере развития наблюдения происходит совершенствование основных компонентов этого вида познавательной деятельности: умение принять и поставить познавательную задачу, правильно отобрать и планомерно использовать способы ее решения, адекватно выразить результат. Другой линией развития наблюдательности и наблюдения является изменение соотношения включенных в него сенсорных и интеллектуальных процессов. Основываясь на работах В.Г. Ананьева, мы рассматриваем наблюдательность как совокупность личных качеств и способностей человека, которые с одной стороны предполагают умение видеть предметы и явления во всем богатстве их характерных признаков, с другой стороны выделять существенные признаки и связи, правильно распознавать типичные черты в явлениях, быстро ориентироваться в ситуации. /5, стр. 3-4/.
Развитие наблюдательности является важной проблемой современной дошкольной педагогики и психологии, тем более, что детям среднего возраста еще недоступно успешное восприятие общественных систем, знаний излагаемых в словесной форме. Это важное качество не дается человеку от рождения, оно приобретается и совершенствуется в практической деятельности, в течение всей его жизни.
Таким образом, в своей работе мы, прежде всего, уделяли внимание организации наблюдений за объектами живой природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с двигательной воспроизводящей деятельностью. Все это способствует развитию наблюдательности у детей дошкольного возраста.
1.1.1 Природные объекты - источник развития наблюдательности у детей дошкольного возраста.

Дети с раннего возраста проявляют пытливость и любознательность, это помогает им ориентироваться в окружающем мире. Особенно большой интерес у них вызывает природа. Природа в ее неисчерпаемом многообразии, вечном движении дает богатую пищу для развития наблюдательности ребенка. Приобретенные в детстве умения видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Отсутствие этих знаний, нередко приводит к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Очень часто это служит причиной недоброжелательности детей по отношению к растениям и животным.
Родная природа представляет собой широкий простор для обогащения знаний и опыта детей. Сознание детей обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся в процессе различной деятельности в природе (игровой, трудовой, учебной), и развивается благодаря непосредственному общению с ней.
Крупнейшие представители классической педагогики прошлого уделяли большое внимание влиянию окружающей природы на развитие личности ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал, что предметы природы «начинают занимать детский ум прежде всего» /37, стр. 225/.
«Предметы и явления природы» - говорил К.Д. Ушинский, «дают материал нашему сознанию для чувства сходства и различия» … «дают начало нашим понятиям, суждениям и умозаключениям». «Логика природы есть самая доступная для детей логика, наглядная и неопровержимая». /39, стр. 164/.
Бесспорно, природа окажет положительной влияние на развитие ребенка, только тогда, когда он научится ее наблюдать. Как показывает практика работы в дошкольных учреждениях, ребенок не умеет еще самостоятельно и целе........


Библиография
Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1988. - №4. С. 27-31.
Большая Светская энциклопедия. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1974.
Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы: Пособие для родителей. - /Мн.: «Полымя», 1985, - 112 с.: ил.
Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. Мн., «Нар. асвета», 1972. - 128 с.
Ветрова Н.И. Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. Рига, 1974.
Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для восп. дет. сада. - М.: Просвещение, 1978. - 103 с.: ил.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.: ил.
Горькова Л.Г., Корчегина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников /средняя, старшая, подготовительная группы/. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с. - /Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем/.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128 с.
Залкинд Э.И. Природа в детском саду. Учпедгиз, 1974. - 236 с.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1982. - 96 с.: ил.
Как знакомить дошкольников с природой /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1982. 208 с.: ил.
Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1983.
Кокуева Л.В. Воспитание экологической культуры у ребенка-дошкольника. Серия «Я и моя Родина». /Методическое пособие. Ярославль 2000. - 200 с.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1955.
Краткий психологический словарь /сост. Л.А. Карпенко; под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985.
Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей, - Изд. 2-е доп. - М.: Просвещение, 1973. - 288 с.: ил.
Крупская Н.К. Дети наше будущее. - М.: Просвещение, 1975.
Локк Д. Педагогические сочинения. М.: 1939.
Манасеина М.А. О воспитании ума /до 8 лет/. Антология педагогической мысли России второй половины 19 - начала 20 веков /сост. П.А. Лебедев. - М.: 1990.
Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 1989. 144 с.: ил.
методика ознакомления с природой в детском саду /Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1992.
Никитина Э. Природа как средство воспитания. //Дошкольное воспитание, 1983. - №7. с. 29.
Николаева С.Н. Наблюдаем - познаем // Дошкольное воспитание, 1991. - №1. с. 4.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников.: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 1999.
Николавева С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984.
Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1987.
педагогический словарь / Изд. Академии пед. наук. - М.: 1960.
Песталоцци И.Г. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия. - М.:1974.
Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под. ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - 2-е изд. дораб. -М.: Просвещение, 1988. - 192 с.: ил.
Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. Комплект по эколог. образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. - 56 с.: ил.
Сухомлинский В.А. Как воспитатель настоящего человека:/этика коммунистического воспитания/. Педагогическое наследие/ сост. О.В. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5 - 7 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. - 2001.
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие и воображение. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. - 2002. - 240 с.: ил.
Усова А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А.В. Запорожца. - 2-е издание, исправленное. - М.: Просвещение, 1981.
Ушинский К.Д. Избранные произведения: Т. 2. - Учпедгиз, 1939.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Т. 2. - 1948-1952.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: 1968.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: 1986.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Р.-на-Д., Феникс, 2003.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.