На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Психология. Добавлен: 16.11.2013. Страниц: 63. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса к продуктивной деятельности детей дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
1.3. Использование игровых приемов для формирования интереса к продуктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 30
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Экспериментальная работа 44
2.1. Изучение уровня сформированности интереса к продуктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 44
2.2. Формирование интереса к продуктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития 51
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 55
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Список литературы 63


Введение

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.
Своевременная организация коррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка. На сегодняшний день в научных исследованиях убедительно показано и подтверждено практикой, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков в развитии ребенка имеются в период раннего и дошкольного детства.
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка. У детей этой группы наблюдается значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных ее сторон.
Б.И. Белый, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Л.И. Переелени, С.К. Сиволапов, Т.А. Фотекова, П.Б. Шошин и другие ученые отмечают, что у дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность. При решении задач на нахождение тождественных изображений они не учитывают малозаметные детали рисунков, испытывают трудности в восприятии усложненных вариантов предметных изображений. Несформированность координированной работы отдельных систем внутри зрительного анализатора приводит к недостаточной системности восприятия.
Несмотря на то, что у дошкольников с ЗПР наблюдается ряд положительных сторон в развитии (умение воспользоваться помощью, сохранность многих личностных и интеллектуальных качеств), доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Дошкольники с ЗПР не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. Однако, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать: нарушения проявляются уже на этапе ориентировки в задании. Отсутствие умения планировать приводит к лишним и хаотичным действиям. По ходу выполнения работы дети часто обращаются с уточняющими вопросами к педагогу, но не придерживаются обозначенных взрослым правил, они не замечают и не исправляют допущенных ошибок. Самоконтроль у них почти не развит, наблюдается некритическое отношение к результату своего труда.
Все перечисленные нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании продуктивной деятельности. Вместе с тем, деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Формируя и обогащая все виды детской деятельности, в том числе и продуктивную, а, также учитывая их специфику и коррекционную направленность, педагоги способствуют ослаблению или ликвидации многих из описанных нарушений психических процессов.
Таким образом, проблема формирования интереса к продуктивной деятельности является актуальной в процессе воспитания детей с ЗПР. При этом следует отметить, что в настоящее время недостаточно определены эффективные приемы. По нашему времени, приемом, который будет способствовать формированию интереса у детей с ЗПР, является игровой прием. В теории и методике дошкольного образования недостаточно разработаны игровые приемы формирования интереса к продуктивной деятельности у детей с задержкой психического развития. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игровых приемов в формировании интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – игровые приемы как средство формирования интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования: процесс формирования интереса к продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР будет эффективным, если использовать различные игровые приемы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования интереса к продуктивной детей дошкольного возраста.
2. Рассмотреть игровые приемы формирования интереса к продуктивной у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
3. Экспериментально проверить эффективность игровых приемов формирования интереса к продуктивной у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, классификация), эмпирические (наблюдение, беседа, эксперимент), методы математической обработки результатов.
База исследования: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №393 г. Челябинска.


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования интереса к продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса считается Я.А. Коменский. Он впервые представил интерес как эмоционально окрашенное внимание, способствующее стремлению к знаниям, и предложил рассматривать обучение на основе интереса в качестве дидактического принципа демократической педагогики с целью облегчения процесса преподавания: «Необходимо сочетать серьезное и занимательное, интерес и усердие, положительное и эмоциональное отношение обучающихся к знаниям и понимания полезности и необходимости их».
В современной психологии интерес понимается как сложное и значимое для личности образование (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев). Понимание интереса как сложного психического образования в работах психологов представлено в зависимости от того, какой из составляющих компонентов выделяется как основополагающий. В этой связи можно выделить три направления в понимании интереса.
Первое из них можно охарактеризовать как интеллектуальное. Согласно этому направлению, всякий интерес связан с познанием окружающей действительности, т.е. с интеллектуальной деятельностью человека. Интерес вызывает у индивида то, что подлежит познанию, отсюда следует, что психологическую основу интереса составляет интеллектуальная сторона психики. На это указывают А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн.
Второе направление – эмоциональное. Интерес у человека вызывает то, что особо привлекает к себе ........


