Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Психодиагностика как психологическая дисциплина и ее связь с другими областями психологической науки.История развития психодиагностики за рубежом.История развития отечественной психодиагностики

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Психология. Добавлен: 16.11.2013. Страниц: 88. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Психодиагностика как психологическая дисциплина и ее связь с другими областями психологической науки. 4
2. История развития психодиагностики за рубежом. 5
3. История развития отечественной психодиагностики. 6
4. Психометрика. Основные понятия психометрики. 7
5. Надежность теста. Способы достижения надежности. 8
6. Достоверность теста. Способы достижения достоверности. 9
7. Валидность теста. Способы достижения валидности. 10
8. Стандартизация, норма, репрезентативность теста. 11
9. Этические принципы проведения психодиагностического обследования. Степени ответственности психодиагноста в различных ситуациях. 12
10. Классификация психодиагностических методов. 13
11. История возникновения тестов измерения интеллекта. Понятие коэффициента интеллектуальности. 14
12. Методы измерения интеллекта. 15
13. Невербальные методики исследования интеллектуального развития. Характеристика, особенности применения. 16
14. Вербальные методики исследования интеллектуального развития. Характеристика, особенности применения. 17
15. Методика Векслера. История создания, характеристика, особенности применения. 18
16. Методы исследования индивидуально-личностных свойств и психических состояний. Характеристика методов, требования, предъявляемые к (опросникам и анкетам). 19
17. Психодиагностика самооценки личности. Методы исследования самооценки. 21
18. Психодиагностика уровня тревожности личности. 22
19. Диагностика конституциональных особенностей личности. Методы, используемые в диагностике свойств темперамента. 23
20. Методика Русалова. Характеристика методики, особенности применения. 24
21. Психологическая диагностика защитных механизмов личности. 25
22. Типологический подход в диагностике индивидуально-личностных качеств и методы, используемые в этом направлении. 26
23. Факторный подход к описанию индивидуально-личностных свойств и методы, используемые в этом направлении. 27
24. Психологическая диагностика акцентуаций характера. 28
25. История создания метода многофакторного исследования личности (вариант СМИЛ). Характеристика базовых шкал. 29
26. Психодиагностика как психологическая дисциплина и ее связь с другими областями психологической науки. 30
27. История развития психодиагностики за рубежом. 32
28. История развития отечественной психодиагностики. 34
29. Психометрика. Основные понятия психометрики. 36
30. Надежность теста. Способы достижения надежности. 38
31. Достоверность теста. Способы достижения достоверности. 40
32. Валидность теста. Способы достижения валидности. 42
33. Стандартизация, норма, репрезентативность теста. 44
34. Этические принципы проведения психодиагностического обследования. Степени ответственности психодиагноста в различных ситуациях. 45
35. Классификация психодиагностических методов. 47
36. История возникновения тестов измерения интеллекта. Понятие коэффициента интеллектуальности. 49
37. Методы измерения интеллекта. 51
38. Невербальные методики исследования интеллектуального развития. Характеристика, особенности применения. 53
39. Вербальные методики исследования интеллектуального развития. Характеристика, особенности применения. 55
40. Методика Векслера. История создания, характеристика, особенности применения. 56
41. Методы исследования индивидуально-личностных свойств и психических состояний. Характеристика методов, требования, предъявляемые к (опросникам и анкетам). 58
42. Психодиагностика самооценки личности. Методы исследования самооценки. 60
43. Психодиагностика уровня тревожности личности. 61
44. Диагностика конституциональных особенностей личности. Методы, используемые в диагностике свойств темперамента. 62
45. Методика Русалова. Характеристика методики, особенности применения. 63
46. Психологическая диагностика защитных механизмов личности. 64
47. Типологический подход в диагностике индивидуально-личностных качеств и методы, используемые в этом направлении. 65
48. Факторный подход к описанию индивидуально-личностных свойств и методы, используемые в этом направлении. 66
49. Психологическая диагностика акцентуаций характера. 67
50. История создания метода многофакторного исследования личности (вариант СМИЛ). Характеристика базовых шкал. 68
51. 16-факторный метод исследования личности Р.Кеттела. Характеристика, особенности применения. 69
52. Проективные методы в психодиагностике. Основные положения и принципы интерпретации полученных результатов при использовании проективных методов. 70
53. Классификация проективных методов. 71
54. Особенности проведения интерпретации проективных методов (на выбор): ТАТ, Сонди, Розенцвейга, тест Руки. 72
55. Графические (рисуночные) проективные методы в психодиагностике. Сфера применения и особенности психологической интерпретации рисуночных методов. 73
56. Принципы и особенности интерпретации графических проективных методов (на выбор): «Рисунок семьи», «Дерево», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». 75
57. Методы социально-психологической диагностики личности. Сфера применения и принципы обработки полученных результатов. 76
58. Метод социометрических измерений Я.Морено. Характеристика, особенности составления социометрического опросника и обработка полученных данных. 77
59. Методы исследования социально-психологического климата в коллективе. Особенности применения методов. 78
60. Характеристика и принципы интерпретации следующих методов диагностики межличностных взаимоотношений (на выбор): Т.Лири, «Q-сортировка», теста описания поведения (К.Томаса). 79
61. Семейная диагностика: цели и задачи. Методы, используемые в психодиагностике исследования семейных взаимоотношений. 81
62. Методы исследования семейных установок. 83
63. Психобиографические методы исследования семьи. Методика «Генограмма», «Линия жизни». 84
64. Методы психологической диагностики, применяемые в области профконсультации и профотбора. 85
65. Методы психологической диагностики, используемые при аттестации персонала в организации. 86
66. Принципы построения комплексного психологического портрета личности. 87
67. Постановка психодиагностических задач и принципы комплектования психодиагностических батарей. 88

1. Психодиагностика как психологическая дисциплина и ее связь с другими областями психологической науки
Бурлачук: П. – область психологии, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Ананьев: цель психодиагностики – определение психофизиологических функций, процессов, состояний и свойств личности, установление структурных особенностей каждого из них и их констелляций, образующих сложные синдромы поведения, распознание состояний человека при действии различных стимуляторов, стрессоров, фрустаторов и сложных ситуаций, определение потенциала человеческого развития (работоспособности, одаренности, специальных способностей и т.д.
Предметом психодиагностики является: 1)конструирование и апробация ме-тодик, 2) разработка требований, которым они должны удовлетворять, 3) выра-ботка правил поведения обследования, 4) выработка способов обработки и интерпретации результатов, 5) обсуждение возможностей тех или иных методик
Отрасли психодиагностики: 1) Образовательная – оценка успешности усвоения детьми учебного материала, оптимизацию обучения и воспитания. 2) Кли-ническая – изучение индивидуально-психологических особенностей больного, консультативную и психотерапевтическую помощь. 3) Профессиональная – профориентация и профотбор учащихся, расстановку кадров. 4) Судебная пси-холого-психиатрическая.
Психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией – наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах; с психометрикой, направленной на количественное определение психических явлений. Психодиагностика тесно связана с науками о человеке: с общественными науками, биологическими науками, психологией, педагогикой, анатомией, физиологией. Если физиологов интересует закономерности и механизм работы мозга как на уровне его целостной организации, так и на уровне нейронов и молекул, то психодиагностика изучает результат этой работы, проявляющийся в виде определенных образов, идей, представлений, определенного объема памяти, внимания, мышления и других психических процессов. Связь психодиагностики с педагогикой состоит в формулировке рекомендаций по организации обучения и самоуправления поведением детей.
2. История развития психодиагностики за рубежом
Сеген изучал обучение отсталых детей с помощью особых методик, разра-ботал ряд методов обследования, в т.ч. «доски Сегена» (1831).
Фрэнсис Гальтон: в 1884-1885 г. провел серию испытаний физиологических и психологических показателей. Исследование результатов 9337 человек легло в основу дифференциальной психологии.
Джеймс Кеттелл ввел термин «интеллектуальный тест» (1890), предложил 50 тестов для измерения чувствительности, времени реакции, времени, затрачивае-мого на называние цветов, количество звуков.
Эмиль Крепелин (1856-1926) разработал серию тестов для оценки памяти и внимания по показателям выполнения арифметических действий.
Герман Эббингауз: тесты на выполнение арифметических действий, непосредственного запоминания.
Альфред Бине (1857-1911) создал серию тестов для определения интеллекту-ального уровня. Шкала Бине-Симона – 1905 г.; шкала Стэнфорд-Бине – 1916.
В США в период I мировой войны появились групповые (коллективные) тесты – для массового тестирования. Они упрощали процедуру тестирования.
20-е гг. ХХ в. – тестовый бум, создано множество разнообразных тестов.