Список литературы

1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников: Практикум по психодиагностике / Э.А. Баранова. – М.: Речь, 2005. – 128 с.
2. Бертынь, Г.П. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Г.П. Бертынь, З.М. Дунаева, К.С. Лебединска; под ред. К.С. Лебединской. – М.: Педагогика, 1982. – 127с.
3. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя / В.Б. Бондаревский. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
5. Булатова, О.В. Познавательный интерес в структуре общей способности к учению в младшем школьном возрасте / О.В. Булатова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №11. – С. 83-85.
6. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей // Художественное творчество и ребенок: монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Педагогика, 1972. – С.7-21.
7. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, Н.С. Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 175 с.
8. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г.Г. Григорьева. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 272с.
9. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебное пособие: Хрестоматия / О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 168 с.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
11. Злоказова, М.В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития / М.В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. – 2004. – №4. – С. 49-52.
12. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
13. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова. – М.: Сфера, 2005. – 155 с.
14. Ковалев, В.В. Расстройства сознания и самосознания у детей и подростков / В.В. Ковалев. – М.:ЦОЛИУВ, 1985. – 19 с.
15. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2001. – 416 с.
16. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
17. Коробейников, И.А. Диагностика нарушений психического развития у детей в контексте проблем интеграции междисциплинарного знания / И.А. Коробейников // Дефектология. – 2004. – №1. – С. 54-60.
18. Куликова, Т. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т. Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М., 1989. – С. 160-175.
19. Лебедева, А.В. Роль познавательного интереса младших школьников в учебном процессе / А. В. Лебедева // Начальная школа. – 2010. – №3. – С. 100-103.
20. Лебедева, Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Лебедева. – М.: Классикс Стиль, 2004. – 72 с.
21. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – №3. – С. 15-27.
22. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические труды / А.Н.Леонтьев. – М., 1983. – С.303-323.
23. Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415 с.
24. Максимова, В.Н. Организация учебного процесса в целях формирования познавательных интересов учащихся / В.Н. Люблинская // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / под ред. Г.И. Щукиной. – Л., 1975. – с.23-33.
25. Марковская, И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И.Ф. Марковская // Дефектология. – 2006. – №3. – С. 28-34.
26. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Знание, 1979. – 48 с.
27. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
28. Немов, Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – 688 с.
29. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития / В.Б. Никишина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
30. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
31. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / под ред. В.Ф. Мачихиной, Н.А. Цыпиной. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
32. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1986. – 464 с.
33. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова, С.П. Дуванова, Н.Б. Трофимова, Т.Ф. Пушкина. – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
34. Певзнер, М.С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / М.С. Певзнер // Дефектология. – 2003. – №6. – С.3-12.
35. Переслени, Л.И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики / Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова // Вопросы психологии. – 1989. - №1. – С. 55-62.
36. Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 1981. – 174 с.
37. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / под ред. У.В. Ульенковой. – СПб.: Питер, 2007. – 304 с.
38. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. – 440 с.
39. Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.,1990. – 494 с.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
41. Селевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами / Г.К. Селевко. – М.: НИИ шк. технологий, 2005. – 144 с.
42. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Академия, 2001. – 312 с.
43. Специальная психология / под ред. В.И.Лубовского. – М.: Академия, 2006. – 464 с.
44. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / З. Тржесоглава. – М.: Медицина, 1986. – 194 с.
45. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Тригер. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
46. Трифонова, Л.В. О проблеме определения уровней сформированности познавательного интереса школьников / Л.В. Трифонова // Психолого-педагогические исследования в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 6 т. – М.-Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – Ч. 1. – С. 163-166.
47. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. – Н.Новгород, 1994. – 230 с.
48. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2001. – 336 с.
49. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста / Е.А. Флерина. – М.: Учпедгиз, 1956. – 160с.
50. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.
51. Шевченко, С.В. Обучение детей с задержкой психического развития / С.В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №1. – С.3-9.
52. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.
53. Эльконин, Д.Б. Развитие игры в дошкольном возрасте // Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – С.169-270.



Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.