Юнг: открыл феномен, лежащий в основе проективных методик, показал, что бессознательные переживания личности доступны диагностике (1904-1906). На основе ассоциативного метода были разработаны методики «Чернильные Пятна» Роршаха (1921) и «Незаконченные предложения» Пейна (1928), «Тематический апперцептивный тест» (ТАТ) Моргана и Мюррея (1936). К началу 40-х гг. XX в. диагностика с помощью проективных методик стала очень популярной
В середине 30-х гг. ХХ в. оформляется социометрический метод Дж. Морено.
В 40-50-е годы в мировой психодиагностике сформировались основные диагностические подходы и была завершена разработка большинства наиболее известных методик. К новым научным направлениям можно отнести техники семантического шкалирования (Чарльз Осгуд, 1952; Джордж Келли, 1956), сочетающие методы стандартизированного опроса и проективных техник.
3. История развития отечественной психодиагностики
1910 г. – Бернштейн, Россолимо, Балталон и Богданов организовали Об-щество экспериментальной психологии; создали первые тесты на русском языке. Рыбаков выпустил «Атлас для экспериментально-психологического исследования личности» (1910). Бехтерев вел работы по созданию методов психодиагностики.
В 20-30-е гг. массовое применение тестов в народном образовании, проф-отборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. 1923 – разра-ботана шкала исследования моторики детей Озерецкого. 1936 – труд Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства». В педологии применялись тесты интеллекта, в психотехнике – тесты способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым, без проверки качества инструментария. Решения о переводе учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. В промышленности на основе тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям, без учета личных склонностей и интересов.
В 1936 г. – постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в сис-теме Наркомпроссов» положило запрет на применение тестов и анкет. Были пре-кращены все психодиагностические исследования, закрыты все педологические учреждения и почти все лаборатории по психотехнике и психофизиологии труда.
В 50-60-е гг. тестирование применялось неофициально и так не называлось.
С конца 60-х гг. начинается второй период развития отечественной психодиаг-ностики (1969 статья Леонтьева, Лурия и Смирнова «О диагностических методах психологического исследования школьников»). Психодиагностика развивается в пато- и нейропсихологии, в авиационной и космической медицине, спорте – тесты для отбора и оценки кандидатов. С середины 70-х и в 80-е гг. издается целый ряд работ по психодиагностике. Адаптируются западные и создаются отечественные тесты. В 1982г. вышел учебник Анастази «Психологическое тестирование», в 1987 – учебник «Общая психодиагностика». Основная проблема психодиагности-ки в последние десятилетия – использование методик, не соответствующих пси-хометрическим требованиям, устаревших, взятых из недостоверных источников.
4. Психометрика. Основные понятия психометрики
Различают общую психометрику и дифференциальную психометрику.
Общая психометрика имеет дело с задачами измерения психологических ха-рактеристик стимула, в частности, моделирует общепсихологические функцио-нальные зависимости между свойствами стимулов и свойствами субъективных реакций. В психофизике речь идет об установлении соответствий между физиче-скими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощуще-ний (сенсорная психофизика), в социально-психологических измерениях устанав-ливается соответствие между рядами социальных объектов» (напр., разные виды рекламируемых товаров) и определенными психическими реакциями (напр., на континууме от «очень нравится» до «очень не нравится» и т.п.).
В дифференциальной психометрике числовые значения (ранги, категориаль-ные шкальные значения) приписываются не стимулам, а индивидам. Дифферен-циальная психометрика имеет дело с индивидуальными различиями между людь-ми в качественном и количественном составе психических свойств: способностей, мотивов, поведенческих черт, установок, оценок и самооценок, некоторые когни-тивные функции (память, внимание). По отношению к психодиагностике и диф-ференциальной психологии психометрика выступает в качестве технолого-методической дисциплины: обосновывает требования, которым должны удовле-творять измерительные психодиагностические методы, обосновывает процедуры их разработки и применения. Психометрика разрабатывает математические моде-ли для методов психологического измерения. Она определяет формальные требо-вания для экспериментальной проверки психометрических свойств (валидности, надежности и др.) разнообразных методов психологических, в том числе психо-диагностических, измерений. Знание психометрики дает психологу необходимую критичность в понимании ограниченности методик, в понимании тех допущений, которые сделаны при разработке оценочной шкалы, теста, опросника, системы заданий и т.п. Специфика психодиагностической процедуры – в том, что человек активен в процессе заполнения теста и может применять такую тактику, которую при разработке методики не предусмотрели.
5. Надежность теста. Способы достижения надежности
Надежность – одно из трех главных психометрических свойств любой измери-тельной психодиагностической методики (теста). Общий разброс (дисперсию) ре-зультатов тестового обследования можно представить как результат влияния двух групп причин: изменчивости, присущей самому измеряемому свойству, и факторов нестабильности измерительной процедуры. Надежность – это характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов:
а) разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому;
б) динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования;
в) информационно-социальные обстоятельства. Разнообразие и изменчивость этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы, в принципе, получать в идеальных условиях). Величина этого отклонения определяется как «стандартная ошибка измерения» (Se). Ошибка измерения (Se) и надежность измерения (R), согласно общепринятой психометрической теории, связаны следующей формулой: R = 1 – Se2 / Sx2, (1) где Sx – дисперсия тестовых показателей Х.
Метод измерения «ретестовой надежности»: На одной и той же выборке испы-туемых проводят первое тестирование Х, а затем повторное тестирование Y. Интервал – две недели. Затем для двух рядов значений Х и Y подсчитывается линейный коэффициент корреляции, или ранговый коэффициент корреляции. Для сути теории надежности методов важна возможность определить ошибку измерения, после того как подсчитана корреляция «тест-ретест» по формуле.
Важнейшим средством повышения надежности психодиагностических методик является стандартизация процедуры обследования. При строгой регламентации процедуры обследования существенно уменьшается дисперсия ошибки и повышается надежность теста.
6. Достоверность теста. Способы достижения достоверности
Особой разновидностью валидности является достоверность. Речь идет о соз-нательных или бессознательных искажениях, которые вносит в тестовые резуль-таты сам испытуемый, руководясь в ходе теста особой мотивацией, отличающий-ся от той, которая присуща ему в реальном поведении. Способность теста защи-щать информацию от мотивационных искажений и есть достоверность теста. Особо остро проблема достоверности стоит в опросниках, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.
Достоверность метода характеризуется его неподверженностью систематиче-ским ошибкам при измерениях, то есть состоятельностью при переменных усло-виях. Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения, которую смог психолог установить с данным испытуемым. Здесь разли-чают две диагностические ситуации консультативную (ситуацию клиента) и атте-стационную (ситуацию экспертизы).
Типичный прием обеспечения достоверности теста – это наличие в опросниках шкал лжи (эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности) и шкал «коррекции» (например, в ММРI: получение определен-ного балла по этим шкалам вызывает внесение поправок к баллу по другим шка-лам, скореллированным со шкалой коррекции).
На практике достоверность при вынесении суждений достигается сравнением результатов двух (или более) аналогичных тестирований, проведенных в разные дни. Многие квалифицированные эксперты отмечают, что результаты теста ха-рактеризуют человека в определенное время в определенном месте. Не следует сбрасывать со счетов и волнение испытуемых в процессе тестирования. Профес-сиональные специалисты, проводящие тестирование, как правило, наблюдают за состоянием тестируемых и в случае необходимости стараются их успокоить.
Другой путь повышения достоверности тестирования – сравнение результатов нескольких альтернативных методов (например, тестов и анкетирования). Чем более сходны результаты, полученные с помощью нескольких адекватных задачам исследования методов, тем они более достоверны.
7. Валидность теста. Способы достижения валидности
Валидность теста – это критерий степени достоверности измерения психического свойства (качества, явления), которое хотят измерить с помощью данного теста. По сути, валидность теста – это показатель степени его эффективности и пригодности для измерения нужной нам характеристики. Валидность лучших тестов не превышает 80%. Следует учитывать, что валид-ность меняется в зависимости от контингента людей, которые подвергаются тестированию, а также характера их будущей деятельности. В результате один и тот же тест может быть высоковалидным для одной ситуации, и совершенно невалидным для другой.
Основные виды валидности тестов: 1) Конструктивная валидность – это критерий качества теста, используемый при измерении какого-либо сложного психического феномена, имеющего иерархическую структуру, измерить который из-за этого одним актом тестирования невозможно. 2) Валидность по критерию – это критерий качества теста, с помощью которого можно судить об интересующем аспекте психики конкретной личности в настоящем и будущем. Для его определения сопоставляются результаты тестирования с уровнем развития измеряемого признака, качества личности на практике. Оценка при этом дается по шкале порядковой, интервальной или отношений. 3) Валидность по содержанию – критерий качества теста, используемый при выяснении соответствия его области измеряемых психических явлений. Показывае.........


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.